Ранние патестарные формы (вождества)




Патестарность – организация власти в дополитическом обществе. Рассматривал патестарную организацию Л.Е. Куббель.

Родовая организация не успевала отвечать на конфликты, появлялись органы управления, появляется слой управленцев.

Вождество – круг людей под локальным управлением, протогосударственное образование. Основано на социальном ранжирование, преобладают кровно-родственные отношения.

Вождество - иерархически организованный строй людей, в котором отсутствует разделенный управленческий аппарат выступающий признаком развитого гос-ва.

Chiftancy – предводительство. Являет собой синтез до и пост-коллониального политического порядка.

1. Военный теократические и тропико-лесные

2. Компактные дисперсные и прибрежные

3. Групповые без выраженного неравенства и индивидуализирующее

4. С контролем над внутренней экономикой внешней торговлей и военной средой.

Вождества

3-ий уровень сложности вождеств: Верховные, максимальные и супер сложные.

Подходы к пониманию термина вождества:

1. Вождество – один из уровней социокультурной интеграции, который характеризуется наличием многолокальной организации.

2. Вождество – наличие иерархической системы принятия решений и институты контроля, но отсутствует узаконенная власть имеющая монополию на применение силы.

3. В вождестве существует четкая социальная стратификация, ограниченный доступ к ключевым ресурсам. Имеются тенденции к отделению эндогамной элиты от простых масс

4. Важную роль в экономике играет редистрибуция (перераспределение прибавочного продукта по вертикали)

5. Главенство племени (chifdom) как этнокультурная целостность характеризуется общей идеологической системой.

6. Правитель вожчества обладает ограниченными полномочиями, а главенство в целом является структурой

7. Верховная власть в обществе имеет теократический сакрализованный характер (это мнение разделяется не всеми)

Линидж – наиболее распространенная в сложных не государственных обществах форма устройства родственных объединений имеющих либо отцовскую либо материнскую филяцию основанную на генеалогическом принципе.

В вождестве появились первые признаки имущественного неравенства и управленческий аппарата включающего вождя, бигменов (зажиточных людей), простых людей (нанятых людей).

Вождества – это переход от простого общества к сложному.

 

Возникновение государства.

К возникновению гос-ва привело:

1) Разделение труда

2) Появление частной собственности

3) Раскол общества на антагонистические классы

Гос-во появляется в ходе развития экономики. (Энгельс)

Есть теории возникновения гос-ва: завоевательная, демографическая и т.д. Но единого мнения о возникновении гос-ва нет.

Основные причины появления гос-ва

1) Совершенствование аппарата управления связанного с его усложнением (развитие производства, роста населения)

2) Необходимость организации крупных общественных работ (Др. Египет)

3) Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых (восстание Спартака)

4) Необходимость поддержания в обществе порядка обеспечивающего стабильность общества

5) Необходимость ведения воин

 

Пути происхождения гос-ва:

1. Война приводила к появлению военно-организационной функции: распределение военных трофеев, использование пленников в хозяйстве, расширение земель и подданных, при закреплении положения власть становилась наследственной, а позднее сакральной

2. Аристократичексий – в котором формируется управленческий механизм в котором власть передается по наследству, перерождение традиционной аристократии в правящий класс для концентрации механизмов управления обществом и распределение продукта, сакрализация верховной власти. (Древний Рим)

3. Плутократический – накопление материальных богатств небольшой группы людей которое требует особого перераспределения.

 

28.03.13

 

Тема: Социализация как социально-антропологический процесс.

 

Чем выше то или иное существо находится на лестнице биологической эволюции, тем большей свободой относительно природы он существует, тем менее он запрограммирован инстинктами. Человеку была дана свобода.

На первых этапах, в изначальных точках биологической эволюции homo sapiens природное программирование играло большую роль, но чем больше он развивался, тем меньшую роль играла запрограммированность.

Свобода требует наличия навыков быть свободным.

В социальной антропологии есть понятие социализации. В широком виде понимают как двусторонний процесс, с одной стороны - процесс овладения индивидами социальными ролями, нормами, механизмами, способом существования, а с другой стороны процесс воздействия соответствующей социальной среды на индивида с целью выработки соответствующих социальных качеств культивированных в данной среде.

Чаще всего социализацию понимают как процесс выработки у индивида соответствующих качеств.

Соц. антропология выделяет два взаимосвязанных процесса социализации:

1) филогенетическая социализация

2) онтогенез

Филогенез - процесс всемирно исторического развития эволюции человека как homo sociales, т.е. социализации всего человечества в целом. Это общий родовой процесс. Он фиксируется в языке. Сложный, длительный процесс.

Онтогенез – сжатая форма филогенеза, сжатая форма эволюции всего животного мира. С одной стороны филогенез это процесс насчитывающий свыше 50000 лет. Онтогенез это процесс овладения индивидом или новым поколением теми формами соц. жизни что уже сложились.

С т.з. анатомии человеческий эмбрион проходит все стадии эволюции животного мира.

Окультурация – введение в культуру. Формирование и закрепление социальной эволюции тех способов, форм, механизмов, социального бытия, которые оказываются полезными. Социальная мутация – это отклонение, которое ведет либо к устойчивости в определенных социальных условиях и становится определенной нормой бытия, либо ведет к гибели.

Седиментация – процесс накопления, наслоения полезных форм бытия, которые изначально возникают случайно.

Сам процесс эволюции это не просто наслоение определенных форм и норм.

Происходят глобальные процессы, которые являются важнейшей частью общечеловеческого филогенеза.

Филогенетическая социализация не просто усложнение чел-ка как социального существа но и взаимообмен и взаимодействие различных народов и этносов, это наиболее интересный процесс – кто и кого берет черты. Во время филогенеза возникает опасность утраты или недооценки социально этнических факторов.

Антиглобалисткое движение – сетевое соц. движение которое отвергает сам процесс глобализации.

 

 

25.04.13.

Тема: Природное и социальное в человеке

 

Имеет две стороны:

1) природное и социальное в организации жизни каких-то социумов. Соц. антропология, по сути, это наука о социальной организации жизни людей.

2) Природное и социальное в человеке как в индивиде.

Одна из социально-антропологической особенностей России - мы очень богаты природными ресурсами. У нас экстенсивное ведение хозяйства, то есть введение все новых и новых природных и трудовых ресурсов в хозяйственную деятельность. В Европе нельзя вести такое хозяйство, поэтому они совершенствовали экономику и ведение хозяйство. Мы расширяемся в горизонтали, а европейцы идут вверх по технологии. То, на какой территории живет народ, влияет на хозяйственную деятельность народа, организацию быта, организацию производства.

Гоббс считал, что нужно изучать природу человека. Природа человека толковалась как нечто биологическое – чтобы хорошо устроить жизнь надо знать биологию человека. Социальная антропология изучает человека как биосоциальное существо. Человек двойственен – есть, что то природное и нечто социальное с другой стороны. Более прародительской наукой к социологии в некотором смысле является социология. Природа человека чисто биологически меняется, но очень медленно.

Маркс говорил, что история - это изменение человеческой природы – доминирующую роль до homo socialis играли биологические факторы, заданные генетикой этого существа. Сущность человека – это совокупность человеческих отношений.

Соотношение биологического и социального в человеке изменчиво на изначальных стадиях доминирование биологических свойств, а потом вступили социальные факторы, имеющие биологические предпосылки. Например, институт брака, табу кровнородственных половых связей и т.д. Постепенно в итоге антропогенеза социальное развивалось. Происходило биологическое обеднение (погасание инстинктов).

Некоторое биологическое срабатывает в социальном. На социальное поведение накладывает отпечаток природные биологические факторы. Было проведено фирмой Крупс, исследование влияют ли биологические особенности на политическое поведение. К расовым признакам относят: цвет кожи, форма волос, разрез глаз и т.д. обнаружилось, что сами по себе эти признаки не имеют никакого социального влияния. Феномен негритюда(темнокожий) не биологический, а социальный.

Есть биологические факторы которые влияют на социальные:

· половые различия (гендер – это роль того или иного пола, а не сам пол). Как правило, представители южных народов подчеркивают значимость мужских социальных ролей, у северных наблюдается склонность к равенству или взаимозаменяемости гендеров. Одна из особенностей южных народов – перекладывать тягости жизни на женщин. Положение гендерных ролей исторически подвижно.

· возрастные факторы. Возраст существенно влияет на социальное поведение. Так исторически сложилось, что существует уважение младших к старшим.

За последние десятилетия происходит ряд изменений:

1) ускорение психофизиологического созревания молодых людей, оно проявляется в том, что подростки психофизиологически созревают на 4-5 лет раньше чем это было 50 лет назад. На это повлиял ряд факторов:

а) во-первых изменения в структуре питания

б) во-вторых сложная система деятельности средств массовой информации и интернет

в) необходимость рано зарабатывать на жизнь и т.д.

г) Происходит разрушение интимных отношений, которые были ранее, снижение возраста вступления в брак.

д)Увеличивается средний возраст человека, но не развивается костная система и мускулатура.

е) изменились этические аспекты развития – отстает от физического и интеллектуального развития. Следует заметить, что происходит дебилизация части населения.

ж) особые структуры мозга не расового типа – выделяют правополушарных и левополушарных. Люди левополушарного типа имеют особый характер и свойства, склонны к науке, имеют логический склад ума, на более длительную дистанцию могут рассчитывать действия. Люди правополушарные – артистичны, склонны к фантазиям, склонны создавать различные образы (видят цветные сны), артистичны, фантазеры.

С т.з. антропологии человек формировался на протяжении миллионов лет. Как homo sapiens он возник не позже 50000 лет назад. Этому предшествовали другие стадии развития. Ничто в человеке как высшем существе не исчезло. В нем есть все, что прошла живая материя за многомиллионную эволюцию. В генетической структуре это сохранилось, но по-разному. Какие-то комплексы конкретно реализуются в поведении людей, эти генотипические комплексы называются фенотипы. В генах больше свойств, чем реализуется в фенотипах. В человеческом мозге есть 3 структуры, которые по-разному функционируют:

1. R-комплекc. Рептильный тип. Этот мозг не обладает способностью к управлению, склонен к агрессивности. Раздражительность неконтролируемая.

2. L-комплекс. Лимбический тип. Характерны для высших животных. Обладает любое млекопитающее.

3. Ноокортекс – новообразование, 100 тыс лет назад возникло.

Все эти три комплекса работают очень энергично. Различные части мозга отвечают за разные аспекты поведения. Левая часть отвечает за речь-поражение левой части мозга ведет к параличу, отказу речи. Очень большой комплекс заложен в левых частях мозга. Лобные доли несут ответственность за этические нормы, их нарушение ведет к психическим заболеваниям.

В современных условиях резко портиться экологическая обстановка, что приводит к появлению свойств у человека которые раньше не наблюдались.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: