Практическое занятие № 2
Определение зернового состава и модуля крупности песка.
В соответствии с выданным вариантом рассчитать модуль крупности песка и построить кривую рассеивания. На основании проведенного расчета дать рекомендации об использовании песка.
Цель работы: – освоение методики расчета модуля крупности мелкого заполнителя и построения графика рассева.
Варианты исходных данных для выполнения ПЗ
Таблица 1.1
№ варианта. | Масса частных остатков на ситах | |||||
m 2.5 | m 1.25 | m 0.63 | m 0.315 | m 0.16 | прошло через сито 0,16 | |
24о | ||||||
Песок – рыхлая смесь зерен крупностью 0,16-5 мм, образованная вследствие разрушения массивных горных пород (природные пески). Кроме природных применяют искусственные пески, получаемые дроблением горных пород.
|
Для оценки качества песка, предназначенного для приготовления бетонов и растворов, определяют его истинную, насыпную плотности, пустотность, влажность, содержание илистых и глинистых примесей, зерновой состав и модуль крупности.
Зерновой состав песка играет важную роль в формировании плотной структуры бетонов и растворов.
Цементное тесто расходуется на заполнение пустот между зернами заполнителя и на обмазку зерен. Это необходимо для получения необходимой удобоукладываемости бетонных и растворных смесей. Заполнитель должен состоять из зерен разного размера (разных фракций), чтобы зерна меньшего размера компактно располагались между крупными. Наиболее компактная укладка зерен крупного и мелкого заполнителя обеспечивает минимальный расход цементного теста, а, следовательно, и экономию вяжущих.
Зерновой состав песка определяется просеиванием высушенной пробы (1 кг) через стандартный набор сит
В соответствии с ГОСТ 8735-88 из высушенной до постоянной массы пробы песка, прошедшего через сито с отверстиями диаметром 5 мм, отбирают навеску массой не менее 1000 г. Подготовленную пробу просеивают через стандартный набор сит с размерами отверстий 5 и 2,5 мм и с сетками № 1,25; 0,63; 0,315 и 0,16 мм.
По результатам просеивания вычисляют:
частный остаток на каждом сите (ai) в процентах по формуле
ai = ∙ 100,
где mі – масса остатка на на данном сите, г; m – масса просеиваемой навески, г;
|
полный остаток на каждом сите (Аі ) в процентах по формуле
Аі = а2,5 +а1,25 + … +аі;
где а2,5, а1,25, аі – частные остатки на соответствующих ситах;
модуль крупности песка (Мк)
Мк = ;
где А2,5, А1,25, А0,63, А0315, А016 – полные остатки на ситах.
Классификация песков по зерновому составу
Таблица 1.2.
Группа песка | Модулькрупности | Полный остаток на сите 0,63 В % по массе |
Крупный | Свыше 2,5 | Свыше 45 |
Средний | 2,0-2,5 | 30-45 |
Мелкий | 1,5-2,0 | 10-30 |
Очень мелкий | 1,0-1,5 | До 10 |
Результат определения зернового состава песка оформляют в соответствии с табл. 1.3.
Таблица 1.3
Наименование остатка | Остатки, % по массе, на ситах | Проход через сито с сеткой 0,16, % по массе | ||||
2,5 | 1,25 | 0,63 | 0,315 | 0,16 | ||
Частный | а2,5 | а1,25 | а 0,63 | а 0,315 | а 0,16 | а 0,16 |
Полный | А2,5 | А1,25 | А 0,63 | А 0,315 | А 0,16 | – |
Пример выполнения ПЗ
В соответствии с выданным вариантом остатки на ситах после просеивания навески песка составили m 2.5 = 150 г, m 1.25 = 190 г, m 0.63 = 260 г, m 0.315 = 190 г, m 0.16 180 г, через сито 0,16 прошло 30 г.
Определим частные остатки на ситах:
a 2,5 = ∙ 100 = 15 %
a 1,25 = ∙ 100 = 19 %
a 0,63 = ∙ 100 = 26 %
a 0315 = ∙ 100 = 19 %
a 0,16 = ∙ 100 = 18 %
aп 0,16 = ∙ 100 = 3 % (прошло через сито)
Определим полные остатки на ситах
А2,5 = 15 %
А1,25 = 15+19 = 34%
А0,63 = 15+19+26 = 53 %
А0,315 = 15+19+26+19 = 72 %
А0,16 = 15+19+26+19+18 = 97 %
А п 0,16 = 3% (прошло через сито)
Модуль крупности песка
Мк = = 2,71
Результаты расчетов заносим в таблицу 1.3.
Наименование остатка | Остатки, % по массе, на ситах | Проход через сито с сеткой 0,16, % по массе | ||||
2,5 | 1,25 | 0,63 | 0,315 | 0,16 | ||
Частный | ||||||
Полный |
|
По значению модуля крупности (2,71) и полному остатку на сите 0,63 (53%) испытуемый песок относится к крупным пескам.
Нанесенная на график ломаная линия, характеризующая зерновой состав испытуемого песка расположена в заштрихованной области графика, что свидетельствует о пригодности песка для приготовления бетона.
Практическое занятие № 3