Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде




 

 

Музей Тиссена-Борнемисы (Museo Thyssen-Bornemisza) в Мадриде находится в пределах так называемого Triangulo del Arte — «Золотого треугольника искусства», маленького района, в котором расположено несколько больших музеев, в том числе знаменитыемузей Прадо и Музей королевы Софии.

Коллекция занимает дворец герцогов Вильяэрмоса (исп. Palacio Villahermosa) недалеко от Прадо. Отдельные произведения экспонируются также в Национальном музее искусства Каталонии в Барселоне.

 

Герцог Вильяэрмоса (исп. Duque de Villahermosa) — испанский аристократический титул. Он был создан арагонским королём Хуаном IIв 1476 году для своего незаконнорождённого сына Альфонсо (1417—1485). Помимо замка Вильяэрмоса, Альфонсо получил от отца во владение Аслор и древнее каталонское графство Рибагорса.

Для своего проживания наследники Альфонсо — герцоги Вильяэрмоса — выстроили в испанской столице дворец Вильяэрмоса. Ныне это здание на углу Пасео дель Прадо и Калле де Сан-Херонимо отдано под художественный музей.

 

Художественный фонд начал формироваться Августом Тиссеном (1846—1926), немецким промышленником, владельцем сталелитейной компании.

Кроме большой коллекции живописи им добавлены в собрание 7 скульптур из мрамора мастера Огюста Родена. Ныне, 4 из них принадлежат вдове барона Ганса Тиссен-Борнемиса Кармен Сервера, которая хранит их в атриуме музея.

После смерти Августа, его дело продолжил сын барон Генрих Тиссен-Борнемиса, который всего за 10 лет (1928-1938) добавил в коллекцию многие из лучших старинных картин художников: Дюрера, Гольбейна, Ян ван Эйка, Фра Анджелино, Карпаччо, Караваджо, Тьеполо, и других.

В это время многие европейские магнаты (Барберини, Спенсер), наряду с американскими магнатами (Джек Морган), вынуждены были продать свои картины, а Тиссен приобрел их по сравнительно низким ценам.

Коллекция росла стремительно и, уже в 1930 году, отправилась на выставку «Neue Pinokothek» в Мюнхене. Собрание из более чем 400 полотен поразило ценителей искусства.

В 1932 году барон Генрих приобрел особняк XVII века на берегу озера Лугано, в Швейцарии. Там он построил в саду павильон, где выставил свою коллекцию. Этот небольшой частный музей открылся в 1937 году.

После смерти барона, в 1947 году, к которому ему удалось собрать около 525 полотен, трое из четырех сыновей решили раскрыть коллекцию, вопреки запрету в завещании.

Второй барон Ганс Генрих Тиссен-Борнемиса (1921-2002) продолжил коллекционировать произведения искусства. Он выкупил некоторые картины у братьев, забравших часть собрания, остальные же разошлись по разным иностранным музеям.

Барон пополнял семейную коллекцию не только работами старинных европейских мастеров, но и представителей импрессионизма и современной живописи.

Интенсивное коллекционирование привело к тому, что всего за 1 год собрание полотен пополнилось на 100 экземпляров. Помимо живописи, барон добавил в коллекцию и скульптуры, старинные серебряные предметы, мебель, ковры, и другое.

В 1986 году Ганс Генрих Тиссен-Борнемиса объявил о том, что находится в поиске нового места для размещения художественных сокровищ коллекции, считавшейся крупнейшей частной коллекцией в мире.

Экспозиция музея

Коллекция живописи в аналоге Третьяковки — музее Тиссена-Борнемисы до сих пор пополняется за счет частного собрания семьи. Сейчас этим занимается баронесса Тиссен.

Всего в картинной галерее 1000 произведений, размещенных на 3-х этажах в порядке убывания:

· от итальянской готики XIII века — на 3-ем этаже;

· до абстрактного искусства 1980-х годов — на 1-ом этаже.

В представленной живописи можно наблюдать эволюцию направлений в искусстве и сменяющих друг друга эпох: от импрессионизма до поп-арта, что не свойственно другим европейским музеям.

Собрание художественных произведений гармонично дополняют живописный фонд музея Прадо и Королевы Софии, особенно в таких направлениях, как:

· средневековая итальянская живопись;

· немецкий ренессанс;

· голландское барокко;

· международные течения в романтизме.

Как многие другие музеи в этой зоне, экспозиция Тиссена-Борнемисы предлагает посетителям большую коллекцию живописи, в которой много произведений самых знаменитых художников, охватывающую период в 8 столетий.

Назван музей в честь создателей-коллекционеров — отца и сына Тиссенов, обладателей венгерского титула барона Борнемисы. В 1992 г. сын перевез коллекцию из Швейцарии в Испанию и поместил в этот музей, специально для нее построенный, а затем ее купило испанское правительство. На тот момент это была одна из крупнейших частных коллекций мира.

Коллекция состоит из четырех частей.

Самая большая часть объединяет картины кисти старых мастеров. Тут есть очень старые полотна — 13 и 14 веков работы итальянских мастеров, есть ранняя голландская и фламандская живопись, работы Лукаса Кранаха-старшего, Мемлинга и Гольбейна.

Вторая часть экспозиции объединяет произведения эпох Ренессанса, барокко и рококо. Тут есть картины Тициана (в том числе и одна из его знаменитых «Мадонн»), Веронезе и Тинторетто, Рубенса, «Автопортрет» Рембрандта, картины Гейнсборо и многие другие.

Третья часть коллекции — импрессионизм и постимпрессионизм. Экспозиция совершенно великолепная: здесь можно найти 5 полотен Клода Моне, 2 работы Сезанна, картины Ренуара, одну из «Балерин» Дега, 5 работ Ван Гога и картины Тулуз-Лотрека.

Более поздние течения искусства представлены картинами Пикассо (8 полотен), Кандинского, Сальвадора Дали (здесь знаменитая картина «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения») и Марка Шагала.

Четвертый раздел посвящен малоизвестному в России творчеству американских художников конца 19 — начала 20 века, в том числе американским импрессионистам. Коллекция очень внушительная, есть работы Джексона Поллока и Роя Лихтенштейна.

В музее проходит много временных выставок соответствующего уровня. Бывают коллекции и классической живописи, но чаще это выставки современного искусства.

Великолепная большая коллекция, одна из лучших в Испании, много замечательных картин, всем нам знакомых по репродукциям. Ходить можно очень-очень долго, неинтересных полотен тут просто нет. Отдельно радуют изобилие ранней живописи (ее за давностью лет в экспозициях обычно бывает очень мало) и большая коллекция полотен импрессионистов.

Территориально расположен рядом с центром и главными столичными достопримечательностями, на расстоянии:

· 350 метров до музея Прадо;

· 600 метров до парка Ретиро;

· 1 километра до музея Королевы Софии.

 

 

Завершает тройку основных музеев Мадрида - Центр Искусств Королевы Софии (Centro de Arte Reina Sofia). Музей Современного Искусства был открыт Королевой Софией в 1986 году, и разместился в здании бывшей больницы Сан Карлос, оснащенным теперь с наружной стороны фасада лифтами. Аналогами музея считают французский центр Жоржа Помпиду и лондонскую галерею Тейт.

 

 

Национальный музей Центр искусств королевы Софии (исп. Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía), сокращённо Рейна-София (исп. Reina Sofía) — художественный музей с пинакотекой и библиотекой в 40 000 томов, составляющий вместе с Прадо и Музеем Тиссена-Борнемисы «Золотой треугольник искусств » Мадрида. Мадридцы с иронией называют его «Софиду » по аналогии с Центром Помпиду в Париже. Входит в первую двадцатку самых посещаемых художественных музеев мира[4].

С 1986 года Музей королевы Софии функционировал как выставочный центр современного искусства, специализировавшийся на скульптуре.

Официально Национальный музей Центр искусств королевы Софии был открыт 10 сентября 1992 года королевской четой —Хуаном Карлосом и Софией. Это здание старинного госпиталя сегодня знаменито тем, что в нём собрана великолепная коллекция современной живописи.

Здание

 

Альберто Санчес. Путь испанского народа, ведущий к звезде, копия работы 1937 год

Королевским декретом от 27 мая 1988 года, присвоившим Центру искусств королевы Софии статус Национального музея, установлено, что его коллекция должна состоять преимущественно из произведений искусства XX в. Национальный музей должен отдавать предпочтение творчеству испанских и связанных с Испанией художников.

В настоящее время музей выполняет три основные функции: музей с постоянной коллекцией, зал временных выставок и исследовательский отдел.

Выставочные залы музея занимают площадь 12 505 м², что сравнимо лишь с парижским центром Помпиду. В техническом отношении здание оснащено центральным компьютером, следящим за температурой, влажностью, и регулирующим освещённость залов, а в случае необходимости приводящим в действие систему безопасности.

Оригинально решён вопрос установки лифтов: в трёх стеклянных башнях с наружной стороны фасада.

Второй, четвёртый и пятый этажи предназначены для временных выставок, тогда как на третьем размещён Музей современного искусства Испании.

Коллекция[править | править код]

Наряду с другими художниками на двух этажах музея размещены известнейшие творения представителей испанского авангарда Жоана Миро, Хуана Гриса, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, а также известных современных художников, среди которых Антони Тапиес, Эдуардо Чильида и другие.

Музей даёт представление о развитии искусства XX в. до наших дней. В нём представлены работы таких художников, как Хосе Гальегос-и-Арноса, Сулоага, Нонель, Солана, Англада Камараса, Итуррино; авангардистов 20 — 30-х гг. Хулио Гонсáлеса, Марии Бланшар, Пабло Гаргальо, Альберто Сáнчесa, Макса Эрнста. Парижская школа представлена работами Бореса, Кассио, Бенхамина Паленсии, Виньеса иВаскеса Диаса. Сюрреалисты — работами Дали, Миро, Тогореса, Танги, Магритта; абстрактные информалисты — произведениями Чирино,Каногара, Торнера, Риберы, Момпо, Сауры, Виолы, Мильяреса, Лусио Муньеса, Собеля, Герреро, Руэды, Пабло Серраны, Барнетта Ньюмена.

«Герника»[править | править код]

Основная статья: Герника (картина)

Пабло Пикассо «Герника»

Самым известным экспонатом Центра искусств королевы Софии является картина «Герника» Пабло Пикассо. Здесь также демонстрируются эскизы и этюды, позволяющие проследить историю создания шедевра.

Картина была написана в 1937 году для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже. После выставки полотно выставлялось в ряде стран (в основном в США). Сам Пикассо заявлял, что хотел бы видеть её в музее Прадо, но лишь после восстановления в Испании республики. Картина была помещена в Прадо в 1981 году, а в 1992 году перевезена с другими произведениями искусства XX века в Центр королевы Софии.

 

 

Здание[править | править код]

Альберто Санчес. Путь испанского народа, ведущий к звезде, копия работы 1937 год

Королевским декретом от 27 мая 1988 года, присвоившим Центру искусств королевы Софии статус Национального музея, установлено, что его коллекция должна состоять преимущественно из произведений искусства XX в. Национальный музей должен отдавать предпочтение творчеству испанских и связанных с Испанией художников.

В настоящее время музей выполняет три основные функции: музей с постоянной коллекцией, зал временных выставок и исследовательский отдел.

Выставочные залы музея занимают площадь 12 505 м², что сравнимо лишь с парижским центром Помпиду. В техническом отношении здание оснащено центральным компьютером, следящим за температурой, влажностью, и регулирующим освещённость залов, а в случае необходимости приводящим в действие систему безопасности.

Оригинально решён вопрос установки лифтов: в трёх стеклянных башнях с наружной стороны фасада.

Второй, четвёртый и пятый этажи предназначены для временных выставок, тогда как на третьем размещён Музей современного искусства Испании.

Коллекция[править | править код]

Наряду с другими художниками на двух этажах музея размещены известнейшие творения представителей испанского авангарда Жоана Миро, Хуана Гриса, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, а также известных современных художников, среди которых Антони Тапиес, Эдуардо Чильида и другие.

Музей даёт представление о развитии искусства XX в. до наших дней. В нём представлены работы таких художников, как Хосе Гальегос-и-Арноса, Сулоага, Нонель, Солана, Англада Камараса, Итуррино; авангардистов 20 — 30-х гг. Хулио Гонсáлеса, Марии Бланшар, Пабло Гаргальо, Альберто Сáнчесa, Макса Эрнста. Парижская школа представлена работами Бореса, Кассио, Бенхамина Паленсии, Виньеса иВаскеса Диаса. Сюрреалисты — работами Дали, Миро, Тогореса, Танги, Магритта; абстрактные информалисты — произведениями Чирино,Каногара, Торнера, Риберы, Момпо, Сауры, Виолы, Мильяреса, Лусио Муньеса, Собеля, Герреро, Руэды, Пабло Серраны, Барнетта Ньюмена.

«Герника»[править | править код]

Основная статья: Герника (картина)

Пабло Пикассо «Герника»

Самым известным экспонатом Центра искусств королевы Софии является картина «Герника» Пабло Пикассо. Здесь также демонстрируются эскизы и этюды, позволяющие проследить историю создания шедевра.

Картина была написана в 1937 году для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже. После выставки полотно выставлялось в ряде стран (в основном в США). Сам Пикассо заявлял, что хотел бы видеть её в музее Прадо, но лишь после восстановления в Испании республики. Картина была помещена в Прадо в 1981 году, а в 1992 году перевезена с другими произведениями искусства XX века в Центр королевы Софии.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: