Хуан де Вильянуэва. Прадо. 1785—1830 гг. Мадрид.




29

 

Музей Прадо, фасад здания Вильянуэва (Villanueva)

 

 

В коллекции музея хранятся одни из наиболее полных собраний Босха, Веласкеса, Гойи, Мурильо, Сурбарана и Эль Греко.

Произведения в залах итальянской живописи датируются периодом от раннего Возрождения (Фра Анджелико, Мантенья, Боттичелли) до XVIII в (Тьеполо). На 1-м этаже главным центром выставки являются картины Рафаэля. Картины Караваджо и Джентилески расположены на первом этаже. Творения художников венецианской школы — Тициана, Тинторетто, Веронезе и Бассано — образуют один из самых насыщенных живописных ансамблей Прадо.

Многие картины итальянских мастеров были приобретены королями Карлом V, Филиппом II и в особенности Филиппом IV. Особенно приобретались картины художников из Венеции.

Фламандское Искусство[

Произведения фламандских художников оказались в коллекции музея не случайно — более полутора веков провинции современных Бельгии, Нидерландов иЛюксембурга принадлежали испанской короне. По этой причине многие фламандские художники работали в Испании. Картины фламандских примитивистов — Вейдена,Баутса, Мемлинга, Босха и других художников XVI века выставлены на нулевом этаже. Одним из главных шедевров фламандской школы в музее является картина Босха «Воз сена». На первом этаже можно увидеть великолепное собрание фламандской живописи XVII — творения Рубенса, Ван Дейка, Брейгеля и других авторов.

Испанское Искусство[править | править код]

Наиболее широко представлена в музее испанская живопись. Следуя хронологическому критерию, Прадо предлагает вниманию посетителей произведения различных эпох: от романской настенной живописи XII века до творчества Гойи первой трети XIX века. В музее представлены средневековые фрески, готика, искусство Ренессансаи реалистические картины XIX века. На нулевом этаже представлена живопись Средних веков и Возрождения. На первом этаже размещена экспозиция картин Эль Греко, Веласкеса, Риберы, Мурильо, Сурбарана и других художников Золотого века. Ансамбль испанской живописи в Прадо венчают творения Гойи, которые можно увидеть на 0, 1 и 2 этажах.

 

Немецкая школа [править | править код]

Небольшая, но выдающаяся коллекция немецкой живописи включает в себя произведения, созданные в период с XVI по XVIII вв. Один из залов на 0 этаже посвящён шедеврам Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха. На 2 этаже представлены картины Антона Рафаэля Менгса в неоклассическом стиле.

Английская школа [править | править код]

В настоящее время в музее хранится замечательная коллекция портретов XVIII века — эпохи культурного расцвета Англии — и XIX века. На 1 этаже расположена коллекция картин Гейнсборо, Рейнольдса и Лоуренса.

Французская школа [править | править код]

Тесные отношения между Испанией и Францией в XVII веке, а также приобретения произведений искусства испанскими королями Филиппом IV и Филиппом V, легли в основу коллекции французской живописи в Прадо. На 1 этаже размещены картины Пуссена и Лоррена.

Рисунки и эстампы [править | править код]

Музей насчитывает около 4000 рисунков, в числе которых выделяется самая крупная коллекция рисунков и эстампов Гойи, включающая 500 произведения художника. Рисунки и гравюры из фондов Прадо периодически демонстрируются на выставках музея.

Скульптура [править | править код]

Более 220 классических скульптур, привезённых из Италии в XVI—XIX вв., показывают развитие этого жанра архаического периода до эллинистической и римской эпох. Коллекцию дополняют творения скульпторов Леона, созданные по заказу Карла V и Филиппа II в XVI веке.

Декоративное искусство [править | править код]

В залах музея выставлены столы и консоли XVI—XVIII вв., кассоне, письменные столы, керамика из Урбино и небольшие скульптуры. Самая большая коллекция — «Сокровище дофина» — включает драгоценные предметы, унаследованные Филиппом V от отца — Великого дофина. Сокровища можно увидеть в залах подвального этажа музея.

 

В музее проводятся тематические выставки. Например, в 2003 г. проводилась выставка произведений Тициана из музеев мира, а в 2006 г., к 25-летию возвращения «Герники» Пикассо на родину проводилась выставка произведений художника в помещении музеев Прадо и королевы Софии.

 

Хронология[править | править код]

· 1775 — по поручению Карла III Испанского архитектор Хуан де Вильянуэва начинает составлять эскизный план для здания Музея естественной истории.

· 1809 — Жозефом Бонапартом издаётся королевский указ об учреждении Музея живописи.

· 1810 — Жозеф Бонапарт своим указом учреждает галерею живописи во дворце Паласио Буэнависта (первоначально владельцем галереи была герцогиня Альба, позже — премьер-министр при дворе короля Карла IV, господин Годой).

· 1811 — дворец Прадо практически завершён, но умирает Хуан де Вильянуэва. В ходе Испано-французского конфликта французские войска, оккупировавшие Мадрид, используют здание под конюшни, металлическая крыша разбирается и пускается на хознужды армии (впоследствии крыша была заменена на черепичную).

· 1814 — Фердинанд VII по инициативе королевы Марии Изабеллы де Браганза Исидоро Монтенегро принимает решение открыть в пустующем Прадо картинную галерею.

· 1818 — основан Королевский музей.

· 1819 — Фердинанд VII официально проводит церемонию открытия Королевского музея. До 1829 г. в Музей поступает существенная часть королевской коллекции.

· 1829 — в фонд Музея от герцога Сан Фердинандо передана первая картина — это «Распятие Христа» Д.Веласкеса.

· 1835 — опубликован известный указ Мендизабала об отмене ограничительных условий по наследованию церковного имущества и большое количество полотен из различных монастырей и церквей передано в монастырь Ла Тринидад. Позже эта галерея искусств превратится в Музей де ла Тринидад.

· 1838 — из-за боевых действий (война с Карлом) в Прадо поступило большое количество картин из дворцов в окрестностях Мадрида, в том числе из Эскориала.

· 1843 — составлен каталог коллекции Прадо, в него вошло 1949 работ.

· 1869 — после свержения королевы Изабеллы II музей национализирован.

· 1879—1882 — гобеленовые этюды Ф.Гойи из королевского дворца в Мадриде, а также полное собрание произведений из Музея де ла Тринидад переданы в Прадо.

· 1881 — музей получает в дар от барона д’Эрлангера «Чёрные картины» Ф.Гойи.

· 1883—1889 — здание достраивается, добавляются новые залы. Проектированием занимался архитектор Хареньо.

· 1889 — музей принимает в дар более 200 картин от герцогини Пастраны.

· 1912 — учреждён Совет попечителей музея.

· 1914—1930 — идёт достройка здания, появляются новые залы. Так, в 1927 г. архитектором Арбо была разработана идея расширения задней части здания. Затем архитектором Педро де Мугуруса была перестроена центральная галерея, а также пристроена новая лестница в северной части здания. За эту перестройку архитектор подвергся резкой критике, так как была разрушена лестница, созданная в XIX веке архитектором Хареньо.

Касóн дель Буэн Ретиро. Филиал музея Прадо напротив парка Ретиро

· 1915 — умирает Пабло Босх, по завещанию которого Прадо получает ряд полотен.

· 1930 — весьма существенная коллекция картин передана в музей по завещанию Дона Педро Фернандеса Дюрана.

· 1936—1939 — директором музея назначен Пабло Пикассо. Во время гражданской войны в Испании основные полотна при участии Международного Совета (специально учреждённого для защиты произведений искусства в Испании) отправлены вШвейцарию (вывезены через Валенсию).

· 1939 — в «Музее искусств и истории» Женевы состоялась выставка картин из Музея Прадо, после которой полотна возвращены в Испанию.

· 1940 — в музей поступает в качестве дара высококачественная коллекция Дона Франциска Камбо.

· 1956—1978. — расширение музея архитекторами Чуэка и Лоренте. Присоединение к музею здания Касóн дель Буэн Ретиро для размещение коллекции живописи XIX и XX веков.

· 1980 — Открыты первые залы с установленными в них кондиционерами воздуха. Учреждение фонда «Друзья Прадо». Публикация первого выпуска Boletín del Museo del Prado «Бюллетель музея Прадо».

· 1982 — Выставки «Эль-Греко» и «Мурильо» Открывают программу крупномасштабных выставок, с последующими экспозициями, посвящёнными работам Веласкеса и Гойи, а также многих других художников испанских и зарубежных школ живописи.

· 1988 — открыт Центр искусств королевы Софии, иначе Музей королевы Софии (Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia, Museo Reina Sofía, сокращённо MNCARS), куда из Прадо передано большинство работ, относящихся к XIX веку.

· 1990—1996 — издание картин в трех томах.

· 1998 — Закрытие Каcóн дель Буэн Ретиро для проведения полного ремонта

· 1999 — Презентация первой стадии плана по расширению музея, который, как предполагается, будет состоять из пяти зданий: здания Хуана де Вильянуэвы, Каcóн дель Буэн Ретиро, современного офисного здания, нового строения, включающего монастырь близлежащей церкви

· 2007 — завершились реконструкция основного здания музея (расширение помещений для экспозиции) и постройка нового прилегающего здания по проекту архитектора Рафаэля Монео.

· 2016 - В интернете опубликованы фотографии более 11 тысяч произведений, хранящихся в музее

 

Новые приобретения. Музей Прадо в ХХ веке

С момента учреждения Национального музея Прадо здесь постепенно начала формироваться третья группа произведений искусства, которая получила название «Новые приобретения». В отличие от двух более ранних частей коллекции эти происходили из самых разных источников. Единственная объединяющая их общая черта — дата поступления в музей после 1871 года. Сюда входят, в первую очередь, удостоенные премий экспонаты Национальных выставок живописи и скульптуры, которые начали проводиться с 1856 года. Эти лучшие работы государство покупало и до 1871 года отправляло в Музей Тринидад, а впоследствии в Музей Прадо. В 1894 году был создан Музей современного искусства, и произведения XIX века, хранившиеся в Музее Прадо, приписали к этому новому учреждению. Однако в 1971 году они вернулись сюда снова. К тому времени Музей современного искусства не существовал в течение уже двадцати лет, а вместо него появился новый Испанский музей современного искусства (непосредственный предшественник нынешнего Национального музея — Центра искусств Королевы Софии). Тогда было решено разделить существовавшие коллекции и, в частности, возвратить в Прадо работы, датированные XIX столетием. Вместе с другими предметами, приобретенными по различным каналам, они образуют достаточно полное и обширное собрание живописи XIX века, главным образом испанской. Надо заметить при этом, что Музей Прадо сыграл очень важную роль в развитии испанского изобразительного искусства того периода. Посмотрим, например, на такие выдающиеся и столь разные картины, как «Изабелла Католическая диктует свое завещание» Эдуардо Росалеса или «Расстрел генерала Торрихаса и его сподвижников на пляже в Малаге» Антонио Хисберта. В них явно прослеживаются мастерское составление композиции, способность к передаче психологического портрета и особенно искусное владение цветовой палитрой как средством создания общей атмосферы. Все это, несомненно, обусловлено гениальностью авторов, но также и добросовестным изучением работ Веласкеса и Гойи, выставленных в Музее Прадо.

Помимо этой группы произведений искусства коллекция раздела «Новые приобретения» постепенно пополнялась благодаря завещаниям, дарениям и покупкам. При этом в роли покупателя выступали либо сам музей, либо испанское государство, которое затем передавало их в музейное собрание. А начиная с 1980 года к работе подключился вновь созданный Фонд друзей Музея Прадо.

Среди самых первых крупных даров (а также и в числе самых важных) особо выделяются так называемые «Мрачные картины» Франсиско де Гойи, которые подарил музею барон Фредерик Эмиль д'Эрланже. Это были настенные росписи, созданные художником в его собственном доме в окрестностях Мадрида, получившем название Кинта-дель-Сордо («Усадьба глухого»). Там он жил, перед тем как в 1824 году уехать во Францию, скрываясь от возможных преследований нового правительства. Д'Эрланже купил усадьбу в 1873-м и поручил мастерам перенести росписи, находившиеся не в лучшем состоянии, со стен на холсты. Четырнадцать получившихся полотен барон выставил на продажу во время Всемирной выставки в Париже, проходившей во дворце Трокадеро в 1878 году. Однако к удивлению этого банкира и тонкого ценителя искусства покупателя на них не нашлось. Так что в конце концов в 1881 году он передал их в дар испанскому государству специально для Музея Прадо.

После восстановления монархии, когда на троне снова воцарилась династия Бурбонов, одним из важнейших событий в истории музея стало создание в 1912 году коллегиального органа управления — Королевского попечительского совета Национального музея живописи и скульптуры, который с 1920 года был официально переименован в Национальный музей Прадо.

В 1915 году каталонский финансист Пабло Боск, входивший в попечительский совет, завещал музею более девяноста произведений фламандской и испанской живописи, великолепную коллекцию медалей со всей Европы, датируемых XV-XIX веками, еще одну коллекцию из 946 монет, а также значительную денежную сумму.

Военный мятеж 18 июля 1936 года стал точкой отсчета одного из самых трагических периодов в истории Испании. Разразившаяся Гражданская война продлилась три года, и практически все это время столица находилась в осаде. Из-за длительных и интенсивных бомбежек в опасности оказалось ее культурное достояние и, в частности, Музей Прадо. 5 ноября 1936 года правительство распорядилось перевезти все хранившиеся в нем шедевры в Валенсию. Операция продлилась до февраля 1938 года: за двадцать два рейса удалось вывезти из Мадрида 391 картину, 181 рисунок Гойи и целиком «Сокровище Дофина». Из Валенсии в марте 1938-го все это перевезли в Барселону, повредив в дороге два крупномасштабных полотна Гойи: «Расстрел повстанцев в Монклоа» и «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», при этом последнее пострадало более серьезно. Затем путь коллекции лежал в сторону французской границы, на подступах к которой ее передали представителям Международного комитета спасения сокровищ испанского искусства. Бесценные творения были эвакуированы в штаб-квартиру Лиги Наций в Женеве, куда они прибыли 14 февраля 1939 года. А уже 30 марта, за день до окончания Гражданской войны, Лига Наций вернула их новому испанскому правительству, которое почти сразу же разрешило организовать в июле и августе выставку шедевров Музея Прадо в Женевском музее искусства и истории.

Еще один знаменательный факт: в 1943 году из фондов Национального достояния Испании музей получил три шедевра, происходивших из коллекции Филиппа II, и один из художественного собрания Филиппа IV. Все они хранились в монастыре Эль-Эскориал, а в эпоху Республики были фактически перевезены в музей. Это шедевры Босха — стол с изображением «Семи смертных грехов» и триптих «Сад наслаждений», — а также ставшее вершиной творчества Рогира ван дер Вейдена «Снятие с креста» и одно из главных произведений молодого Тинторетто «Омовение ног».

В 1981 году состоялось одно из символичных событий в истории Испании ХХ столетия: в Музей Прадо прибыла «Герника» Пикассо, а вместе с ней — 63 эскиза и подготовительных рисунка. К ним вскоре добавились другие произведения Пикассо и Хуана Гриса, переданные музею Дугласом Купером, и картины Жоана Миро — от вдовы художника. Все они были выставлены в здании Касон-дель-Буэн-Ретиро, присоединившись к коллекции XIX века.

Пикассо написал «Гернику» по заказу республиканского правительства для павильона Испании на Всемирной выставке в Париже 1937 года. После окончания Гражданской войны художник, являвшийся членом и французской, и испанской коммунистических партий, решил поместить картину на хранение в Нью-Йоркский музей современного искусства. Пикассо вовсе не отрицал того, что законным собственником «Герники» является испанское правительство, и лично желал, чтобы она в конце концов оказалась в Музее Прадо. Однако он распорядился, чтобы полотно не пересекало границу Испании до тех пор, пока здесь не установится демократическая форма правления. Поэтому прибытие этой европейской иконы ХХ века имело символическое значение, ознаменовав собой полную смену исторического курса в стране в последней трети ХХ века. Позднее картина была передана в фонд Национального музея — Центра искусств Королевы Софии.

 

 

 

 


«Золотым треугольником» в Мадриде называют район, идущий от площади Сибелес (Plaza de Cibeles) c фонтаном со статуей греческой богини плодородия Кибелы в колеснице вдоль бульвара Прадо (Paseo del Prado) и включающий в себя знаменитый музей Прадо (Museo del Prado), музей Тиссен-Борнемиса (Museo Thyssen Bornemisza) и Центр Искусств Королевы Софии (Centro de Arte Reina Sofia).

 

 

Практически напротив музея Прадо, в доме № 8 бульвара Прадо, в особняке XIX в. (или чтобы быть совершенно точным во Дворце Виллаэрмоса) с современной отделкой части здания находится музей Тиссен-Борнемиса (Museo Thyssen Bornemisza), - самый новый из трёх выдающихся художественных центров Мадрида, который был открыт в 1992 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: