Группа БУД | Учебные действия и умения | |
Минимальный уровень освоения | Достаточный уровень освоения | |
Личностные учебные действия | - осознание себя как ученика; - положительное отношение к окружающей действительности; - проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий; - проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе); - готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе. | - осознание себя как ученика, готового посещать школу в соответствии со специально организованными режимными моментами; - способность к принятию социального окружения, своего места в нем (класс, школа); - готовность к организации элементарного взаимодействия с окружающей действительностью. |
Коммуникативные учебные действия | - вступать в контакт и работать в паре «учитель-ученик»; - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться к людям. | - вступать в контакт и поддерживать его в коллективе (учитель-класс, ученик-ученик, учитель-ученик); - обращаться за помощью и принимать помощь; - изменять свое поведение в соответствии с объективными требованиями учебной среды; - конструктивно взаимодействовать с людьми из ближайшего окружения. |
Регулятивные учебные действия | - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); - активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной). | - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности. |
Познавательные учебные действия | - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. | - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - наблюдать самостоятельно за предметами и явлениями окружающей действительности. |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Краткое содержание курса |
1. | Единицы измерения и их соотношения | Единицы времени – сутки, неделя (дни недели), соотношение между ними. Единицы стоимости – рубль. Обозначение – 1 р. Знакомство с монетами 1 р., 2 р., 5 р., 10 р. Размен монет. Единицы длины – сантиметр. Обозначение – 1 см. | |
2. | Нумерация | Отрезок числового ряда 1 – 9. Число и цифра 0. Число 10. Образование, чтение и запись чисел 1 – 10. Соотношение количества, числительного и цифры. Состав чисел первого десятка. Отрезок числового ряда 11 – 20. Образование, чтение и запись чисел в пределах 20. Счет в прямой и обратной последовательности в пределах 20. Место числа в числовом ряду. Число предшествующее (предыдущее) и следующее (последующее). Счет от/до заданного числа. Счет равными числовыми группами в пределах 20. Сравнение чисел в пределах 20, установление соотношения больше, меньше, равно. | |
3. | Арифметические действия | Сложение и вычитание в пределах 10. Взаимосвязь сложения и вычитания. Переместительный закон сложения. Таблицы сложения и вычитания. Знакомство с названиями компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10, требующих выполнения двух действий (одинаковых, разных) без скобок. | |
4. | Арифметические задачи | Простые арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка): запись краткого условия, решения, наименования при записи решения, ответа. | |
5. | Геометрический материал | Точка, построение точки. Вычерчивание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) по заданным вершинам (точкам). Прямая и кривая линия. Построение прямой линии с помощью линейки. Построение кривой линии. Отрезок, измерение длины отрезка. Построение отрезка заданной длины. |
Необходимым условием реализации рабочей программы по учебному предмету «Математика» является создание развивающей предметно-пространственной среды:
Направления коррекционно-развивающей работы | Развивающая предметно-пространственная среда |
Коммуникация | Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы, пиктограммы, схемы), слоговые таблицы, диски из музыкальной серии Е. Железновой |
Мыслительные операции | Кубики «Сложи узор», цветные палочки Кюизенера, автодидактический материал Марии Монтессори |
Слуховое и зрительное восприятие, внимание и память | Зашумленные изображения, изображения наложенные друг на друга, недорисованные изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки; музыкальные инструменты |
Пространственные представления | Схемы, модели, предметные и сюжетные картины |
Временные представления | Схемы, модели, календари, часы (механические и песочные); материал по альтернативной коммуникации |
Конструктивный праксис | Различного рода конструкторы, природный материал, кубики Никитина, разрезные картинки, мозаика и др., сборно-разборные дидактические игрушки, конструирование - оригами |
Развитие общей и ручной моторики | Массажные мячи разных размеров, природный материал, мозаика, шнуровки, застежки, материалы Марии Монтессори, сборно-разборные дидактические игрушки |
Развивающая предметно-пространственная среда учебного курса отражена в календарно-тематическом планировании.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА» В 1/ КЛАССЕ
№ | Тема | Тип урока | Кол-во часов | Виды учебной деятельности | Средства обучения |
I четверть 24 ч. | |||||
Основные цвета. Различение предметов по цвету. | ур. смешан. типа | Различение предметов по цвету | предметы разного цвета | ||
Выделение из множества предметов заданного цвета. | ур. смешан. типа | Различение предметов по цвету | предметы разного цвета | ||
Знакомство с геометрическими фигурами. Круг. | ур. смешан. типа | Рассматривание геометрической фигуры: круг; составление фигуры из нескольких частей | круги разного цвета | ||
Выделение предметов круглой формы из множества. | ур. смешан. типа | Рассматривание иллюстраций; определение формы знакомых предметов | изображения предметов разной формы | ||
Величина: большой – маленький. | ур. смешан. типа | Различение предметов по величине | предметы разной величины | ||
Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями больше, меньше. | ур. смешан. типа | Сравнение по величине 2 и более предметов | предметы разной величины | ||
Положение предметов в пространстве: внутри – снаружи, рядом, около. | ур. смешан. типа | Рассматривание иллюстраций; различение данных наречий (предлогов); расположение предметов согласно инструкции учителя | сюжетные и предметные картинки, игрушки | ||
Знакомство с геометрическими фигурами. Квадрат. | ур. смешан. типа | Рассматривание геометрической фигуры: квадрат; составление фигуры из нескольких частей | квадраты разного цвета и величины | ||
Выделение предметов квадратной формы из множества. | ур. смешан. типа | Рассматривание иллюстраций; определение формы знакомых предметов | изображения предметов разной формы | ||
Положение предметов в пространстве: вверху – внизу. | ур. смешан. типа | Рассматривание иллюстраций; различение данных наречий; расположение различных предметов согласно инструкции учителя | сюжетные и предметные картинки, игрушки | ||
Различение предметов по величине: длинный – короткий. | ур. смешан. типа | Различение предметов по величине | предметы разной величины | ||
Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями длиннее, короче. | ур. смешан. типа | Сравнение по величине 2 и более предметов | предметы разной величины | ||
Знакомство с геометрическими фигурами. Треугольник. | ур. смешан. типа | Рассматривание геометрической фигуры: треугольник; составление фигуры из нескольких частей | треугольники разного цвета и величины | ||
Выделение предметов треугольной формы из множества. | ур. смешан. типа | Рассматривание иллюстраций; определение формы знакомых предметов | изображения предметов разной формы | ||
Различение предметов по величине: широкий – узкий. | ур. смешан. типа | Различение предметов по величине | предметы разной величины | ||
Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями шире, уже. | ур. смешан. типа | Сравнение по величине 2 и более предметов | предметы разной величины | ||
Выделение предметов одинаковых по величине из множества. | ур. систематиз. зн-й | Сравнение по величине 2 и более предметов | изображения предметов разной величины | ||
Положение предметов в пространстве: слева – справа. | ур. смешан. типа | Рассматривание иллюстраций; различение данных наречий; расположение различных предметов согласно инструкции учителя | сюжетные и предметные картинки, игрушки | ||
Положение предметов в пространстве: в середине, между. | ур. смешан. типа | Рассматривание иллюстраций; различение данных наречий; расположение различных предметов согласно инструкции учителя | сюжетные и предметные картинки, игрушки | ||
Знакомство с геометрическими фигурами. Прямоугольник. | ур. смешан. типа | Рассматривание геометрической фигуры: прямоугольник; составление фигуры из нескольких частей | прямоугольники разного цвета и величины | ||
Выделение предметов прямоугольной формы из множества. | ур. смешан. типа | Рассматривание иллюстраций; определение формы знакомых предметов | изображения предметов разной формы | ||
Различение предметов по величине: высокий – низкий. | ур. смешан. типа | Различение предметов по величине | предметы разной величины | ||
Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями выше, ниже | ур. смешан. типа | Сравнение по величине 2 и более предметов | предметы разной величины | ||
Сравнение предметов по величине. Геометрические фигуры. | ур. развив. контроля | Самостоятельное выполнение заданий | индивидуальные карточки | ||
II четверть 24 ч. | |||||
Сравнение серии предметов по величине. | ур. систематиз. зн-й | Сравнение по величине 2 и более предметов | предметы разной величины | ||
Порядок следования. Знакомство с понятиями: первый – последний, перед – после. | ур. смешан. типа | Различение и называние отношения порядка следования | игрушки, предметные и сюжетные картинки | ||
Положение предметов в пространстве: далеко – близко. | ур. смешан. типа | Рассматривание иллюстраций; различение данных наречий; расположение различных предметов согласно инструкции учителя | сюжетные и предметные картинки, игрушки | ||
Различение предметов по величине: толстый – тонкий. | ур. смешан. типа | Различение предметов по величине | предметы разной величины | ||
Сравнение предметов по величине. Знакомство с понятиями толще, тоньше. | ур. смешан. типа | Сравнение по величине 2 и более предметов | предметы разной величины | ||
Выделение предметов одинаковых по величине из множества. | ур. систематиз. зн-й | Сравнение по величине 2 и более предметов | изображения предметов разной величины | ||
Знакомство с понятием сутки. | ур. смешан. типа | Знакомство с единицей измерения времени: сутки | сюжетные и предметные картинки | ||
Сутки. Части суток. | ур. смешан. типа | Различение и называние частей суток | сюжетные и предметные картинки | ||
Сравнение жидкостей по объему: больше, меньше, одинаково. | ур. смешан. типа | Измерение количества жидких веществ | вода, различные сосуды | ||
Сравнение сосудов по объему. Понятия глубокий – мелкий, глубже – мельче. | ур. смешан. типа | Различение предметов по глубине | различные сосуды, жидкие и сыпучие вещества | ||
Формирование временных представлений. Знакомство с понятиями вчера, сегодня, завтра. | ур. смешан. типа | Различение временных понятий на основе собственного опыта | сюжетные и предметные картинки, фотографии | ||
Сравнение сыпучих веществ по объему с использованием одинаковых сосудов. | ур. смешан. типа | Измерение количества сыпучих веществ | песок, различные сосуды | ||
Формирование дочисловых представлений. Знакомство с понятиями много – мало. | ур. смешан. типа | Различение понятий много – мало, выполнение практических упражнений по увеличению (уменьшению) количества | счетный материал, сюжетные и предметные картинки | ||
Различение предметов по массе: тяжелый – легкий. | ур. смешан. типа | Различение предметов по массе | предметы различной массы | ||
Сравнение предметов по массе. Знакомство с понятиями тяжелее, легче. | ур. смешан. типа | Сравнение по массе 2 и более предметов | предметы различной массы | ||
Сравнение серии предметов по массе. | ур. систематиз. зн-й | Сравнение по массе 2 и более предметов | предметы различной массы | ||
Знакомство с понятием возраст: молодой – старый. | ур. смешан. типа | Различение и называние возрастных категорий | сюжетные и предметные картинки, фотографии | ||
Сравнение серии предметов по величине. | ур. систематиз. зн-й | Сравнение по величине 2 и более предметов | предметы разной величины | ||
Положение предметов в пространстве. | ур. систематиз. зн-й | Рассматривание иллюстраций; расположение различных предметов согласно инструкции учителя | сюжетные и предметные картинки, игрушки | ||
Ориентировка на листе бумаги: вверху – внизу. | ур. смешан. типа | Ориентирование на листе бумаги, расположение различных предметов согласно инструкции учителя | геометрические фигуры, различные шаблоны, таблицы для зрительных диктантов | ||
Формирование дочисловых представлений. Знакомство с понятиями: несколько, один, ни одного. | ур. смешан. типа | Различение понятий несколько, один, ни одного; выполнение практических упражнений по увеличению (уменьшению) количества | счетный материал, сюжетные и предметные картинки | ||
Формирование дочисловых представлений. Знакомство с понятиями: несколько, один, ни одного. | ур. систематиз. зн-й | Различение понятий несколько, один, ни одного; выполнение практических упражнений по увеличению (уменьшению) количества | счетный материал, сюжетные и предметные картинки | ||
Группировка предметов по заданному признаку. | ур. смешан. типа | Объединение предметов (геометрических фигур) в множества по разным признакам | геометрические фигуры, шаблоны, макеты, игрушки | ||
Дочисловые представления. Ориентировка в пространстве. | ур. развив. контроля | Самостоятельное выполнение заданий | индивидуальные карточки | ||
III четверть 27 ч. | |||||
Ориентировка в пространстве. | ур. систематиз. зн-й | Определение положения предметов в пространстве относительно себя и друг друга | раздаточный материал, индивидуальные карточки | ||
Формирование дочисловых представлений. Знакомство с понятиями: больше, меньше, столько же. | ур. смешан. типа | Различение больше, меньше, столько же; выполнение практических упражнений по увеличению (уменьшению) количества | счетный материал, сюжетные и предметные картинки | ||
Число 1. Количество 1. | ур. смешан. типа | Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой | счетный материал, индивидуальные карточки | ||
Цифра 1. Письмо на песке, на нелинованной бумаге. | ур. смешан. типа | Конструирование цифры из счетных палочек, кубиков, камешков, письмо цифры | счетные палочки, кубики «Сложи узор», декоративные камешки, песок | ||
Геометрические фигуры. Конструирование геометрических фигур из нескольких частей. | ур. систематиз. зн-й | Различение геометрических фигур; составление фигур из нескольких частей | Геометрические фигуры разного цвета и величины, разрезанные на различное количество частей | ||
Число 2. Количество 2. | ур. смешан. типа | Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой | счетный материал, индивидуальные карточки | ||
Цифра 2. Письмо на песке, на нелинованной бумаге. | ур. смешан. типа | Конструирование цифры из счетных палочек, кубиков, камешков, письмо цифры | счетные палочки, кубики «Сложи узор», декоративные камешки, песок | ||
Числа 1 и 2. Выделение заданного количества. | ур. смешан. типа | Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой | счетный материал, индивидуальные карточки | ||
Сравнение чисел 1 и 2 на предметном материале. Понятия больше, меньше. | ур. смешан. типа | Сравнение изученных чисел, выделение большего (меньшего) числа на наглядном материале | счетный материал, индивидуальные карточки | ||
Знакомство с арифметическими знаками. Знак «равно». | ур. смешан. типа | Называние знака, сравнение чисел с использованием знака «=» | демонстрационные карточки, счетный материал, индивидуальные карточки | ||
Обозначение понятий одинаково, столько же, поровну знаком «=». | ур. смешан. типа | Соотнесение понятий одинаково, столько же, поровну с графическим изображением «=», сравнение чисел | счетный материал, рабочая тетрадь | ||
Ориентировка на листе бумаги: справа – слева, вверху – внизу, между. | ур. смешан. типа | Ориентирование на листе бумаги, расположение различных предметов согласно инструкции учителя | геометрические фигуры, различные шаблоны, таблицы для зрительных диктантов | ||
Письмо изученных цифр в тетради. | ур. смешан. типа | Написание цифр по обводке, по опорным точкам, самостоятельно | тетради | ||
Знакомство с арифметическими знаками. Знак «+». | ур. смешан. типа | Называние, конструирование, написание знака | демонстрационные карточки, счетные палочки, кубики «Сложи узор» | ||
Действие «сложение». Знакомство с понятиями сложить, прибавить. | ур. смешан. типа | Решение и запись примеров на сложение на основе предметно-практических действий | счетный материал, тетради | ||
Геометрические тела. Шар. | ур. смешан. типа | Рассматривание, лепка геометрического тела | предметы шарообразной формы | ||
Знакомство с арифметическими знаками. Знак «– ». | ур. смешан. типа | Называние, конструирование, написание знака | демонстрационные карточки, счетные палочки, кубики «Сложи узор» | ||
Действие «вычитание». Знакомство с понятиями вычесть, отнять. | ур. смешан. типа | Решение и запись примеров на вычитание на основе предметно-практических действий | счетный материал, тетради | ||
Число 3. Количество 3. | ур. смешан. типа | Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой | счетный материал, индивидуальные карточки | ||
Цифра 3. Письмо на песке, на нелинованной бумаге. | ур. смешан. типа | Конструирование цифры из счетных палочек, кубиков, камешков, письмо цифры | счетные палочки, кубики «Сложи узор», декоративные камешки, песок | ||
Счет в пределах 3. | ур. смешан. типа | Определение места числа в числовом ряду, предыдущего и последующего числа | демонстрационные карточки | ||
Письмо изученных цифр в тетради. | ур. смешан. типа | Написание цифр по обводке, по опорным точкам, самостоятельно | тетради | ||
Сравнение изученных чисел на предметном материале. | ур. смешан. типа | Сравнение чисел | счетный материал, тетради | ||
Состав числа 3. | ур. смешан. типа | Образование числа разными способами | счетный материал, палочки Кюизенера | ||
Сложение в пределах 3. | ур. смешан. типа | Запись и решение примеров на основе предметно-практических действий | счетный материал, тетради | ||
Вычитание в пределах 3. | ур. смешан. типа | Запись и решение примеров на основе предметно-практических действий | счетный материал, тетради | ||
Счет и счетные операции в пределах 3. | ур. развив. контроля | Самостоятельное выполнение заданий | индивидуальные карточки | ||
IV четверть 24 ч. | |||||
Геометрические тела. Куб. | ур. смешан. типа | Рассматривание, лепка геометрического тела | предметы кубической формы | ||
Задача. Знакомство с понятием «задача». | ур. смешан. типа | Решение задач, запись решения с соответствующими наименованиями | счетный материал | ||
Решение задач на основе предметно-практических действий. | ур. систематиз. зн | Решение задач, запись решения с соответствующими наименованиями | счетный материал | ||
Сравнение серии предметов по величине. | ур. систематиз. зн | Сравнение по величине 2 и более предметов | предметы разной величины | ||
Ориентировка на листе бумаги: правый – левый, верхний – нижний углы. | ур. систематиз. зн | Ориентирование на листе бумаги, расположение различных предметов согласно инструкции учителя | геометрические фигуры, различные шаблоны, таблицы для зрительных диктантов | ||
Число 4. Количество 4. Цифра 4. | ур. смешан. типа | Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой; определение места числа в числовом ряду | демонстрационные карточки, счетный материал | ||
Сравнение изученных чисел на предметном материале. | ур. смешан. типа | Сравнение чисел | счетный материал, тетради | ||
Состав числа 4. | ур. смешан. типа | Образование числа разными способами | счетный материал, палочки Кюизенера | ||
Сложение и вычитание в пределах 4. | ур. смешан. типа | Запись и решение примеров на основе предметно-практических действий | счетный материал, тетради | ||
Решение задач на основе предметно-практических действий. | ур. смешан. типа | Решение задач, запись решения с соответствующими наименованиями | счетный материал | ||
Геометрические тела. Брус. | ур. смешан. типа | Рассматривание, лепка геометрического тела | предметы различной формы | ||
Число 5. Количество 5. Цифра 5. | ур. смешан. типа | Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой; определение места числа в числовом ряду | демонстрационные карточки, счетный материал | ||
Сравнение изученных чисел на предметном материале. | ур. смешан. типа | Сравнение чисел | счетный материал, тетради | ||
Состав числа 5. | ур. смешан. типа | Образование числа разными способами | счетный материал, палочки Кюизенера | ||
Состав числа 5. | ур. смешан. типа | Образование числа разными способами | счетный материал, палочки Кюизенера | ||
Сложение и вычитание в пределах 5. | ур. смешан. типа | Запись и решение примеров на основе предметно-практических действий | счетный материал, тетради | ||
Сложение и вычитание в пределах 5. | ур. смешан. типа | Запись и решение примеров на основе предметно-практических действий | счетный материал, тетради | ||
Решение задач на основе предметно-практических действий. | ур. смешан. типа | Решение задач, запись решения с соответствующими наименованиями | счетный материал | ||
Решение задач на основе предметно-практических действий. | ур. смешан. типа | Решение задач, запись решения с соответствующими наименованиями | счетный материал | ||
Счет и счетные операции в пределах 5. | ур. развив. контроля | Самостоятельное выполнение заданий | индивидуальные карточки | ||
Геометрические тела. | ур. систематиз. зн | Рассматривание, лепка геометрического тела | предметы различной формы | ||
Счет и счетные операции в пределах 5. | повтор. | Выполнение действий сложения, вычитания; сравнение; решение простых арифметических задач | счетный материал | ||
Счет и счетные операции в пределах 5. | повтор. | Выполнение действий сложения, вычитания; сравнение; решение простых арифметических задач | счетный материал | ||
Счет и счетные операции в пределах 5. | повтор. | Выполнение действий сложения, вычитания; сравнение; решение простых арифметических задач | счетный материал |
Дата | Контрольно-оценочная деятельность | |
Достаточный уровень | Минимальный уровень | |
I четверть | ||
Урок развивающего контроля. Сравнение предметов по величине. Геометрические фигуры. | Урок развивающего контроля. Сравнение предметов по величине. Геометрические фигуры. | |
II четверть | ||
Урок развивающего контроля. Дочисловые представления. Ориентировка в пространстве. | Урок развивающего контроля. Дочисловые представления. Ориентировка в пространстве. | |
III четверть | ||
Урок развивающего контроля Счет и счетные операции в пределах 3 | Урок развивающего контроля Счет и счетные операции в пределах 3 | |
IV четверть | ||
Урок развивающего контроля Счет и счетные операции в пределах 5 | Урок развивающего контроля Счет и счетные операции в пределах 5 |