в классе» Федоренко Л.Г.




Методика изучения мотивации обучения школьников

При переходе из начальных классов в средние

М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина.

Анкета

Дат а Ф.И. Клас с

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.

Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б) наш класс был лучшим;

в) принести больше пользы людям;

г) получать впоследствии много денег;

д) меня уважали и хвалили товарищи;

е) меня любила и хвалила учительница;

ж) меня хвалили родители;

з) мне покупали красивые вещи;

и) меня не наказывали;

к) я больше знал и умел.

Я не могу учиться лучше, так как...

а) у меня есть более интересные дела;

б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в) мне мешают дома;

г) в школе меня часто ругают;

л) мне просто не хочется учиться;

е) не могу заставить себя делать это;

ж) мне трудно усвоить учебный материал;

з) я не успеваю работать вместе со всеми.

Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...

а) я хорошо знаю учебный материал;

б) мои товарищи будут мной довольны;

в) я буду считаться хорошим учеником;

г) мама будет довольна; д) учительница будет рада;

е) мне купят красивую вещь;

ж) меня не будут наказывать;

з) я не буду тянуть класс назад.

Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...

а) я плохо знаю учебный материал;

б) это получилось; в) я буду считаться плохим учеником;

г) товарищи будут смеяться надо мной;

д) мама будет расстроена;

е) учительница будет недовольна;

ж) я весь класс тяну назад;

з) меня накажут дома;

и) мне не купят красивую вещь.

Спасибо за ответы!

Обработка результатов

Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты.

Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (табл. 7).

· Внешний мотив — 0 баллов.

· Игровой мотив — 1 балл.

· Получение отметки — 2 балла.

· Позиционный мотив — 3 балла.

· Социальный мотив — 4 балла.

· Учебный мотив — 5 баллов.

Таблица 7

Варианты ответов Количество баллов по номерам предложений      
         
а б в г д е ж з и к   - - - - -

Баллы суммируются и по оценочной табл. 8 выявляется итоговый уровень мотивации учения.

Таблица 8

Уровни мотивации Сумма баллов итогового уровня мотивации
I 41—48
II 33—40
III 25—32
IV 15—24
V 5—14

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.

I — очень высокий уровень мотивации учения;

II — высокий уровень мотивации учения;

III — нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV — сниженный уровень мотивации учения;

V — низкий уровень мотивации учения.

Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов (табл. 9). По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.

Варианты ответов Количество баллов по номерам предложений      
         
а б в г д е ж з и к О П С С П П П В В У П П В С И П У П - - У П П П П В В С - - У О П П П П С В В -

Условные обозначения мотивов:

У — учебный мотив;

С — социальный мотив;

П — позиционный мотив;

О — оценочный мотив;

И — игровой мотив;

В — внешний мотив.

Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

· количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

· количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

· количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.

Анкета

«Как определить состояние психологического климата

в классе» Федоренко Л.Г.

Инструкция:

В целях изучения психологического климата в вашем классе просим ответить на ряд вопросов. Обведите кружком ответ, выражающее ваше мнение.

1. С каким настроением вы обычно идете в школу? 1. Всегда с хорошим настроением;
  2. С хорошим чаще, чем с плохим;
  3. С равнодушием;
  4. С плохим чаще, чем с хорошим;
  5. Всегда с плохим настроением.
2. Нравятся ли вам люди, которые учатся вместе с вами? 1. Да, нравятся;
  2. Многие нравятся, некоторые – нет;
  3. Безразличны;
  4. Некоторые нравятся, но многие – нет;
  5. Никто не нравится.
3. Бывает ли у вас желание перейти в другой класс? 1. Никогда не бывает;
  2. Редко бывает;
  3. Мне все равно, где учиться;
  4. Часто бывает;
  5. Думаю об этом постоянно.
4. Устраивает ли вас учеба в школе? 1.Учебой вполне доволен;
  2.Скорее доволен, чем недоволен;
  3. Учеба для меня безразлична;
  4. Скорее недоволен, чем доволен.
  5. Совершенно недоволен учебой.
5. Как, по вашему мнению, относится к вам классный руководитель? 1. Очень хорошо;
  2. Хорошо;
  3. Безразлично;
  4. Скорее недоволен;
  5. Очень плохо.
6. В какой форме обращаются к вам чаще преподаватели? 1.Убеждаю, советую, вежливо просят;
  2. Чаще в вежливой форме, иногда грубо;
  3. Мне это безразлично;
  4. Чаще в грубой форме, иногда вежливо;
  5. В грубой форме, унижающей достоинство.

Обработка результатов:

За ответ на каждый вопрос анкеты учащийся получает столько баллов, какой номер ответа выбрал. Суммируют баллы по всем вопросам:

6-12 баллов – школьник высоко оценивает психологический климат в классе. Ему нравятся люди, с которыми он учится.

13-18 баллов – школьнику скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо.

19-30 баллов – школьник оценивает психологический климат в классе как очень плохой.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: