Гибель Геракла и обожествление




Стрелой, смоченной в яде лернейской гидры, Геракл убивает кентавра Несса, который согласился перевести жену Геракла Деяниру через реку, а потом попытался похитить ее. Умирающий Несс обманывает Деяниру, сказав ей, что его кровь можно использовать как любовное зелье. Деянира собирает немного его отравленной крови. Этот лук и стрелы умирающий Геракл позже подарит Филоктету - сюжет, важный в Троянской войне.

Геракл берет в плен Иолу. Деянира, приревновав к ней, посылает мужу через вестника Лихаса одежду, смоченную кровью Несса, чтобы возвратить его любовь. В ужасных мучениях Геракл бросается в огонь. Костер согласился поджечь Филоктет (либо Геракл был сожжен на горе Эта сыновьями). Погребальный костер Геракла пыталась потушить река Дирас. Деянира бросается на меч. Согласно некоторым авторам, умер в 52 года. Согласно Птолемею Гефестиону, дожив до 50 лет и обнаружив, что более не может натянуть свой лук, бросился в огонь.

Геракл вознесся на небо, был принят в число богов, и примирившаяся с ним Гера выдает за него замуж свою дочь Гебу, богиню вечной юности. Счастливо обитает на Олимпе, а его призрак находится в Аиде. Когда боги бежали в Египет, превратился в олененка.

Тесей

 

Тесе́й (др. - греч. Θησεύς) - в древнегреческой мифологии сын афинского царя Эгея (или бога Посейдона) и Эфры, 10-й царь Афин. Центральная фигура аттической мифологии и один из самых известных персонажей всей греческой мифологии. Упомянут уже в "Илиаде" (I 265) и "Одиссее" (XI 323, 631). В микенских текстах встречается имя te-se-u (Фесей).

Происхождение Тесея

Имя Тесей указывает на силу. Тесей принадлежит к поколению героев до троянской войны. Рождение Тесея необычно. Со стороны отца Тесей имел среди предков автохтона Эрихтония, рожденного из семени Гефеста землей и воспитанного Афиной, и автохтонов Краная и первого аттического царя Кекропа. Предки Тесея - мудрые полузмеи-полулюди. Однако сам Тесей - представитель чистого героизма, он одновременно сын человека и бога. Со стороны матери Тесей происходит от Пелопа, отца Питфея, Атрея и Фиеста, а значит, от Тантала и, наконец от самого Зевса.

Будучи бездетным, Эгей отправился к оракулу, но не мог разгадать его ответ. Зато оракул был разгадан трезенским царем Питфеем, который понял, что власть в Афинах будет принадлежать потомкам Эгея, и, напоив гостя, уложил его спать вместе со своей дочерью Эфрой. В ту же ночь с ней сблизился Посейдон или же сочетался с ней накануне на острове Сферос. Таким образом, сын, рожденный Эфрой, имел двух отцов - земного Эгея и божественного Посейдона. Родился в местечке Генетлий у гавани Келендерис.

Исторический прототип

Античные авторы издавна стремились рассмотреть образ Тезея не как мифического героя, а как реального исторического персонажа. Их истолкование выглядит следующим образом:

Евсевий Кесарийский в своей хронографии называет Тесея 10-м царём Афин, правившим 30 лет после Эгея с 1234 по 1205 гг. до н.э. Плутарх в жизнеописании "Тесей" приводит свидетельства реального существования такого древнего царя в Афинах. Многие подробности взяты Плутархом от Филохора, автора III в. до н.э.

В правление Тесея афиняне убили сына Миноса Андрогея, за что должны были платить дань Криту афинскими мальчиками. Однако Тесей сам отправился на состязание, учреждённое Миносом в память о погибшем сыне, и победил в борьбе сильнейшего из критян Минотавра, в результате чего дань мальчиками отменили.

Тесей собрал афинян, живших разбросанно по их стране, в единую общину, стал действительным основателем Афин. Вот как об этом пишет Плутарх ("Тесей"): "Он собрал всех жителей Аттики, сделав их единым народом, гражданами одного города.

Стремясь еще увеличить город, Тесей призывал в него всех желающих, предлагая права гражданства. Но он не допускал, чтобы беспорядочные толпы переселенцев вызвали в государстве смешение и расстройство - он впервые выделил сословия благородных, землевладельцев и ремесленников. Благородным предоставил судить о богопочитании, занимать высшие должности, а также учить законам и толковать установления божеские и человеческие, хотя в целом как бы уравнял меж собою все три сословия. О том, что Тесей, по словам Аристотеля, первым проявил благосклонность к простому люду и отказался от единовластия, свидетельствует, по-видимому, и Гомер, в „Перечне кораблей“ называющих „народом“ одних только афинян. "

Тесей похитил одну из амазонок, Антиопу, из-за чего амазонки вторглись в Аттику, и только с большим трудом афиняне разгромили воительниц. После смерти Антиопы Тесей взял в жёны Федру и имел от неё сына Ипполита. Затем Тесей в возрасте уже за 50 лет с друзьями отправился в Эпир за дочерью царя молоссов. Тесей удалился на остров Скирос, и там погиб, то ли убитый царем Скироса Ликомедом, то ли просто сорвавшись со скалистого обрыва.

 

Орфей

Орфе́й ( др. - греч. Ὀρφεύς) - персонаж древнегреческой мифологии, певец и музыкант. Из сохранившихся авторов впервые упомянут у Алкея и Ивика.

Происхождение

По наиболее распространенному варианту, сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы, муж нимфы Эвридики. По другим версиям, сын Эагра и либо Полигимнии, либо Клио, либо Мениппы; либо Аполлона и Каллиопы.

Согласно лексикону Суды, родился за 11 поколений до Троянской войны и прожил 9 или 11 поколений. Согласно Геродору, было два Орфея, позднейший из которых был аргонавтом. Ученик Лина или Мусея, либо сын Мусея, либо учитель Мусея.

Философское значение

Полумифическому Орфею приписывается создание одной из наиболее значительных предфилософских школ Древней Греции - орфизма. Эта школа была по сути религиозной, а орфизм можно назвать своего рода "ересью" на основе традиционной греческой религии. Тем не менее, "Орфей" и орфизм сыграли определённую роль в генезисе философского мышления, предопределив некоторые принципы ранней греческой науки.

От орфической школы сохранился ряд своеобразных сочинений: это орфические теогонии, священные сказания и другое. В основном эти произведения дошли во фрагментах - либо на пластинках или папирусах, либо в позднейших пересказах. Однако уже классическая критическая традиция (Платон и Аристотель) пересказывают основные положения орфической школы. Прародителями всего, вслед за Гесиодом, выступают Океан и Тефия, родившиеся от Геи и Урана. Океан и Тефия прежде были сплетены вместе, но затем разделились под действием "лютой вражды". Тогда же породился и Эфир, в котором появились планеты, звёзды, горы и моря. Возникновение животного "подобно плетению сети" - оно возникает из органов постепенно (в этом Орфей предопределил прото-эволюционную концепцию Эмпедокла).


Заключение

 

Мифология древних народов, эволюция их воззрений - тема неисчерпаемая. Ведь миф - это не просто старинная сказка, а древнейший образ мировоззрения, позволяющий человеку осмыслить себя и окружающий мир.

Миф объединяет науку, религию и искусство. Легенды и сказки настолько глубоко укоренены в общественном сознании, что их воздействие на умы продолжается даже в нашем XXI веке!

Многие из современных кумиров вольно или невольно следуют образцу, заданному еще героями древних сказаний. Один из главных мифов индоевропейских народов повествует о выборе героя между долгой и счастливой жизнью во главе своего царства и короткой, но очень славной жизнью, которую будут помнить в веках. Такой выбор вынужден совершить Ахилл в мифологии древней Греции. Ахилл выбирает славную судьбу, хотя заранее знает, что на троянской войне, куда он отправляется, его ждет скорая гибель.

Религия и мифология Древней Греции оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, богах и героях.


Список использованной литературы

 

1. Боннар А. Греческая цивилизация. М.: Наука, 1992.

2. Бояджиев Г.В., От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров: - М.: Просвещение, 1988

. Гиленсон Б.А. История античной литературы: Учебное пособие. - М.: Наука, 2001.

. Куманецкий К.А., История культуры Древней Греции и Рима: - М.: Высшая школа, 1990

. Лосев А.Ф., Сонкина Г.А., Тахо-Годи А.А. Античная литература: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1989.

. Прохоров А.М., Большая советская энциклопедия: - М.: Советская энциклопедия, 1972

. Савельев А.С., Культура Древней Греции, учебное пособие: - М.: Высшая школа, 2008.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: