Духовная культура хеттов




Тема 4. Хетты и другие индоевропейские народы Малой Азии

Клинописная библиотека.

До середины ХIХ в. о древнем Хеттском государстве было известно лишь из редких упоминаний в Библии, где его жителей называли «хеттеями» и считали одним из древних народов Палестины. Что же касается античных авторов, то они вообще не упоминали о таком народе. Только в ХIХ в. успешная дешифровка клинописных табличек и египетских иероглифов открыла миру древнее могущественное царство, занимавшее огромное пространство Анатолии и соперничавшее как с Египтом, так и с Ассирией. В начале ХХ в. немецкий востоковед Г. Винклер провел первые археологические раскопки на территории Малой Азии обнаружил тысячи клинописных табличек на тогда еще не совсем понятном языке, расшифрованном чешским исследователем Б. Грозным. Он доказал не только индоевропейское происхождение хеттов, но и то, что индоевропейские корни заселили впоследствии различные районы Европы.

Из этих данных ученые сделали вывод, что хетты заселили центральную часть Анатолии со столицей Хаттуса, а свою страну называли термином «Хатти». Уже тогда многие исследователи высказывали предположение, что этот древний народ сложился практически на прародине индоевропейцев и стал носителем их древнейшей культуры.

Анатолия издавна была связующим звеном между Азией и Европой, между Ближним Востоком и Балканами. Именно здесь недавно был обнаружено поселение Чатал-гуюк – один из древнейших городов мира, возраст которого насчитывает около 9-10 тысяч лет. И здесь же находился легендарный город Троя, из-за которого, по эпическим произведениям Гомера, шла ожесточенная война между ахейцами и троянцами. Анатолия отличалась не только выгодным географическим положением, соединяющим Европу и Азию, но и своими природными богатствами, в особенности богатейшими залежами металлических руд, включая медь, серебро, золото, свинец. До конца Ш тыс. до н.э. эту территорию населяли многочисленные доиндоевропейские племена, создавшие первые очаги цивилизации и примыкавшие к так называемому «плодородному полумесяцу», где, по мнению Т. Гамкрелидзе и В. Иванова, произошла «неолитическая революция» и сформировалась индоевропейская общность.

В конце Ш тыс. до н.э. на территорию Анатолии приходят европейские племена, покорившие местное население и принявшие их название «хатты». Вскоре после этого район Анатолии становится одним из важнейших торговых перекрестков, куда стекались купцы из передней Азии и Балканского полуострова. Торговцы из Ассирии принесли сюда свою клинописную письменность и создали первые торговые колонии, ставшие основой будущего Хеттского царства. Во II тыс. до н.э. здесь появляются изделия из железа, что ставит Анатолию в число первооткрывателей этого ценного материала. По всей видимости, здесь же происходит зарождение караванной торговли, поскольку многие товары доставлялись сюда из отдаленных районов Передней Азии. Можно также предположить, что именно здесь железо заметно потеснило не только кремний, но и изделия из бронзы, положив тем самым начало железному веку. В отличие от меди и олова его здесь было много, и оно легче поддавалось обработке. Со временем здесь возникают торговые сообщества, а расчеты производятся в кредит с помощью оформлены на глиняных табличках векселей.

 

Зарождение государства

С появлением изделий из железа в хеттском обществе начинается быстрое имущественное расслоение, появляется весьма ощутимый избыток продуктов, происходит накопление богатств, а это, в свою очередь, является необходимой предпосылкой для зарождения государства. В крупнейших городах-государствах возникают дворцы правителей, которых обслуживает довольно большое количество прислуги, рабов и воинской дружины. В клинописных табличках II тыс. до н.э. уже упоминаются главные придворные должности – «начальник лестницы», «главный кузнец», «главный виночерпий», «главный садовник» и др. Одновременно с этим усиливается борьба отдельных городов-государств за гегемонию в Анатолии. Сперва победу одержала Пурусханда, потом власть оказалась в руках правителей Куссары, а к ХVШ в. до н.э. окончательно сформировалось Хеттское государство со столицей Хаттуса.

С этого момента начинается широкая экспансия хеттов на восток, где они захватили территории часть территории Ассирии, Месопотамии, Вавилона и многие другие государства Передней Азии, угрожая временами даже могущественному Египту. Сохранились сведения о войне хеттов под предводительством царя Хаттусили 1 против вавилонского царя Хаммурапи, а также против могущественного царства хурритов, расположенного на Армянском нагорье.

Со временем происходит укрепление царской власти, а само государство начинает превращаться в империю. Если в начале своей истории ведущую роль в политической жизни играло народное собрание «панкус», состоявшее из всех мужчин, способных носить оружие, то потом власть окончательно становится наследственной и переходит к потомкам табарна – главного правителя страны. Однако даже в этих условиях власть царя ограничивалась народным собранием, что вполне соответствовало древним традициям индоевропейцев.

К ХV в. до н.э. Хеттское государство становится одной из самых могущественных империй наравне с Вавилоном, Египтом и Ассирией. Хетты продолжали расширять свою империю, покорили соседние племена касков, хайасов, митаннийцев и взимали дань с многих других народов. Экспансионистская политика хеттов привела к тому, что это царство вступило в ожесточенное противоборство с египтянами, претендовавшими на спорные территории. Так, например, в 1312 г. до н.э. фараон Рамсес II собрал огромное войско и попытался разгромить хеттов, но потерпел поражение, а его преемники продолжили безуспешную борьбу с Хеттским царством, пока, наконец, не заключили мир с царем Хаттусили Ш.

Это было время расцвета Хеттского царства. Население страны занималось земледелием и скотоводством, быстро развивалось ремесло, в особенности металлургическое производство, появились многочисленные торговые дома, занимавшиеся исключительно торговлей самыми разнообразными товарами. Наибольшего успеха достигли виноделие и виноградарство вместе с садоводством. До сих пор вызывает удивление гончарное искусство и многочисленные предметы из керамики. По всему видно, что у хеттов к этому времени получила широкое распространение частная собственность на землю, хотя многие земли все еще оставались в общинном или государственном пользовании. Многие факты свидетельствуют о наличии арендных отношений, когда свободные люди брали в пользование господскую землю, выплачивая за нее определенный налог.

Постоянные и весьма успешные войны обеспечивали хеттов постоянным притоком рабской силы, но они же послужили главной причиной упадка Хеттского государства. Правда, рабство здесь носило патриархальный порядок, поскольку со временем рабы становились свободными и обретали все права равноправных жителей. Что же касается самого государства, то оно было довольно непрочным и во многом напоминало патриархальные сообщества более раннего периода. Это тоже стало одной из причин упадка Хеттского царства, которое так и не смогло преодолеть патриархальную раздробленность прежних времен. При дворе правителя служили многочисленные «стольники», «повара», «чашники», «брадобреи», «хлебопеки», «доильщики», погонщики» и прочие придворные, что говорило не только о степени развития государства, но и о степени его социального паразитизма. Такие же категории населения служили при храмах, составляя широко разветвленную сеть жрецов и служителей культа.

Огромное значение придавалось в Хеттском государстве исполнению законов Ронов. Разумеется, они носили божественный характер, но при этом защищали частную собственность и обеспечивали правовые отношения в области земледелия, ремесла и торговли. Особое значение имели те разделы законов, которые были посвящены семейному праву и праву наследования имущества. Уважение к закону стало одной из главных черт древних хеттов, и это могло сказаться на развитии законодательства в Древней Греции, если, конечно, допустить возможность заселения материковой Греции из Анатолии.

Духовная культура хеттов

Духовная культура хеттов представляет собой причудливую смесь древнейших индоевропейских мифов и заимствованных у семитских народов сказаний и легенд. В формировании хеттской культуры значительную роль сыграли элементы хурритской и лувийской культур, а также шумеро-аккадские и египетские влияния. В качестве главного мотива в мифологии хеттов был комплекс «змееборческих» сюжетов, которые, по мысли российских лингвистов Иванова и Топорова, относятся к «основному мифу индоевропейцев». Известны также мифы, посвященные богу Солнца и богу Грозы, что также нашло отражение в индоевропейской мифологии. Причем в хеттской мифологии была обнаружена тенденция к слиянию этих двух божеств.

Довольно любопытные откровения обнаружены в хеттских царских архивах, представляющих собой собрание огромного количества клинописных табличек, которые не только не горят во время пожаров, но и становятся прочнее. В них есть немало сведений о мифологии древних хеттов, включая толкования сновидений. Причем многие мифы хеттов настолько тесно перекликаются с возникшими позже греческими мифами, что многие исследователи не без оснований видят в этом прямое генетическое родство двух древних народов. Стало быть, заселение Балканского полуострова ахейцами, а потом и дорийцами происходило либо непосредственно с территории Анатолии, либо окружным путем вокруг Черного моря.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: