Методические рекомендации
По выполнению самостоятельных работ
МДК 02.05 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»
Для студентов заочной формы обучения специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Должность | Ф.И.О. | Подпись | |
Разработал | Преподаватель | Ужегова Л.Ю. | |
Рассмотрено на заседании ЦМК Педагогических специальностей Протокол №___ от «__»____________2018 года | Председатель ЦМК | Котельникова М.А. |
Пояснительная записка
В центре внимания современных педагогов находится поиск путей организации жизни детей дошкольного возраста таким образом, чтобы они смогли реализовать свойственную возрасту познавательную и творческую деятельность. Большим потенциалом в реализации этой задачи обладают различные виды художественной деятельности, и прежде всего, музыкальная.
Междисциплинарный курс (МДК 02.05) «Теория и методика музыкального воспитания с практикума» предназначен для овладения будущими воспитателями основами работы по музыкальному воспитанию детей, овладения компетенциями, значимыми для данной специальности.
В результате освоения междисциплинарного курса обучающийся должен овладеть общими и профессиональными компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей
в течение дня.
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников
(рисование, лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения
для детей раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
В результате освоения междисциплинарного курса обучающийся должен знать:
- теоретические основы руководства музыкальной деятельностью, методику её планирования и диагностики, методические основы организации и проведения праздников и развлечений, театрализованной деятельности;
уметь:
-стимулировать самостоятельную музыкальную и музыкально-игровую деятельность детей с учётом их индивидуальных особенностей, организовывать детский досуг, анализировать подготовку и проведение праздников и развлечений, осуществлять показ приёмов работы с атрибутами разных видов театров.
иметь практический опыт:
-планирования и организации музыкальной деятельности, организации и проведения музыкальных и театрализованных игр, организации общения дошкольников в музыкальной деятельности, участия в подготовке и проведении развлечений и праздников, наблюдения за формированием умений в музыкальной деятельности, развитием творческих способностей, разработки предложений по коррекции организации музыкальной деятельности.
В процессе самостоятельного освоения содержания МДК необходимо изучить материал учебника для студентов учреждений среднего профессионального образования «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» О.В. Гончаровой (2013), познакомиться с примерными вопросами для входного, текущего и итогового контроля, а также выполнить контрольную работу на одну из предложенных тем и представить её в виде мультимедийной презентации.
В ходе проведения дифференцированного зачёта МДК обучающиеся демонстрируют уровень развития общих компетенций и уровень сформированности профессиональных компетенций через защиту темы контрольной работы.
Примерный перечень заданий для входного контроля
1. Самый высокий женский голос:
а) бас б) альт в) дискант г) тенор д) сопрано
2. Какие из перечисленных произведений относятся к вокальному жанру:
а) марш б)романс в)танец балет г) д)симфония
3.. Дополни фразу: «Ф.Шопен – великий ____________ композитор».
а) французский б)немецкий в) русский г) итальянский д)польский
4. Крупнейший композитор-органист:
а) К. Вебер б)С. Рахманинов в) В.Моцарт г)И. Бах д)Л. Бетховен
5. Какое определение является верным для инструмента фортепиано?
а) струнный-смычковый б) деревянный-духовой в) клавишно-струнный молоточковый г) ударный д) клавишно-ударный.
6. Какого композитора можно назвать представителем русской музыкальной культуры XIX века?
а)П. Чайковского б)Д. Шостаковича в) С. Прокофьева г) В. Шаинского д) М. Дунаевского
7. Украинский народный танец:
а) трепак б) гопак в) чардаш г) экосез д) камаринская
8. Медный духовой инструмент:
а) волынка б) тромбон в) флейта г) дудочка д) свирель
9. Многоголосное полифоническое произведение:
а) хорал б) фуга в) оратория г) симфония д) фантазия
10. Руководитель хора или оркестра
а) дирижёр б) концертмейстер в) аккомпаниатор г) режиссёр д) хормейстер
11. Произведение П.Чайковского:
а) Концерт «Времена года» б) Симфония «Времена года» в) Фортепианный цикл «Времена года»
12. Часть песни с одинаковым текстом и мелодией:
а) аккомпанемент б) вступление в) куплет г)запев д) припев
13. Условный знак для записи высоты и длительности звука:
а) штиль б) нота в) штрих г) ребро д) хвост
а) консерватория б) обсерватория в) магнификат г) академия д) филармония
15. Ансамбль из двух исполнителей:
а) трио б) квинтет в) октет г) дуэт д) квартет
16. Художественное направление в культуре и искусстве Европы XVIII –XIX века:
а) барокко б) классицизм в) импрессионизм г) модернизм д) возрождение
17. Скорость исполнения музыкального произведения:
а) динамика б) лад в) штрих г) темп д) тембр
18. Перерыв между действиями в спектакле:
а) афиша б) антракт в) аншлаг г) апофеоз д) амбушюр
19. Самый низкий звук в группе духовых-деревянных имеет:
а) труба б) тромбон в) фагот г) тарелка д) там-там
20. Санкт-Петербургская консерватория имени…
а) С. С. Прокофьева б) П.И. Чайковского в) М.И. Глинки г) М. П. Мусоргского д) Н. А. Римского-Корсакого.