Введение в прикладную культурологию
Прикладная культурология— 1) совокупность концепций, методологических принципов, методов и познавательных процедур культурологии; знания, ориентированных на применение в разных областях социального взаимодействия и на достижение определенных практических эффектов в этих областях. [https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/454/КУЛЬТУРОЛОГИЯ];
2)социокультурная практика и социокультурное проектирование[https://www.countries.ru/library/applied/cultprikl.htm].
Наука— 1) сфера деятельности выработки и теоретической систематизации объективных знаний о действительности, одна из форм общественного сознания, включающая деятельность по получению знаний, а также ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.[ https://www.onlinedics.ru/slovar/his/n/nauka.html];
2) теоретическое отражение действительности: система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общества, закономерностях их возникновения и развития.[ https://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/2.htm].
Культурный процесс— 1) изменение во времени и пространстве культурных систем и объектов; это типовое взаимоотношение между людьми и их социальными группами, а также взаимодействие их с окружающим миром. [конспект];
2) взаимодействия, протекающие между культурными элементами в течение всего хода человеческой истории[https://filosofia.ru/70538/];
3) Изменение во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами[https://mirslovarei.com/content_fil/processy-kulturnye-1136html];
4) все направленные и целостные изменения, когда-либо происшедшие в характере взаимосвязи культурных элементов, причем источник этих изменений часто скрыт во внутренних закономерностях развития самой культуры. [https://moy-bereg.ru/faktoryi-kulturyi/suschnost-kulturnogo-protsessa-faktoryi-okazyivayuschie-vliyanie-na-ego-razvitie-2.html].
|
Объект прикладной культурологии— 1)человек, личность, индивидуальность; отдельный индивид или социальная общность.[ https://rudocs.exdat.com/docs/index-4711.html?page=20];
2) целостный феномен культуры как творческого специфически человеческого способа деятельности и ее результатов в виде материальных и духовных предметов, необходимых для подлинно человеческого существования и развития личности.[ https://napishem.by/index.php?w=24&page=3].
Предмет прикладной культурологии— процесс формирования культурной среды; механизм хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности; технология изучения, удовлетворения и дальнейшего развития духовных интересов и потребностей людей; методология и методика вовлечения личности или социальной общности в мир культуры, в социально-культурное творчество. Предметом прикладной культурологии выступает не идеал, а объективные реалии современного мира и его культурных процессов с присущими им достижениями, противоречиями, недостатками.[ https://rudocs.exdat.com/docs/index-4711.html?page=20]
Цели прикладной культурологии— посредством комплекса специально отобранных и синтезированных видов культурной деятельности обеспечить:
· приобретение, расширение, углубление, обновление и приведение в систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению мировоззренческой, идейно-нравственной и эстетической позиции;
· формирование интеллектуальных и практических навыков и умений в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, стимулирование развития творческих потенций личности;
|
· создание, освоение, сохранение, распространение и воспроизведение ценностей культуры;
· усвоение способов культурно-досугового творчества и нерегламентированного общения;
· удовлетворение и последовательное обогащение духовно-эстетических интересов и потребностей разных групп населения;
· регуляция социального бытия, воспитание в каждом человеке повседневной, практической культуры, культуры труда, познания, быта, досуга, делового и неформального общения.
Тема 1.Социокультурная деятельность как феномен культуры и общественная практика
Культура— 1)совокупность культурных ценностей, ориентированных на удовлетворение духовных потребностей людей и созданных (преобразованных) в результате деятельности человека или тесно связанных с такой деятельностью. [ЗАКОН РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ «Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь», гл.1, ст.1.];
2) социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни.[ https://bookucheba.com/page/kulturologis/ist/ist-11--idz-ax249--nf-3.html];
3) сообщаемое знание, которое передается от поколения к поколению, чтобы помочь членам групп жить в определенном времени, месте или ситуации [https://www.coolreferat.com/Понятие_культуры].
Социум— 1)коллектив людей, характеризующийся общностью социальной, экономической и культурной жизни.[ https://tolkslovar.ru/s10294.html];
2)устойчивая социальная общность, отличающаяся единством условий жизнедеятельности; социальная среда, с которой контактирует личность. [https://www.academy-continent.ru/ponyatie-sotsialnoy-obschnosti-obschestva-i-sotsiuma.html];
|
3)большая устойчивая общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием вследствие этого общей культуры. [https://www.onlinedics.ru/slovar/soc/p/sotsium.html].
Человек— 1)существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности[https://psihotesti.ru/gloss/tag/chelovek/];
2)это самое разумное существо на земле, сумевшее развить свою собственную культуру, цивилизацию, постоянно ищущее свое место на земле[https://chtotakoe.com.ua/chto-takoe-chelovek].
Культурная деятельность— 1)деятельность по созданию, обновлению, сохранению, охране, изучению и распространению культурных ценностей, эстетическому воспитанию, художественному и культурологическому образованию, организации культурного отдыха и досуга населения. [конспект];
2) целенаправленная и осознанная активность человека, обеспечивающая создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие духовных и материальных ценностей. [Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001, с.213];
3) деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения. [https://gendocs.ru/v3349/лекции_-_социально-культурная_деятельность].
Индивидуальная культурная деятельность(ИКД)— 1)КД индивидуального субъекта по созданию культурных ценностей (происходит самореализация); по саморазвитию личного духовного и физического потенциала. [конспект];
2)деятельность, связанная с удовлетворением потребности личности в самоактуализации, самоорганизации, реализации своих потенций и способностей. [Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001, с.17].
Социально-культурная деятельность(СКД)— 1)это КД социального субъекта (профессиональные и непрофессиональные группы, вплоть до общества в целом) по: отбору культурных новаций, развитию способностей индивида и обслуживанию его творческой деятельности, сохранению, распространению и общественному использованию всех видов созданных культурных ценностей.[конспект];
2) деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д.[https://www.bestreferat.ru/referat-23528.html];
3) деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры.[ https://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/29568];
4)важнейшая часть жизнедеятельности людей, одно из условий формирования жизни личности. СКД включает в себя организацию свободного времени с производством, усвоением культурной деятельности, с досуговым общением, семейно-бытовой сферой жизни. Свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека.[https://www.coolreferat.com].
Социальные группы— 1) своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом.[https://socialworkstud.ru/konspekt-po-socziologii/110-ponyatie-socialnoj-gruppy-vidy-socialnyx-grupp.html];
2)любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности.[https://studopedia.ru/view_socialpsihol.php?id=10];
3)это собрание людей, взаимодействующих определенным, упорядоченным образом на базе согласованных, взаимных ожиданий соответствующего поведения друг друга.[https://immemoreal.com/sociot8r1part1.html].
Тема 2. Теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности
Методология— 1)путь научного познания процесса, явления, предмета (путь, по которому собирается теория). [конспект];
2) это учение об организации деятельности. [https://www.methodolog.ru/];
3) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе[https://www.methodolog.ru/].
Социально-культурная деятельность(СКД)— 1)это КД социального субъекта (профессиональные и непрофессиональные группы, вплоть до общества в целом) по: отбору культурных новаций, развитию способностей индивида и обслуживанию его творческой деятельности, сохранению, распространению и общественному использованию всех видов созданных культурных ценностей.[конспект];
2) деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д.[https://www.bestreferat.ru/referat-23528.html];
3) деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры.[ https://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/29568];
4)важнейшая часть жизнедеятельности людей, одно из условий формирования жизни личности. СКД включает в себя организацию свободного времени с производством, усвоением культурной деятельности, с досуговым общением, семейно-бытовой сферой жизни. Свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека.[https://www.coolreferat.com].
Культурные новации – 1) процесс производства новых культурных ценностей.[ конспект];
2) механизмы формирования новых культурных моделей самого разного уровня, которые создают предпосылки для социокультурных изменений.[https://lib.rus.ec/b/312608/read];
Теория— 1) (от греч. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.[ https://evoc.ru/index.php?voc_id=21&letter=%D2&word_id=508225];
2) одно из возможных объяснений наблюдаемых явлений, представляющее собой некоторое множество логически увязанных между собой допущений и пропозиций (суждений).[ https://www.onlinedics.ru/slovar/soc/t/teorija.html];
3) система взаимосвязанных утверждений, выводов, исходных положений и гипотез.[ https://www.onlinedics.ru/slovar/soc/t/teorija.html].
Теория СКД— 1)сложная саморазвивающаяся система научного знания, которая является базисом дл воспроизводства культурных ценностей и включения человека в их систему. [конспект];
2)важная мировоззренческая, историко-теоретическая и методологическая составляющая современного социально-гуманитарного и, в частности, философского знания. [https://philos.usu.ru/node/407];
3) система основных идей, касающихся возникновения, бытия и развития культуры, ее взаимодействия с природой, человеком и обществом, подходов к ее изучению, методов исследования. [https://yanko.lib.ru/books/cultur/theory_cult-ilonnik-bolshakova-2008-a..htm#_Toc209958125].
Парадигма— (от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований.[https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/902/ПАРАДИГМА]
Концепция— 1)ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления; внезапное рождение идеи, осн. мысли, художественного или др. мотива.[Философский энциклопедический словарь. 2010.(c.98)];
2)(от лат. conceptio – понимание, система) – определ. способ понимания, трактовки к.-л. предмета; осн. точка зрения на предмет; руководящая идея для его систематич. освещения.[Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.,(c.289)].
Объект— 1)(от лат. objectum — предмет) — в самом широком смысле то, на что направлено индивидуальное или коллективное сознание.[Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004..(c.261)];
2)(позднелат. objectum – предмет, от лат. objicio – бросаю вперед, противопоставляю) – то, что противостоит субъекту, на что направлена его предметно-практич. и познават. деятельность.[Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.,(c.500)].
Предмет— Вещество какой-либо науки, художества, ремесла и проч.[https://www.wordhist.ru/predmet.html].
Принципы СКД— 1) основа, исходное положение теории СКД как научного знания. [конспект];
2) наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы.[Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001, с.216-217];
3) это идея, объективная норма, свод главных правил реализации воспитательного и организационного назначения субъекта или объекта; основополагающие, фундаментальные идеи и положения социально-культурной деятельности учреждений культуры. [https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-paradigmy-teorii-sotsialno-kulturnoi-deyatelnosti].
Функции СКД— 1) совокупность предназначений и социальных ролей, которые способна выполнять СКД по отношению к человеку и обществу.[конспект];
2) предназначение культуры, её обязанность или роль, которую она играет в человеческой жизни. [https://warspear.net/lectiont6r1part1.html];
3) совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах. [https://yanko.lib.ru/books/cultur/theory_cult-ilonnik-bolshakova-2008-a..htm#_Toc209958369].
Средства СКД— 1)духовные и материальные виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды, идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувство и поведение людей, вовлечение их в мир культуры, в процесс ИКД, в культуру и социум. [конспект];
2) «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности. [https://www.npark.ru/sredstva-formy-i-metody-socialno-kulturnoj-deyatelnosti.html];
3)духовные и материальные виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды, идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей, вовлечение их в мир культуры, в процесс создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего обогащения ценностей культуры. [Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001, с.225].
Содержание СКД— комплекс специально отработанных и синтезированных видов культурной деятельности, в процессе которой:
1. расширяются, углубляются, обновляюоттся и приводятся в систему знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению научного мировоззрения, гражданской, нравственной и эстетической позиции;
2.формируются интеллектуальные и практические навыки и умения в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, развиваются творческие потенции личности;
3.создаются, осваиваются, сохраняются, распространяются и воспроизводятся ценности культуры;
4. усваиваются способы культурно-досугового творчества и нерегламентированного общения;
5. удовлетворяются и последовательно обогащаются духовно-эстетические интересы и потребности людей. [Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001, с.225].
Общество— 1) - совокупность связей и отношений, в которых индивиды находятся по отношению друг к другу и природе в процессе совместного производства собственной материальной жизни. [Ширяев Л. А. Коровина С. В. «Словарь культурологических терминов», (стр. 14)];
2) Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. [«Обществоведение. 1500 понятий и терминов.», Минск, «Аверсэв», 2009г., (стр. 103)].
Индивид— 1)человек как единичное природное существо, представитель вида Homosapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного,носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.)
[ https://www.persev.ru/individ];
2) единичная особь Homosapiens, отдельное человеческое существо, единство социального и биологического, в котором определяется уникальным сочетанием генетически запрограммированного и социально приобретенного индивидуального набора черт, свойств, качеств.[ https://www.insai.ru/slovar/individ];
3) отдельный представитель человеческого рода[https://www.bestreferat.ru/referat-24177.html].
Индивидуальность— 1)это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека,это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).[https://vse-o-iq.narod.ru/individualnost.htm];
2) неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры.
[ https://www.psychologov.net/view_post.php?id=363].
Индивидуализация— 1) создание благоприятных условий для развития творческих потенций личности, ее способностей и дарований; стимулирование процесса реализации единичных и особенных природных и социальных свойств человека, общественное признание его уникального вклада в социально-культурное творчество.[Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001, с.216];
2)процесс становления личности путем селекции информации, получаемой индивидом из окружающей среды, и производства новых духовных ценностей, значимых для общества.[ https://www.onlinedics.ru/slovar/soc/i/individualizatsija.html]
3) в определении, которое дает Юнг, подчеркиваются три момента: 1) целью этого процесса является развитие целостной личности; 2) индивидуализация не может осуществиться в состоянии изоляции, она предполагает и включает коллективные взаимоотношения; 3) индивидуализация подразумевает определенный уровень оппозиции по отношению к социальным нормам, не имеющим абсолютной ценности. [https://www.insai.ru/slovar/individualizatsiya-0].
4) формирование сознания, самосознания и индивидуальности человека, система качеств, представляющих выражение его этической сущности. Взаимосвязь личности и ее потребностей, мотивов и интересов. Влияние индивидуальных стилей на потребительские предпочтения. [https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00084673_0.html].
Тема 3. Культурные процессы как объект социально-культурной деятельности
Культурный процесс— 1) изменение во времени и пространстве культурных систем и объектов; это типовое взаимоотношение между людьми и их социальными группами, а также взаимодействие их с окружающим миром. [конспект];
2) взаимодействия, протекающие между культурными элементами в течение всего хода человеческой истории[https://filosofia.ru/70538/];
3) Изменение во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами[https://mirslovarei.com/content_fil/processy-kulturnye-1136html];
4) все направленные и целостные изменения, когда-либо происшедшие в характере взаимосвязи культурных элементов, причем источник этих изменений часто скрыт во внутренних закономерностях развития самой культуры. [https://moy-bereg.ru/faktoryi-kulturyi/suschnost-kulturnogo-protsessa-faktoryi-okazyivayuschie-vliyanie-na-ego-razvitie-2.html].
Культурные формы— это те оболочки, в которых представлен тот или иной культурный объект (артефакт).[https://terme.ru/dictionary/858/word/kulturnye-formy].
Жизнедеятельность— совокупность видов активности, объединяемых понятием жизни и свойственная живым существам.[https://vocabulary.ru/dictionary/25/word/zhiznedejatelnost];
2) перен. деятельность, работа человека за время существования, жизни.[https://poiskslov.com/word/жизнедеятельность/].
Человек— 1)существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности[https://psihotesti.ru/gloss/tag/chelovek/];
2)это самое разумное существо на земле, сумевшее развить свою собственную культуру, цивилизацию, постоянно ищущее свое место на земле[https://chtotakoe.com.ua/chto-takoe-chelovek].
Социальные группы— 1) своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом.[https://socialworkstud.ru/konspekt-po-socziologii/110-ponyatie-socialnoj-gruppy-vidy-socialnyx-grupp.html];
2)любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности.[https://studopedia.ru/view_socialpsihol.php?id=10];
3)это собрание людей, взаимодействующих определенным, упорядоченным образом на базе согласованных, взаимных ожиданий соответствующего поведения друг друга.[https://immemoreal.com/sociot8r1part1.html].
Артефакты— (от лат. artefactum – искусственно сделанное) — экспериментальный результат, возникающий из–за отклонений в проведении эксперимента или из–за дефектов самой методики.[https://psihotesti.ru/gloss/tag/artefakt/];
2) это созданный человеком материальный объект, несущий информацию о культуре, так или иначе характеризующий культуру как созданную человеком среду его обитания.[https://webotvet.ru/articles/opredelenie-artefakt.html].
Социальная интегрированность— сохранение человеком значимых ролей, социальных ориентиров и референтных групп.[https://vocabulary.ru/dictionary/793/word/socialnaja-integrirovanost].
Коммуникация— 1) (от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) —смысловой аспект социального взаимодействия.[https://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=411];
2)обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов.[https://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RKussztoqg.o9].
Меценатство— под этим понятиемпонимается покровительство развитию искусства и науки богатыми состоятельными людьми.[https://charityprivate.ru/patron-of-the-arts.html].
Тема 4. Типология культурных процессов—основа определения направлений СКД
Культурный процесс— 1) изменение во времени и пространстве культурных систем и объектов; это типовое взаимоотношение между людьми и их социальными группами, а также взаимодействие их с окружающим миром. [конспект];
2) взаимодействия, протекающие между культурными элементами в течение всего хода человеческой истории[https://filosofia.ru/70538/];
3) Изменение во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами[https://mirslovarei.com/content_fil/processy-kulturnye-1136html];
4) все направленные и целостные изменения, когда-либо происшедшие в характере взаимосвязи культурных элементов, причем источник этих изменений часто скрыт во внутренних закономерностях развития самой культуры. [https://moy-bereg.ru/faktoryi-kulturyi/suschnost-kulturnogo-protsessa-faktoryi-okazyivayuschie-vliyanie-na-ego-razvitie-2.html].
Характеристика —(Χαράσσω — черчу) dыбор из многообразия признаков, которые несет от каждого предмета или явления окружающей нас действительности наше восприятие, самого существенного, определяющего, характерного — принадлежит к числу основных деятельностей человеческого интеллекта.[https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/5982/Характеристика].
Коммуникация— 1) (от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) —смысловой аспект социального взаимодействия.[https://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=411];
2)обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов.[https://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RKussztoqg.o9].
Социальный опыт— важнейшая содержательная компонента культуры, представляющая собой исторически селектированные и аккумулированные в обществ. сознании членов сооб-в формы осуществления любой социально значимой деятельности и взаимодействия людей, показавшие свою приемлемость не только с т.зр. непосредств. утилитарной эффективности, но и в поддержании требуемого в существующих условиях уровня социальной консолидированностисооб-ва и его функциональных сегментов и подсистем, устойчивости организационных форм и эффективности процессов регуляции коллективной жизнедеятельности.[https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/661/СОЦИАЛЬНЫЙ].
Интерпретация— 1)действие, в результате которого выраженное на одном языке становится понятным на другом.[https://vocabulary.ru/dictionary/11/word/interpretacija];
2)толкование, разъяснение смысла.[https://dic.academic.ru/dic.nsf/business/5398].
Культурная система— понятие, выдвинутое структурным функционализмом и характеризующее культуру и культурные объекты (артефакты) как устойчивые образования, порожденные и поддерживаемые благодаря выполнению социально значимых функций.[https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8540/КУЛЬТУРНАЯ].
Культурная деятельность— 1)деятельность по созданию, обновлению, сохранению, охране, изучению и распространению культурных ценностей, эстетическому воспитанию, художественному и культурологическому образованию, организации культурного отдыха и досуга населения. [конспект];
2) целенаправленная и осознанная активность человека, обеспечивающая создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие духовных и материальных ценностей. [Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001, с.213];
3) деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения. [https://gendocs.ru/v3349/лекции_-_социально-культурная_деятельность].
Социальная группа— 1) своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом.[https://socialworkstud.ru/konspekt-po-socziologii/110-ponyatie-socialnoj-gruppy-vidy-socialnyx-grupp.html];
2)любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности.[https://studopedia.ru/view_socialpsihol.php?id=10];
3)это собрание людей, взаимодействующих определенным, упорядоченным образом на базе согласованных, взаимных ожиданий соответствующего поведения друг друга.[https://immemoreal.com/sociot8r1part1.html].
Социум— 1)коллектив людей, характеризующийся общностью социальной, экономической и культурной жизни.[ https://tolkslovar.ru/s10294.html];
2)устойчивая социальная общность, отличающаяся единством условий жизнедеятельности; социальная среда, с которой контактирует личность. [https://www.academy-continent.ru/ponyatie-sotsialnoy-obschnosti-obschestva-i-sotsiuma.html];
3)большая устойчивая общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием вследствие этого общей культуры. [https://www.onlinedics.ru/slovar/soc/p/sotsium.html].
Общество— 1) - совокупность связей и отношений, в которых индивиды находятся по отношению друг к другу и природе в процессе совместного производства собственной материальной жизни. [Ширяев Л. А. Коровина С. В. «Словарь культурологических терминов», (стр. 14)];
2) Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. [«Обществоведение. 1500 понятий и терминов.», Минск, «Аверсэв», 2009г., (стр. 103)].
Социально-культурная деятельность(СКД)— 1)это КД социального субъекта (профессиональные и непрофессиональные группы, вплоть до общества в целом) по: отбору культурных новаций, развитию способностей индивида и обслуживанию его творческой деятельности, сохранению, распространению и общественному использованию всех видов созданных культурных ценностей.[конспект];
2) деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д.[https://www.bestreferat.ru/referat-23528.html];
3) деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры.[ https://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/29568];
4)важнейшая часть жизнедеятельности людей, одно из условий формирования жизни личности. СКД включает в себя организацию свободного времени с производством, усвоением культурной деятельности, с досуговым общением, семейно-бытовой сферой жизни. Свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека.[https://www.coolreferat.com].
Тема 5. Субъекты культурной деятельности
Субъект— 1)(лат. subjectum - подлежащее) - индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.[https://vocabulary.ru/dictionary/16/word/subekt];
2)тот, кто противостоит внешнему миру как объекту познания; познающий и активно действующий человек.[https://tolkslovar.ru/s13650.html].
Культурная деятельность— 1)деятельность по созданию, обновлению, сохранению, охране, изучению и распространению культурных ценностей, эстетическому воспитанию, художественному и культурологическому образованию, организации культурного отдыха и досуга населения. [конспект];
2) целенаправленная и осознанная активность человека, обеспечивающая создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие духовных и материальных ценностей. [Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001, с.213];
3) деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения. [https://gendocs.ru/v3349/лекции_-_социально-культурная_деятельность].
Субъект культурной деятельности— 1) носитель определенных конкретных идей, проблем, традиций, инициатив, направленных на конкретное решение этих проблем. [конспект];
2) под субъектами подразумеваются как конкретные люди (индивиды, обладающие досуговыми потребностями, а также предприниматели, специалисты, работники учреждений культуры, помогающие организовать досуг других людей), так и совокупные субъекты (коллективы фирм, организации и учреждения, представительные и исполнительные органы сферы культуры и др.). [https://www.coolreferat.com/Культурно-досуговая_деятельность_часть=2].
3) это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности, создание объективированного мира "второй природы"[ https://www.kgau.ru/kultura/kulturologiya/Lekzii.K/lekz%204.k.htm].
Культурная политика— комплекс мераў, якiяпрымаюццадзяржаўнымiорганамiРэспублiкi Беларусь па захаванню, развiццю i распаўсюджванню культуры, арганiзацыйнаму, прававому, фiнансаваму, матэрыяльна-тэхнiчнаму, кадраваму, iнфармацыйнаму i iншамузабеспячэннюкультурнайдзейнасцi.[закон аб культуры РБ].
Функции социально-культурной деятельности— 1) совокупность предназначений и социальных ролей, которые способна выполнять СКД по отношению к человеку и обществу. [конспект];
2) предназначение культуры, её обязанность или роль, которую она играет в человеческой жизни. [https://warspear.net/lectiont6r1part1.html];
3) совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах. [https://yanko.lib.ru/books/cultur/theory_cult-ilonnik-bolshakova-2008-a..htm#_Toc209958369].
Тема 6. Общественные и государственные институты социально-
Социальный институт— 1) это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.[ https://www.terver.ru/socialstudies/socialnie_instituti.php];
2) единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни[https://www.bestreferat.ru/referat-6980.html];
3) высокоорганизованные системы, обладающие устойчивой структурой, прочной интеграцией своих элементов, гибкостью и динамичностью, обеспечивающих выполнение культурой всех своих функций. В узком смысле, социальные институты культуры организуют и регулируют собственно духовную среду деятельности человека – систему образования, научной работы, художественного творчества, религиозную жизнь, а также информационные потоки. Выступают как элементы социальной структуры, предназначенные для упорядочения совместной жизни людей в обществе. [Гуревич П.С. «Словарь по культурологии», (стр.16)];
4) исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах морали (нравственности), права система общественных отношений, например, семья, образование, государство, право, собственность, наука, экономика, политика, армия и т.д.[ https://www.politlogia.narod.ru/s/SANZ_SOC/g-062.htm].
Культура— 1)совокупность культурных ценностей, ориентированных на удовлетворение духовных потребностей людей и созданных (преобразованных) в результате деятельности человека или тесно связанных с такой деятельностью. [ЗАКОН РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ «Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь», гл.1, ст.1.];
2) социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни.[ https://bookucheba.com/page/kulturologis/ist/ist-11--idz-ax249--nf-3.html];
3) сообщаемое знание, которое передается от поколения к поколению, чтобы помочь членам групп жить в определенном времени, месте или ситуации [https://www.coolreferat.com/Понятие_культуры].
Воспитание— это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическоеразвитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.[https://doshkolnik.ru/vospitanie.html].
Социально-культурные институты— 1) объединение людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решения конкретных социально-культурных задач[https://coolreferat.com/Социально_культурные_институты];
2) совокупность различных форм организации и регулирования общественных отношений, специальных учреждений, системы норм, социальных ролей, обеспечивающих реализацию, необходимых для существования и развития общества в целом.[«Обществоведение. 1500 понятий и терминов.», Минск, «Аверсэв», 2009г., (стр. 208)].
Семья— 1) исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения[https://www.antidrug.ru/preventivedrug/preventive7.htm];
2)союз лиц, основанный на браке, родстве, воспитании людей.[«Обществоведение. 1500 понятий и терминов.», Минск, «Аверсэв», 2009г., (стр. 218)].
Социально-культурная деятельность(СКД)— 1)это КД социального субъекта (профессиональные и непрофессиональные группы, вплоть до общества в целом) по: отбору культурных новаций, развитию способностей индивида и обслуживанию его творческой деятельности, сохранению, распространению и общественному использованию всех видов созданных культурных ценностей.[конспект];