Б . Предмутакаллимы - кадариты и джабриты




Становление теологической философии ислама

 

Калам – «спекулятивная теология»

А.. Термин "калам" - история развития

Калам (араб., букв. – речь, беседа) – термин, который в мусульманской литературе имел несколько основных значений:

· слово божье (в смысле «логоса»);

· способ рассуждения, основанный на разуме – логика или диалектика;

· «спекулятивная теология» (илм ал-калам).

Как особая дисциплина в мусульманской культуре «калам» понимался применительно к домутазилитской религиозной литературе для обозначения рассуждений, основывавшихся на аналогии и касавшихся антропоморфных атрибутов Бога, свободы воли, судьбы грешников в загробном мире и других проблем; к мутазилизму (начало IX в.), опиравшемуся на аналогии и силлогизм, и ашаризму, призванному противоборствовать мутазилизму.

Калам как способ рассуждения сопоставим с философскими доводами в защиту догматов ислама. Калам как «спекулятивная теология» – это одно из направлений арабо-мусульманской философии, сложившееся в начале IХ в. и опиравшееся на силлогизм и аналогию, в основе которых лежали философские положения, а не следование религиозным авторитетам.

В целом представители калама – мутакаллимы подвергались резкой критике со стороны догматиков-традиционалистов (салафитов): ханбалитов, которые отказывались обсуждать антропоморфистские стихи Корана; хашвитов, которые, напротив, отказывались обсуждать стихи, запрещавшие антропоморфическое представление о Боге.

В историко-философском плане калам можно рассматривать как третью попытку философизации «священного писания» после Филона Александрийского и представителей патристики.

В истории развития калама принято выделять три этапа: ранний, который представлен мутазилизмом (IX в.); поздний – ашаризмом (X-XII вв.); и, наконец, этап сближения калама с философией восточного перипатетизма (ХШ-ХУ вв.).

Общая тематика Калама - Возникновение общей тематики калама первоначально было связано с проблемами верховной власти, веры, предопределения и свободной воли, сущности Бога и его атрибутов.

Все эти проблемы были связаны с пониманием основных принципов новой религии (ислам), следовательно с интерпретацией значения и смысла «божественного откровения»(Корана).

В целом, можно выделить некоторые проблемы, по которым предмутакаллимы (и зрелые мутакаллимы) давали трактовку Корана в терминах философии:

Проблема атрибутов Бога. Начало разработки данной проблемы в каламе было положено спорами между мусульманами и христианами относительно Троицы вскоре после завоевания арабами Сирии (635 г.). С развитием калама вера в реальное существование нетелесных атрибутов Бога была воспринята большинством религиозных авторитетов, но отвергалось теми мутазилитами, которые утверждали абсолютную единосущность Бога, отрицая в нём всякую множественность и реальность приписываемых ему атрибутов и считая, что они лишь обозначают его имена.

Проблема извечности и сотворения Корана. Одни мутакаллимы утверждали, что Коран является воплощением Слова Божия и поэтому обладает и божественной, и земной природой, а другие считали, что Коран – это не более как выражение предшествующего Слова Божия или подражание ему.

Проблема сотворения мира. Концепцию творения ex nihilo в явной форме нельзя найти в мусульманском писании. Одни мутакаллимы трактовали творение мира «из не-сущего», т.е. из ничто, а другие (мутазилиты) рассматривали «не-сущее», как нечто реальное и, таким образом, утверждали, что мир был сотворён из некой предшествующей материи.

Проблема свободной воли и предопределения. Мутакаллимы толковали проблему человеческой воли по-разному: одни считали, что Бог наделил человека свободой воли с самого рождения и поэтому человек несет ответственность за свои поступки, другие же утверждали, что Бог наделяет человека перед каждым его действием соответствующей силой (концепция «касб» – «приобретение»).

 

Б. Предмутакаллимы - кадариты и джабриты

На раннем этапе развития ислама доминирует идея фатального предопределения. Среди мусульман первых поколений господствовало убеждение, подкрепленное Кораном, что в силу безграничности власти Бога жизнь человека предопределена. Сторонников божественного предопределения называли джабаритами.

Оба термина – «кадариты» и «джабариты» – имеют домутазилитское происхождение. Они служили негативными наименованиями противника и не применялись для характеристики собственных взглядов. Первоначально оба термина могли употребляться как синонимы, и лишь позже последовательные сторонники учения о вынужденном, а не автономном характере действия человека стали называть своих соперников кадаритами.

Джабариты - (от аль джабр – «принуждение»). Для джабаритов Бог становился орудием тотального рока, вершителем неотвратимого приговора. Действия человека детерминированы Богом. Характеризируя джабаритов, аш-Шахрастани в «Книге о религиозных сектах и философских школах», пишет: «Джабр – это в сущности удаление действия от человека и приписывание его Господу всевышнему. Джабриты подразделяются на категории. Истинные джабариты – это те, которые совсем не признают за человеком действие и способность к действию… человек не властен над чем-либо и не наделён возможностью действовать, он исключительно принуждён в своих действиях, не обладая ни способностью, ни волей, ни свободой выбора. Именно Бог всевышний творит в человеке все его действия точно так же, как он творит процессы и действия в минералах. Действия приписываются человеку иносказательно, как приписываются они минералам, когда говорят «дерево плодоносит», «вода течёт», «камень движется», «солнце восходит и заходит», «небо покрылось тучами, и полил дождь, «земля трясётся, приносит плоды» и тому подобное. Воздаяние и наказание – принуждение, как и все действия суть принуждение. Если принуждение твёрдо установлено, то религиозная обязанность также есть принуждение». Общая позиция джабаритов заключается в том, что всё благо и зло в судьбе человека - от Бога и что человеческие поступки совершаются по воле Бога. Если человек действует в соответствии с Шариатом, божественная воля творит его поступок. Если он поступает в противоречии с Шариатом, божественная воля выражается в "позволении" ему поступить так.

Кадариты – слово кадар (от к а дар – «власть, могущество») в раннем исламе в первую очередь означает божественное повеление, могущество и предопределение. Существует двоякое понимание кадаритов, или тех, кто так или иначе говорил о предопределении. Как термин (кадариты) он обозначает название ряда теологических движений, придерживавшихся концепции свободы человеческой воли и утверждавших, что человек свободен в своих действиях и не ограничен предопределением, в противоположность джабаритам. Сторонников этого учения называли кадаритами. Они являются представителями первоначального свободомыслия в исламе.

Движение кадаритов зародилось в начале VIII в. Оно опиралось на идею свободы человека в выборе своих действий. Прозвище им было дано противниками. Оппоненты называли их «магами», намекая именно на неисламские истоки учения. Сами же эти мыслители, к которым принадлежали в дальнешем и мутазилиты, отвергали правомерность применения к ним этого прозвища, имевшего в устах их противников негативный смысл.

Первоначальные кадариты не составляли отдельного течения. Опираясь на коранические аяты и хадисы, признававшие наличие свободы воли, они считали человека творцом своих действий. Поскольку Бог творит только добро, зло происходит от человека. Человек может выбирать между добром и злом. Проблемная полемика, которую вели кадариты, возникла под влиянием острых социально-политических и моральных проблем эпохи «великой смуты». Кадаритов заботила моральная сторона отношений Бога и человека, осознанная ими как проблема: как Бог может наказывать человека за дурные поступки, совершённые по Его же воле? Отсюда их отрицание предопределения и провозглашение свободы человека в выборе своих действий. А спор между кадаритами и джабаритами вспыхнул после прихода к власти в халифате династии Омейядов, которые стремились легитимировать свою власть с помощью доктрины о предопределении.

Первоначальные кадариты – это истолкователи божественного могущества. Они впервые затронули вопрос о божественном могуществе. Среди них Гайлан аль-Дамаски (казнен в 742 г.) и аль-Хасан аль-Басри (ум. 728 г.). Впоследствии из среды кадаритов образовалось течение мутазилитов, которые выступали с резкой критикой фатализма, провозглашая разум универсальным критерием оценки всего сущего, в том числе проблем веры, добра и справедливости.

Что касается проблемы божественных атрибутов, то есть полемики антропоморфистов и неантропоморфистов, то она возникла в первой половине VIII в. в связи с убеждением, что некоторые понятия, которыми описывается Бог в Коране, обозначают реальные нетелесные сущности, от века существующие в Боге.

 

Мутазилизм

 

 

Мутазилиты — (араб. – отделившиеся, обособившиеся) – представители первой крупной школы в мусульманской теологической и теолог-философской мысли, процветавшей в первой половине IX в. Они олицетворяли собой класическую форму рационализма, свободомыслия, критического духа и гуманизма в мусульманской культуре. Характерная черта мутазилизма – рациональность: рациональные критерии проверки ответов на те или иные вопросы и следование этим рациональным критериям ставилось выше их согласованности даже с центральными положениями вероучения, не говоря о второстепенных.

Они целиком были заняты научной и философской деятельностью. Но в конце правления Омейядов, мутазилиты подверглись репрессиям со стороны халифа Хишама за поддержку Зейда ибн Али, который поднял восстание в Ираке в 739 году. Эти репрессии привели к активизации мутазилизма в политической жизни халифата. В 744 году ими впервые был осуществлен дворцовый переворот и они привели к власти халифа Йазида ибн аль-Валида, который, однако, не смог удержаться у власти. С приходом к власти Аббасидских халифов, позиции мутазилизма ещё более упрочились. Их потенциал стал использоваться новыми властями.

Мутазилизм возник и получил первоначальное развитие в ходе мусульманских диспутов вокруг различных политических, социальных, моральных и религиозных проблем, а также в полемике с представителями других верований, прежде всего христианства, манихейства и иудаизма. В этих спорах сложилась характерная для всего калама в целом проблематика, включившая вопросы об атрибутах Бога и их соотношении с его сущностью, извечности Корана как слова божьего или его сотворенности во времени, проблему свободы воли и предопределения и т.п.

Мутазилиты считались «отделившимися», потому что они утверждали, что совершающий смертельный грех отходит от рядов правоверных, но не становится неверующим, т.е. он занимает промежуточное положение между теми и другими. Принято считать, что мутазилиты восходят к кругу аль-Хасана ал-Басри, от которого откололись его ученики Васил ибн Ата (ум. 748) и Амр ибн Убайд (ум. 762).

Деятельность мутазилитов проходила в период активного движения по переводу и освоению работ античных мыслителей во второй половине VIII в. Мутазилиты отрицали необходимость слепого следования религиозным авторитетам и традициям (таклид). Сомнение они рассматривали как первое условие познания. Аль-Джахиз (ум. 869) считал, что «пятьдесят сомнений стоят больше одной догмы». Они считали, что человек кроме пяти чувств обладает еще и шестым – разумом, «светом разума», на суд которого должны быть отданы все проблемы. Они опирались на силлогизм и аналогию (кыяс), в основе которых лежали философские, а не религиозные положения. Все трактаты, которые приписывают или относят к мутазилитам, включали в себя два главных раздела: о справедливости и единобожии (таухид), и поэтому их называли поборниками справедливости и единобожия.

Мутазилиты основывали свои взгляды на учениях Демокрита, Эпикура, Эмпедокла и других античных философов. Наиболее известными представителями мутазилизма были аль-Алляф (ум. ок. 840), ан-Наззам (ум. 835-846), аль-Джахиз. Мутазилиты были активными сторонниками свободы воли, полагая, что Бог справедлив, и поэтому он может творить по отношению к своим созданиям только то, что целесообразно и справедливо. Отсюда делался вывод, что Бог не может быть источником зла и несправедливости, потому что если человеческая воля несвободна и все поступки людей предопределены, то получается, что Бог несправедлив, наказывая их за зло.

Пять основных принципов этического рационализма мутазилитов, общих для всех его школ, включали: о бъективность ценностей; Бог – источник одного лишь блага; рациональная познаваемость ценностей; человеческая способность действовать и познавать ценности; вечное вознаграждение или наказание в потустороннем мире сообразно с ответственностью человека.

Мутазилиты устанавливали, что, человек является подлинным действователем, следовательно, он несёт ответственность за все свои действия. Отсюда принцип строгой ответственности, характерный для мутазилитов.Представление об автономии действия, сопровождающего автономную волю человека, означало, что человек совершает свои поступки сам, без принуждения и предопределения. Это положение было важно ещё и потому, что к числу действий мутазилиты относили веру и неверие.

Считая награду и наказание полностью заслугой человека, мутазилиты занимали морально- рационалистическую позицию в вопросе о возможности прощения совершенных грехов и в вопросе о "разрешенности" малых грехов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: