Для написания билета я опиралась на лекцию Зарины (да-да, она читала по этой теме), поэтому некоторые вопросы, не заявленные в теме билета, но отраженные в ее лекции включены в билет + интернет
Понятие «социальная перцепция» было введено американским психологом Дж. Брунером для обозначения факта социальной обусловленности восприятия (оно зависит от характеристик воспринимаемого объекта, прошлого опыта субъекта, его целей и т. д.). Сегодня под социальной перцепцией понимают процесс восприятия так называемых социальных объектов (другие люди, социальные группы, большие социальные общности).
Отличия в понимании перцепции:
Общая психология | Социальная психология |
перцепция относятся к когнитивным процессам (наряду с памятью и вниманием) | под перцепцией понимается не только восприятие, но и вся совокупность когнитивных процессов |
мотивация и эмоции связаны с когнитивными процессами, но сохраняют свою специфику | эмоциональные процессы – неотъемлемая часть восприятия и его важная характеристика |
перцепция как процесс | перцепция как результат этого процесса (образ) |
Специфические черты социальной перцепции:
1) социальный объект (индивид, группа) не пассивен по отношению к воспринимающему субъекту;
2) внимание субъекта перцепции сосредоточено не на моментах порождения образа, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе причинных (атрибуция, но об этом ниже);
3) познавательные и эмоциональные компоненты тесно связаны.
Если представить себе процессы социальной перцепции в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема. Она включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид (И), то он может воспринимать:
|
1) другого индивида, принадлежащего к «своей» группе;
2) другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе;
3) свою собственную группу;
4) «чужую» группу.
Если даже не включать в перечень большие социальные общности, которые в принципе так же могут восприниматься, то и в этом случае получаются четыре различных процесса, каждый из которых обладает своими специфическими особенностями.
Целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии (о восприятии человека человеком), т.к. именно этот процесс непосредственно включен в общение. Иными словами, в данном контексте речь идет лишь о позициях 1) и 2).
Механизмы перцепции (Зарина говорила только о трех, поэтому я только о них пишу, на деле их больше):
1) идентификация предполагает уподобление себя другому человеку (попытку поставить себя на место другого человека). Идентификация связана с эмпатией, однако для последней не необходимо отождествление.
2) рефлексия - осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
Дж. Холмс, описывая ситуацию общения неких Джона и Генри, утверждал, что в действительности в этой ситуации даны как минимум шесть человек: Джон, каков он есть на самом деле; Джон, каким он сам видит себя; Джон, каким его видит Генри. Соответственно три «позиции» со стороны Генри.
Впоследствии Т. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию до восьми персон, добавив еще: Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри, и соответственно то же для Генри[1].
|
3) проекция – перенос на других людей особенностей своего поведения.
Эффекты восприятия [2]:
1) Эффекты стереотипизации:
● Гало-эффект (эффект ореола) — общее мнение о человеке переносится на его неизвестные черты
● Эффекты последовательности:
└ Эффект первичности (эффект первого впечатления) — первая информация имеет наибольшее влияние на формирование впечатления
└ Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
2) Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
3) Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
4) Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
5) Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.
6) Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
Казуальная атрибуция. Суть этого явления состоит в том, что в условиях дефицита информации мы буквально придумываем причины поведения человека. Если речь идет о просто атрибуции, то здесь мы додумываем характеристики.
КА бывает внутренней (связывание поведения человека с его характеристиками) и внешней (связывание поведения человека с ситуацией).
3 вида атрибуции (Келли):
1. Личностная (субъективная) – причина наблюдаемого поведения приписывается субъекту, который это поведение осуществляет.
|
2. Объектная – это ситуация, когда причина приписывания объекту, над которым совершается действие.
3. Обстоятельственная – причина приписывается обстоятельствам, сопровождающим действия.
Фундаментальная ошибка атрибуции: наблюдатель склонен переоценивать личностный фактор и недооценивать обстоятельственный. Пример. Если вы накричали на кого-то в метро за то, что вам наступили на ногу, то окружающие решат, что вы – истеричный и сварливый человек. Вы же будете говорить о том, что в тот день вы очень нервничали, проспали утром, не успевали вовремя, а какой-то хамоватый тип решил станцевать чечетку на вашей ноге. И вообще, он первый начал.
В случае с успехами-неудачами другая ситуация. В случае успеха посторонний наблюдатель решит, что обстоятельства сложились благополучно. Исполнитель же будет считать, что все хорошо, потому что он такой замечательный.
В случае неудачи все с точностью до наоборот. Наблюдатель скажет, что исполнитель – растяпа, а исполнитель решит, что во всем виноваты обстоятельства.
Факторы социально-перцептивной адекватности. Их очень много. В принципе, сюда можно записать любой из эффектов. Например, эффект роли. Учитель кажется нам очень серьезным и ответственным. Но таким мы его видим на уроках. А по вечерам он может курить гашиш. Но нам такое и в голову не придет – восприятие не адекватно. То же самое и со стереотипами (пример – национальные стереотипы), эффектом ореола (люди, которые хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше тех, кто относится к нам плохо) и т.д.
Сюда еще можно добавить влияние самооценки. Полнота и характер оценки другого человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, присущее ему отношение к другим людям. Если один из участников общения уверен, что его суждения о другом точно соответствуют действительности, то он обычно не заинтересован в получении обратной связи. В этом случае воздействие первого впечатления может оказаться решающим.
Среди людей, способных точнее судить и понимать поведение других, чаще встречаются те, кто:
- в своих заключениях опираются на наблюдение за поведением, а не на стереотипы;
- менее авторитарные личности;
- более объективно относящиеся к себе.
Таким образом, неудачи и провалы в межличностной коммуникации часто случаются потому, что, во-первых, люди неверно воспринимают друг друга; во-вторых, не понимают, что их восприятия неточны.
Удачи на экзамене!
[1] Простите за это извращение, но оно из лекции
[2] Они же феномены (как я поняла). Их очень много, здесь лишь некоторые