Рационализм и свободомыслие (Чистых братьев)




 

Чистые братья (ихван ас-сафа) – тайный религиозный союз, возникший в середине Х в. в г. Басра, чьи политико-философские идеи легли в основу идеологии карматского государства в Аравии и фатимитского государства в Африке. Поскольку этот союз носил строго закрытый характер, то крайне трудно перечислить достоверно всех его руководителей. «Чистые братья» имели широкую сеть проповедников, которых отличала строгая дисциплина и конспиративность. Организационная структура союза «Чистых братьев» предусматривала 4 ступени совершенства: на первой ступени находились новобранцы в возрасте от 15 до 30 лет, отличавшиеся чистотой нравов и разумностью; на вторую ступень допускались люди в возрасте от 30 до 40 лет, характеризовавшиеся склонностью к организационно-руководящей работе, обходительностью и великодушием; на третью ступень допускались члены союза в возрасте от 40 до 50 лет, которые должны были быть пропагандистами и иметь сильную волю; четвертой ступени совершенства достигали люди старше 50 лет, которые должны были отличаться высоким уровнем нравственных и интеллектуальных добродетелей. «Чистые братья» всегда находились в оппозиции к правящему режиму, официальной идеологии и стремились на основе аллегорической интерпретации «священных текстов» найти общечеловеческую универсальную истину. Рассматривая существующее государство как государство зла, они резко критиковали имущественные неравенства, считая панацеей от социальных конфликтов идею просвещения, приобщения людей к научным знаниям и на основе этих знаний - к нормам нравственности и воспитанию. С этой целью было написано 52 трактата, энциклопедический свод знаний под названием «Послание Чистых братьев и верных друзей».

Синкретичность и противоречивость содержаний этих трактатов была обусловлена тем, что некоторые из них предназначались для новобранцев, а другие для тех, кто в большей или меньшей степени был знаком с философией и естественными науками. В этих трактатах можно обнаружить хорошее знание сочинений Аристотеля в вопросах логики и философии, Галена – в области антропологии, психологии и медицины, Евклида – в геометрии, Птолемея – в астрономии, а также пифагорейцев и учения древней Индии и Ирана. В основе онтологического и космологического учения «Чистых братьев» лежало представление о макро- и микрокосмосе. Они писали о Человеке-земле, Человеке-небе, Человеке-времени, Универсальном Человеке (или Человеке-знании и Человеке-религии), которые в целом составляют образ Совершенного человека. Эманацию сущего от Бога они связывали с развитием человеческого организма, который проходил 7 стадий образования Человека - Деятельного разума как эманации божества. И если на первой стадии человек находился у истоков сущего повеления божия, то на седьмой стадии совершенства деятельного разума он объединял в себе всю совокупность эманации. Бог сотворил вещи «единым актом», т.е. в извечности. Если в потенциальном состоянии бытие относится к его творениям одинаково, то актуальное бытие проявляется в них с разной интенсивностью в зависимости от близости или удаленности от материи. Соответственно, различные ступени сущего (деятельный разум, душа и материя) причастны по-разному к четырем онтологическим состояниям: к существованию, пребыванию (бака), полноте и совершенству, ибо деятельный разум обнимает все эти четыре состояния, душа – первые четыре, а материя – первые два. Божественная эманация для всех вещей обнаруживается с одинаковой силой, но сами вещи не способны отражать ее, поэтому зло не от Бога, а от самих вещей. А человек, соединившийся с деятельным разумом, в наибольшей степени отражает в себе божественные атрибуты (могущество, жизнь, знание). Поскольку души людей – различные, то религии по-разному передают для всех божественную истину, и потому истина так или иначе заключена во всех религиях. Единое начало «Чистые братья» отождествляли с Богом всех мировых религий. Считая, что Бог лишен положительных качеств (о нем никто не может сказать ничего определенного), они утверждали, что единственный путь познания «творца» связан с изучением его «творений», т.е. познание Бога предполагает изучение разнообразных наук и исследование окружающего мира. Таким образом, Бог символизирует единство и законосообразность процессов, происходящих в мире, а всеобщая гармония мира означает, как и у пифагорейцев, что структура неба определяется законами музыкальной гармонии. Венцом развития сущего, по учению «Чистых братьев», является человек как самое совершенное существо во Вселенной, а разум человека – это не только источник знаний, но и критерий нравственности и, следовательно, истинное знание рассматривается ими как добродетель высшего порядка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: