Этиология наркомании и алкоголизма.Психологические,социальные,и семейные аспекты.




Если учесть, что наркотические средства потребляют в основном молодые люди до 25 лет, то становится понятной актуальность проблемы профилактики распространения наркомании и важность своевременного выявления и лечения лиц, страдающих наркотической зависимостью. Дело осложняется еще тем, что больные наркоманией составляют около 10 % от общего числа молодых людей, потребляющих наркотические средства.

Чрезвычайно важным аспектом проблемы является неуменьшающийся риск распространения ВИЧ-инфицирования и других острых инфекционных заболеваний (гепатит) среди наркотизирующихся, поскольку наиболее часто применяется инъекционный способ введения наркотика. В равной мере это относится и к распространению среди наркотизирующихся венерических болезней, так как многие наркотические средства повышают сексуальную расторможенность, что ведет к частым и случайным половым контактам. Следовательно, для профилактики инфицирования необходимы конкретные меры, направленные на уменьшение данного риска среди наркозависимых, своевременная диагностика инфекций, а также оказание больным социальной и квалифицированной медицинской помощи.

Лечение больных наркоманией в условиях наркологического стационара в настоящее время следует признать малоэффективным, поскольку ремиссию более 1 года после стационарного лечения, как правило, регистрируют лишь у 9 – 12 % пациентов. Такая низкая эффективность предполагает разработку новых способов лечения заболевания, а также специальных реабилитационных программ, позволяющих увеличить продолжительность ремиссии, а также профилактировать возникновение рецидивов. Использование фармакологических методов лечения наркомании (например, метадоновых программ поддержки при героиновой наркомании или систематического введения блокаторов опиатных рецепторов, таких как налтрексон) в нашей стране не нашло широкого применения из-за дороговизны такого лечения, а также его паллиактивности, как в случае с методоном.

Этиология и патогенез алкоголизма

Многочисленные исследования показали сложность и многофакторность развития алкоголизма. Наряду со специфическим действием алкоголя в этиологии заболевания важное значение имеют три основные группы факторов: 1) социальные; 2) психологические; 3) биологические (индивидуальные физиологические и биохимические особенности). Констелляция социальных факторов, включающих доступность алкоголя, алкогольные обычаи и влияние микросреды, формирующие установку на потребление спиртного, и границы дозволенного в приеме алкоголя определяют; алкогольный стереотип поведения индивида.

Среди психологических факторов первостепенное значение для развития алкогольной зависимости имеют такие личностные особенности человека, как способность противостоять стрессорным воздействиям, переносить эмоциональное напряжение, умело разрешать конфликтные ситуации. Тот факт, что алкоголь способствует расслаблению, часто вызывает повышенное настроение, эйфорию, снимает эмоциональное напряжение, определяет мотивы приема спиртных напитков лицами с эмоциональной неустойчивостью, пониженными адаптационными возможностями.

Однако длительное употребление алкоголя хотя:и повышает риск развития заболевания, не всегда приводит к формированию алкоголизма. Иногда, напротив, короткий период злоупотребления спиртными напитками быстро приводит к формированию алкогольной зависимости. Эти общеизвестные факты свидетельствуют о значении биологических особенностей индивидуума, определенных физиологических и биохимических параметров в.развитии патологических сдвигов в организме, определяющих болезненное влечение к алкоголю. В настоящее время можно отметить несколько направлений в исследовании роли биологических факторов в развитии алкоголизма. Одним из важных показателей является скорость разрушения алкоголя в организме, которая контролируется главным образом ферментом алкогольдегидрогеназой (АДГ). Типы активности АДГ очень варьируют. Это обусловливает разную скорость разрушения и выведения алкоголя из организма, а также образование разного количества ацетальдегида — продукта метаболизма алкоголя, которому многие исследователи отводят важную роль в формировании заболевания. В ряде исследований предполагается, что изначальная склонность к алкоголю может определяться наследственной недостаточностью тиаминового обмена и обмена аминокислот. Большинство этих особенностей определяются наследственными факторами.

Проблема патогенеза алкоголизма заключается в том, что как безусловно токсичный агент алкоголь при систематическом употреблении приводит к изменениям во многих системах и органах. По современным представлениям, патогенетической основой алкоголизма служат именно те воздействия этанола, которые обусловливают формирование основных симптомов заболевания: влечения к алкоголю, алкогольного абстинентного синдрома и измененной толерантности к алкоголю. Все другие нарушения, вызываемые алкоголем, относят ч следствиям его токсического действия. Таким образом, алкоголизм следует рассматривать с учетом воздействия на организм комплекса взаимосвязанных внешних причин и внутренних предрасполагающих условий. Однако каковы бы ни были биологические факторы риска развития заболевания, триггерным механизмом в запуске патологического процесса становится злоупотребление алкогольными напитками.

 

 

23. Определение психотерапии и содержание ее основных понятий: психотерапевтическая интервенция, психотерапия, психопрофилактика, психологическая коррекция, психологическое консультирование. Основные методы психотерапии у детей

В настоящее время не существует единого определения психотерапии. В литературе их насчитывается около 400. Одни из них четко относят психотерапию к медицине, другие акцентируют внимание на психологических аспектах. Отечественная традиция состоит в том, что психотерапия определяется как метод лечения, то есть входит в компетенцию медицины. Зарубежные определения психотерапии в большей степени подчеркивают ее психологические аспекты. Психотерапия – это наука о способах вербального и невербального воздействия на психику человека и через психику на весь организм с лечебной и профилактической целью.

Определение Кратохвила С., объеденяющее медицинский и психологический подходы: «Психотерапия представляет собой целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами».

К проведению психотерапии имеются следующие противопоказания:

1) Эпилепсия и различные судорожные синдромы;

2) Органическое поражение ЦНС со снижением интеллектуальных функций;

3) Наличие продуктивной симптоматики (наличие психоза);

4) Прием нейролептиков и антидепрессантов в высоких дозах;

5) Абсолютным противопоказанием является низкая мотивация (или ее отсутствие) у самого пациента.

Психотерапия преследует 2 основные цели: Избавление от болезненных симптомов; Восстановление трудоспособности. Психологическая коррекция – направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Психодиагностическое интервью – это метод получения информации о свойствах личности, психопатологических феноменах, внутренней картине здоровья и болезни пациента и способ психокоррекционного воздействия, проводимый непосредственно на основании личного контакта терапевта и пациента.

Психодиагностическое интервью от беседы отличается тем, что оно нацелено не только на предъявление жалобы и проблемы, но и на выявление скрытых мотивов поведения.

Психологическое консультирование – процесс, направленный на помощь человеку в разрешении (поиске путей разрешения) возникающих у него проблем и затруднений психологического характера. Психопрофилактика – совокупность мероприятий, направленных на предупреждение психологической дезадаптации, психосоматических и нервно-психических заболеваний, способствует реабилитации больных. Теория психотерапии. При всем разнообразии психотерапевтических подходов существует три основных направления в психотерапии, три психотерапевтические теории (психодинамическая, поведенческая и гуманистическая) соответственно трем основным направлениям психологии, и каждое из них характеризуется своим собственным подходом к пониманию личности и личностных нарушений и логически связанной с этим собственной системой психотерапевтических воздействий. В последнее время наблюдается формирование четвертой силы в психотерапии – трансперсональной. Эта психотерапия «новой волны» обращается к положениям потрясающей психотерапии (В. А. Ананьев, 2006). Эта универсальная модель «потрясающей психотерапии» делает попытку изучать человека в единстве с миром, то есть в конкретных психических проявлениях человека обнаруживает сущность человека как таковую в ее целостности.

Если в рамках психодинамического подхода в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения рассматриваются бессознательные психические процессы, а невроз (и нарушения личности) понимается как следствие конфликта между бессознательным и сознанием, то психотерапия будет направлена на достижение осознания этого конфликта и бессознательного. Этой задаче подчинен и собственно психоаналитический метод. Осознание достигается за счет анализа (включающего определенные процедуры) свободных ассоциаций, символических проявлений бессознательного, а также сопротивления и переноса. Сама психоаналитическая процедура строится таким образом, чтобы способствовать проявлению бессознательного. Именно этим определяется содержание процесса психотерапии, степень его структурированности, стратегия и тактика психотерапевта, его роль и позиция, уровень активности, интенсивность и частота сеансов и пр.

Представители поведенческого направления фокусируют свое внимание на поведении как единственной психологической реальности, доступной непосредственному наблюдению. Норма – это адаптивное поведение, а невротический симптом или личностные расстройства рассматриваются как неадаптивное поведение, сформировавшееся в результате неправильного научения. Таким образом, целью психологического вмешательства является научение, то есть замена неадаптивных форм поведения на адаптивные (эталонные, нормативные, правильные). Методически научение осуществляется на основании базовых теорий или моделей научения, существующих в бихевиоризме (классическое и оперантное обусловливание, научение по моделям, социальное научение).

Гуманистическое, или «опытное», направление исходит из признания уникальности человеческой личности и в качестве основной потребности рассматривает потребность в самореализации и самоактуализации. В самом общем виде невроз является следствием невозможности самоактуализации, следствием блокирования этой потребности, что связано с недостаточным самопониманием и принятием себя, недостаточной целостностью Я. В этом случае целью психологического вмешательства будет создание условий, в которых человек сможет пережить новый эмоциональный опыт, способствующий осознанию и принятию себя, а также интеграции. Необходимость создания условий, в рамках которых человек получает наилучшие возможности для приобретения нового эмоционального опыта, определяет специфические особенности поведения психотерапевта, его роль, позицию, ориентацию и стиль.

В рамках каждого из трех основных направлений существует разнообразие школ, но основные теоретические подходы являются общими.

Четвертое направление в психотерапии – потрясающая психотерапия (В.А. Ананьев, 2006), делает акцент на феноменальной ор­ганизации человека, ставит запредельные задачи в совершенствовании личности и тем самым разделяет трансперсональный подход в психоте­рапии. Столкнуться с «сущностью» человека можно только в универсуме, сама «сущность» человека исходно трансперсональна. Трансперсональный опыт по своей сути означает преодоление границ Я, то есть это опыт, превосходящий личное. Таким образом, выход в метасистему может быть осуществлен через открытые двери бессознательного. Трансперсональный опыт – это «перешагивание» семантических полей сознания, за границами которых отсутствует система знаков, описывающих переживание человека. Именно в этот момент человек поднимается в своем восприятии над заложенными в него «призмами», через которые он видел иллюзорный мир.

Только четкие представления о теоретической основе, на базе которой осуществляется психотерапевтическое вмешательство, может помочь в овладении основными методами и навыками практической работы. Методы психотерапии. Понятие метода в психотерапии крайне размыто. Прежде всего, это проявляется в их классификациях. Вот несколько примеров различных подходов к классификации психотерапевтических методов.

Таблица 1. Классификации методов психотерапии

Методы психотерапии
1. Гипнотерапия. Внушение и самовнушение. Аутогенная тренировка. Рациональная психотерапия. Коллективная и групповая психотерапия. Наркопсихотерапия.  
2. Поддерживающая психотерапия. Переучивающая психотерапия. Реконструктивная психотерапия.  
3. Личностно-ориентированная психотерапия. Суггестивная психотерапия. Поведенческая психотерапия.  
4. Симптомо-центрированные методы. Личностно-центрированные методы. Социо-центрированные методы.  
5. Методы, направленные на понимание и преодоление проблем. Методы, направленные на понимание себя, своих мотивов, ценностей, целей, стремлений и пр.  
6. Методы, направленные на подавление эмоций. Методы, направленные на выражение эмоций.  
7. Механистические методы. Гуманистические методы.  
8. Методы, связанные с индентификацией. Методы, связанные с созданием условий. Методы, связанные с проникновением в сущность.  
9. Динамическая психотерапия. Поведенческая психотерапия. Опытная психотерапия.  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: