Общие требования для выполнения расчетно-графической работы




С. С. Петрова, О. А. Артамонова

 

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА

Методические рекомендации для выполнения расчетно-графической работы

 

 

Кинель

РИЦ СГСХА


УДК 514 (075)

П-30

 

 

Петрова, С. С.

П-30 Инженерная графика: методические рекомендации для выполнения расчетно-графической работы /С. С. Петрова, О. А. Артамонова. – Кинель: РИЦ СГСХА, 2013. – 127 с.

 

В методических рекомендациях приведены задания, порядок и примеры выполнения для расчетно-графической работы по дисциплине «Начертательная геометрия и инженерная графика».

Методические указания предназначены для студентов инженерного факультета по выполнению расчетно-графической работы.

 

© ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2013

© Петрова С. С., Артамонова О. А., 2013

 

 
 
 

Предисловие


Методические рекомендации для выполнения расчетно-графической работы выполнены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Начертательная геометрия и инженерная графика», которая относится к основной части цикла профессиональных дисциплин Б.3.1, предусмотренных учебным планом бакалавриата по направлению 110800.62 «Агроинженерия», профили подготовки «Технологические системы в агробизнесе», «Электрооборудование и электротехнологии», «Технический сервис в агропромышленном комплексе».

Целью методических указаний – является закрепление теоретических знаний, приобретение умений чтения и выполнения чертежей машиностроительных изделий, а также развитие навыков подготовки технической документации.

При выполнении расчетно-графической работыпо дисциплине «Начертательная геометрия и инженерная графика» должны сформироваться следующие компетенции:

- готовность к решению инженерных задач, связанных с проектированием, производством и эксплуатацией машин и механизмов;

- способность разрабатывать и использовать графическую техническую документацию;

- готовность к участию в проектировании новой техники, технологий, систем электрификации и автоматизации сельскохозяйственных объектов;

- способность использовать информационные технологии, в том числе современные средства автоматизации проектно-конструкторских работ, в своей предметной области;

- способность применять полученные знания для изучения профильных технических дисциплин, а также с последующей инженерной деятельности.

В результате выполнения расчетно-графической работы студент должен знать и уметь:

- правила и способы выполнения изображений машиностроительных изделий и соединение деталей на чертежах.

- представлять в объемном виде геометрические объекты и строить их проекции;

- определять геометрические формы деталей по их изображениям и выполнять эти изображения с натуры и по сборочному чертежу;

- читать сборочные чертежи, а также выполнять их в соответствии со стандартами.

А также владеть навыками подготовки и оформления конструкторской документации.

 

Общие требования для выполнения расчетно-графической работы

 

Для выполнения расчетно-графической работы необходимо иметь следующие чертёжные инструменты: рейсшину, угольники деревянные или из пластмассы, измерительную линейку длиной 250-300 мм, различные лекала, транспортир, готовальню, чертёжную бумагу, карандаши чертёжные твёрдости «Т», «ТМ», резину, шкурку мелкую наждачную для заточки графита карандашей.

Основные рекомендации к выполнению заданий.

· Все чертежи должны быть выполнены в соответствии с ГОСТ, ЕСКД и отмечаться выразительностью, четким и аккуратным выполнением.

· Для выполнения чертежей тонкими линиями рекомендуется применять карандаши твёрдости «3Т», «2Т», «Т», а для обводки линий до требуемой полноты «ТМ» и «М».

· Чертежи выполняют на листах чертёжной бумаги формата, указанного по каждой теме в рабочей программе.

· Чертёж обводят рамкой, проведённой с трёх сторон на расстоянии 5 мм от границ формата, а с четвёртой – левой стороны – на расстоянии 20 мм для брошюровки в альбом. Затем после нанесения рамки чертежа намечают габариты основной надписи (185×55 мм) в правом нижнем углу чертёжного листа, а в левом верхнем – рамку дополнительной надписи (70×14 мм).

· На листах формата А4 основную надпись располагают только вдоль короткой стороны листа.

· Выполнять чертежи рекомендуется в следующей последовательности:

- провести основные и центровые линии;

- определить центры окружностей;

- провести линии контура;

- наметить осевые и центровые линии, относящиеся к изображениям отдельных элементов (отверстия, пазы, закругления и т.д.);

- провести линии контура этих элементов;

- начертить выносные и размерные линии, нанести размерные числа;

- выполнить штриховку разрезов и сечений;

- выполнить надписи.

· Перед обводкой чертежа рекомендуется тщательно проверить правильность его выполнения.

· Толщина и тип линий чертежа должны быть выполнены в соответствии с ГОСТ 2.303–68 «Линии».

· Шифр чертежей указанный в графе «шифр» основной надписи и в рамке дополнительной надписи расшифровывается следующим образом:

 

 

Критерии оценки РГР:

- оценка «зачтено» выставляется студенту, если он обладает необходимой системой знаний и владеет некоторыми умениями по дисциплине; понимает и интерпретируют освоенную информацию; у студента сформированы умения и навыки чтения и выполнения технической документации;

- оценка «не зачтено » выставляется студенту, если им усвоены некоторые элементарные знания основных вопросов по работе с технической документацией; допущены ошибки и неточности, показывающие недостаточность овладения необходимой системой знаний по дисциплине.


Задание 1. Выполнение чертежа модели и аксонометрической проекции с натуры

Цель задания – изучить ГОСТ 2.305–68 «Изображения – виды, разрезы, сечения», ГОСТ 2.317–69 «Аксонометрические проекции», «Нанесение размеров на чертежах» – основные положения по ГОСТ 2.307–68.

При выполнении данного задания каждый студент должен приобрести навыки компоновок элементов чертежа.

 

Содержание задания

1. По модели выполнить чертеж в прямоугольных проекциях с рациональными разрезами и сечениями с последующим нанесением размеров.

2. Построить аксонометрическую проекцию (прямоугольную изомерию).

Задание рекомендуется выполнять на формате А3. Количество изображений (видов, разрезов, сечений) должно быть наименьшим, но обеспечивающим полное представление о предмете.

При выполнении задания допускается соединять половину вида и половину разреза, каждая из которых является симметричной фигурой, при этом разделяющей линией служит ось симметрии.

Для определения величины изображённого изделия и его элементов служат размерные числа, нанесённые на чертёж. Общее количество размеров на чертеже должно быть минимальным, но достаточным для изготовления и контроля изделия. Линейные размеры указывают в миллиметрах, по правилам, указанным в ГОСТ 2.307–69, которые изучают в течение всего курса «Инженерной графики».

Для наглядного изображения изделий или их составных частей применяют аксонометрические проекции. Чаще всего пользуются двумя видами прямоугольных аксонометрических проекций – изометрической и диметрической, выполняемых в соответствии с ГОСТ 2.317–68. Аксонометрическое изображение детали должно соответствовать главному виду чертежа. На аксонометрических проекциях, когда деталь представляет собой симметричную фигуру, вырезают одну четвёртую или одну восьмую часть детали, не применяют полные разрезы, так как такие разрезы уменьшают наглядность изображения.

Пример выполнения данного задания дан на рисунке 1.

 

 


Рис. 1. Пример выполнения чертежа изделия с натуры


Задание 2. Выполнение чертежа изделия по ее заданной аксонометрической проекции

Цель задания – изучить ГОСТ 2.305–68 «Изображения – виды, разрезы, сечения», ГОСТ 2.317–69 «Аксонометрические проекции», «Нанесение размеров на чертежах» – основные положения по ГОСТ 2.307–68.

При выполнении данного задания каждый студент должен приобрести навыки компоновок элементов чертежа.

Содержание задания

Работа выполняется согласно индивидуальному варианту задания 2 (рис. 3) на листе чертёжной бумаге формата А3.

1. По данному аксонометрическому изображению детали выполнить необходимое количество изображений с рациональными разрезами и сечениями.

2. Нанести размеры элементов детали.

3. Обвести чертёж.

4. Построить аксонометрическую проекцию с вырезом четверти (прямоугольную диметрию).

 

Пример выполнения задания дан на рисунке 2.

 

Рис. 2. Пример выполнения чертежа изделия

по ее заданной аксонометрической проекции


 

Вариант 1 Вариант 2

Вариант 3 Вариант 4

Вариант 5 Вариант 6

Рис. 3. Варианты задания 2 (продолжение и окончание см. на с. 10-13)

 

Вариант 7 Вариант 8

Вариант 9 Вариант 10

Вариант 11 Вариант 12

Рис. 3. Варианты задания 2.

Продолжение (начало см. на с. 9, окончание на с. 13)

Вариант 13 Вариант 14

Вариант 15 Вариант 16

Вариант 17 Вариант 18

Рис. 3. Варианты задания 2.

Продолжение (начало см. на с. 9, окончание на с. 13)

 

Вариант 19 Вариант 20

Вариант 21 Вариант 22

Вариант 23 Вариант 24

Рис. 3. Варианты задания 2.

Продолжение (начало см. на с. 9, окончание на с. 13)

Вариант 25 Вариант 26

Вариант 27 Вариант 28

Вариант 29 Вариант 30

Рис. 3. Варианты задания 2.

Окончание (начало см. на с. 9)


Задание 3. Выполнение чертежа изделия по данным двум проекциям с построением ее аксонометрической проекции

Работа выполняется, как и в предыдущем задании, согласно выданному индивидуальному варианту (рис. 5), на листе бумаги форматом А3.

1. По двум прямоугольным проекциям детали построить третью проекцию.

2. Выполнить разрезы и сечения.

3. Нанести размеры элементов детали.

4. Построить аксонометрическую проекцию – прямоугольную изометрию.

5. Обвести чертеж. Оформить основную надпись.

Пример выполнения задания дан на рисунке 4.

 

Рис. 4. Пример выполнения чертежа изделия по данным двум проекциям


 

Рис. 5. Варианты заданий по двум видам третий

(продолжение и окончание см. на с. 16-24)

Рис. 5. Варианты заданий по двум видам третий.

Продолжение (начало см. на с. 15, окончание на с. 24)

Рис. 5. Варианты заданий по двум видам третий.

Продолжение (начало см. на с. 15, окончание на с. 24)

 

Рис. 5. Варианты заданий по двум видам третий.

Продолжение (начало см. на с. 15, окончание на с. 24)

Рис. 5. Варианты заданий по двум видам третий.

Продолжение (начало см. на с. 15, окончание на с. 24)

Рис. 5. Варианты заданий по двум видам третий.

Продолжение (начало см. на с. 15, окончание на с. 24)

Рис.5. Варианты заданий по двум видам третий

Продолжение (начало см. на с. 15, окончание на с. 24)

Рис. 5. Варианты заданий по двум видам третий

Продолжение (начало см. на с. 15, окончание на с. 24)

 

Рис.5. Варианты заданий по двум видам третий.

Продолжение (начало см. на с. 15, окончание на с. 24)

 

Рис. 5. Варианты заданий по двум видам третий.

Окончание (начало см. на с. 15)


Задание 4. Выполнение чертежа изделия по данным двум проекциям с совмещением части вида с частью разреза и построением ее аксонометрической проекции

Работа выполняется, как и в предыдущем задании, согласно выданному индивидуальному варианту (рис. 7), на листе бумаги форматом А3.

1. По двум прямоугольным проекциям детали построить третью проекцию.

2. Выполнить соединение части вида с частью разреза на виде спереди и виде слева.

3. Нанести размеры элементов детали.

4. Построить аксонометрическую проекцию – прямоугольную диметрию.

5. Обвести чертеж. Оформить основную надпись.

Пример выполнения задания дан на рисунке 6.

 

Рис. 6. Пример выполнение чертежа изделия по данным двум проекциям

с совмещением части вида с частью разреза

 


Рис.7. Варианты соединения части вида с частью разреза

(продолжение и окончание см. на с. 27-32)

 

Рис.7. Варианты соединения части вида с частью разреза

Продолжение (начало см. на с. 26, окончание на с. 32)

Рис.7. Варианты соединения части вида с частью разреза.

Продолжение (начало см. на с. 26, окончание на с. 32)

Рис.7. Варианты соединения части вида с частью разреза.

Продолжение (начало см. на с. 26, окончание на с. 32)

Рис.7. Варианты соединения части вида с частью разреза.

Продолжение (начало см. на с. 26, окончание на с. 32)

 

Рис.7. Варианты соединения части вида с частью разреза.

Продолжение (начало см. на с. 26, окончание на с. 32)

Рис. 7. Варианты соединения части вида с частью разреза.

Окончание (начало см. на с. 26)

 

 

Задание 5. Построение простых и сложных разрезов деталей

Цель задания – закрепить навыки по изучению ГОСТ 2. 305–68 «Изображения – виды, разрезы, сечения», а также совершенствовать практическое применение изображений в прямоугольных и аксономет-рических проекциях и нанесения размеров на чертежах (ГОСТ 2. 307–68).

Содержание задания

Задание выполняется согласно индивидуальному варианту (рис. 11) и включает 5 упражнений.

1. Выполнить соединение частью вида с частью соответствующего разреза. Пример дан на рисунке 8.

2. Построить наклонный разрез, причем с поворотом его изображения. Пример дан на рисунке 8.

3. Построить ступенчатый разрез. На рисунке 9 дан пример выполнения.

4. Построить ломаный разрез (рис. 9).

5. Построить третью проекцию и рациональные разрезы детали средней сложности (корпусной) (рис. 10).

Рекомендуется выполнить упражнения 1, 2, 3 и 4 на форматах А4, спаренных на листах формата А3. Упражнение 5 выполнить на формате А3.

 

Рис. 8. Пример соединения части вида с частью соответствующего разреза,

построения наклонного разреза с поворотом его изображения

Рис. 9. Пример построения ступенчатого и ломаного разреза

 

 

Рис. 10. Пример построения третьей проекции и

рациональных разрезов детали средней сложности (корпусной)


 

Рис. 11. Варианты задания 5

(продолжение и окончание см. на с. 36-64)

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5.

Продолжение (начало см. на с. 35, окончание на с. 64)

 

 

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5

Продолжение (начало см. на с. 35, окончание на с. 64)

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5

Продолжение (начало см. на с. 35, окончание на с. 64)

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5

Продолжение (начало см. на с. 35, окончание на с. 64)

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5

Продолжение (начало см. на с. 35, окончание на с. 64)

 

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5

Продолжение (начало см. на с. 35, окончание на с. 64)

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5

Продолжение (начало см. на с. 35, окончание на с. 64)

 

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5

Продолжение (начало см. на с. 35, окончание на с. 64)

 

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5

Продолжение (начало см. на с. 35, окончание на с. 64)

 

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5

Продолжение (начало см. на с. 35, окончание на с. 64)

 

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5

Продолжение (начало см. на с. 35, окончание на с. 64)

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5

Продолжение (начало см. на с. 35, окончание на с. 64)

 

Рис. 11. Варианты задания 5

Продолжение (начало см. на с. 35, окончание на с. 64)

 

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5

Продолжение (начало см. на с. 35, окончание на с. 64)

 

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5

Продолжение (начало см. на с. с. 35, окончание на с. 64)

 

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5

Продолжение (начало см. на с. 35, окончание на с. 64)

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5

Продолжение (начало см. на с. 35, окончание на с. 64)

 

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5.

Продолжение (начало см. на с. 35, окончание на с. 64)

 

 

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5

Продолжение (начало см. на с. 35, окончание на с. 64)

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5

Продолжение (начало см. на с. 35, окончание на с. 64)

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5

Продолжение (начало см. на с. 35, окончание на с. 64)

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5

Продолжение (начало см. на с. 35, окончание на с. 64)

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5

Продолжение (начало см. на с. 35, окончание на с. 64)

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5

Продолжение (начало см. на с. 35, окончание на с. 64)

 

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5

Продолжение (начало см. на с. 35, окончание на с. 64)

 

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5

Продолжение (начало см. на с. 35, окончание на с. 64)

 

 

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5

Продолжение (начало см. на с. 35, окончание на с. 64)

 

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5

Продолжение (начало см. на с. 35, окончание на с. 64)

 

 

Рис. 11. Варианты задания 5.

Окончание (начало см. на с. 35)

 


Задание 6. Разъемные и неразъемные соединения

Цель задания – изучить приемы изображения и обозначения стандартных крепёжных деталей и соединений; ГОСТы ЕСКД 2.311–68 «Изображение резьбы», 2.312–72 «Условные изображения и обозначения швов сварных соединений», 2.315–68 «Изображения упрощенные и условные крепёжных деталей»; приобрести навыки использования таблиц ГОСТ на стандартные изделия.

 

Содержание задания

Работа выполняется согласно выданному индивидуальному варианту (рис. 17, 18), на листе бумаги форматом А3.

1. Начертить резьбовое соединение двух деталей. Пример выполнения дан на рисунке 12.

2. Начертить соединение двух деталей болтом, отдельные детали соединения. Пример выполнения дан на рисунке 13.

3. Выполнить соединение шпилькой и его отдельные детали. Пример дан на рисунке 14.

4. Начертить трубное соединение и его составные части (рис. 15).

5. Выполнить сварное соединение (рис. 16).

 

 

 

Рис. 12. Пример резьбового соединения двух деталей

 

 

Рис. 13. Пример соединение двух деталей болтом

 

Рис. 14. Пример соединения двух деталей шпилькой

Рис. 15. Пример трубного соединения

Рис. 16. Пример сварного соединения


 

Рис. 17. Варианты задания 6

(продолжение и окончание см. на с. 72-79)

 

Рис. 17. Варианты задания 6

Продолжение (начало см. на с. 71, окончание на с. 79)

 

Рис. 17. Варианты задания 6

Продолжение (начало см. на с. 71, окончание на с. 79)

 

Рис. 17. Варианты задания 6

Продолжение (начало см. на с. 71, окончание на с. 79)

 

Рис. 17. Варианты задания 6.

Продолжение (начало см. на с. 71, окончание на с. 79)

 

Рис. 17. Варианты задания 6

Продолжение (начало см. на с. 71, окончание на с. 79)

 

Рис. 17. Варианты задания 6

Продолжение (начало см. на с. 71, окончание на с. 79)

 

Рис. 17. Варианты задания 6

Продолжение (начало см. на с. 71, окончание на с. 79)

Рис. 17. Варианты задания 6

Окончание (начало см. на с. 71)


Вариант 1 Вариант 2

Вариант 3 Вариант 4

Вариант 5 Вариант 6

 

Рис. 18. Варианты заданий 6 (сварное соединение)

(продолжение и окончание см. на с. 81-84)

 

Вариант 7 Вариант 8

Вариант 9 Вариант 10

Вариант 11 Вариант 12

Рис.18. Варианты заданий 6 (сварное соединение)

Продолжение (начало см. на с. 80, окончание на с. 84)

Вариант 13 Вариант 14

Вариант 15 Вариант 16

Вариант 17 Вариант 18

Рис.18. Варианты заданий 6 (сварное соединение)

Продолжение (начало см. на с. 80, окончание на с. 84)

 

Вариант 19 Вариант 20

Вариант 21 Вариант 22

Вариант 23 Вариант 24

Рис. 18. Варианты заданий 6 (сварное соединение)

Продолжение (начало см. на с. 80, окончание на с. 84)

Вариант 25 Вариант 26

Вариант 27 Вариант 28

Вариант 29 Вариант 30

Рис. 18. Варианты заданий 6 (сварное соединение)

Окончание (начало см. на с. 80)

 


Задание 7. Эскиз детали с натуры

Цель задания – овладеть приемами выполнения эскизов деталей с натуры и дальнейшее изучение ГОСТ 2.305–68, 2.307–68, 2.309–73 «Изображения — виды, разрезы, сечения», «Нанесение размеров и предельных от­клонений», «Обозначение шероховатости поверхностей» (Изучение нанесения предельных отклонений не входит в учебную программу по инженерной графике).

 

Содержание задания

Эскизы выполняются на миллиметровой бумаге (или бумаге в клетку) на форматах А4 или А3.

Эскиз — это чертеж, выполненный от руки (без применения чертежных инструментов) с глазомерной точностью (без указания масштаба). Он дол­жен содержать все сведения о форме, размерах, материале и качестве поверхностей детали.

Рекомендуется следующий порядок выполнения эскиза.

1. Осмотреть деталь, и установить изкаких геометрических тел она состоит.

2. Назначить необходимое количество изображений.

3. Нанести тонкими линиями контуры изделия.

4. Выполнить разрезы и сечения.

5. Обмерить деталь и проставить размеры. Обвести чертеж мягким карандашом.

6. Определить качество элементов поверхностей деталей и нанести знаки шероховатости поверх­ностей.

7. Заполнить основную надпись, указав материал детали, ГОСТ.

 

Пример выполнения эскиза дан на рисунке 19.

Рис. 19. Пример выполнения эскиза


Задание 8. Деталирование чертежа общего вида

Цель задания –ознакомиться с ГОСТ 2.101–68 «Виды изделий», ГОСТ 2.102–68 «Виды и комплектность конструкторских документов»; овладеть навыками и умением чтения чертежей общего вида; развить мысленные пред­ставления о формах деталей по их изображениям на чертежах общего вида; выполнить рабочие чертежи по чертежам общего вида.

Содержание задания

Задание выполняется согласно выданному индивидуальному варианту (рис. 21), включает в себя шесть рабочихчертежей с чертежа общего вида, с изображением двух из них в аксонометрическихпроекциях (в прямоугольной диметрии, в прямоугольной изометрии).

Перед деталированием производится процесс чтения чертежа общего вида. При этом необходимо:

1. изучить чертеж общего вида;

2. внимательно прочитать спецификацию;

3. установить назначение механизма, его устройство и работу;

4. установить взаимное расположение деталей, характер их соединения;

5. назначить необходимое (наименьшее) число изображений, названных преподавателем деталей, с расположением видов разрезов и сечений каждой из них.

Рабочие чертежи деталей должны содержать все необходимые данные для их изготовления и контроля в соответствии с ГОСТ 2.109–73 (табл. 1). Если изделия на чертеже общего вида мелкие, следует применить масштаб увеличения и наоборот.Пример рабочего чертежа детали представлен на рисунке 20.

 

 

Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: