Сказал Ахмад Ибн Хасан аль Ашари аш Шафии он в своей книге "Ас-Сагыр фи усуль ад-дин": "Если будет сказано: "Каков далиль на то, что Всевышний Аллах над Троном своей Сущностью? То мы скажем: "Слова Аллаха: "А затем Он возвысился над Троном". Источник: "Аль-иджтима", 1-194.
И также передал это аль-Куртуби от следующих ашаритов: Абу Хасан аль Ашари, Ибн аль-Фаурак, аль Бакыллани, Абу Таййиб аль-Ашари. См. "Аль-асна", 2-122.
Так удивительно же состояние этих людей, которые оставляют даже своих ранних имамов, не говоря уже о Коране, Сунне и иджма мусульман, иудеев, и христиан, о том что Аллах над Троном, и следуют за больным безумным калямистическим бредом ар Рази, аль Газали, и им подобных.
✔️ 27 Ответ на сомнение.
Говорят оппоненты ашариты: "Использование слова "бизатихи" (сущностью) не пришло в Коране и Сунне и на языке саляфов, поэтому не следует его употреблять. И имам аз Захаби был против его употребления"
Ответ будет следующим:
1. Как говорят арабы رمتني بدائها وانسلت
Или если по русский – "Чья бы корова мычала". Как будто в Коране и Сунне и на языках сахабов пришло отрицание что Аллах не тело, не акциденция, не мунада, отрицание границ, слово о том, что Он не внутри мира и не снаружи, не соединен с ним и не отделен, и тому подобный калямистический бред, которым полны книги ашаритов.
2. Утверждение о том, что саляфы не использовали это выражение, является ошибочным, и мы привели в нашей работе слова многих имамов саляфов, использовавших это выражение.
Затем, даже если бы это было так, то саляфы использовали многочисленные выражение указывающие на то же самое.
|
К примеру их слова: أن الله على عرشه بائن من خلقه – "Аллах над Троном, отделен от творений" – ясно указывают на тоже самое, ведь Всевышний Аллах не отделен от творений своей Властью и Могуществом, а отделен от них лишь Сущностью.
Или их слова: أن الله في السماء دون الأرض - что Аллах на Небесах, а не на земле, также не понимаются никак иначе, чем указание на Возвышенность Сущностью, ведь Власть и Великая Степень Всевышнего Аллаха присутствуют и на земле, и на небе, поэтому саляфы имели ввиду только возвышенность Сущностью.
И другие выражения саляфов в этом также ясны.
3. Данное выражение лишь подкрепляет очевидный смысл, понимаемый из хадисов и аятов, ведь сообщение в этих текстах идет только о Сущности Аллаха, а не о чем другом. И в основе не было бы нужды говорить о том, что Всевышний Аллах Возвышен своей Сущностью, точно также как нет нужды говорить, что Аллах творит своей Сущностью, или что Он видит своей Сущностью, и так далее, потому что это и так ясно из текстов.
Однако, когда появились заблудшие секты, и стали искажать Возвышенность и отрицать Возвышенность Сущностью, были вынуждены саляфы и имамы ахли-Сунна использовать это выражение для подчеркивания смысла.
Сказал имам Ибн аль-Каййим аль Джаузия:
"Когда джахмиты сказали, что возвышенность понимается в переносном смысле, то стали ахлю-Сунна ясно говорить, что это Возвышенность Сущность над Его Троном. И больше всех ясно сказали об этом имамы маликитов, и ясно сказал об этом имам Абу Мухаммад Ибн Аби Зейд в трех местах в его книгах". Источник: "Мухтасар Ас-сауаик аль-Мурсаля", 1-494.
|
4. Что же касается хафиза аз Захаби, то он был согласен, что смысл этого выражения верный, однако считал, что не стоит добавлять что-то помимо пришедшего в текстах. Однако ответом на это будет, что нет в этом никаких проблем, и добавили это имамы ахли-Сунна для разъяснения акыды ахли-Сунна, которые были намного больше в знаниях, чем хафиз аз Захаби. И они сделали это потому, что появились ашариты, которые соглашались с акыдой ахли-Сунна словесно, однако имели под этими словами ввиду совсем другое, и молчать в такой ситуации не было бы верным!
Таким образом, становится ясной акыда саляфов в вопросе Возвышенности Аллаха над Троном, и то, что ашариты не имеют к ним никакого отношения, как и сказал имам Абу Наср ас-Сиджзи:
"И наши имамы, как ас-Саури, Малик, Суфьян Ибн Уейна, Хаммад Ибн Саляма, Хаммад Ибн Зейд, и Абдуллах Ибн Мубарак, и Фудейль Ибн Ияд, и Ахмад Ибн Ханбаль, и Исхак Ибн Ибрахим аль-Ханзали – единогласны на том, что Аллах, Свят Он и Велик, своей сущностью над Троном, и что его знание охватывает всякую вещь, и что Он будет виден зрением в Судный День над Троном, и что Он спускается на небеса этого мира, и что Он гневается и бывает доволен, и говорит, что пожелает.
И кто испугался чего-то из этого – тот непричастен к нашим имамам, а они непричастны к нему! ".
Источник: "Аль-Арш", 2-352.
И в заключение – хвала Аллаху, Господу Миров!