Рекрутиг: понятие, цели и задачи




Рекрутинг как элемент процесса управления человеческим капиталом

 

Выполнила:

студентка группы БУ-21

Беспалая А. В.

 

 

Гомель 2010

Содержание

 

Введение

1. Рекрутиг: понятие, цели и задачи

2. Рекрутиг на рынке труда

Заключение

 


 

Введение

Одним из видов побора персонала в организации является обращение в

специализированное - рекрутинговое агентство. Рекрутинг – это деятельность по подбору и отбору необходимых специалистов для компании – заказчика.

Обращение в агентство по подбору персонала по сравнению с публикацией

объявления в СМИ или с помощью других методов обычно связаны с более

значительными расходами. Но при этом компания получает услуги, обладающие тем или иным набором достоинств: экономия рабочего времени, возможность нахождения «трудных» специалистов, конфиденциальность поиска, гарантия бесплатной замены специалиста и др.

Всего несколько лет назад слово «рекрутинг» было практически никому

неизвестным и чуждым. Сейчас же почти все, кто следит за состоянием

современного рынка труда, планирует свою карьеру или развивает собственный бизнес знает, что рекрутинговые агентства или агентства по подбору персонала– своеобразный регулятор отношений на рынке труда, посредник, помогающий встретится заинтересованным друг в друге людям.

На сегодняшний день существует множество рекрутинговых агентств,

оказывающих самые разнообразные услуги в области работы с персоналом. Они могут быть определенным образом классифицированы: одни занимаются поиском только высококвалифицированных управленцев, другие – поиском специалистов среднего звена, есть универсальные кадровые агенства.

Тенденции мирового рекрутинга говорят о том, что концентрация этого

бизнеса будет в крупных сетевых агентствах, наряду с этим будет продолжать расти количество новых участников рынка.

 

 


 

Рекрутиг: понятие, цели и задачи

Рекрутинг (рекрумент) – деятельность по созданию условий для

заполнения вакансий (вакантных рабочих мест) у компании – заказчика

(работодателя) компетентными специалистами, соответствующими по своим

качествам требованиям заказчика. Рекрутинг включает комплекс

организационных мероприятий, производимых агентством по найму персонала в интересах организации, сделавшей заказ на замещение вакантной должности, заключающийся в формировании и предоставлении заказчику списка отобранных, в соответствии с требованиями заказчика, кандидатов на данную должность с целью последующего приема из на работу.

Одной из форм поиска необходимых специалистов для организации является обращение в специализированное агентство по найму персонала (рекрутинговое агентство).

Основой существования таких агентств является постоянный дефицит в

квалифицированных специалистов.

Процесс «РЕКРУТИНГ»

 

Кадровое планиро-вание

 

Поиск кандидатов

 

Конкурс CV

 

Тестирование

 

Собесе-дование №1

 

Юр. Оформле-ние

 

Управляющие входы процесса

 

Собесе-дование №2

 

Проверка деловой репутации

 

Рис.1. Схема процесса «Рекрутинг»

 

На входе процесса – неудовлетворенный внутренний клиент – подразделение компании, в котором ощущается потребность в специалисте (см. Рис.1.). На выходе – удовлетворенный внутренний клиент. Процесс состоит из ряда подпроцессов, которые могут формироваться в зависимости от профиля организации. К примеру, один из международных лидеров автомобильного бизнеса процесс поиска и найма сотрудников конструирует следующим образом:

1. Определение кадровой стратегии на основе общей стратегии предприятия;

2. Определение кадровой структуры предприятия.

3. Определение задач и должностных обязанностей по каждой должности, описание требуемых результатов и критериев оценки эффективности (успешности).

4. Учет возможного карьерного роста уже имеющихся сотрудников.

5. Составление «профессионального портрета» по каждой вакантной должности.

6. Определение способов поиска кандидата.

7. Подбор кандидатов на должность.

8. Отбор претендентов:

· оценка представленных документов;

· собеседование;

· различные испытания;

· анализ результатов и принятие решения;

9. Подготовка проекта трудового договора.

10. Заключение трудового договора и выполнение всех связанных с наймом формальностей.

Задачи рекрутинговых агентств условно можно разделить на две группы.

Первая группа – это задачи, относящиеся к клиенту:

1. поиск и подбор персонала в соответствии с требованиями

2. работодателя;

3. надежность подбора, то есть представляемого специалиста;

4. подбор в строго оговоренный контрактом срок.

Надежность подбора – это ответственность и гарантии, которые берет на

себя рекрутинговое агентство. Ответственность агенство несет за то, что

представленный кандидат способен четко решать задачи того уровня, который необходим. Гарантии в зависимости от серьезности позиции делятся от 3 до 6 месяцев.

Сроки выполнения заказа зависят от уровня подбираемого специалиста.

Задачи второй группы, относящейся к самому рекрутинговому агентству:

1. рентабельность деятельности агентства,

2. поиск и обучение собственных кадров;

3. создание имени и продвижение марки на рынке кадровых услуг.

Среди оказываемых рекрутинговыми агентствами услуг, как правило выделяют:

. Хэдхантинг, Экзекьютив сеч

. Аутплейсмент

. Лизинг персонала

. Подбор персонала

Хэдхантинг – вид услуг, при которой компании, занимающиеся поиском и

отбором руководителей высшего звена, «переманивают» четко определенного эксклюзивного специалиста для компании-заказчика. Главная задача агентства – найти способ завязать отношения с данным кандидатом, понять, чем неудовлетворен данный специалист на нынешнем месте работы, его возможные мотивы перехода. Вся работа по переманиванию специалиста совершается в условиях строгой конфиденциальности.

Аутплейсмент – вид услуги, при которой агентство проводит целенаправленные действия по трудоустройству персонала, увольняемого из компании-заказчика в определенные сроки на определенных условиях. Данная услуга оплачивается компанией-заказчиком. Участие в процедуре увольнения и дальнейшего трудоустройства агентство снимает напряженность и помогает найти компромисс в разрешении конфликтов при увольнении персонала.

Лизинг персонала – вид услуги, при которой агентство предоставляет на

определенный срок и на определенных условиях сотрудников, которые находятся в трудовых отношениях с агентством, в распоряжение фирмы-арендатора, обязуя данных сотрудников в течение срока «аренды» работать на фирму-заемщика. При этом заключается договор между компанией арендатором и арендодателем персонала на выполнение определенного объема и вида работ. Гонорар по договору выплачивается компании-арендодателю. А та, в свою очередь, производит расчеты по заработной плате с сотрудниками.

Экзекьютив сеч – вид услуги, при которой агентство занимается подбором и отбором руководителей высшего звена управления.

Это сложный и длительный поиск высококвалифицированных специалистов, тех специалистов, чье внимание работодателям не удается привлечь путем размещения рекламных объявлений, тех специалистов, которые являются носителями бизнеса, бизнес-технологий, чей труд ценят там, где они в настоящее время работают.

Особое значение в работе фирм «экзекьютив сеч» приобретает изучение

внутренней среды компании: организационной структуры; систем

подчиненностей, взаимосвязей; стиля управления; организационной культуры и др. Компании, имеющие развитую деловую культуру, заинтересованные в совершенствовании навыков своих служащих и придерживающиеся политики развития собственных человеческих ресурсов, редко прибегают к услугам агентств по подбору и отборы персонала. Главная задача рекрутера – понять природу культуры бизнеса клиента. Только поле этого начинается поиск и отбор кандидатов для клиентов.


 

Рекрутиг на рынке труда

Совокупность услуг по подбору персонала можно описать «пирамидальной моделью» В основе пирамиды – услуги по заполнению вакансий низкого уровня (агентства по трудоустройству), в середине – подбор специалистов среднего звена, на вершине – «хедхантерство», «экзекьютив сеч». В настоящее время наибольшую часть рынка рекрутинговых услуг занимают услуги по подбору среднего и высшего менеджмента, а ниша «низкоуровневых» позиций не развита. Это объясняется объективными причинами становление компаний, обращающих внимание на персонал низкого уровня лишь на стадии шлифовки корпоративной структуры, а также нежеланием агентств заниматься черновой работой. При этом агентств, работающих профессионально и использующих качественные технологии подбора и отбора персонала по-прежнему не хватаете срос на данный вид услуг не удовлетворен полностью.

В чем же разница между агентствами по трудоустройству и кадровыми

агентствами. И те, и другие работают в сфере подбора персонала, с помощью и тех, и других можно найти работу. Между тем разница существует большая.

Кадровые агентства – организации, оказывающие услуги в подборе

персонала – не занимаются трудоустройством. Основная задача кадровых

агентств качественное и максимально быстрое заполнение вакансий,

предоставляемых их клиентами.

Характерная черта кадровых агентств – они не берут с кандидатов деньги.

И это естественно, ведь они не оказывают им никаких услуг. Сегодня

кадровое агентство для соискателя – это не способ найти работу, а способ

сделать карьеру. Агентство внимательно следит за своими «протеже» как они работают на новом месте, насколько быстро «входят» в курс проблем, берут на себя ответственность. И когда к ним обращается работодатель, они поднимают «досье» на тех, с кем уже имели дело.

Клиенты кадровых агентств – это организации, нуждающиеся в том или ином специалисте.

Для агентств по трудоустройству клиенты – люди, ищущие работу. За

определенную плату агентства по трудоустройству предлагают населению

следующие услуги:

1. Помощь в составлении резюме;

2. Психологическое тестирование;

3. Занесение информации о кандидате в базу данных;

4. Размещение резюме в интернете и др.

Большинство агентств по трудоустройству – самое простое надувательство и средство вытягивания денег. Некоторые из них созданы людьми, уволившимися из тех же кадровых агентств, но успевших «унести» базу данных работодателей.

Поскольку рекрутингом занимаются кадровые агентства, подробнее рассмотрим именно их.

В процессе развития инфраструктуры рекрутингового бизнеса сформировалась определенная структура кадровых агентств. Существуют универсальные агентства (подбор управленцев и специалистов среднего уровня) и агентства по подбору высших менеджеров (руководителей).

Универсальные агентства – это агентства занимающиеся подбором персонала на вакансии практически любого уровня, но делающие основной акцент на подборе персонала низшего или среднего звена внутрифирменной структуры. Эти агентства если и ограничивают уровни должностей, для которых осуществляется подбор, то, как правило, снизу, исключая из сферы своего подбора «синие воротнички» (рабочие специальности). Это наиболее распространенный тип кадрового агентства.

Компании по подбору высших менеджеров занимаются поиском кандидатов на вакансии в высшем управленческом звене и эксклюзивных специалистов (экзекьютив сеч), используя технологию прямого поиска.

Прямой поиск (хэдхандинг) (от англ. словосочетания «head hunting», что

переводится дословно «охота за головами»). Он означает прямой поиск топ

менеджеров, осуществляемый на практике выходом на известных в

соответствующих кругах высококвалифицированных специалистов и обращение к ним с предложением о смене места работы. Технология прямого поиска наилучшим образом подходит для найма и отбора персонала на вакансии высшего управленческого звена.

Подбор управленцев высшего звена имеет свою специфику: высшие менеджеры не склонны искать работу посредством агентств; они редко бывают без работы. Поэтому их подбор практически всегда сопряжен с процессом «переманивания» из их старой фирмы, которая будет препятствовать переходу. Данная категория менеджеров имеет сверхценность для своей компании. Они являются носителями управленческой и коммерческой информации, кардинально влияют на

жизнь фирмы в целом. Вследствие сложности данного вида работ, это наиболее высокооплачиваемая область рекрутинга.

Агентства, занятые этой работой, должны иметь безупречную репутацию и вес на рынке, владеть специфическими для конкретного рынка приемами. Их согласие взяться за выполнение заказа должно служить гарантией успеха.

Поэтому эти агентства всегда берут предоплату за предварительные работы (подбор, презентация и организация встреч с кандидатом), которая часто составляет от 60 до 75 % общей стоимости заказа. Посредством предоплаты заказчик получает возможность начать переговоры на предмет перехода на работу в его компанию с топ менеджерами других организаций.

Для проведения данного вида поиска агентство должно располагать готовой инфраструктурой и высокопрофессиональными консультантами и аналитиками, специализирующимися на прямом поиске. Таких компаний на российском рынке немного. Большинство из них российские отделения транснациональных компаний.

Услуги по подбору персонала через эти компании отличаются высокой

стоимостью. Рекрутеры взимают плату за свои услуги в виде доли от годового дохода предлагаемого специалиста. В различных сферах, эта доля может составлять от 7 до 20 % и оплата производится в течение 3-30 дней со дня выхода специалиста на новое место работы. Некоторые агентства предпочитают работать с клиентами на основе предоплаты в размере от 30 до 50 % стоимости услуги, при этом рекрутинговое агентство обязуется найти бесплатно замену специалисту-соискателю, который не подошел работодателю по каким-либо причинам или сам отказался от трудоустройства. Рекрутинговое агентство, также, может предложить клиенту вернуть предоплаченную сумму в размере от 40 до 60 %.

Второй признак классификации – деление кадровых агентств по виду

технологии рекрутинга. Здесь выделяют: агентства прямого поиска; агентства стандартного поиска.

Технология рекрутинга, основанная на использовании стандартного метода

поиска, представляется идеальным средством подбора специалистов на вакансии среднего уровня, и состоит из следующих шести укрупненных этапов.

1. Полное описание вакансии. Излагается суть позиции, требования

к кандидату, круг его обязанностей и компенсационный пакет.

2. Одновременно с описание вакансии клиенту направляется договор,

в котором описываются условия работы по проекту После

подписания договора агентство работает над выполнением заявки.

3. На данном шаге разрабатывается стратегия поиска, включающая

анализ предыдущих заказов на аналогичные вакансии, поиск

кандидатов в компьютерной базе данных, отбор поступающих

резюме и так далее.

4. При необходимости информация о вакансии дается в прессе в

изданиях, ориентированных на потенциальных кандидатов по

данной вакансии. Информация о вакансии также может выноситься

на сайт агентства или другие сайты.

5. Объединив результаты вышеперечисленных направлений поиска и

проведя отбор соискателей посредством собеседований, рекрутеры

составляют полную и исчерпывающую выборку самых

квалифицированных и профессиональных кандидатов, наиболее

точно отвечающих требованиям данной вакансии. Этот перечень

предоставляется клиенту для проведения финального тура

собеседований и окончательного отбора.

6. В соответствии с пожеланиями клиента консультант рекрутинговой

компании готов участвовать в переговорах между клиентом и

кандидатами. Консультант вправе обсуждать с клиентом каждого

из предоставленных кандидатов, давать свои рекомендации и

помогать осуществлять окончательный выбор.

 

 

Агентства прямого поиска ведут работу по найму и отбору топ

менеджмента, а агентства стандартного поиска – осуществляют подбор на

вакансии среднего и низшего управленческого звена, для закрытия которых

стандартная схема предпочтительная.

Одна из возможных услуг рекрутинговых агентств – лизинг персонала.

Лизинг персонала (подбор на временную занятость) на Западе одна из

наиболее доходных и бурноразвивающихся отраслей современного рекрутинга.

Понятие «лизинг» носит уловный характер из-за сходства и одновременно различия между физическим и человеческим капиталом.

Организация прибегает к лизинговым отношениям в следующих случаях:

1. Когда сталкивается с проблемой привлечения высококвалифицированных

2. специалистов (в сфере бухгалтерского учета, аудита, юриспруденции и

3. других областей), если потребность в них не постоянная;

4. Замещение штатных сотрудников на время отпусков при условии, что в

5. силу определенных обстоятельств некоторых специалистов в компании

6. никто из штатных сотрудников заменить не может;

7. Кризисных явлений в экономике в целом или в отдельной организации.

8. Сезонные работы.

Аренда специалистов – основная статья доходов зарубежных компаний,

специализирующихся на трудоустройстве – охватывает практически все

категории специалистов, кроме высшего управленческого звена и некоторых

других категорий.


 

Заключение

Таким образом, рекрутинг как вид услуг в области работы с персоналом

является востребованным для современного мира. Лозунг «кадры решают все» по сегодняшний день не потерял актуальности. От эффективно подобранных сотрудников зависит работа всей организации или предприятия, особенно это касается высококвалифицированных специалистов, опытных руководителей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: