В целях определения уровня достижения целей, поставленных перед государственной программой, реализации её задач, выполнения мероприятий и экономичности расходования средств ежегодно проводится оценка эффективности госпрограмм города Москвы её координатором, а также Контрольно-счётной палатой Москвы. Регулярная оценка направлена на обоснование действий по достижению целей и решению задач, что отражается на принятии возможных решений по сокращению или прекращению финансового обеспечения государственной программы, а также наложении дисциплинарных взысканий на ответственного исполнителя[11].
Методика оценки эффективности государственной программы основана на Методических указания по разработке и реализации государственных программ города Москвы[12]. В них содержатся критерии планируемой эффективности, а также составляющие оценки эффективности. Так, при оценке учитываются критерии экономической эффективности, способствующие экономическому развитию города, а также критерии социальной эффективности, влияющие на социальное развитие города соответственно. В процессе оценки эффективности необходимо учитывать степень достижения конечных результатов подпрограмм и государственной программы в целом, непосредственных результатов мероприятий, целей и задач государственной программы и её подпрограмм, степень соответствия запланированным расходов на реализацию государственной программы и запланированным срокам.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 04.03.2011 г. №56-ПП[13] методы оценки эффективности и результативности государственной программы закреплены в её текстовой части. Рассмотрим их применение на примере государственной программы города Москвы «Столичное образование».
Оценка эффективности реализации государственной программы «Столичное образование» проводится в два этапа. На первом оценивается степень достижения целей и задач подпрограмм, степень реализации мероприятий, степень соответствия плановым затратам, а также эффективность использования бюджетных средств субъекта РФ – города Москвы[14].
Степень реализации мероприятий определяется по следующей формуле для каждой подпрограммы:
, (2.1)
где:
– степень реализации мероприятий;
– отношение фактического значения показателя мероприятия к плановому;
M – общее количество запланированных в отчётном году мероприятий.
Мероприятие считается выполненным, если фактическое числовое значение показателя составляет не менее 95% от планового и является не меньше достигнутого в году, предшествующем отчётному. В случае, если для оценки результата используется несколько показателей, необходимо считать среднее арифметическое значение, рассчитываемое как отношение всех фактических показателей к плановым.
Исходя из формулы, оценим степень реализации мероприятий по каждой подпрограмме государственной программы «Столичное образование» в 2017 году. Расчёты по показателю МВi (i-ое мероприятие конкретной подпрограммы) представлены в табл. 2.
Таблица 2. Расчёты по показателю МВi
Подпрограмма «Общее образование» | |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | |
Подпрограмма «Профессиональное образование» | |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | |
Подпрограмма «Дополнительное образование и профессиональное обучение» | |
![]() | ![]() |
![]() | |
Подпрограмма «Развитие системы образования» | |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Источник: составлено автором[15]
На основе данных из табл. 2 рассчитаем степень реализации мероприятий по четырём подпрограммам:
;
;
;
.
В рамках первого этапа оценки эффективности государственной программы после расчёта степени реализации мероприятия определяется степень соответствия запланированному уровню затрат по каждой подпрограмме. Данный показатель оценивается по следующей формуле:
, (2.2)
где:
ССУЗ – степень соответствия запланированному уровню расходов;
ЗФ – фактический уровень расходов на реализацию подпрограммы за счёт средств бюджетных средств города Москвы;
ЗП – плановый уровень расходов на реализацию подпрограммы за счёт средств бюджетных средств города Москвы.
Для расчёта степени соответствия запланированному уровню затрат за 2017 год в качестве плановых расходов учитывались данные по бюджетным ассигнованиям, предусмотренным на реализацию подпрограмм «Общее образование», «Профессиональное образование», «Дополнительное образование и профессиональное обучение» и «Развитие системы образования», за 2017 год (211,30 млрд руб., 22,84 млрд руб., 17,80 млрд руб. и 25,12 млрд руб. по каждой подпрограмме соответственно), а также данные по фактическому исполнению средств бюджета города Москвы из редакции государственной программы 2018 года (205,65 млрд руб., 21,75 млрд руб., 17,34 млрд руб. и 24,50 млрд руб. по каждой подпрограмме соответственно). В результате расчётов степень соответствия запланированному уровню затрат по вышеперечисленным подпрограммам равнялась 0,97, 0,95, 0,97 и 0,98 соответственно.
Показатели по степени реализации мероприятий и степени соответствия запланированному уровню затрат необходимы для оценки эффективности использования средств бюджета города Москвы для каждой подпрограммы (ЭИС), которая рассчитывается по следующей формуле:
. (2.3)
Результаты расчётов показали, что оценка эффективности использования бюджетных средств города за 2017 год по подпрограммам «Общее образование», «Профессиональное образование», а также «Дополнительное образование и профессиональное обучение» составила 1,05, по подпрограмме «Развитие системы образования» – 1,27.
На втором этапе оценки эффективности реализации государственной программы «Столичное образование» необходимо определить степень достижения целей и задач рассматриваемой госпрограммы и эффективность реализации подпрограмм.
Степень достижения целей и задач подпрограммы (СРП/П) определяется посредством расчёта степени достижения плановых значений показателей, которые отражают цели и задачи по каждой подпрограмме (СДП/ППЗ). Данный показатель рассчитывается по формуле:
, (2.4)
где N характеризует количество показателей, в которых отражены цели и задачи подпрограммы.
Если степень достижения плановых значений больше 1, то принимается значение, равное 1.
В 2017 году степень реализации всех мероприятий, содержащих в себе цели и задачи подпрограмм, равнялась больше 1, а число показателей, отражающих цели и задачи по подпрограммам «Общее образование», «Профессиональное образование», «Дополнительное образование и профессиональное обучение» и «Развитие системы образования» составляло 9, 2, 3 и 1 соответственно. Таким образом, значение показателя СРП/П достигло 1 по каждой подпрограмме, реализуемой в рамках государственной программы «Столичное образование».
Следующим шагом является оценка эффективности реализации подпрограмм (ЭРП/П) с помощью рассчитанных раннее показателей, отражающих степень достижения целей и задач подпрограмм и эффективность использования бюджетных средств города Москвы, по формуле:
. (2.5)
Если значение данного показателя составляет не менее 0,9, то эффективность реализации подпрограммы является высокой. При значении показателя не менее 0,8, эффективность признаётся средней, а при значении не менее 0,7 – удовлетворительной. Во всех остальных случаях эффективность реализации подпрограммы государственной программы считается неудовлетворительной.
Рассчитаем показатели эффективности реализации каждой подпрограммы за 2017 год:
ЭРП/П1 = 1 * 1,05 = 1,05;
ЭРП/П2 = 1 * 1,05 = 1,05;
ЭРП/П3 = 1 * 1,05 = 1,05;
ЭРП/П4 = 1 * 1,27 = 1,27.
Таким образом, эффективность реализации подпрограмм «Общее образование», «Профессиональное образование», «Дополнительное образование и профессиональное обучение» и «Развитие системы образования» в 2017 считается высокой.
Оценка степени достижения целей и задач государственной программы «Столичное образование» в целом (степень реализации, или СРГП) определяется по аналогии с оценкой степени достижения целей и задач подпрограмм[16].
Так, в 2017 году степень реализации государственной программы рассчитывалась следующим образом:
(2.6)
Эффективность реализации государственной программы в целом (ЭРГП) зависит от рассчитанных показателя по оценке степени достижения целей и задач госпрограммы (СРГП) и от показателей по оценке эффективности реализации подпрограмм госпрограммы (ЭРП/П) и определяется по следующей формуле:
, (2.7)
где kj характеризует коэффициент значимости подпрограммы для достижения, рассчитываемый по формуле (Фj – объём фактических расходов на реализацию j-той подпрограммы из бюджета города Москвы, Ф – объём фактических расходов на реализацию государственной программы из бюджета города Москвы).
В целях оценки эффективности реализации государственной программы рассчитаем коэффициент значимости каждой подпрограммы. При расчётах показателя учитывались данные о фактических расходах, установленные в редакции государственной программы 2018 года.
;
;
;
.
Эффективность государственной программы «Столичное образование» считается высокой, если значение данного показателя составляет не менее 0,9. При значении показателя не менее 0,8, эффективность признаётся средней, а при значении не менее 0,7 – удовлетворительной. Во всех остальных случаях эффективность реализации государственной программы «Столичное образование» считается неудовлетворительной.
.
Значение показателя 1,02 свидетельствует о высокой эффективности реализации государственной программы «Столичное образование».
Так, несмотря на низкое исполнение расходов на реализацию рассматриваемой государственной программы за 2017 год, оценка эффективности является высокой. Причина данного явления заключается в некачественно разработанной действующей методике оценки эффективности и результативности государственной программы, которая не учитывает показатели по использованию финансовых ресурсов всех источников финансирования госпрограммы. Показатель, характеризующий исполнение по расходам (ССУЗ) включает в себя значения по фактическим и плановым расходам бюджета города Москвы без учёта средств федерального бюджета и средств юридических и физических лиц. Вместе с тем, именно не включённые в методику показатели продемонстрировали низкое исполнение в 2017 году, когда как исполнение расходов бюджета города Москвы составило 96,3%. Таким образом, степень соответствия запланированному уровню затрат характеризует высокое исполнение исключительно средств бюджета города Москвы, что и приводит к высокой оценке эффективности государственной программы «Столичное образование» в целом.
[1] Постановление Правительства Москвы от 04.03.2011 №56-ПП «Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ города Москвы» // "Вестник Мэра и Правительства Москвы" – №15, 15.03.2011
[2] Постановление Правительства Москвы от 27.09.2011 №450-ПП (ред. от 22.04.2014) «Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")» // "Вестник Мэра и Правительства Москвы" – №56, 07.10.2011
[3] Отчёт о ходе реализации Государственной программы «Столичное образование» за 2014 год, подготовленный Департаментом образования и науки города Москвы
[4] Постановление Правительства Москвы от 27.09.2011 №450-ПП (ред. от 22.04.2014) «Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")» // "Вестник Мэра и Правительства Москвы" – №56, 07.10.2011
[5] Отчёт о ходе реализации Государственной программы «Столичное образование» за 2013 год, подготовленный Департаментом образования и науки города Москвы
[6] Постановление Правительства Москвы от 27.09.2011 №450-ПП (ред. от 07.10.2016) «Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")» // "Вестник Мэра и Правительства Москвы" – №56, 07.10.2011
[7] Постановление Правительства Москвы от 27.09.2011 №450-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")» // "Вестник Мэра и Правительства Москвы" – №56, 07.10.2011
[8] По данным: постановление Правительства Москвы от 27.09.2011 №450-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")»
[9] Постановление Правительства Москвы от 27.09.2011 №450-ПП (ред. от 07.10.2016) «Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")» // "Вестник Мэра и Правительства Москвы" – №56, 07.10.2011
[10] Отчёт о ходе реализации Государственной программы «Столичное образование» за 2014 год, подготовленный Департаментом образования и науки города Москвы
[11] Рукина С. Н., Самодурова В. Н. Методологические подходы к оценке эффективности бюджетных расходов, направленных на реализацию государственных программ //Учет и статистика. – 2017. – №. 1 (45).
[12] Приказ Департамента экономической политики и развития г. Москвы и Департамента финансов г. Москвы от 17.12.2013 №269/143-ПР «Об утверждении Методический указаний по разработке и реализации государственных программ города Москвы»
[13] Постановление Правительства Москвы от 04.03.2011 №56-ПП «Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ города Москвы» // "Вестник Мэра и Правительства Москвы" – №15, 15.03.2011
[14] Постановление Правительства Москвы от 27.09.2011 №450-ПП (ред. от 07.10.2016) «Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")» // "Вестник Мэра и Правительства Москвы" – №56, 07.10.2011
[15] По данным: постановление Правительства Москвы от 27.09.2011 №450-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")»
[16] По формуле , где СДГППЗ – степень достижения планового значения показателя, в котором отражаются цели и задачи государственной программы «Столичное образование», М – количество показателей, отражающих цели и задачи государственной программы «Столичное образование».