Деонтологические и этические основы социальной работы




Понятие "деонтология" (от гр. deonthos - нужное, должное, logos - слово, понятие, учение) ввёл английский философ-утилитарист Бентам. Этот термин использовался Бентамом для обозначения теории морали в целом. Позднее за этим понятием закрепился иной смысл. Под деонтологией стали понимать раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного. Эти разделы этического знания существуют не только в теоретической этике, но занимают важное место в любой профессиональной этике.

В этом смысле деонтологию можно выделить как относительно самостоятельный раздел в этике социальной работы. Деонтология социальной работы - это совокупность норм о профессиональном долге и ответственности социального работника перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и клиентами социальной службы.

Профессиональная деятельность не сводится к механическому выполнению профессиональных обязанностей. Обязанности должны стать моральным долгом, профессионал должен выполнять их по внутреннему убеждению.

Во многом престиж профессии зависит от отношения к этой профессии каждого из представителей профессиональной группы. Престиж профессии - это престиж её представителей, складывается из следующих составляющих:

1. Квалифицированная практическая работа, основанная на профессиональных знаниях, которые постоянно пополняются. Важным профессиональным качеством социального работника является стремление к развитию и совершенствованию своих знаний, методов социальной работы. Наличие такого качества вменяется в обязанность социальному работнику профессионально-этическим кодексом. Социальный работник должен владеть методами получения новых знаний, обладать способностью к аналитической деятельности, к творческому осмыслению существующей теории и практики социальной работы;

 

2. Наличие моральной ответственности не только за свой участок работы, но и за деятельность организации, в которой социальный работник трудится. Это достигается благодаря участию социальных работников в коллективных формах ведения социальной работы. Как представитель профессии, социальный работник несёт личную ответственность за политику своей организации;

3. Недопущение неквалифицированной и запрещённой практики социальной работы. Социальный работник должен использовать все возможные средства для того, чтобы в профессиональной деятельности утверждать профессионально-этические и правовые принципы. Соответствие профессиональной деятельности этим принципам является свидетельством того, что практика социальной работы не может считаться неквалифицированной и запрещённой;

4. Участие в добросовестной рекламе и информационных кампаниях, формирующих положительное общественное мнение о достойных представителях этой профессии, а также о социальном её предназначении. Важность этого требования обусловлена повышением роли средств массовой информации в обществе;

5. Долг и ответственность социального работника перед коллегами. Социальная работа всегда является делом всего коллектива социальных работников. Поддержание коллектива - это профессиональный долг социального работника. Коллектив - это ближайшая среда, в которой действует социальный работник. В коллективе он развивает свои качества, получает поддержку, защиту личного достоинства. Коллектив социальных работников состоит из людей, различающихся по возрасту, полу, интересам, нравственным идеалам. Объединяющим началом социальных работников в коллективе должны быть цели и задачи коллектива, методы и средства работы, разделяемые его членами. Социальная работа может быть успешной только в "команде", так как многие проблемы решаются только в масштабе организации либо с привлечением специалистов из других организаций. Работа в единой команде, в коллективе требует реализации следующих принципов:

1) подчинение целям коллектива

 

следующих принципов:

1) подчинение целям коллектива;

2) обеспечение согласованных действий в выполнении этих целей;

3) ответственность за деятельность команды.

В профессионально-этическом кодексе утверждается необходимость «выстраивать» отношения между коллегами на принципах уважения, честности, вежливости. Этические нормы социального работника по отношению к коллегам включают в себя требования, следование которым позволяет не допустить либо успешно преодолеть (разрешить) моральные конфликты в коллективе;

6. Долг и ответственность социального работника перед клиентом. Кодекс определяет интересы клиента как первостепенные в социальной работе. Социальная работа предполагает взаимодействие социального работника со средой, в которой живёт клиент. Невозможно рассматривать клиента вне его социального окружения. Если говорить о профессиональной составляющей социального работника по отношению к клиенту, то она заключается в следующем: социальный работник должен обслуживать клиента преданно, лояльно, применяя максимум профессиональных знаний, компетентности и навыков. Этические обязательства, которые социальный работник обязан нести перед клиентами, сформулированы в кодексе либо в форме абсолютного запрета, либо запрета, допускающего его нарушение, либо регламентаций, которым необходимо следовать. Роль абсолютного запрета выполняют следующие нормы:

- недопустимость дискриминации клиентов по любому поводу (национальность, вероисповедание, политическая ориентация, семейное положение, возраст, умственные и физические недостатки и пр.) и «борьба» с нею;

- социальному работнику необходимо избегать тех отношений, которые «идут во вред клиентам» (с членами ближайшего окружения клиента и др.);

Нормами «запрета», которые в исключительных обстоятельствах могут быть нарушены, являются конфиденциальность и неучастие в действиях, которые «оскверняют и уменьшают гражданские и юридические права граждан».

Конфиденциальность как моральное требование свидетельствует о том, что сотрудник социальной службы «должен уважать тайны клиентов», не распространять информацию, полученную от клиентов, без их на то согласия.

Однако возможна ситуация, когда эта информация свидетельствует об опасности для окружающих людей, общества, самого клиента. Поэтому однозначно утверждать, что тайна клиента должна быть сохранена в любом случае, не представляется правильным. Требуется содержательная дальнейшая конкретизация любой ситуации, её анализ.

К третьей группе норм, регламентирующих отношения социального работника к клиентам, можно отнести нормы-указания, как предъявление требований, положенных в основу профессиональной деятельности:

- социальный работник должен в качестве своей стратегической задачи «обеспечивать субъективную позицию самого клиента»;

- уважать достоинство личности клиента;

- должен иметь чёткую программу действий по оказанию помощи клиенту, оповещая его о правах, ответственности, возможности риска;

- социальный работник должен при возникновении затруднений в работе, прибегая к консультациям, учитывать советы коллег;

- социальный работник должен завершить профессиональные отношения с клиентом, когда они не служат интересам клиента, не принимая

ценных подарков от него.

Социальная работа, будучи определенным видом профессиональной социальной деятельности, имеет целый ряд специфических особенностей, детерминированных как ее внутренними, так и внешними по отношению к ней факторами. В связи с этим социальная работа требует особой, дополнительной к нормативно-правовой, более жесткой регламентации действий, отношений, поведения специалиста и предъявляет к его личности высокие требования.

Такой особой системой регламентации поведения и деятельности специалиста в процессе выполнения им своих профессиональных обязанностей, а также детерминирующей его личностные качества, может быть только профессионально-этическая система. Будучи одним из регуляторов жизнедеятельности общества и человека, она сама должна быть регулируемой. Вместе с тем профессиональная социальная работа является одной из форм отношений по поводу добра как одной из высших ценностей, что делает неизбежным наличие в ней профессионально-этической компоненты.

В этом и состоит взаимосвязь аксиологии как теории ценностей, этики и деонтологии.

Органичность профессионально-этической компоненты в системе социальной работы детерминируется в первую очередь тем, что сущностной, смысла образующей основой профессиональной социальной работы является гуманизм.

Специфика социальной работы делает применение в ней общих, не конкретизированных с учетом сущности и содержания деятельности профессионально-этических норм и правил малоэффективным. Профессионально-этическая регламентация социальной работы должна гарантировать соблюдение прав клиентов, общества и самого социального работника, способствовать формированию личностно-нравственного и профессионального облика специалиста, гуманизации общественных отношений. Вследствие этого профессионально-этическая система является неотъемлемой составной частью системы профессиональной социальной работы, определяющей и поддерживающей ее основной смысл и содержание, гуманистическую направленность деятельности специалиста и его личности, всего института социальной работы.

Известно, что основной функцией любой системы морали и ценностей является поддержание и обеспечение существования породившей ее системы: она регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение (или, напротив, требуя их изменения).

Профессионально-этическая система является неотъемлемой составной частью системы профессиональной социальной работы, определяющей и поддерживающей ее основной смысл и содержание, гуманистическую направленность деятельности специалиста и его личности, всего института социальной работы.

Известно, что основной функцией любой системы морали и ценностей является поддержание и обеспечение существования породившей ее системы: она регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение (или, напротив, требуя их изменения).

Профессионально-этическая система выполняет аналогичную функцию в отношении профессиональной социальной работы, являясь средством, формирующим социальную работу в качестве целостной системы, определяющим ее структуру и поддерживающим ее нормативный смысл и содержание.

Вследствие этого в системе социальной работы профессионально-этическая система, полностью учитывающая специфику социальной работы занимает особое место, играя роль не только одного из важнейших видов регламентации поведения, действий, отношений, личностно-нравственного облика специалистов и целых коллективов социальных работников, но и являясь вместе с тем необходимым структурообразующим и системно-образующим началом в профессиональной социальной работе, важнейшим гарантом ее нормативного содержания гуманистического смысла

Таким образом, деонтология - это только часть (раздел) этики. Добро как одна из высших ценностей является профессионально-этической компонентой социальной работы.

Заключение.

Итак, мы пришли к выводам.

1. Аксиология социальной работы - это учение о ее профессионально значимых ценностях; этика деонтология мораль

2. Деонтология социальной работы - это совокупность норм о профессиональном долге и ответственности социального работника перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и клиентами социальной службы;

3. Этические обязательства, которые социальный работник обязан нести перед клиентами, сформулированы в кодексе либо в форме абсолютного запрета, либо запрета, допускающего его нарушение, либо регламентаций, которым необходимо следовать;

4. Взаимосвязь рассматриваемых категорий состоит в том, что деонтология - это только часть (раздел) этики, а добро как одна из высших ценностей является профессионально-этической компонентой социальной работы.

 

Конфиденциальность

Конфиденциальность означает, что сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждений социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность. То есть, принцип конфиденциальности означает, что работающие в учреждениях, оказывающих социальные услуги, не имеют права распространять информацию об обратившихся за помощью лицах. Данный принцип отдельно закреплен в статье 6 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: «1. Не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей. Разглашение информации о получателях социальных услуг влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С согласия получателя социальных услуг или его законного представителя, данного в письменной форме, допускается передача информации о получателе социальных услуг другим лицам, в том числе должностным лицам, в интересах получателя социальных услуг или его законного представителя, включая средства массовой информации и официальный сайт поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

Предоставление информации о получателе социальных услуг без его согласия или без согласия его законного представителя допускается:

1. по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством либо по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;

2. по запросу иных органов, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;

3. при обработке персональных данных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг;

4. в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: