Мифологема «дуб» на страницах произведений А.С.Пушкина




(Профессиональная проба «Литературовед»)

Автор: Коновалов Артём Вячеславович, ученик 8 а класса МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа №1»

Руководитель: Коновалова Светлана Борисовна, учитель русского языка и литературы

Творчество Александра Сергеевича Пушкина многогранно и неисчерпаемо. Каждое его произведение полно глубокого смысла, наполнено образами – символами, учит нас видеть прекрасное в окружающем мире. Объект нашего исследования – произведения великого русского поэта А.С.Пушкина. Предметом исследования стал мифологический образ дуба в художественных произведениях. Цель работы: определить, какую роль играет мифологический образ дуба в произведениях Александра Сергеевича. Для достижения цели нами выполнены следующие задачи: знакомство с трудами учёных – пушкиноведов, анализ отобранных для анализа произведений А.С.Пушкина, обобщение и систематизация проведённого литературоведческого анализа этих произведений. Данная работа является теоретическим исследованием. Избранные методы – анализ художественных текстов, их сопоставление.

В народной культуре славян дерево - объект поклонения. В древнерусских памятниках сообщается о поклонении «рощениям» и «древесам». Для мифопоэтического сознания славян характерно последовательное сближение храма и дерева как священных мест. Дубы, вязы и другие крупные деревья относились к заповедным. Запрещалось рубить их и наносить вообще какой -нибудь вред. Hарушение этих запретов приводило к смерти человека, мору скота, неурожаю. Такие деревья считались покровителями окрестностей - сел, домов, колодцев, озер, охраняли от града, пожаров, стихийных бедствий. В славянской мифологии и фольклоре известен образ дерева, являющий собой центр мироздания. Такое дерево соотнесено со всеми тремя мирами: подземным, земным и верхним - небесным и соединяет их.

Александр Сергеевич Пушкин всегда живо интересовался фольклором русского народа, его преданиями и сказаниями. Его няня Арина Родионовна не раз делилась своими познаниями в этой области со своим воспитанником.

В 1824—1825 гг. находясь в Михайловском, Пушкин записывает со слов Арины Родионовны сказку о Султане Султановиче и 34 его сыновьях: «Гости - корабельщики рассказывают царю о новом государстве и о чудесном отроке — ноги серебряные и прочее. «Ах, говорит царь, — поеду посмотреть это чудо». — Что за чудо, — говорит мачеха, — вот что чудо: у моря Лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет. Царевич прилетел домой и с благословления матери принес перед дворец чудесный дуб» [1]. Каково происхождение этого образа в сказке?

Образный комплекс «дуб - океан (море)» соотносится с народно-мифологическими верованиями: это один из неизменных зачинов во многих заговорах и молитвах. Встречается в заговорах и таинственное Лукоморье и остров Буян. В славянской мифологии дуб представляет собой вариант так называемого «мирового древа» как важнейшего структурного элемента мифопоэтической картины мира. «Предание о мировом дереве, — пишет А.Н. Афанасьев, — славяне по преимуществу относили к дубу. В их памяти сохранились сказания о дубах, которые существовали еще до сотворения мира (следовательно, образ возник еще в дохристианскую эпоху). В колядке русов поется, что еще в то время, когда не было ни земли, ни неба, только синее море (воздушный океан), — среди этого моря стояло два дуба» [2]. А.Н. Афанасьев отмечает и ряд мифологических функций дуба: под ним вершили суд, решения которого считали волей божества; дуб обладал целебными, живительными свойствами, он давал вечную молодость, здоровье, красоту.

Именно этот образ привлек внимание Пушкина потому, что в нем отразились народные представления о мироздании, о его гармоничности, бессмертии. Пушкин считал, что мифология имеет не только высокое эстетическое значение, но и служит формой выражения национальной характерности, самобытности. «В заметках по русской истории XVIII в., написанных еще в 1822 г., Пушкин, сетуя на неразвитость славянской мифологии, замечает: «… жаль, ибо греческое вероисповедание, отдельно от всех прочих, дает нам особенный национальный характер» [3]. Обращение поэта к славянской мифологии, к фольклору было явлением достаточным сложным, но нам важно подчеркнуть стремление к национальному видению через мифопоэтическую образность, которая является «самовыражением народа и формой национального самосознания».

Именно поэтому в 1828 г., переиздавая «Руслана и Людмилу», Пушкин печатает новое вступление к поэме:

У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом.

Поэт обрамляет «Руслана и Людмилу» в оправу национально-мифологической образности, тем самым ориентируя свою поэму на фольклор: «Там русский дух, там Русью пахнет!» — вот что стоит за чудесным Лукоморьем.

Миф о мировом древе позже входит в сказку о царе Салтане (1830 г.). Гвидон с матерью попадает на пустынный остров посреди океана, где:

Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.

Из дуба делается лук, с помощью лука спасается царевна Лебедь, с помощью царевны Лебеди возникает волшебное государство. Именно так и сообщают об этом корабельщики Салтану:

В море остров был крутой,
Ни привольный, ни жилой;
Он лежал пустой равниной;

Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом.

И город этот особенный. Это народный образ идеального, счастливого морского государства. На острове, где княжит Гвидон, «все богаты, изб нет, везде палаты», чудесная белочка создает богатства острова, надежная волшебная охрана охраняет его от внешних врагов. Пушкин создает народную мечту, сказку с помощью образов национальной мифологии.

В «Словаре языка Пушкина», в статье «Дуб» выделено три контекстных употребления: 1. «Гляжу ль на дуб уединенный ... » («Стансы», 1829г.); 2. «У Лукоморья дуб зеленый» (из вступления к поэме «Руслан и Людмила», 1825—1826 г.г.); 3. «Почтовая контора учреждена была в дупле старого дуба» («Барышня - крестьянка», 1830 г.).

Автором выделено несколько культурных традиций, формирующих смысловую глубину слова: библейская, античная, народно - мифологическая. Мы считаем, что такой принцип позволяет внести некоторые дополнения и в статью «Дуб»: дуб во вступлении к поэме «Руслан и Людмила», в «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» выполняет народно - мифологическую функцию.

Использование образа дуба как символа, связанного с национальной, народной культурой, было одним из частных открытий Пушкина - поэта. В его произведениях нет ничего случайного. Все его произведения полны глубокого смысла. Наше исследование тому подтверждение.

 

Список использованной литературы

1. Азадовский М. Пушкин и фольклор. Москва, «Просвещение», 2008 г.

2. Афанасьев А. Н. Древо жизни. Переизд. Москва, 2012 г.

3. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Ленинград, 1972 г.

4. Словарь языка Пушкина. В 4 - х томах. Москва, 1986 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: