Определение психологического пола личности по методике С. Бэм (в модификации О. Г. Лопуховой)




 

С. Бэм предложила концепцию психологической андрогинии, которая внесла существенные коррективы в представления о маскулинности и фемининности. Андрогиния - понятие, обозначающее людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества. Это позволяет людям менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским.

Маскулинность/фемининность — нормативные представления о соматических, психологических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим началом, а фемининность — с пассивно-репродуктивным началом. Данная методика дает информацию относительно особенностей личности и возможных проблемах адаптации к окружающей социальной среде. Ниже предлагается модифицированный и адаптированный вариант методики Bem Sex Role Inventory (BRSI), сконструированной в США в 1974г. С. Бэм. Методика в настоящее время пользуется большой популярностью среди исследователей психологических половых различий.

Инструкция испытуемому: Ниже перечислены 42 качества, которые характеризуют особенности поведения и личности человека. По шкале 1-7 опишите, пожалуйста, насколько каждое из этих качеств соответствует вам. Поставьте: — «1», если это качество никогда у вас не проявляется; — «2», если обычно это качество у вас не проявляется; — «3», если это качество иногда, но редко проявляется у вас; — «4», скорее проявляется, чем нет; — «5», чаще проявляется; — «6», обычно проявляется; — «7», вы всегда или почти всегда проявляете данное качество. Пожалуйста, не оставляйте ни одного качества не отмеченным.

1. _______ умение самоутвердиться;

2. _______ уступчивость;

3. _______ готовность помочь;

4. _______ сильная личность;

5. _______ застенчивость;

6. _______ добросовестность;

7. _______ напористость;

8. _______ склонность к проявлению чувств;

9. _______ надёжность;

10. _______ аналитичность;

11. _______ нежность;

12. _______ правдивость;

13. _______ способность руководить;

14. _______ женственность;

15. _______ способность понять другого;

16. _______ готовность рисковать;

17. _______ сострадательность;

18. _______ искренность;

19. _______ доминирование;

20. _______ мягкость в высказываниях;

21. _______ дружелюбие;

22. _______ мужественность;

23. _______ стремление утешить;

24. _______ тактичность;

25. _______ внешняя сдержанность;

26. _______ обаяние;

27. _______ ориентация поведения на традиции и нормы;

28. _______ способность действовать в качестве лидера;

29. _______ доверчивость;

30. _______ порядочность;

31. _______ сила;

32. _______ детская непосредственность;

33. _______ трудолюбие;

34. _______ смелость;

35. _______ неиспользование резких, грубых выражений;

36. _______ вежливость;

37. _______ сила воли;

38. _______ красота;

39. _______ практичность;

40. _______ выносливость;

41. _______ терпимость;

42. _______ чувство юмора.

 

Шкалы маскулинности и феминности
Шкала маскулинности   Шкала феминности
1. Умение самоутвердиться   2. Уступчивость
4. Сильная личность   5. Застенчивость
7. Напористость   8. Склонность к проявлению чувств
10. Аналитичность   11. Нежность
13. Способность руководить   14. Женственность
16. Готовность рисковать   17. Сострадательность
19. Доминирование   20. Мягкость в высказываниях
22. Мужественность   23. Стремление утешить
25. Внешняя сдержанность   26. Обаяние
28. Способность действовать в качестве лидера   29. Доверчивость
31. Сила   32. Детская непосредственность
34. Смелость   35. Неиспользование резких, грубых выражений
37. Сила воли   38. Красота
40. Выносливость   41. Терпимость

 

При оценке результатов тестирования подсчитываются общие суммы баллов по каждой шкале (они составляют величину от 14 до 98). Это сырые оценки, из которых нужно вычесть 49. Полученные результаты, которые будут лежать в пределах от –35 до +49 (уровень маскулинности и феминности в баллах), откладываются на соответствующих осях координат. Полученные точки можно соединить линией, а образовавшуюся область заштриховать. За начало отсчета принимается значение +7. Расположение и площадь заштрихованной области будут наглядно показывать степень проявления маскулинности, феминности или андрогинности психологического пола личности.

На рис. 13. продемонстрировано четыре возможных варианта результатов тестирования. Область 1 отражает выраженную маскулинность испытуемого (отрицательный результат по шкале феминности и положительный по шкале маскулинности). Проявление феминного психологического пола отражено на рисунке областью 2. При положительных результатах и по шкале маскулинности и по шкале феминности на представленных осях координат образуется область 3, означающая андрогинность личности. На примере, приведенном на рис. 13, андрогинность личности характеризуется средневыраженными и уравновешенными показателями и по шкале феминности, и по шкале маскулинности, но возможны и другие варианты проявления андрогинности личности. Так, вертикальная ориентация области 3 будет говорить о преобладании маскулинности, а горизонтальная — о преобладании феминности личности с

Рис. 13. Примеры графической интерпретации результатов теста на определение психологического пола личности (1 - маскулинность, 2 - феминность, 3 - андрогинность, 4 - недифференцированность)

Нулевой результат по какой-либо из шкал не даст области на графике, а полученная точка на оси маскулинности или феминности будет отражать соответствующий психологический пол личности. Нулевой результат по обеим из шкал означает недифференцированный психологический пол личности. Область 4 будет говорить о недифференцированности психологического пола личности. Недифференцированность психологического пола личности - явление довольно редкое, свидетельствующее о том, что своими психологическими качествами испытуемый не укладывается в рамки маскулинно-феминной модели культуры, для которой стандартизированы шкалы методики. В случае выявления недифференцированного психологического пола личности необходим более тщательный и индивидуальный анализ результатов теста и личности испытуемого. В первую очередь необходимо проверить разброс баллов по всем пунктам методики и обратиться к данным самооценки испытуемого по шкале обеих характеристик. В том случае, если разброс баллов самооценки испытуемого по всем характеристикам методики более четырёх и испытуемый достаточно высоко оценивает выраженность у себя качеств по шкале общих характеристик, можно признать результат выявления недифференцированного психологического пола личности действительным. При этом необходимо сравнить результаты тестирования с субъективным восприятием испытуемого выраженности у себя мужественности и женственности, поскольку всегда существует предположение, что испытуемый может не относится по своему менталитету к той культуре, для которой стандартизированы шкалы методики. В последнем случае придётся признать, что данная методика не валидна в отношении этого испытуемого. Недифференцированный психологический пол по результатам теста в сочетании с низкими баллами (1–2) и по общей шкале может быть связан с психологической дезадаптацией либо с неискренностью в заполнении опросника, вызванным негативным отношением к тестированию. О неискренности заполнения опросника может говорить также предпочтительный выбор высоких оценок (6–7) по всем пунктам опросника, включая шкалу общих качеств. В этом случае в качестве конечного результата будет выявлена сильно выраженная андрогинность личности, но результаты тестирования не могут быть признаны действительными.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!