Кисти, используемые в технике – тушь-кисть.




Тушь.

Черная тушь - краска, приготовленная из сажи. Жидкая тушь представляет собой углеродные пигментные взвеси в шеллаке, желатине или связующем на основе смол. Выпускают тушь разного черного цвета, в зависимости от содержания пигмента.

Тушь бывает жидкая, концентрированная и сухая в виде палочек и плиток. Тушь применяется для черчения, рисования (пером, кистью), шрифтовых работ.

Жидкая тушь бывает водостойкая и водорастворимая.

Водостойкая тушь состоит из пигмента и шеллака (материал в виде тонких пластин или хлопьев, используемый в производстве лаков) – эта тушь наиболее долговечна, светостойка, не растворяется в воде.

Водорастворимая тушь – хорошо смешивается с водой, при высыхании размывается. Не рекомендуется сочетать с другими водорастворимыми средствами.

Тушь продается в стеклянных банках, а также в баночках со специальными насадками – пипетками (для наполнения инструментов – рейсфедеров и рапидографов).

Черная тушь высокого качества имеет густой, черный цвет, легко сходит с пера или рейсфедера, не забивает инструмент.

Цветная жидкая тушь – представляет собой особую разновидность жидких красок. Бывает разных цветов: желтого, синего, зеленого, красного. Среди наиболее популярных цветов – синий, фиолетово-черный и черный. Дорогие сорта цветной туши изготавливаются на основе натуральных минералов. Рисунки ими отличаются долговечностью, не выгорают. Так же бывают черная и цветная тушь на синтетической основе.

Жидкая акриловая тушь и жидкая акварель.

Акриловая тушь отличается насыщенностью цвета, после высыхания становится нерастворимой. Жидкая акварель бывает разных цветов, размывается водой после высыхания, но также, как и акварель – не светостойка (выгорает, выцветает).

История применения туши.

В ранних трактатах об искусстве упоминается черная сажевая тушь, изготовленная в Древнем Египте и Древнем Китае, созданная для затушевывания вырезанных на камне иероглифов. По составу: черный пигмент угля с клейкими веществами на водной основе или смесь сажи из дыма, полученная при сгорании хвойных деревьев, смешанная с желатином из ослиных шкур и мускуса. По легенде тушь была изобретена китайским философом в 1200 году до нашей эры. Черная тушь применялась в Древнем Риме. Древнеримские художники делали чернила из сажи плодовых косточек, виноградной лозы, мягкой древесины, из сажи древесного и костного угля. Различные породы дерева, сжигаемые для получения сажи, придавали туши различные оттенки. Лучшая тушь приготавливается и сейчас из сажи, получаемой при сжигании виноградных косточек

Тушь-кисть.

Рисунок тушью – одна из древнейших технологий. И невозможно представить ее без упоминания о китайской и японской традициях работы этими материалами. Восточный рисунок кистью, будь то каллиграфия или более реалистичное изображение – это традиционное искусство, уходящее корнями в глубь веков. Это сочетание виртуозности исполнения и глубокого понимания природы и сути предмета и технологии процесса. Рисунок кистью характеризуется непосредственностью мазка.

Традиционным средством для рисунка кистью на Востоке являлась тушь в виде плиток или палочек. Тушь содержала пигмент ламповой сажи, смешанный с клеем, камфарой или розовой водой. Отфильтрованная и перемолотая сажа смешивалась с теплым клеевым составом (из рыбьего клея). Из этой смеси делали пастозные шарики, которые затем подвергались нагреванию, и им придавалась форма палочек. Использовалась не только черная тушь. Сепия, производимая из чернильных мешков каракатиц и головоногих, использовалась в Европе с конца 17 века.

Техника рисунка кистью очень разнообразна, она зависит от степени разбавлености туши, от типа используемой бумаги, от увлажненности бумаги (используется мокрая или сухая бумагу), а также от типа применяемой кисти и от объема туши удерживаемой кистью. В зависимости от этого линия (или мазок) будет гладкой, фактурной или иметь эффект сухой кисти. Мазок может быть четким (на сухой бумаге) или размытый с краев (на увлажненной бумаге). Техника рисунка кистью на бумаге. Она позволяет выполнять тончайшие рисунки и широко прокладывать тоном большие плоскости, добиваться лепки формы с помощью мазка. Хорошие материалы для рисунка кистью – черная и цветная тушь. Можно выбирать только серый или коричневый цвет, работая акварельными красками. Монохромная живопись – гризайль широко применялась у старых мастеров.

Кисти, используемые в технике – тушь-кисть.

1) Тонкие и средние колонковые кисти с острым концом.

2) Плоские кисти для заливок из бычьего волоса. Используют также кисти из синтетики с косым срезом.

3) Плоские нейлоновые кисти.

Основы для техники рисунка кистью.

Традиционной основой является бумага или шелк, но могут использоваться холст или деревянные доски. Выбирая бумагу для туши нужно учитывать, что тушь не должна растекаться (если это не китайская техника).

1) Картон горячего прессования – ровная, гладкая поверхность и хорошо впитывает.

2) Картон холодного прессования – имеет менее гладкую поверхность, благодаря чему линия в некоторых местах теряет четкость и рисунок выглядит мягче.

3) Лавсановая или ацетатная бумага – для очень тонкой, четкой линии.

Традиционно художники для работы кистью выбирают китайскую бумагу (она тоньше и лучше впитывает), специально созданную для работы в этой технике. Бумага «Верже» - рисунок по такой бумаге мягкий, не четкий. На бумаге западных видов (более плотной и гладкой) – рисунок имеет более четкие края. Тушь не проникает в бумагу, как на китайской бумаге, образуя с ней единое целое, а лежит на поверхности.

Работа «сухой кистью» – это метод рисования, который позволяет в процессе работы создавать полутона относительно сухой кистью и использовать зерно фактуры основы. Любой мазок кистью, если кисть своевременно не пополнять тушью, перейдет в серый тон, а после в «сухую кисть» - это дает богатый тоновой диапазон изображению.

Некоторые виды жидкой туши изготавливаются из китайской туши. Также выпускается плакатная тушь различных цветов. Эта тушь отличается прозрачностью и высокой чистотой цвета.

Тушь-перо.

Перо – графический инструмент, особенностью которого является ограниченная толщина штриховой линии, некоторая механичность переходов от тонкой к более широкой линии, жесткость самого штриха. Эти особенности делают перовое изображение более сухим, вырезанным, чем выполненные кистью. При рисовании пером подчеркнутая точность штриха требует большого напряжения и верности руки. Перья могут быть различного типа – стальные, гусиные, камышовые, деревянные и т.д. Перо используется для рисунка жидкими красящими веществами (тушь, чернила, акварель). Ранее использовались гусиные, тростниковые, бамбуковые и соломенные перья. В настоящее время в художественной практике распространены металлические перья различных размеров и форм. В зависимости от наконечника пера (узкого, острого, тупого, широкого или закругленного) получаются различные линии и штрихи, дающие возможность как передать большую форму, так и прорисовывать мельчайшие детали. Рисунки пером трудно исправить, так как раствор красителя глубоко проникает в структуру бумаги. Перовая техника требует от художника большой собранности, аккуратности и самодисциплины.

Одним из особо выразительных приемов при работе с тушью – является метод штриховки. Штриховка может меняться от непроницаемой черноты до прозрачных наплывов.

Рисование пером является отличной школой воспитания руки и глаза. Меняя нажим на перо можно добиваться разнообразной толщины линии. Стальное перо дает четкую, тонкую линию, а гусиное или тростниковое перо – живую и выразительную. Хорошо рисовать пером на гладкой мелованной бумаге. Где допущенные иной раз ошибки можно исправить, пользуясь лезвием бритвы. Штрих на мелованной бумаге четкий и ровный. Выразительные работы получаются, когда линия и штрих сочетаются с тоном бумаги (серым, голубым, зеленоватым и т.д.) и создают впечатление живописной манеры исполнения рисунка.

Основные принципы работы пером остаются такими, какими были на протяжении многих веков. Признак пера – это линия, которая после нанесения фиксируется и становится неизменной и долговечной. Линия может быть осторожной или уверенной, нервной или плавной, но исправлению не подлежит. Эта работа требует практики, навыка и твердости руки. Вот почему итальянский мастер 15 века - Ченино Ченини - начинающим художникам советовал «начинать работать пером следует лишь после, по крайней мере, одного года практики рисования углем и карандашом».

Тушью можно рисовать стальными, тростниковыми или бамбуковыми перьями, техническими перьями, птичьими перьями или перьевыми ручками. Многие из перечисленных инструментов отзываются на давление руки, меняя толщину линии. В результате рисунки приобретают особую живость. Линии, проводимые этим инструментом, зависят от типа пера и способа подачи туши.

История инструмента.

Древнейшие памятники письменности дошли до нас без упоминания материалов и инструментов, применяемых для письма.

Существенный прорыв в области материалов и инструментов для письма сделали Древние Шумеры, разработавшие систему клинописного письма заостренными палочками на глиняных табличках. Далее Древние Египтяне научились изготавливать тростниковый папирус и использовать для письма прообраз современных перьев – расщепленные тростинки. Позднее Древние Греки изобрели бронзовое перо. Древнейшее, найденное на территории Европы бронзовое перо датировано концом 14 века. Однако, из-за дороговизны производства, до 19 века металлические перья имели ограниченное распространение.

Славянские народы, жившие несколько изолированно от Европы, освоили применение для письма бересты. Писали на бересте палочкой с заостренным концом. При продавливании береста меняла цвет на красно-коричневый.

Со Средневековья главным пишущим инструментом становится птичье перо. Наибольшее распространение получили гусиные перья. Существуют данные, что в 18 веке ежегодно Англия закупала в России по нескольку миллионов удобных и дешевых гусиных перьев. Со временем появились составные перья, имеющие опахало из художественно оформленных перьев редких птиц. Появились и другие атрибуты - держатель для пера, который нередко являлся образцом ювелирного искусства. Появление составных перьев предопределило появление перьевых ручек. Стальное перо изобрел Иоханнес Янсен в 1842 году.

Перо - регулируемый пишущий элемент перьевой ручки, не имеющий подвижных деталей и способный удерживать некоторое количество туши или чернил. Происхождение названия обусловлено тем, что до появления перьевых ручек для письма использовали крупные перья птиц. Для рисования и письма использовались большие маховые перья таких птиц, как лебедь, гусь, индюк, ворон. Птичьи перья более ломкие и требуют постоянной заточки, быстро изнашиваются. Чаще это были перья водоплавающих птиц (гусей), из-за прочности и большого диаметра стержня.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: