Язык и перевод, сравнение




Согласно гипотезе Сепира и Уорфа, язык на котором мы говорим, влияет на наше восприятие мира. Например, в некоторых североамериканских языках много глаголов и мало существительных по сравнению с английским языком. Ученые предположили, что представители этих народов видят мир как более динамичный. В настоящее время жесткий вариант гипотезы Сепира-Уорфа: люди не могут понять те явления, для которых у них в языке нет слов, опровергнут.

Изучение туземных языков является основой проведения полевых исследований. Для того, чтобы понять тот или иной обряд в местной культуре важно не только наблюдать за ним со стороны, но и понимать речь туземцев, а также иметь возможность задать им вопросы. Как правило, бывает трудно найти точный эквивалент туземному слову на языке исследователя. Любой перевод интервью с местными жителями должен сопровождаться комментариями. В некоторых случаях, когда эквиваленты отсутствуют, используется туземное слово. Например, многие зарубежные исследователи вставляют в свои тексты о русской культуре слово «душа».

Существенной частью работы антрополога является сравнение. Его цель – выявить значимость выводов об исследуемом обществе через выявление его сходств и различий с другими обществами, а также сделать теоретические выводы. Сравнивая общества между собой, антропологи устанавливают сходства и различия между ними. На протяжении длительного времени в антропологии дискутируется вопрос о культурных универсалиях. В настоящее время выявлено, что у всех групп людей есть способность к различению красного, белого и черного цветов, и в то же время культурное значение цвета очень сильно варьируется в разных культурах.

Личность

В разных культурах различаются представления о личности. Так, в России, Европе, США личность представляется цельной, ответственной за свою жизнь и совершаемые поступки, определяющей свою судьбу. Эта концепция личности является эгоцентрической. При этом в Великобритании и США человек оценивается, в первую очередь, по его поступкам, а в России большое значение имеют намерения. В США люди нацелены на практическую деятельность, в России для всех поколений очень большое значение имеет самосовершенствование, реализация своего потенциала. В Мексике и других странах Южной Америки огромной ценностью является полноценное проживание каждого мгновения своей жизни.

В Индии верят в реинкарнацию. По их представлениям новорожденный ребенок является перевоплощением какой-то души, и одновременно от рождения принадлежит к определенной касте. Его рождение в семье, принадлежащей к той или иной касте определяется его поступками в предыдущей жизни. Эта концепция личности является социоцентрической концепцией (в центре – социум, общество). В Африке человек является самостоятельной единицей, но присутствуют духи предков, которые могут дать совет, а могут и наказать.

В Меланезии (острова в Тихом Океане, к северо-востоку от Австралии, в том числе, Новая Гвинея, Фиджи, Соломоновы Острова) человек является частью социальных отношений, и физически мертвый, не считается мертвым социально до тех пор, пока не уплачены все долги. Эта концепция личности – реляционная. Личность создается отношениями, в которые она вступает.

Универсальным конструктом, который характеризует личность во всех культурах мира, является гендер. Во всех культурах люди разделяются на мужчин и женщин и в то же время представления о гендерных ролях, нормах поведения мужчин и женщин варьируются от культуры к культуре.

Общество и культура

В обыденном сознании понятие «общество» нередко отождествляется с понятием «государство». Однако в одном и том же государстве нередко сосуществуют несколько разных обществ. Исторически антропологи разделяли общину и общество или статусные и договорные общества.

Э. Эриксен предлагает следующее определение общества: объединение людей, подчиняющихся одному политическому аппарату. В современных государствах люди живут в одном и том же обществе, в то же время существуют различные уровни политической власти. Кроме того, многие государства входят в наднациональные объединения (Эриксен, 2014).

Культура является междисциплинарным понятием, и в наши дни существует множество определений культуры, и в то же время ряд аргументов в пользу отказа от этого термина. Аргументы в пользу отказа от понятия «культура» можно сформулировать следующим образом:

1. культура принадлежит всему человечеству, и должна быть объединяющим, а не разъединяющим понятием. Культура объединяет все человечество. Конкретные проявления культуры могут быть разными, но на глубинном уровне все культуры схожи между собой.

2. Различия между людьми, принадлежащими к разным классам одного общества, могут быть большими, чем между людьми, принадлежащими к одному классу в разных культурах (например, представители городского среднего класса стран Западной Европы

3. вследствие процессов глобализации современная молодежь по всему миру получает информацию из одних и тех же культурных источников. Они слушают похожую музыку, смотрят одни и те же (в первую очередь американские) фильмы. Также в современном мире достаточно много смешанных культурных форм.

4. культура является слишком общим понятием, объяснять те или иные особенности поведения и мышления людей особенностями их «культуры» часто означает отказ от поиска действительных причин тех или иных явлений. Там, где это возможно, желательно искать конкретные причины тех или иных поступков людей, обусловленных их культурной принадлежностью, чем их простая констатация.

5. понятие культуры, ее сведение к нескольким основным факторам использовалось в политических целях.

 

Отказ от понятия «культура» представляется нецелесообразным, поскольку культура является макрофактором, объясняющим различия между людьми, обусловленные тем что они воспитывались в разной социальной среде, и в процессе социализации усвоили различные социальные нормы, у них сформировались разные ценности. Представители разных культур обладают различным опытом и мировоззрением, и как следствие воспринимают мир по-разному. К. Гирц в 1960 гг. предложил следующее определение понятия «культура» - общие смыслы, выражающиеся в актах общественного взаимодействия. Культура выполняет функции структурирования и осмысления мира (Л.Г. Почебут, 2012).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: