XI. Женские головные уборы




 

Головные уборы калмычек, расшитые узорами, рисунками и орнаментами, имели различную форму. И каждый головной убор был по-своему красив и хорошо сидел на голове.

Головные уборы для девушек имели одни формы, для молодых и пожилых женщин — другие. При этом они подразделялись на головные уборы для повседневной носки и праздничные.

Женщины, в своем подавляющем большинстве, повседневно носили продолговатую невысокую (наподобие пилотки) шапку, которая называлась Камчаткой.

Ее шили из черного или темно-красного бархата, вышивали на ней серебряными нитками узоры и рисунки, напоминающие цветы и листья различных растений. Сверху пришивали пышный гребешок, сделанный из пучка красных шелковых ниток. Такую шапку украшали еще мелким разноцветным бисером, прикрепляя его нитками. Получался очень эффектный узор.

Женщины носили также шапки круглой формы, сшитые из того же материала, из которого шились Камчатки, и с теми же вышивками. Эти шапки назывались жатаг. Такие же круглые шапки, но только из красного материала и с желтым верхом, без вышивок, носили служители храмов — духовенство.

Были еще женские шапки тоорцог — круглые, с ровным верхом. Они тоже украшались вышивками, бисером. Только шапки, носимые каждый день, были без украшений.

Носили шапки тоорцог и мужчины. Только для них они шились из смушки, края оторачивались мехом норки. Вверху укреплялась красная кисточка.

Более изящными и интересными были женские головные уборы халмыг. Их носили по праздникам, надевали на свадьбы. От других головных уборов они отличались более красивой отделкой, разнообразием узоров и орнаментов: на левой стороне вышивался орнамент «Копыта жеребенка», на правой — узоры из цветов и листьев, края обрамлялись сверкающими блестками, сверху свисал большой густой гребешок из красных шелковых ниток.

Другим распространенным видом женского головного убора была круглая шапка с оторочкой тамша. Околышек был черный, оторочка широкая из темной материи, верхушка желтая с пунцовой кистью.

Пожилые женщины носили шапки, которые назывались бюслячи и хад-жилга. Они изготавливались из смушки. У хаджилги края были круглые, верх — четырехугольный, передняя часть — высокая. Верх шапки обтягивали черным сукном. Шапку бюслячи шили так же, но края по окружности делались выпуклыми, толстыми. Между верхом и низом шапки нашивалась парчовая тесьма, концы которой свисали сзади.

Жены калмыцких богатеев — нойонов и зайсангов — носили роскошно убранные шапки бюслячи с краями, обрамленными соболиным или норковым мехом, с верхом, обтянутым китайской парчой, с гребешком из ярко-красных шелковых ниток. Между боковыми швами, на зеленом или темно-красном сукне вышивались золотыми и серебряными нитками различные переплетающиеся узоры.

Соболиный мех в то время был большой редкостью и стоил очень дорого. Богачи не жалели денег и покупали дорогостоящие шкуры у купцов.

 

XII. Мужская одежда

 

На мужской одежде не было никакой отделки. Только манишка, которая надевалась на рубашку под бюшмюдом, была вышита или на нее нашивалась парчовая тесьма.

Мужские бюшмюды шили из черного шелка или шерсти. Рукава бюшмюда были широкими, манжеты — узкими, на плечах и у пояса — складки. По обе стороны, на высоте груди — два накладных кармана, у бедер — два внутренних. Полы широкие. Его носили в праздничные дни, в зимнее время — при поездке в другие хотоны. В нагрудных карманах молодые мужчины носили носовые платки.

Народной праздничной одеждой у мужчин был черный шелковый бюшмюд, под ним — вышитая черная или коричневая бархатная манишка, широкий серебряный пояс, высокая черная каракулевая шапка, на ногах — сапоги со скрипом.

Старики носили широкие халаты.

Когда мужчины пасли лошадей верхом, ловили их или участвовали в скачках — полы своих бюшмюдов заправляли за пояс, чтобы они не мешали и не стесняли движений.

Вторым видом верхней одежды взрослых мужчин был распашной эрмег — армяк из толстого верблюжьего сукна серого (чаще темно-серого) цвета, шитый в талию со многими сборками на поясе, с разрезом спереди.

Обычной зимней одеждой калмыков всех улусов была овчинная шуба, шитая в талию со стоячим воротником из мерлушки. По покрою она представляла собой тот же бюшмюд. Подолы и края рукавов обшивались каймой из цветной ткани или меха (из мерлушки, у богатых и знатных — из выдры, бобра, соболя, куницы).

Высоко ценилась жеребковая шуба (доха) свободного покроя, сшитая из шкур скинутых или павших жеребят, шерстью наружу. Воротник делали из черной мерлушки. Доха была доступна только богачам, имевшим табуны лошадей.

В сильные морозы, отправляясь в дальнюю дорогу, зажиточные калмыки надевали овчинные некрытые тулупы. Само название калмыцких тулупов указывает на то, что они были заимствованы у русских соседей.

Из зимней одежды также широко распространены были овчинные брюки, шитые шерстью внутрь, укреплявшиеся на поясе при помощи гашника.

Калмыцкая знать (нойоны, богатые зайсанги) и зажиточные люди носили дорогие нарядные шубы — йучи, которые делались из белой и черной мерлушки (хурсх йучи), а также из шкур соболя, бобра, горностая, хорька, белки. Они покрывались темной дорогой тканью. Полы и края рукавов обшивались мехом соболя бобра, чаще шкурой молодых барашков (ягнят). Такие шубы высоко ценились и являлись предметом гордости богачей и гелюнгов.

Мальчики носили нательное белье, бюшмюд, шапку, обувь, шубу, какими пользовались мужчины. В богатых и знатных семьях они носили бюшмюд кавказского типа. Калмыки украшали свой бюшмюд галунами и газырями — нашивками для патронов. Бюшмюд и шубы перетягивались, сверху узким поясом.

Мужчины носили круглые шапки из каракулевой смушки. По краю верха пришивалась полоска из норкового меха. Молодые мужчины носили черные каракулевые шапки. Пастухи зимою ходили в шапках-ушанках.

 

Заключение

 

Люди не вечны, они уходят в иной мир, но остается и живет народное творчество. Живет, потому что всегда есть хранители бесценного богатства народа, которые собирают, бережно хранят, дополняют вновь найденными или вновь созданными произведениями и передают следующему поколению. Народное творчество обогащает внутренний мир людей, помогает не забывать прошлого нашего народа, которым нужно гордиться, особенно молодому поколению.

Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Калмыцкое декоративно-прикладное искусство имеет многовековую историю и составляет обширную область духовной и материальной культуры калмыцкого народа.

Мы почти не знаем имен народных мастеров. Но история не предала забвению анонимных творцов декоративно-прикладного искусства, чьим трудом и талантом созданы совершенные произведения. Свое мастерство они передавали от отца к сыну, от деда к внуку, буквально "из рук в руки". Из поколения в поколение отбирались и совершенствовались удачи и находки одних, выдумки и новшества других. Время отбрасывало все случайное, несовершенное, шлифуя и сохраняя только ценное и высокохудожественное. Так поиски и достижения отдельных мастеров соединялись в коллективной сокровищнице народного творчества, непрерывно пополняемой многими династиями.

Чтобы не предавать забвению историю калмыцкого народа, чтобы многовековые труды наших предков не канули в лето, необходимо приобщать к калмыцкой культуре подрастающее поколение, найти творческий подход к обучению. Именно творческий подход педагогов к проектированию национально-регионального компонента в значительной степени изменит существующий традиционный подход в образовательном процессе.

Творческий метод обучения поможет сосредоточить внимание учителей и учащихся на глубоком всестороннем осмыслении идей национальной культуры калмыков, на уяснение необходимости рационального использования материалов народной педагогики в содержании образования. Правильный выбор назначения программы позволит соотнести национально-региональный компонент с федеральным, исключит дублирование материала.

Ориентационное поле становления личности ученика в процессе приобщения к национальной культуре будет способствовать формированию его внутреннего мира, духовных ценностей. Изучение декоративно-прикладного искусства поможет учителям воспитывать в своих учениках уважение и любовь к культуре, истории, искусству, языку калмыцкого народа как части общечеловеческой культуры.

Литература

 

1. Заир-Бек Е.С., Казакова Е.М. Педагогические ориентиры успеха. -Санкт-Петербург, 2002.

2. Казанкина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Ленинград, 2001.

3. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции «Народная педагогика и современные проблемы воспитания». Чебоксары, 1991.

4. Ользеева С.З. Калмыцкие народные традиции. (на калмыцком и русском языках). – Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2007.

5. Теория и практика формирования многовариантной образовательной системы /под редакцией О.А.Лебедева/. Санкт-Петербург, 2000.

6. Харитонов М.Г. Традиционная культура воспитания и деятельности этнопедагогических классов. – М., 2004.

7. Эрдниев У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. – 3-е изд., перераб и доп. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1985.

8. Эрендженов К.Э. Золотой родник: О калмыцком народном творчестве, ремеслах и быте/ Пер. с калмыцкого А. Аквилева. - Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1985.

9. Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию профессора О.Д. Мукаевой. – Элиста: АПП «Джангар», 1997.

Художественно-эстетическое воспитание подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства:На материале Республики Калмыкия

Год:

Автор научной работы:

Артаева, Гиляна Владимировна

Ученая cтепень:

кандидат педагогических наук

Место защиты диссертации:

Элиста

Код cпециальности ВАК:

13.00.01

Специальность:

Общая педагогика, история педагогики и образования

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: