Практическое занятие №1
«Методы и формы обучения»
Выполнение тестового задания.
Из предложенных ответов выберите правильный, верных ответов может быть несколько.
1. Метод обучения – это… …
а. логическая категория, которая указывает на путь организации познавательной деятельности.
б. исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса.
в. упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение целей обучения.
г. путь движения мысли от учителя к учащемуся с целью передачи знаний последним.
2. К словесным методам обучения относится: …
а. дискуссия, иллюстрация, конспектирование, демонстрация.
б. беседа, иллюстрация, демонстрация, упражнение.
в. беседа, рассказ, лекция, объяснение.
г. упражнение, объяснение, рассказ, лекция.
3. Метод обучения, основанный на самостоятельном проведении учащимися опытов с использованием приборов и инструментов, называется...
а. упражнением
б. практической работой
в. экспериментом
г. лабораторной работой
4. К практическим методам обучения относят
а. наблюдение, беседа, инструктаж.
б. упражнение, лабораторная работа, графическая работа.
в. демонстрация, работа с контурными картами.
г. экскурсия, рассказ, дискуссия.
5. Преимущество беседы как метода обучения состоит в том, что она …
а. развивает память учащихся.
б. логически излагает учебный материал.
в. активизирует высказывания учащихся.
6. Какая из приведённых ниже схем правильно отражает взаимосвязь понятий «метод обучения» и «методический приём»? Дайте пояснения.
а) б)
7. Допишите предложения:
Классификация методов обучения по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся включает в себя:
1) объяснительно-иллюстративный;
2) репродуктивные;
3) проблемного изложения4
4) частично-поисковый;
5) исследовательские.;
8. Установите соответствие между методами обучения и их признаками:
А) репродуктивный метод обучения
Б) исследовательский метод обучения
1) знания предлагаются в «готовом» виде;
2) знания не сообщаются, учащиеся самостоятельно добывают их в процессе проблемы;
3) учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом;
4) учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают, критерием является правильное воспроизведение знаний;
5) деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач.
9.. Какие факторы определяют выбор методов обучения?
а) психологическое состояние учителя;
б) возраст учеников;
в) характерные особенности изучаемого предмета;
г) учебные цели и задачи;
д) способ организации взаимодействия учителя и учащихся;
е) уровень экономического и социального развития общества;
ж) наличие технических средств обучения;
з) уровень мотивации деятельности учащихся.
10.Укажите метод обучения, который применяет учитель в предложенном ниже фрагменте урока (выберите правильный ответ):
1. Частично-поисковый.
2. Репродуктивный.
3. Объяснительно-иллюстративный.
4. Исследовательский.
Фрагмент урока:
«У. - Прочитайте имена существительные в двух столбиках. Дети читают:
человек дерево
родители трамвай
учитель страна
У.- На какой вопрос отвечают существительные первого столбика?
Д.- Кто?
У.- На какой вопрос отвечают существительные второго столбика?
Д.- Что?
У.- Ребята, существительные первого столбика называются одушевлёнными, второго – неодушевленными»
2. Решите педагогические ситуации
1. Ситуация. В практике обучения широко пользуются методом беседы. Вот примеры беседы учителя с младшими школьниками:
- Дети, что мы проходили на прошлом уроке? Скажи, Вася.
- Мы проходили про воду. Она бывает и водой, и туманом, и льдом.
- Дети, кто дополнит Васю? Лена!
- Он не сказал, что вода бывает паром. И снегом.
- Правильно, Лена, садись. Только снег - это тоже лед. Расскажите теперь все связным текстом. Кто расскажет?
Но вот другая беседа по той же теме:
- Дети, вспомните основные состояния воды. Скажите, без каких из них люди не могут жить, а без каких могут. (Дети уже знают о жарких странах, где живут без снега и льда.)
- Может ли лед превращаться в пар, не тая и не превращаясь в воду? (Дети видели, как зимой сушат выстиранное белье, как оно вначале "стоит коробом", а потом полощется на ветру, словно летом.)
- Какого цвета пар? Какого цвета туман? (Здесь возможны подвохи: пар бесцветен и прозрачен, а туман может оказаться семицветным - в виде радуги.)
- А теперь поднимите руку, у кого в парте есть пар? - провокационный вопрос. Никто не сознается, что в парте пар. Но тут-то и случай объяснить: там, где находятся люди, немного пара всегда имеется в воздухе. А значит, и в парте пар, и над партой, и под партой.
Проанализируйте ситуацию (РЕПРОДУКТИВНЫЙ))
Сопоставьте два типа бесед, приведенных выше. Какая из них результативнее? Какие требования предъявляются к каждой из них? От чего зависит их результативность на уроке?
Ситуация 2. Детям было предложено составлять предложение. Один из детей допустил несколько орфографических ошибок. Какие методы обучения использует педагог. Проанализируйте и предложите еще дополнительные варианты решения задач обучения. (ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ)
Ситуация 3. Какой методы обучения использовал учитель на уроке, обоснуйте свой ответ? Идет урок биологии. Учитель входит в класс и вносит скелет. Объясняет тему урока. И на скелете начинает показывать кости, проговаривая названия. (ОБЬЯСНИТЕЛЛЬНО –ИЛЮСТРАЦИОННЫЙ)
Ситуация 4. Выделить методы обучения. На практическом занятии по Окружающему миру, ученики с учителем отправились в сквер. Ученикам было дано задание наблюдать за насекомыми и выделить в чем заключается пластичность их поведения. В дальнейшем ученики должны были обсудить поведение и особенности наблюдаемого насекомого и сделать выводы. (Здесь был применён метод Исследования, так как перед учениками была поставлена задача наблюдать
Ситуации 5. Учитель математики на дом всегда задает задачи с выбором. Это значит, что задается 2-3, иногда и 4 задачи, а ученик может выбрать любую из них. Иногда тот же учитель задает на дом математическое сочинение - придумать задачу определенного типа и с определенным количеством действий или любую задачу на 10 минут решения. Время от времени устраивается конкурс самостоятельных сочиненных задач: у кого самая трудная задача, самая четкая, самая остроумная?
Ответить на вопросы. Для чего, для того чтобы ученик и могли сами сделать выбор, для того чтобы развивать сою мысль и право выбора, ну и конечно же для того чтобы сам ученик мог сам работать самостоятельно!
1.С какой целью разрабатывает учитель такую серию приемов своей работы?
2. Сформулируйте ряд условий, необходимых для успешного перенесения в свой опыт тех же приемов работы.
Ситуация 6.
Урок ИЗО по впечатлениям и наблюдениям детей на тему «Мое лето».
Прежде чем разрешить рисовать, учитель проводит вступительную беседу. Он говорит, что лето было одно, но каждый провел его по-своему, и предлагает детям из всех событий вспомнить самое-самое интересное и изобразить на своих рисунках.
В классе оживление. Дети стараются детально восстановить в памяти то, что им понравилось. Они охотно рассказывают о своих впечатлениях. Учитель выслушивает их, уточняет, какая была в то время погода, какое время дня, в каком месте происходило действие, какие краски им запомнились.
По окончании урока учитель тщательно проверяет работы, подробно отмечает достоинства и недостатки в решении темы, в рисунке, в цвете, а затем анализирует их вместе с классом, дает оценку каждому рисунку.
1. Дайте оценку такой организации урока рисования. Раскройте дидактическое значение вступительной беседы.
2. О чем могут свидетельствовать рисунки детей?
3. Какие выводы может сделать учитель на основании рисунков?
3.Какие методы наиболее эффективны в современной школе?
Оценка— это Практическая работа где преподаватель задал тему ученикам, на которую ученики
должны были изложить свои воспоминания о лете! Рисунки могут свидетельствовать о том, как каждый ученик провел свое лито! Кто на море ездил с родителями, кто в детском лагере отдыхал и т.д.
Вывод преподавателя побольше заниматься с детьми, давать им побольше самостоятельных работ для того чтобы шло развитие ребенка! И конечно побольше с ребёнком общаться!