Раскройте понятия «социальная стратификация», социальная структура общества». Основания (критерии) социальной стратификации
Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни.
В случае первобытного общества то неравенство было не столь значительным, и в силу этого явление стратификации почти отсутствовало. С тем как общество развивалось - неравенство только росло и росло. В сложных обществах оно поделило людей по уровню образования, доходам, власти. Возникали касты, потом сословия, а не так давно классы. Некоторые общества запрещают переход от одного класса к другому, некоторые его ограничивают, а есть и такие где он разрешен полностью. Именно свобода социальных перемещений помогает определить то, каким является общество: открытым или закрытым.
Социальная структура общества -- это устойчивая связь субъектов социальной жизни, которые различаются между собой степенью обладания собственности, получаемого дохода, власти, престижа, образования. Такова современная трактовка рассматриваемого понятия.
Можно выделить несколько оснований социальной стратификации. Во-первых, основа всех этих процессов - социальная, под которой понимается системно-функциональная целесообразность. В соответствии с данной целесообразностью в любой общности выстраивается иерархия статусов, ролей, норм. Стратификационный характер взаимодействия людей позволяет поддерживать общество в упорядоченном состоянии и сохранять его целостность и границы. Это основание дает возможность выделить в процессах расслоения экономические, политические, государственные и другие структурные единицы (классы, группы, слои, институты), анализировать их характеристики (нормы деятельности, роли и статусы), а также их взаимосвязи и отношения.
Во-вторых, ценностно-символическое основание стратификации. Это основание связано с осмыслением социальных норм, с наделением социальных ролей тем или иным оценочным содержанием. Любая комбинация ролей, статусов и норм обретает прочность только в том случае, если она оправдана и позитивно оценена в представлениях большинства населения.
В-третьих, основание стратификации, связанное с понятием меры. Это границы, в которых происходит упорядочение социальных связей и ценностных представлений. Речь идет о системе мотиваций, поощряющих одни действия и отношения, и о системе запретов, предупреждающих другие.
В-четвертых, природные и антропологические основания. Социологи и антропологи проследили связь между природной средой и удовлетворением изначальных (первичных) потребностей человека, а также формами социального взаимодействия. Большое значение в стратификации приобретает антропологический фактор, представленный индивидуальными качествами людей (пол, физические и психические способности) и признаками, которые усваиваются человеком с первых дней жизни (родственные связи, этническая принадлежность и т.д.).
По этим основаниям общество оценивает значение каждого статуса и каждой социальной группы. Однако эта оценка неодинаковая. Сантехник или дворник ценятся ниже адвоката и министра. Следовательно, высокие статусы и занимающие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший объем власти, пользуются большим уважением (престижем), более высоким должен быть и уровень образования.
Таким образом, существуют четыре главных измерения стратификации - доход, власть, образование, престиж. Эти четыре измерения исчерпывают круг социальных благ, к которым стремятся люди. Социальных благ может быть и больше, но каналов доступа к ним только четыре. Таким образом, если социальная структура возникает в связи с общественным разделением труда, то социальная стратификация - в связи с распределением результатов этого труда, т.е. социальных благ.
Власть, ее происхождение и виды- Политическая система
- Государство
- Политическая идеология
- Политические режимы
- Местное самоуправление
- Политическая культура
- Гражданское общество
- Правовое государство
- Человек в политической жизни
Власть, ее происхождение и виды
Власть — это:
- Волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти;
- Механизм организации и регулирования совместной деятельности;
Власть появляется одновременно с человеческим обществом, которое не может обойтись без нее, так как безвластие означает хаос, распад, бесцельность существования.
Компоненты власти:
- 1. Субъект власти;
- 2. Источники власти;
- 3. Объект власти;
Типология власти:
- Степень институциолизации: Правительственная, городская, школьная и др.;
- Субъект власти: Классовая, партийная, народная, президентская, парламентская;
- Режим правления: Демократическая, авторитарная, деспотическая и др.;
- Правовой признак: Законная — незаконная; легальная — нелегальная;
- Количество индивидов, принимающих ключевые решения: коллективная (общественная, классовая, групповая) и личная (единоличная);
Политическая власть — это право, отстаивать и претворять в жизнь определенные политические цели.
Типы политической власти:
- Традиционный — опирается на традиции;
- Легальный — основывается на правовых нормах и рациональных понятиях;
- Харизматический — опирается лидера;
Функции политической власти:
- Формирование политической системы общества;
- Организация его политической жизни;
- Руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами, контроль политических и иных отношений;
Политическая система
Политическая система общества — совокупность политических институтов, форм взаимодействия между ними, реализуемых через политическую власть.
Структура политической системы общества:
1) Институциональная включает:
- государство;
- политические партии;
- общественно-политические движения (добровольные формирования граждан);
- иные политические институты;
2) Нормативная включает:
- политические принципы;
- политические традиции;
- нормы морали (воплощенные в различных НПА);
3) Функциональная — охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти;
4) Коммуникативная — совокупность связей и взаимодействий между подсистемами политической системы и другими сферами общественной жизни, а также системами различных стран;
5) Культурно-идеологическая, охватывает:
- политическую психологию — представления и чувства, отражающие непосредственное отношение людей к политике государства;
- политическую идеологию — систему идей, взглядов, концепций на политическую жизнь;
- политическую культуру — степень участия населения в политике страны.
Функции политической системы:
- Определение целей, задач, путей развития общества;
- Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ;
- Распределение материальных и духовных ценностей;
- Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;
- Согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;
- Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;
- Разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе;
- Контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.
Государство
Государство — политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения страны.
Основные теории происхождения государства:
- Теологическая — государство сотворено Богом; правитель подчинен Божественной воле;
- Классовая — государство — продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов;
- Патриархальная — государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху, как дети к отцу;
- Договорная(естественно-правовая) — государство — продукт договора между людьми о защите их естественных прав;
- Теория насилия — государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных.
Функции государства:
- Политическая — государство главный носитель власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов;
- Экономическая — государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике (национализация, приватизация и др.);
- Социальная — развития образования и здравоохранения, культуры и т.д.;
- Идеологическая — воспитание членов общества.
Деятельность государства:
- Участие в решении глобальных проблем;
- Обеспечение национальной безопасности;
- Развитие взаимовыгодного сотрудничества;
- Отстаивание государственных интересов в международных отношениях.
Формы осуществления функций (деятельность) государства:
- Правовая форма;
- Правотворческая форма;
- Правоисполнительная форма;
Основные качества государства:
- Самая массовая политическая организация;
- Обладает суверенитетом;
- Собственник всех ресурсов и средств производства;
- Имеет специальный аппарат;
Государственный аппарат (механизм) — система гос. органов и учреждений, необходимых для гос. управления.
Гос. органы — физические лица или организации, наделенные властными полномочиями и осуществляющие функции государства (глава государства; органы законодательной, исполнительной, судебной власти, государственного принуждения (органы внутренних дел, прокуратура, исправительные учреждения); вооруженные силы).
Гос. учреждения — организации, выполняющие функции государства, но не наделенные властными полномочиями (образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы и другие учреждения связи и транспорта).
Принципы деятельности государственного аппарата:
- Принцип представительства интересов граждан;
- Принцип разделения властей;
- Принцип демократизма;
- Принцип законности;
- Принцип гласности;
- Принцип компетентности гос. служащих;
- Принцип федерализма (в федеративных государствах), обеспечивающий разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами.
Избирательная система — политический институт, связанный с организацией выборов, а также с распределением мандатов между партиями.
Стадии:
- Подготовительная (назначение даты, регистрация и учет избирателей);
- Выдвижение кандидатов;
- Предвыборная агитация и финансирование выборов;
- Голосование и подведение итогов;
Основные принципы демократического избирательного права:
- Равенства —кандидаты имеют в процессе выборов равные права, каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общий результат выборов;
- Всеобщности — любой дееспособный гражданин имеет право быть как избирающим, так и избираемым;
- Тайного голосования —избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе;
- Непосредственности —избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика, который впоследствии будет голосовать за кандидата. Данный принцип не реализуется при выборах президента США, а также не соблюдался в дореволюционной России;
- Состязательности —выборы проводятся на альтернативной основе, т. е. избиратель должен иметь возможность выбора. Никто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам. Данный принцип не соблюдался в СССР, а на территории России был введен лишь в 1993 г.;
- Гласности —общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках;
- Свободы выборов —любой гражданин участвует в выборах добровольно, и никто не имеет право оказывать на него давление;
- Ограничения срока выборов —выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин, предусмотренных законодательством;
Типы избирательных систем представительной демократии:
1) Мажоритарная — система формирования органов власти через персональное представительство;
- Абсолютного большинства (50%+1);
- Относительного большинства (у кого голосов больше, тот и победил).
2) Пропорциональная — система представительства партий, мандаты распределяются пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах;
3) Смешанная — часть мандатов распределяется по мажоритарной системе, часть по пропорциональной;
Выборы в Российской Федерации проходят в соответствии с законодательством по мажоритарной системе (выборы Президента РФ) и по пропорциональной системе (выборы депутатов Государственной Думы).
Политическая партия — это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к власти.
Признаки партии:
1. Есть идеология;
2. Нацеленность на власть;
3. Наличие политической программы, т. е. документа, в котором формулируются цели и задачи партии как в плане участия в политической жизни, так и на тот случай, если партия придет к власти;
4. Наличие организации:
- в любой партии есть руководящие органы, как центральные, так и местные, на которых лежит задача выработки стратегий и тактик политической активности партии;
- любая партия характеризуется членством, т. е. состоит из строго определенного числа членов, которые обычно платят членские взносы и определенным образом участвуют в деятельности партии;
- любая партия имеет устав, т. е. документ, в котором устанавливаются важнейшие нормы внутрипартийной жизни.
5. Наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы.
Виды партий:
1) Идеологическая направленность
- Социал-демократические — выступают за более заметное участие государства в жизни общества, в управлении экономикой при сохранении основных свобод;
- Коммунистические — господство государства;
- Консервативные и либеральные — минимизация участия государства в жизни общества;
- Клерикальные — придерживаются религиозной идеологии;
- Националистические — строят свою деятельность на основе националистических идей;
2) Участие в осуществлении власти
- Правящие — это те партии, которые находятся у власти;
- Оппозиционные — это те партии, которые не находятся у власти и имеют главную задачу — завоевать власть: легальные, полулегальные, нелегальные.
По характеру членства
- Кадровые партии: — немногочисленны; — в них свободное членство; — опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту; — в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию; — проводят деятельность только в период выборов;
- Массовые партии: — многочисленны; — в них преобладает воспитательная функция; — отличаются тесной связью между членами партии; — в них есть жесткая дисциплина; — есть первичные парторганизации; — их деятельность проводится систематически;
4) По шкале политического спектра
- Левые партии (социалистические и коммунистические партии): — за реформы; — за вытеснение частного сектора; — социальная защита трудящихся; — радикально-революционные методы действия;
- Центристские партии: — компромисс; — сотрудничество;
- Правые партии (либеральные и консервативные партии): — за сильное государство; — охрана частной собственности; — за стабильность; — отрицательное отношение к революции.
Способ деятельности
- Реформистские — стремятся к постепенным преобразованиям общества с использованием законных средств воздействия на власть и законных средств достижения власти;
- Революционные — стремятся к преобразованию общества с использованием средств борьбы, которые, с точки зрения существующего государственного устройства и политического режима, являются незаконными;
Основные функции политической партии:
- борьба за власть в государстве и влияние на политику государства;
- участие в осуществлении власти;
- участие в формировании власти;
- политическое воспитание;
- формирование общественного мнения;
- подготовка кадров политиков;
- выражение интересов социальных групп.
Партийная система — совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.
Типы партийных систем:
- Однопартийная —функционирует одна партия. Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. Нередко сопровождается таким явлением, как «искусственная многопартийность»: существует множество политических партий, но идеологическая жизнь зависит от одной партии, которая целиком определяет деятельность и любую политическую активность остальных партий(например, КПСС до 1990 г.);
- Двухпартийная —существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти. «Обмен властью» осуществляется в результате выборов лишь между этими двумя партиями (например, республиканская и демократическая партии в США). Существуют и другие партии, но они не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти. Формируется в экономически развитых странах. Обычно базируется на мажоритарной избирательной системе;
- Многопартийная —существует конкуренция между многими партиями, ни одна из которых не имеет преимуществ перед другими;
Политические (социально-политические, общественно-политические) движения — добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.
Партии РФ:
- Единая Россия;
- КПРФ;
- Справедливая Россия;
- ЛДПР;
- Яблоко.
Политическая идеология
Политическая идеология — это система взглядов, на политическую жизнь, способов объяснения мира политики.
Уровни политической идеологии:
- Теоретико-концептуальный — формулировка основных положений, раскрывающих интересы и идеалы социальной группы, нации и государства (доктрина);
- Программно-политический — разработка программ, манифестов, лозунгов, которые составляют идейную основу для принятия политических решений и мобилизации масс (программа);
- Актуализированный — степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, мера их воплощения в практических действиях (политическая практика);
Типы политических идеологий:
1) Консерватизм (от лат. conservaге — сохранять, заботиться о сохранении)
- Главные ценности: государство, церковь, семья, частная собственность;
- Укрепление устоев государства;
- Против государственного капитализма, радикальных реформ и экстремизма;
- Обществу присуще неравенство;
- Общество изменяется эволюционно.
2) Либерализм (от лат. liberalis — свободный)
- Главные ценности: демократизм, индивидуализм, права человека, частная собственность, экономические свободы;
- Абсолютная ценность человеческой личности;
- Ограничение деятельности государства;
- Политическое равенство людей;
- Общество изменяется при помощи реформ.
3) Радикализм (от лат. radicalis — коренной)
- Леворадикальные течения (анархизм, марксизм и такие отдельные его разновидности, как маоизм, троцкизм и т. д.) предпочитают быстрые и резкие способы достижения социального равенства и социальной справедливости;
- Праворадикальные течения (фашизм, неофашизм, крайние формы национализма и религиозной нетерпимости, расизм) основываются на представлениях о превосходстве какой-либо группы (расовой, национальной, социальной, религиозной) над всеми остальными и стремлении любыми законными и незаконными способами закрепить привилегированное положение таких групп.
Признаки радикальных партий:
- Решительное изменение существующих социальных и политических институтов;
- Стремление к быстрому темпу перемен, оправдание силовых методов достижения поставленных целей;
- Может выступать теоретическим обоснованием и оправданием терроризма;
- Проявляется в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и укладу тех или иных слоев и групп.
Политические режимы
Политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.
Политический режим определяется:
- Уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов;
- Структурированностью правящей элиты;
- Состоянием отношений с бюрократией (чиновничьим аппаратом);
- Развитостью общественно-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием и поведением;
- Доминирующим в обществе типом легитимности.
Политический режим обеспечивает:
- Стабильность политической власти;
- Управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений;
- Достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты.
Политические режимы:
1) Демократический (признаки: демократия, правовое государство, принцип разделения властей, многопартийность, легальная оппозиция, смешанная экономика, доминирует частный сектор, политический плюрализм);
Демократия — политическийрежим, при котором граждане лично или через избранных представителей осуществляют право принятия политических решений. Демокраия основывается на признании народа в качестве источника власти и предполагает власть большинства, равноправие граждан, верховенство закона и т.д.
2) Недемократический
- Тоталитарный — осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни, господство одной партии, отсутствует оппозиция, государственный произвол, закон защищает государство, централизованная экономика (примеры: итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм, китайский маоизм);
- Авторитаризм — опора на традиционные социальные институты — бюрократию, армию, церковь, традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жестокого контроля определенных секторов общественной жизни. Правящая партия огосударствлена, деятельность оппозиционной партии жёстко ограничена, обширный государственный сектор может уживаться с с частным сектором (примеры: от буржуазных, социалистических до военнодиктаторских, например, военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, режим гражданских диктатур, например, в странах Арабского Востока).
Местное самоуправление
Местное самоуправление — это форма власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Функции (основные направления деятельности) органов местного самоуправления Российской Федерации:
- Обеспечение участия населения в решении местных дел;
- Управление муниципальной собственностью;
- Обеспечение развития соответствующей территории;
- Охрана общественного порядка;
- Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.
Полномочия главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т. д.):
- Утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;
- Устанавливает местные налоги;
- Утверждает программы развития соответствующих территорий;
- Осуществляет контроль за деятельностью главы местного самоуправления;
- Осуществляет управление муниципальным хозяйством;
- Распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности;
- Разрабатывает местный бюджет;
- Осуществляет регулирование земельных отношений.
Органы местного самоуправления выступают связующим звеном между гражданским обществом и государством.
Политическая культура
Политическая культура — это совокупность норм и ценностей, которые разделяются большинством граждан и находят выражение в их политической деятельности, в оценке политических событий и в отношении к политике и ее компонентам.
Компоненты политической культуры:
- Познавательный — з нания о политической системе общества и ее возможных разновидностях (представления о политических режимах, политических институтах, власти, механизмах принятия решений и т. д.);
- Оценочный — критерии, влияющие на оценку политической жизни;
- Эмоциональный — эмоциональное отношение человека к политической жизни страны;
- Поведенческий — действия, которые совершает человек как участник политической жизни: — формы и степень участия в политической жизни; — формы и уровень взаимодействия с политическими институтами; — формы и уровень взаимодействия с институтами гражданского общества; — тип электорального (лат. elector — выбирающий) поведения. Данный компонент тесно связан с познавательным, оценочным и эмоциональным компонентами, так как является их проявлением в виде деятельности.
Типы политической культуры:
1) Патриархальный тип (отношение человека к политике основано на ценностях племени, рода, узкой социальной группы)
- Человек маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей;
- Этот тип культуры свойственен для государств, отстающих в своем политическом развитии.
Подданнический тип
- Человек ориентируется на официальные государственные приказы, ожидает от политической системы либо наказания, либо предоставления благ;
- Человек пассивен и отстраненно относится к политической жизни.
Активистский тип
- Человек хорошо знаком с государственными органами власти, партиями, законами и т. п.;
- Стремится влиять на политику страны с помощью законных средств (выборов, демонстраций и т. д.);
- Активно, сознательно участвует в политических процессах общества.
Гражданское общество
Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций.
Гражданское общество:
- В широком смысле слова —все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством;
- В узком смысле слова —общество, которое является социально-экономической основой демократического правового государства.
Принципы формирования гражданского общества:
- частная собственность на средства производства;
- индивидуальная свобода и самостоятельность личности;
- осведомленность граждан о деятельности государства и общества;
- народный суверенитет, верховенство и полновластие народа;
- справедливость законов и неукоснительность их исполнения;
- свобода формирования общественного мнения.
Предпосылки гражданского общества:
- Экономические Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция;
- Социальные (Большой удельный вес в обществе среднего класса);
- Политико-правовые (Юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм);
- Культурные (Обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода слова и совести).
Современное гражданское общество представляет собой общество, состоящее из общественно-политических институтов, независимых от государства, отражающих самые разнообразные социальные интересы в производственной, политической, духовной сферах, личной и семейной жизни.
Структура гражданского общества:
- Политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти;
- Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные);
- Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества;
- Научные и культурные организации, спортивные общества;
- Муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы;
- Независимые средства массовой информации.
Функции гражданского общества:
- Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание граждан;
- Защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности, определяет границы политики;
- Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.
Правовое государство
Правовое государство — государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить права и свободы личности.
Признаки (принципы) правового государства:
- Верховенство права во всех сферах жизни общества;
- Эффективная система контроля и надзора за соблюдением закона;
- Реальное разделение властей (Наличие законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом ни одному из государственных органов не принадлежит вся полнота государственной власти, поскольку действует система «сдержек и противовесов»);
- Взаимная ответственность государства и личности (Граждане несут ответственность перед государством, государственная власть должна нести ответственность перед гражданами. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов);
- Единство права и закона (Соответствие любого нормативно-правового акта естественно-правовым началам, международно-правовым нормам о правах человека);
- Политический и идеологический плюрализм (Существование различных партий, организаций, течений, действующих в рамках конституции. Наличие различных идеологических концепций и взглядов).
Появление правового государства обусловлено наличием следующих предпосылок:
- Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства и как следствие — экономическая независимость и самостоятельность индивида;
- Режим демократии, суверенитет народа;
- Внутренне единая и непротиворечивая система законодательства;
- Гражданское общество;
- Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества.
Пути формирования правового государства:
- Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого;
- Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения;
- Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка;
- Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних.
В Конституции РФ подчеркивается, что Российская Федерация является правовым государством.