Содержание политической жизни:
- Наука в той мере, в какой политика слита со знаниями, опирается на них;
- Субъекты и объекты политических взаимодействий (личность, группа, класс, государство);
- Отношения социальных субъектов по поводу государственной власти;
- Установки, интересы, цели различных социальных групп и политических институтов;
- Регулирование и согласование социальных интересов групп, классов, обеспечение целостности общества, разрешение конфликтов;
- Практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов;
- Участие в делах государства, влияние на власть различных политических сил (партий, граждан, групп давления);
- Деятельность по управлению (политика как искусство возможного).
Политический статус личности — это место человека в политической системе общества, совокупность его неотъемлемых политических прав и свобод (например, статус человека (гражданина) в том виде, в котором он закреплен в Конституции РФ)
Политическая роль личности — это функции, которые выполняет человек в соответствии с политическим статусом (например, роль избирателя, депутата, члена партии, митингующего и т. д.)
В зависимости от степени вовлеченности личности в политику можно выделить несколько типов политических ролей:
- Рядовой член общества (не оказывает влияния на политику, но заинтересован в ней);
- Человек, состоящий в общественной организации или движении (косвенно включен в политическую деятельность, если это вытекает из его роли как члена организации);
- Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации (целенаправленно и по своей воле включен в политическую жизнь в той мере, в какой она отражается на жизни этой политической организации или органа);
- Профессиональный политик (политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни);
- Политический лидер (способен изменить ход политических событий и направленность политических процессов).
Основные трактовки понятия «политическое лидерство»:
- Постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу;
- Особый вид предпринимательства, осуществляемый на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности;
- Управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение граждан;
- Символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти.
Политическое лидерство отличается от других форм лидерства лишь тем, что оно имеет место в политической сфере жизни общества.
Характерные черты деятельности политического лидера:
- Политическая деятельность разворачивается в рамках общества, т. е. затрагивает огромное количество людей. Вследствие этого политический лидер практически не может воздействовать на людей непосредственно. Его воздействие осуществляется при помощи СМИ, пропаганды, доверенных лиц;
- В силу власти, которой обладает лидер, и необходимости воздействия на большое количество людей он всегда имеет помощников: аналитиков, экспертов, имиджмейкеров, спичрайтеров (авторов речей), которые помогают ему выстроить тот образ, который предлагается массе;
- Лидер заинтересован в том, чтобы его поддерживало как можно большее количество людей, а потому он стремится расположить к себе разные социальные группы. Поэтому деятельность политического лидера всегда имеет многоролевой характер.
Функции политического лидера:
- Интегративная —объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;
- Ориентационная — выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения;
- Инструментальная —определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач;
- Мобилизационная —инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения;
- Коммуникативная —обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями;
- Гаранта справедливости, законности и порядка —обеспечение защиты населения от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности;
Классификация типов политических лидеров:
- Лидер-знаменосец — имеет собственный взгляд на реальность, образ желаемого будущего и знание средств его достижения. Определяет характер происходящего, его темп и способы преобразования: Основатель партии большевиков и Советского государства В.И. Ленин, руководитель национально-освободительного движения Индии М.К. Ганди, борец за гражданские права негров в США Мартин Л. Кинг;.
- Лидер-служитель — наиболее точно выражает интересы своих приверженцев. Действует от их имени. Руководствуется тем, чего ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избиратели: Генеральные секретари ЦК КПСС Л.И. Брежнев, К.У. Черненко;
- Лидер-торговец — обладает способностью убеждать. Своего признания добивается пониманием потребностей избирателей, желанием их удовлетворить: Президенты США Г. Трумэн, Р. Рейган;
- Лидер-пожарный — обладает быстрой реакцией на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию: Большинство лидеров в современных обществах;
Виды включения индивида в систему властных отношений:
- Опосредованное (представительное) — политическое участие осуществляется через избранных представителей;
- Непосредственное (прямое) — политическое участие — это воздействие гражданина на власть без посредников.
Они имеют следующие формы:
- реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы;
- участие граждан в деятельности политических партий, организации, движений;
- прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д.);
- обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями;
- участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений;
- деятельность политических лидеров.
Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.
Особенности политического участия индивида:
- Самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур;
- Самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики.
Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.
Критерии политического развития личности:
- Наличие системы политических ценностей, норм;
- Стабильность политических мотивов;
- Способность к разработке программы политического поведения, адекватной целям и условиям;
- Способность ставить политические цели и добиваться их реализации в политической практике;
- Степень активности участия в политической жизни;
- Способность включить других в политическую деятельность;
- Уважение к другим взглядам и позициям;
- Общий уровень политической культуры.
Применение форм политического участия, их многообразные и многочисленные сочетания, открытие и использование новых во многом зависит от индивида как свободного, активного субъекта политики.
Формы политического участия:
- Обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей;
- Лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц;
- Направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти;
- Политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воздействие на нее;
- Выборы, референдумы (лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.
Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике — абсентеизм.
Абсентеизм — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.
В основном абсентеизму привержены граждане, не разделяющие политические ценности большинства своих соотечественников. Они отличаются высокой степенью недоверия к политическим лидерам и институтам. Некоторые из них считают, что неспособны повлиять на власть; другие удовлетворены своим стабильным и благополучным положением и забыли о властных структурах.
Политическая система
Регресси́вное налогообложе́ние — снижение ставки налога по мере увеличения уровня дохода налогоплательщика, в отличие от прогрессивного и пропорционального.
Как правило, при регрессивном налогообложении, доходы делятся на части, каждая из которых облагается по своей ставке, то есть пониженные ставки действуют не для всего объекта налогообложения, а для его части, которая превышает предыдущую. Например, налоги, взимаемые в форме фиксированного процента на расходы, такие как НДС, или прямые фиксированные налоги, например подушный налог (poll tax) или лицензионный сбор за телевизоры в Великобритании, являются регрессивными по своему конечному результату.
1) Налоговая система, в которой ставка налогообложенияпонижается по мере увеличения облагаемой налогом суммы. Например, суммы от 1000 до 5000 долл. облагаются налогом в 5%, а суммы от 5000 до 10 000 долл. - налогом в 4% и т.д. Налогообложение поубывающей шкале противоположно прогрессивному налогообложению (progressive tax). (2) Системаналогообложения, в которой бедные платят более высокий налог, чем богатые, если учитывать налог как долюдохода. В этом смысле налог на продажи является регрессивным, хотя одна и та же ставка налогообложенияприменяется к любому объему продаж, так как лица с меньшим доходом, как правило, тратят большую частьсвоего дохода на товары и услуги. Аналогичным образом, налоги на заработную плату являютсярегрессивными, поскольку их платят преимущественно те, кто получает заработную плату, а не лица с болеевысоким доходом. Местный налог на собственность также, как правило, является регрессивным, посколькулица с меньшим доходом тратят большую часть своих денег на жилищные расходы и прямо зависят отналогов на собственность. См. также flat tax.