Федеральное государственное бюджетное




РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение высшего образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВО РГУПС)

Тамбовский техникум железнодорожного транспорта

(ТаТЖТ – филиал РГУПС)

 

  УТВЕРЖДаю Заместитель директора по УВР _________________/ О.И. Тарасова/ «______»__________20____г  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы

История

 

2020 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте).

Организация-разработчик: Тамбовский техникум железнодорожного транспорта

(ТаТЖТ – филиал РГУПС)

Разработчик:

Шабельникова Елена Николаевна – кандидат исторических наук, преподаватель Тамбовского техникума железнодорожного транспорта – филиала РГУПС

 

Рецензенты:

Васильева Татьяна Владимировна – преподаватель Тамбовского техникума железнодорожного транспорта – филиала РГУПС

 

 

Молотков Сергей Николаевич – кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного управления и гуманитарных дисциплин, Тамбовского филиала РАНХиГС

 

 

Рекомендована цикловой комиссией общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин

 

 

Протокол №______________________

 

Председатель цикловой комиссии

общих гуманитарных и

социально-экономических дисциплин __________________ Э.Ю. Мироненко

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

 

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ИСТОРИЯ»…………………………………………………………………………….4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ИСТОРИЯ»…................................................................................................................6

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ИСТОРИЯ»....................................................................................13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ИСТОРИЯ»………………………………………………………..16

 

 


ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ»

Область применения рабочей программы

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)

 

Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ

Учебная дисциплина «История» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

 

Цель:

Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI вв.

Задачи:

– рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX – начала XXI вв.;

– показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и тпроцессов на развитие современной России;

– сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;

– показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

– ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;

– выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

– основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;

– сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;

– основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;

– назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;

– о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплениинациональных и государственных традиций;

– содержание и назначение важнейших правовых и законодательныхактов мирового и регионального значения.

Формируемые компетенции ОК 1 - 9

Рекомендуемое количество часов на освоение программы

дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 82 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

Лекций – 32 ч.

самостоятельной работы обучающегося 16 часа,

Промежуточная аттестация – 16

в том числе домашняя работа – 16 часов.

 

 


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ИСТОРИЯ»

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
   
 
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:  
лабораторные занятия  
практические занятия  
Самостоятельная работа обучающегося (всего)  
в том числе:  
работа со справочным материалом, документами, составление таблиц,  
написание докладов, сообщений  
Итоговая аттестация в форме экзамена  

 

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «История »

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.    
Тема 1.1 Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. Содержание учебного материала   ОК 04- ОК 06
Внутренняя и внешняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной, культурной и социально-экономической политики. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира».
В том числе практических занятий  
Практическое занятие № 1. Рассмотрение и определение особенностей внутренней и внешней политики государственной власти в СССР к началу 1980-х гг.
Тема 1.2 Общественно-политическая жизнь страны в 80-е годы XX века. Перестройка. Новый политический курс. Содержание учебного материала   ОК 04- ОК 06
Противоречия социально-экономического развития в СССР в 1980-ые годы. Концепция ускорения социально-экономического развития страны. Политика перестройки и гласности. Проекты новых экономических программ (Л.И. Абалкин, «500 дней» С.С. Шаталина и Г. Явлинского и др.), денежная реформа 1991г.
В том числе практических занятий  
Практическое занятие № 2.Выявление характерных черт перестройки и гласности в духовной жизни общества.
Тема 1.3 Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг. Содержание учебного материала   ОК 04- ОК 06
Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР. Объединение Германии. Договор об обычных вооружениях. Парижская Хартия для новой Европы. Ликвидация Организации Варшавского договора и СЭВ. Договор об обычном вооружении. СНВ-1
В том числе практических занятий  
Практическое занятие №3. Выявление предпосылок распада СССР и условий образования СНГ.
Раздел 2. Россия и мир в конце ХХ – начале ХХI века    
Тема 2.1. Основные направления социально-экономического и политического развития России в 90-е годы XX века Содержание учебного материала   ОК 04- ОК 06
Курс экономических реформ 90-х. годов. Первый этап либеральных реформ в России (1991–1993 гг.). Предпосылки радикальной экономической реформы и ее основные направления. Российский вариант «шоковой терапии» и начало приватизации. Формирование олигархических групп. Дефолт 1998 г. Итоги социально-экономических преобразований 1990-х гг.  
Тема 2.2. Государственно-политическое развитие Российской Федерации в 90-е годы XX века Содержание учебного материала   ОК 04- ОК 06
Государственно – политическое развитие РФ в 90 –е гг. Политический кризис 1993г. Сепаратизм и угроза распада России. Двоевластие: борьба за власть между президентом РФ и Верховным Советом. Выборы в Государственную Думу РФ в 1993 г. Принятие Конституции РФ 1993 г. Принципы федеративного устройства России. Проблемы и тенденции во взаимоотношениях федерального центра и субъектов РФ. Выборы в Госдуму 1995г. Президентские выборы 1996 г. Внутриполитический кризис 1999 г. Особенности и этапы развития многопартийности в России. Политические партии России. Политическая жизнь в регионах страны.
В том числе практических занятий  
Практические занятия № 4.Изучение государственно-политического развития РФ в 90-е гг.
Тема 2.3. Геополитическое положение и внешняя политика РФ в 90-е г.XX в. Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века Содержание учебного материала   ОК 04- ОК 06
Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 90-е годы. «Чеченский кризис». Завершение «первой чеченской кампании». Подписание соглашения о прекращении боевых действий на территории Чечни в селении Хасавюрт (1996 г.). Вторжение боевиков в Дагестан и начало антитеррористической операции федеральных войск (1999 г.). «Вторая чеченская кампания». Основные направления внешней политики РФ в конце 1990 - начале 2000 гг.  
Тема 2.4 Российская культура в 90-е годы XX века Содержание учебного материала   ОК 04- ОК 06
Духовные ценности и ориентиры россиян в период социально-экономических и политических преобразований. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». Наука и искусство. Государство и Церковь.  
В том числе практических занятий  
Практическое занятие № 5. Выявление особенности Российской культуры в 90-е годы XX века
Раздел 3. Россия и мир в начале XXI века    
Тема 3.1. Внутриполитическая и социально-экономическая жизнь современной России Содержание учебного материала   ОК 04- ОК 06
Внутренняя политика в начале XXI в. Выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности. Партийные реформы. Парламентские и президентские выборы 2003 и 2004 гг. Экономический рост и продолжение реформ.
Тема 3.2 Новый этап в развитии РФ Содержание учебного материала   ОК 04- ОК 06
Парламентские выборы 2007 г. Новая конфигурация власти и выборы Президента Д.А. Медведева. Россия в условиях глобального кризиса. Парламентские и Президентские выборы 2011 – 2012 гг., 2016 г.  
В том числе практических занятий  
Практическое занятие № 6.Определение перспективных направлений и основных проблем развития РФ на современном этапе.
Тема 3.3. Россия в системе современных международных отношений. Перспективы развития внешней политики РФ в XXI в. Содержание учебного материала   ОК 04- ОК 06
Новая концепция внешней политики РФ. Место России на международной арене. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов –главное условие политического и социально-экономического развития. Анализ современных общегосударственных документов в области политики, экономики, социальной сферы и культуры. Анализ документов ВТО, ЕС, НАТО и других международных организаций с позиции гражданина РФ.
В том числе практических занятий  
Практическое занятие №7.Выявление новых приоритетов, черт, перспектив развития внешней политики России.
Тема 3.4. Российская культура в начале XXI века   Содержание учебного материала   ОК 04- ОК 06
Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей. Коммерциализация искусства и «массовая культура». Глобализация культуры. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения. Новая эстетика. Постмодернизм. Информационные технологии. Обращение к историко-культурному наследию.  
В том числе практических занятий  
Практическое занятие №8.Изучение Российской культуры в начале XXI века.
Промежуточная аттестация  
Всего    


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: