Простые анологии
4)Сложные анологии (можно исследовать почти все нарушения)
Простые обобщения
6)Исключение (невербальная) – если не может назвать группы, то снижение процесса обобщения.
7)60 слов (за минуту нужно назвать любые слова) – исследование полезависимости и поленезависимости
-смысловое гнездо от 2-х до 5-ти слов.
Шизофрения:
1. Очень маленькие смысловые гнезда(1,2 слова)
2. У них очень много специальных слов(дерижабль, физгармония)
3. Слова оказываются рядом по звучанию(корица, мокрица)
4. Называют не только существительные(н:несмотря)
Т.е у них маленькие смысловые гнезда, за которыми стоит искажение процесса обобщения.
Эпилепсия
1. Одно смысловое гнездо или несколько больших(вязкость)
2. Снижение процесса обобщения(используют обыденные слова)
3. Большие паузы
Олигофрения
1. У них никогда не бывает странные, сложных слов – у них примитивный словарный запас.
8)Понимание рассказов (на мышление и память)
Последовательные картинки или установленные последовательные рассказы
10) Соотношение пословиц, метафор и фраз (понимание пословиц)- на нарушение операционной стороны мышления.
11)Клипец (сосудистая патология или органика).
При сосудистой патологии: непоследовательность мышления, нарушения памяти и внимания.
12)Противоположности (если не может выполнить, то у больного снижение уровня обобщения). Может так же проявляться резонерство, разноплановость, вязкость.
13)Сравнение понятий (найти общее и разное в словах)
Расстройства внимания
1)Сужение объема внимания
- у больных в астенических состояниях в различных этиологиях(усталость, гипоксия, сосудистая патология ГМ)
-нарушение устойчивости внимания = рассеянность(проявляется в неустойчивой правильности способа выполнения – БАР, лобный синдром)
|
-нарушение переключаемости внимания(инертность) – больные с эпилепсией, ЧМТ, органикой
-нарушение концентрации внимания
Методики исследования расстройств внимания:
1) Корректурная проба Бурдона(модификация Анфимова на переключаемость внимания).Нужно строить кривую работоспособности и кривую точности.
Эпилептики, органики
2) Таблицы Шульте-Горбова.
Органики
Нужно стоить кривую. В норме на 1 табл. 30-50 секунд.
· Феномен «смотрю, но не вижу» - больные с сосудистой патологией или при астенических состояниях. Это проявляется в больших паузах, т. е говорит о нарушении работоспособности.
При органике – снижение переключаемости внимания
3) Счет по Крипелину
4) Пробы Лебединского на переключение(антонимы, синонимы, пара одушевленные и пара неодушевленные)
Проявляется в больших паузах между парами, тяжело переключаться.
5) Поочередное вычитание(даем 100 и говорим вычитать сначала 5, а потом 3. Н:100-5-3-5-3…)
6) Кубики Кооса
7) Куб Линка(мышление и внимание)
Расстройства эмоциональной сферы
Расстройства настроения(устойчивость)
1)Апатия – состояние безучастности, безразличия, равнодушия.
Степень градации: эмоциональное уплощение =>эмоциональная монотонность =>апатия.
· При астенических состояниях, шизофрении(апатоабулический симптом)
2)Гипотимия – пониженное настроение, которое сопровождается опечаленностью, тоскливостью, ослаблением привязанности к жизни.
3)Депрессия – переживание глубокой печали с чувством безисходности.
|
Симптомы:
-тоска(заниженное настроение)
-резкое замедление темпа мышления и речи
-замедление моторики вплоть до двигательного ступора.
Если же все симптомы с повышением, ускорением, то это МАНИЯ.
+меланхолический рап
4)Гипертения – приподнятое, веселое настроение, с приливом бодрости и оптимизма. Больных невозможно чем-то огорчить.
· в маниакальной фазе БАРа.
Симптомы:
-ускорение темпа мышления и речи
-ускорение моторики
-повышение частоты сердечных сокращений, дыхания, аппетита
Феномен «гневливой мании» - больной агрессивный, раздражительный, циничный, эротичный.
5)Эйфория – состояние блаженства, умиротворенности, погруженности в мир приятных для больного грез, фантазий и телесных ощущений.
Встречается при:
-интоксикации
-травмах
-опухолях
-алкоголизме(иногда)
6)Дисфория – чувство высокой психической и физической напряженности с легко возникающим состоянием гнева, агрессивности, после которого не наступает чувство разрядки, снятия эмоционального напряжения. Длится от нескольких часов до нескольких дней.
Встречается при:
-височной эпилепсии
-экзогенно-органическом поражении ГМ
7)Эмоциональная растерянность – острое чувство недоумения, беспомощности, непонимание самых простых ситуаций и изменение своего психического состояния.
Встречается при:
-экзогенно-органических психозах
-в острой стадии шизофрении
-при старческой деменции
2)Расстройства эмоциональных реакций
1)Эксплазивность (взрывчатость) – чрезмерная эмоциональная возбудимость с бурными вспышками агрессии.
|
Рассматривается как готовность к аффекту.
Встречается при:
-психопатиях
-при эпилепсии
2)Эмоциональная вязкость – застревание, стойкая фиксация эмоциональных реакций на каком-нибудь событии, ситуации, объекте.
Проявляется в злопамятстве, педантичности.
Встречается при:
-эпилепсии
3)Эмоциональная слабость (лабильность) – легкая, капризная изменчивость настроения по разным сиюминутным причинам.
Крайняя степень: «эмоциональное недержание» - полная неспособность сдерживать внешнее проявление эмоций в сочетании с резкими колебаниями настроения по любому поводу.
Встречается при:
-астении
-сосудистых заболеваниях
4)Эмоциональная монотонность – отсутствие естественных колебаний настроения. Больные не способны реагировать на «+» и «-» эмоции. Речь сухая, лишена интонации, скудна.
5)Эмоциональное огрубение – утрата тонких эмоциональных дифференцировок, наиболее ярко проявляется в сфере высших чувств и в отношении с окружающими.Свойственна потеря такта, деликатности. Сдержанности, чувства собственного достоинства, уважения к другим. Человек становится назойливым, циничным, бесцеремонным.
6)Эмоциональная тупость – душевная холодность, черствость, бессердечность. Связана с недоразвитием или утратой высших эмоций.
Встречается при:
-психопатиях
7)Эмоциональная двойственность (амбивалентность) – сосуществование разных чувств по отношению к одному и тому же объекту.
Встречается:
-у невротических личностей при ценностном конфликте
8)Утрата эмоционального диссонанса – болезненное чувство выпадения эмоционального оттенка на различные события.
Встречается при:
-патологическом аффекте
Расстройства воли
В психиатрии под волей понимают двигательную активность.
1)Абулия (безволие) – отсутствие стремления к деятельности. Пассивность, аспонтанность, адинамия.
Наблюдается при:
-шизофрении (утрата или снижение энергетического потенциала). Итог шизофрении – апатоабулический синдром – человек ничего не чувствует и ничего не хочет. За этим кроется уплощение мотивационной сферы.
-лобном синдроме
Ø «феномен сломанного пера» - не ставят целей и не достигают их, нет процесса целеполагания)
Ø «раб поля» - человек выполняет то, что ему говорят.
-депрессии – адинамическая депрессия(человек практически не двигается, понижена двигательная активность). Отличается от предыдущего пониманием, осознанием болезненного состояния и стремлением преодолеть это.
2)Гипоабулия – нарушение, лишенное нозологической специфичности.
v встречается в структуре различных заболеваний(н:при гриппе)
v это снижение волевой активности(лень)
3)Гипербулия – состояние избыточной двигательной активности, часто меняющихся побуждений к деятельности(н:начал одно-бросил), а так же импульсивное стремление к немедленному достижению цели. Деятельность в целом является малопродуктивной из-за быстрой замены. При резком увеличении активности(мания) возникает состояние хаотического психомоторного возбуждения.
Встречается при:
-БАРе в фазе мании наряду с тахифренией и повышением настроения
-гиперкинетическом синдроме связанным с с минимальной мозговой дисфункцией(ММД) – легкая патология родового(натального) или раннего
постнатального(послеродового)периода.
У детей медленно созревает двигательная регуляция(много движений)
Встречается при:
-олигофрении
-эпилепсии
-хроническом энцефалите
ПАТОЛОГИЯ ВЛЕЧЕНИЙ
По степени контролируемости влечения бывают:
1) Навязчивые влечения (выражен момент борьбы человека, влечения могут сдерживаться).
2) Импульсивные влечения (влечение побеждает, но есть какой-то момент борьбы мотивов).
3) Компульсивные влечения (момент борьбы не выражен, влечение сразу же осуществляется; этот вид наиболее социально опасен).
§ Дипсомания – влечение к пьянству
§ Доробомания (вагобандаж) - влечение к смене мест, бродяжничество
§ Пиромания
§ Клептомания - влечение украсть
§ Мифомания – влечение к мистификации или обману
§ Копралалия – стремление «грязно» выругаться
Нарушение врожденных влечений:
1) Нарушение полового влечения:
а) нимфомания (у женщин) импульсивно возникающее
б) сатириазис (у мужчин) эротическое (половое) влечение
«ни одной юбки не пропускает»
в) садизм и мазохизм
г) педофилия гомосексуальность к нарушениям НЕ относится
д) некрофилия
2) Нарушение пищевого влечения:
а) булимия
б) анорексия
3) Патология инстинктов самосохранения: суицид.
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО −ВОЛЕВОЙ СФЕРЫЛИЧНОСТИ
1) Самооценка по Дембо-Рубинштейн:
Важнее не то, где человек ставит себя, а почему (что при этом скажет).
ð Психопаты: рваный характер (отмечают крайние варианты шкал). Я-реальное = Я-идеальное
ð Шизофреники: для них важно объяснение (эти их объяснения - нелогичны) + тенденция к занижению самооценки.
ð Эпилептики: много жалоб, ставят низкое здоровье + нравоучительный характер.
*В методике проявляется некритичность личности по шкале счастья и здоровья (для любых больных) – максимальные значения этих шкал.
2) «Уровень притязаний» (Хоппе; Бежанишвилли):
ð Психопаты: уровень притязаний носит ломаный характер (выбирают то самое легкое задание, то самое тяжелое).
ð Эпилепсия: они начинают топтаться на задании, ≈ сдвиг мотива на цель.
ð Шизофреники: не вырабатывают уровень притязаний, нет логики.
3) Методика «Выбор ценностей»: в норме – чувствуется их значимость
ð Шизофреники: выполняют методику формально (не объясняют или слабо объясняют) → эмоциональное уплощение. Что-то личное не звучит. Псевдофилосговский характер.
ð Эпилепсия: они учат как правильно жить + шаблонность + стереотипы. Рассказывают не про себя - больше морализаторства.
ð Алкоголики (2я и 3я стадия): все сквозь призму связи с алкоголизмом.
ð Психопаты: «торжественно» объясняют, очень эмоционально, с «жаром».
4) Методика ТАТ:
ð Шизофреники: эмоциональное уплощение (очень формально называют все эмоциональное, без выражения эмоций) +гиперобобщение в рассказах +пассивная позиция и упор на прошлое (практически отсутствует будущее) + бредовая концепция.
ð Эпилепсия: нравоучительный характер +экстравертированные рассказы +уменьшительные словечки +шаблонность +застряваемость аффекта (про актуальную обиду).
Детская психология
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
Олигофрения – это сборная полиэтиологическая группа непрогредиентных состояний общего недоразвития психики, особенно высших психических функций, вследствие наследственно обусловленной неполноценности мозга или поражения его на ранних этапах онтогенеза. *непрогредиентные состояния = не прогрессирующие / не нарастающие.
Характеристики олигофрении:
Ø Обязательность церебральной патологии (задет ГМ): внутриутробные патологии, патологии натального периода и раннего постнатального периода (период до 2х лет жизни).
Ø Тотальность психического недоразвития (в состоянии недоразвития находятся вес психические и даже некоторые соматические функции).
Ø Иерархичность: в большей степени, в состоянии недоразвития находятся высшие психические функции (активность восприятия = перцептивная деятельность; произвольное внимание; словесно-логическая память = опосредованная; словесно-логическое мышление (нет абстрактного мышления); высшие эмоции = чувства стыда, трагического, остроумия и пр.; волевая регуляция).
Главный критерий отграничения от ЗПР − ограниченная обучаемость
(т.е. ограниченная способность к переносу навыка).
Умственная отсталость |
олигофрения |
к умственной отсталости относятся и прогредиентные состояния.
Умственная отсталость – шире.
Степени умственной отсталости:
1) Дебильность – 75% олигофрений.
v Нарушено абстрактное мышление (оно не сформируется никогда).
Но: хорошая память, хороший слух, практический интеллект, неплохой словарный запас, в основе мышления – наглядно-образное, возможна полная социальная адаптация + способность приобрести профессию.
2) Имбицильность – 20% олигофрений.
v Мышление – только наглядно-действенное, речевой запас ограничен. Могут овладеть чтением и письмом, но без понимания смысла. Хороший ручной труд. Могут освоить навыки самообслуживания + Повышенная внушаемость. склонность к подражанию.
3) Идиотия – 5 % олигофрений.
v Недоразвитие психических функций и внутренних органов, что часто сочетается и с ДЦП. Речи нет; в обращенной к ним речи – понимают только интонации. Эмоции выражают криками и гримасами. Они беспомощны и нуждаются в уходе и надзоре. Почти не ходят + извращения влечений.
Дифференциальные формы умственной отсталости:
1) Наследственно обусловленные:
1.1. Хромосомные аномалии:
а) Синдром Дауна
б) Синдром Шеришевского-Тёрнера (у девочек) *очень низкий рост, широкие
в) Синдром Клайнтфердера (у мальчиков) *очень высокий рост, узкие
г) ХУУ (лишняя У-хоромосома)
д) ХХХ (лишняя Х-хоромосома, трисомия)
е) Синдром «лица эльфа» и др.
1.2. Умственная отсталость при наследственных дефектах обмена веществ
(! прогредиентные):
а) Фенилкетонурия (нарушение расщепления виноградной кислоты) *блондины, со светлой кожей, голубыми глазами
б) Мукополисахаридоз: № 1 (живут до 10-12 лет, макс. до 20); №2 (до 50-56 лет)
1.3. Умственная отсталость при нервномышечных и неврологических заболеваниях:
а) Миотеническая дистрофия
б) Прогрессирующая мышечная дистрофия
2) Формы умственной отсталости смешанной патологии (сочетание эндо- и экзо- факторов):
2.1. Микроцефалия (маленькая черепная коробка)
2.2. Краниосценоз (преждевременное сращение швов свода черепа)
2.3. Гидроцефалия (расширение желудочковых систем мозга, за счет увеличения цереброспинальной жидкости)
2.4. Врожденный гипотериоз (кретинизм)! кретинизм – это не степень умственной отсталости, это болезнь, которая может сопровождать ее.
3) Экзогенно обусловленные формы умственной отсталости:
3.1. Синдром алкогольной фетопатии (у детей, мамы которых, внутриутробно употребляли алкоголь)
3.2. Рубиоральная энцефалопатия (последствия внутриутробного перенесения краснухи)
3.3. Умственная отсталость при врожденном сифилисе
3.4. Умственная отсталость при врожденном топсиоплазмозе
3.5. Умственная отсталость при цитомегаловирусе
3.6. Умственная отсталость вследствие гемолитической болезни новорожденных (при несовпадении резус-фактора)
Постнатальные факторы возникновения умственной отсталости:
→ ЧМТ
→ Нейроинфекции (менингит, энцефалит, менингоэнцифалит)
→ Длительное состояние комы
Натальные факторы возникновения умственной отсталости:
→ ЧМТ
→ Длительная асфиксия