Тема лекции-концерта« Волшебный мир балета»




История создания балета

Балет – искусство молодое. Ему немногим более 400 лет, хотя танец украшает жизнь человека с древнейших времён.Термин «балет» появился в конце 16 векаот итальянского балетто - танцевать. Но означал он тогда не спектакль, а лишь танцевальный эпизод.

Создатели балета

У балетного спектакля 5 создателей:

композитор, либреттист (автор либретто), балетмейстер музыканты и художник. Балетмейстер сочиняет хореографию (от греческих слов: «хорео» – пляска, «графо» – пишу). Художник создает костюмы действующих лиц и декорации.

Танцы древности и средневековья. Франция

Первые танцы древности передавали свои впечатления от окружающего мира. Первобытные пляски включают в себя элемент подражания, в которых воспроизводились зов животных, обработку земли, поклонение богам. Возгласы, пение, пантомима были тесно связаны с танцем.

Зарождение балета. Италия

Официальной родиной балета принято считать Италию XV век. Однако танец этого периода характерен громоздкими и неудобными одеждами. Особенно в царствовании Людовика 14 и своё знаменитое прозвище «Король-солнце» получил после исполнения роли Солнце в

«Балете ночи».

Началом балетной эпохи принято считать 15 октября 1581 год, когда при французском дворе состоялось представление зрелища, которое принято считать первым балетом – «Комедийный балет королевы» или «Цирцея и её нимфы».

Балет был поставлен для королевы Екатерины Медичи, сама королева танцевала в нём, её дочери и изображали морских нимф. И до 1681 года в исполнении балета участвовали только мужчины.

Когда стали допускаться женщины в балете «Триумф любви»

они выходили на сцену в длинных неудобных платьях и в обуви на высоком каблуке.

Жёсткая юбка, используемая в балете для танцовщиц называетсяпачка. Чтобы сделать свой танец более воздушным, балерины старались встать на кончики пальцев, что привело к изобретению пуант (в переводе с французского - кончики пальцев)

5)Балетный романтизм появился изначально на западе. И лучшей романтической балериной стала Мария Тальони. История жизни и творчества балерины Марии Тальони очень похожа на всем известную сказку о неожиданном превращении утенка в лебедя. Разница этого сюжета лишь в том, что чудесное превращение осуществилось не «волею судеб», а благодаря собственной силе воли и неиссякаемому вдохновению балерины. Её отец хореограф Ф. Тальони поставил для неё балет «Сильфида».

Где она изображает существо с крылышками за спиной и венчиком на голове - образ сильфиды.

Создание русского балета

Русская императрица Анна Иоанновна пригласила французского танцмейстера Жана Батиста Ланде. Именно он открыл первую в России школу балетного танца — «Танцо́вальная Ея Императорского Величества школу», в ней учились кадеты. Кстати танцами они занимались 4 раза в неделю по 4 часа. И они танцевали в операх.

В это настоящее время хореографическое училище имени Вагановой в Петербурге.

Первое балетное представление в России состоялось на масленицу 17 февраля 1672 года при дворе царя Алексея Михайловича.

В селе Преображенском была построена «Комедийная хоромина»,где был поставлен первый в России балет «Орфей и Эвридика»

Русский балетный романтизм

Если западноевропейские романтики уводили от реальной жизни в мир мечты, то для русского балетного романтизма были свойственны поиски внутренней гармонии человека, обращение к природе, к народному творчеству.

Мариус Петипа

Мариус Петипа, французский и российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог. Создатель академического русского балета. Прожил в России более 60 лет и поставил 60 балетов. Получил 10 наград от 3-х русских царей. Двухсотлетие со дня рождения хореографа Мариуса Петипа в 2018 году широко отмечается в нашей стране.

В честь юбилея балетмейстера в России этот год объявлен Годом балета. В начале 20 века за рубежом прославил русское искусство.

Сергей Дягилев

Это первый балетный импресарио, именно он организовал «Русские сезоны» в «Париже» в 1909 году. В программу сезонов входили балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная» — все они сыграли значительную роль в популяризации русской культуры в Европе и способствовали установлению моды на всё русское. Сезоны Дягилева дали миру В. Нижинского, Т. Карсавину, и конечно легендарную Анну Павлову

Такой лёгкости, такой целомудренной грации, такой необыкновенной техники и мимики, как в русских балерин ещё не показывала не одна европейская балерина, танцующих до этого времени балет.

Ей подрожали, ею восторгались, в честь потрясающей балерины короли уст­раивали приемы, а конди­теры называли торты ее именем. О ней писали, её рисовали, ей посвящали стихи, а лучший балетный критик Андрей Левинсон говорил об Анне: «Её искусство рождалось и умирало вместе с ней – чтобы танцевать, как Павлова, нужно было быть Павловой». Её легендарный номер на музыку Сен-Санса «Лебедь» до сих пор волнует и потрясает своей красотой и изяществом. Даже умирая, она попросила приготовить ей костюм Лебедя.

10) П.Чайковский – основоположник русского классического балет «Балет та же симфония» писал Чайковский, создавая балет «Спящая красавица ».

Чайковский очень любил хореографию и понимал ее специфику. Созданные Чайковским три балета - "Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Щелкунчик" - являются замечательными завоеваниями русской классической музыки.

 

Глава 4

Заключение

В нашей лекции – концерте мы постарались вызвать интерес наших слушателей к балетному искусству, и к русскому балету в частности. Активизировали позитивную мотивацию к учебному процессу наших учащихся, особенно хореографического отделения. Постарались развить у них творческий потенциал. Расширили кругозор слушателей, познакомили с творчеством М.Петипа, артистами балета М.Тальони, А.Павловой.

Наполнили процесс обучения радостными, позитивными эмоциями «Таким образом, цель методического сообщения внешкольного мероприятия достигнута»

Глава5

Список используемой литературы

1. Бахрушин Ю.А. История русского балета. - М.: Просвещение, 1977.

2. Бочарникова Э. Иноземцева Г. Тем, кто любит балет.- М.: Русский язык, 1987.

3. Детская энциклопедия «Балет», М.: Астрель Аст 20

4. Пасютинская В. Волшебный мир балета. - М.: Просвещение, 1985.

5. Сраджев В.П. Развитие системы музыкального образования в России: ретроспективный анализ (на примере детских школ искусств) / В.П. Сраджев, Е.П. Кондакова, И.П. Мандебура // Наука. Искусство. Культура. - 2013. - №2. - С. 129-136.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: