Общая структура работы
Как правило, работа состоит из следующих частей:
· титульный лист;
· оглавление;
· введение;
· основной текст (обычно состоящий из глав, разби-тых на параграфы);
· заключение;
· библиографический список;
· приложения.
Параметры страницы
Формат бумаги: А4,ориентация страницы книжная.При необходимости отдельные листы, содержащие широ-кие таблицы и рисунки, могут иметь альбомную ориента-цию. Текст печатается с одной стороны листа.
Поля: слева3см,справа1,5см,сверху2см,снизу2 см. Для листов, имеющих альбомную ориентацию, поля соответствующим образом поворачиваются: сверху 3 см, снизу 1,5 см, слева 2 см, справа 2 см. Не допускается раз-мещение на полях текста, таблиц, рисунков и т.п.
Нумерация страниц: посередине верхнего поля,рас-стояние от верхнего края листа 1 см, без отступа красной строки. Для листов, имеющих альбомную ориентацию, номер страницы размещается посередине правого поля под углом 90° так, чтобы после сшивания работы номера всех страниц находились в одном и том же положении. Первой страницей считается титульный лист, который не нумеру-ется, номера страниц проставляются начиная со второй.
Нумерация страниц является сквозной для всей работы, включая приложения.
Расположение текста на страницах: с новой страни-цы начинаются только основные части работы (введение, главы и т.д., но не параграфы). Не допускается оставлять на внутренних страницах пустые места (например, перед большой таблицей или рисунком), превышающие 1/4 высо-ты страницы.
Оформление текста
Параметры основного текста: шрифтTimes,размер14 пунктов, начертание обычное, междустрочный интервал 1,5, выравнивание по ширине, отступ красной строки 1– 1,25 см, автоматическая расстановка переносов. Не допус-кается без особой необходимости устанавливать отступы слева и справа, а также интервалы до и после абзацев. Не допускаются висячие строки (первая или последняя строка абзаца в конце или начале страницы). Не рекомендуется оставлять в последней строке абзаца остаток текста из не-скольких букв.
|
Оформление заголовков: шрифтTimes,начертание по-лужирное, междустрочный интервал 1, выравнивание по центру, отступ красной строки не допускается, интервалы между заголовком и окружающим текстом, как правило, 6– 18 пунктов. Размер шрифта заголовков 1-го уровня, как правило, 16 пунктов, 2-го уровня – 14 пунктов, 3-го и по-следующих уровней – 12–14 пунктов. Заголовки 2-го и по-следующих уровней допускается выравнивать по левому краю. Необходимо визуально показать подчинённость заго-
ловков, т.е. заголовок 1-го уровня должен выглядеть более весомо, чем 2-го и т.д. Все заголовки одного уровня должны быть оформлены одинаково. Названия глав и параграфов нумеруются, номер отделяется от названия точкой. Заголов-ки 3-го и последующих уровней, как правило, не нумеруют-ся и в оглавление не выносятся. Точки в конце заголовков не ставятся. Переносы слов в заголовках не допускаются. Не допускается отрывать заголовок от следующего за ним текста, оставляя его на предыдущей странице.
П р и м е р:
Глава 1. Роль коммерческих банков в деятельности
Предприятий и организаций
|
Расчётно-кассовое обслуживание
Хозяйствующих субъектов
Банки – одно из центральных звеньев в системе ры-ночного механизма. Осуществляя расчётные, вкладные, кредитные и другие операции, банки выполняют обще-ственно необходимые функции...
Виды счетов
Виды счетов, которые банк открывает своим клиентам, определяются их правовым статусом и характером дея-тельности...
Знаки препинания: большинство знаков препинания(точки, запятые, вопросительные знаки и т.д.) ставятся слитно с предшествующим словом, после знака ставится пробел. Парные знаки препинания (скобки, кавычки) ста-вятся слитно со словом с соответствующей стороны (от-
крывающие спереди, закрывающие сзади). Следует разли-чать тире (длинный знак –) и дефис (короткий знак -). Тире отделяется пробелами с обеих сторон, дефис пробелами не отделяется. Не допускается отрывать на другую строку знак %, наименования единиц измерения и т.п. от чисел, к которым они относятся. Не допускается ставить между словами два и более пробелов подряд.
Оформление списков
Виды списков: маркированные списки,как правило,содержат перечисления, состоящие из коротких пунктов (1–2 строки); нумерованные списки, как правило, содержат перечисления, состоящие из более длинных пунктов либо из пунктов, порядковые номера которых имеют суще-ственное значение. Для маркированных списков применя-ются маркеры • или –; нумерованные списки могут быть многоуровневыми. Все списки одного вида должны быть оформлены одинаково.
Расположение: маркеры или номера располагаются науровне красной строки основного текста; весь текст «утап-ливается» вправо от маркера на 0,5–1 см (для коротких пунктов) либо вторая и последующая строки начинаются от левого поля (для длинных пунктов). Многоуровневые списки, как правило, «утапливаются» вправо на 1–1,5 см по отношению к предыдущему уровню. Текст пунктов списка должен иметь те же параметры, что и основной текст.
|
Знаки препинания: перед маркированным или нумеро-ванным списком ставится двоеточие, номера завершаются
круглыми скобками, пункты списка начинаются со строч-ных букв, в конце каждого пункта ставится точка с запя-той, в конце последнего пункта ставится точка. Второй ва-риант – перед нумерованным списком ставится точка, но-мера завершаются точками, пункты списка начинаются с заглавных букв, в конце каждого пункта ставится точка.
П р и м е р:
Банками могут открываться следующие виды аккреди-тивов:
· покрытые и непокрытые;
· отзывные и безотзывные.
Новый корпоративный проект позволит банку:
1) предоставить клиентам новый сервис;
2) увеличить клиентскую базу.
Порядок активации карты можно условно разделить на
3 этапа.
1. Заключение договора.
2. Регистрация организации.
3. Пополнение карты.
Оформление таблиц
Нумерация и названия: каждая таблица должна иметьномер и название. Нумерация таблиц является сквозной в пределах всей работы (1, 2 и т.д.) или внутри каждого па-раграфа (1.1, 1.2 и т.д.). Перед таблицей на отдельной строке справа располагается слово «Таблица» и её номер (без знака №), на следующей строке по центру – название таблицы. Номер и название таблицы оформляются шриф-том Times размером 12–14 пунктов, допускается выделять
их полужирным начертанием. Точки в конце названий таб-лиц не ставятся. Переносы слов в названиях таблиц не до-пускаются. Единицы измерения указываются в названии (если они одинаковые для всех величин, представленных в таблице) либо в заголовках соответствующих строк и столбцов. В тексте перед таблицей должна быть ссылка на неё. Не допускается отрывать от таблицы её номер и название, оставляя их на предыдущей странице.
Расположение: ячейки таблицы со всех сторон обрам-ляются тонкой одинарной рамкой чёрного цвета. Размер шрифта в таблице при необходимости может быть меньше основного текста, но не менее 10 пунктов. Допускается выделять заголовки столбцов полужирным начертанием. Таблицы, занимающие не всю ширину страницы, распола-гаются по центру. Текст внутри ячеек допускается вырав-нивать в зависимости от ситуации. Не допускается разби-вать число на несколько строк. Если таблица расположена на странице, имеющей альбомную ориентацию, не допус-кается продолжать на той же странице основной текст. Не допускается размещать какие-либо части таблицы на полях страницы.
Переносы таблиц: короткие таблицы следует поме-щать целиком в пределах одной страницы. При переносе длинной таблицы на следующую страницу не допускается разбивать ячейки; таблица разрывается по границе бли-жайшей строки, в начале следующей страницы справа рас-полагается фраза «Продолжение таблицы» и её номер, за-тем повторяются заголовки столбцов («шапка» таблицы) и продолжаются данные.
П р и м е р:
Таблица 1 | |||||
Численность персонала в 2016 г., чел. | |||||
Категория | План | Факт | Отклонение | ||
персонала | |||||
Руководители | |||||
Специалисты | -4 | ||||
Продолжение таблицы 1 | |||||
Категория | План | Факт | Отклонение | ||
персонала | |||||
Служащие | |||||
Рабочие | -4 | ||||
Итого | -8 | ||||
Оформление рисунков
Нумерация и названия: все изображения в работе (гра-фики, диаграммы, схемы и т.д.) называются рисунками. Каждый рисунок должен иметь номер и название. Нумера-ция рисунков является сквозной в пределах всей работы (1, 2 и т.д.) или внутри каждого параграфа (1.1, 1.2 и т.д.). Непосредственно под рисунком, по центру, располагается слово «Рис.» и его номер (без знака №) с точкой, затем на той же строке с заглавной буквы – название рисунка. Но-мер и название рисунка оформляются шрифтом Times раз-мером 12–14 пунктов, допускается выделять их полужир-ным начертанием. Точки в конце названий рисунков не ставятся. Переносы слов в названиях рисунков не допус-каются. Единицы измерения указываются в названии (если
они одинаковые для всех величин, представленных на ри-сунке) либо непосредственно на рисунке. В тексте перед рисунком должна быть ссылка на него. Не допускается от-рывать от рисунка его номер и название, оставляя их на следующей странице.
Расположение: рисунок располагается на отдельнойстроке по центру, не следует без необходимости обводить его рамкой. Размер шрифта на рисунке может быть больше или меньше основного текста. Не допускается разбивать рисунок на две страницы и размещать какие-либо части рисунка на полях страницы.
П р и м е р:
Рис. 1. Динамика продаж продукции в 2016 г., тыс. руб.
Оформление формул
Нумерация: каждая значимая формула должна иметьномер. Нумерация формул является сквозной в пределах всей работы (1, 2 и т.д.) или внутри каждого параграфа (1.1, 1.2 и т.д.). Номер формулы располагается в той же строке вплотную к правому полю в круглых скобках.
Расположение: формула располагается на уровнекрасной строки основного текста. Непосредственно после формулы ставится запятая, на следующей строке без от-ступа красной строки располагается слово «где» и после-довательно расшифровываются все используемые в фор-муле обозначения, не упоминавшиеся ранее. Каждое обо-значение начинается с новой строки с отступом красной строки и завершается точкой с запятой, в конце последнего обозначения ставится точка.
П р и м е р:
Себестоимость единицы продукции рассчитывается по формуле
C = | З | , | (1) | |
Х | ||||
где С – себестоимость единицы продукции, руб.;
З – совокупные затраты за отчётный период, руб.;
Х – количество произведённой продукции в натураль-ном выражении.
Оформление библиографического аппарата
Библиографический список является самостоятельнойчастью работы и оформляется в соответствии с требовани-ями ГОСТ 7.1–2003 и ГОСТ 7.82–2001. Источники в спис-ке нумеруются и могут перечисляться в алфавитном по-рядке либо по мере появления ссылок на них в тексте. Ссылка представляет собой порядковый номер источника в квадратных скобках (например, [2]).
П р и м е р:
1. Об образовании в Российской Федерации: феде-ральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в действующей редакции).
2. Ковалёв, В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика / В.В. Ковалёв. – М.: Проспект, 2017. – 1104 с.
3. Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.-Ж. Ламбен, Р. Чумпитас, И. Шулинг. – СПб.: Питер, 2017. – 328 с.
4. Воробьёв, А.Д. Государственное и муниципальное управление в экономике знаний / А.Д. Воробьёв // Ме-неджмент в России и за рубежом. – 2017. – № 2. – С. 72–78.
5. Ивановский государственный энергетический уни-верситет имени В.И. Ленина: официальный сайт [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ispu.ru – Загл. с экрана.
6. Соколоверов, А. Сила бренда: модель расчета / А. Соколоверов // Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.marketing.spb.ru/lib-comm/brand/strength.htm (дата обращения: 25.02.2017).
Библиографические ссылки используются для указаниясведений о цитируемых или упоминаемых в тексте источ-никах и оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5–2008. Ссылки оформляются в виде сносок, размещаемых внизу страницы. Нумерация сносок является сквозной в пределах всей работы или внутри каждой стра-ницы.
П р и м е р:
1Ковалёв В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика. М.: Про-спект, 2017. С. 514.
2Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентирован-ный на рынок. СПб.: Питер, 2017. С. 117.
3Воробьёв А.Д. Государственное и муниципальное управление в эко-номике знаний // Менеджмент в России и за рубежом. 2017. № 2. C. 72–78.
4Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина [сайт]. URL: https://www.ispu.ru (дата обращения: 30.03.2017).
5Соколоверов, А. Сила бренда: модель расчета // Энциклопедия марке-
тинга. URL: https://www.marketing.spb.ru/lib-comm/brand/strength.htm (да-
та обращения: 25.02.2017).
Приложение