Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
Репетиция всей пьесы целиком. Премьера.
Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия,
трагедия; и т.д.); чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом
на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах; произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие; произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями; читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя
логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями. Предполагаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням. Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания,
рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности):
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура) Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающийся научится: понимать и принимать учебную задачу,
сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД.
Обучающийся научится: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД.
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты.
Обучающиеся научатся: читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному чтению; различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; сочинять этюды по произведениям;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость,
злоба, удивление, восхищение)
Формы контроля.
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, занятия-зачеты, конкурсы;
итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, классных часах, участие в мероприятиях, инсценирование, постановка сказок и пьес для свободного просмотра.
Содержание программы.
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов. 1 раздел. Вводное занятие. На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт» -Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. - Знакомство с театрами г.Москвы
2 раздел. Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
3 раздел. Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма». Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
4 раздел. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи учителя. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
5 раздел. Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства
(особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
6 раздел. Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля. Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи
7 раздел. Заключительное занятие Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.
Учебный план на два года
№ | Разделы программы | Количество часов | |
1 год | 2 год | ||
Введение | |||
Культура и техника речи | |||
Ритмопластика | |||
Театральная игра | |||
Основы театральной культуры (этика и этикет) | |||
Работа над спектаклем | |||
Заключительное занятие | |||
Всего часов |
Учебно-тематический план на два года
№ | Тема занятий | Количество часов | Сроки |
Учебно-тематический план 1-го года обучения I полугодие | |||
Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка | |||
Культура и техника речи | |||
![]() ![]() ![]() | |||
Ритмопластика | |||
Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. | |||
Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»). | |||
Театральная игра | |||
Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…» | |||
Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона. | |||
Знакомство со сценарием спектакля «Остров сокровищ». | |||
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. | |||
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. | |||
Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. | |||
Репетиция спектакля | |||
Отработка ролей. (Работа над мимикой при |
диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | |||
Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п. | |||
Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями | |||
Этика и этикет | |||
Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение). | |||
Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет). | |||
Привычки дурного тона. (Этикет) | |||
Заключительное занятие | |||
Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела). | |||
II полугодие | |||
Культура и техника речи | |||
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата | |||
Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна» | |||
Ритмопластика | |||
Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.) | |||
Сценический этюд «Скульптура». Сценические |
этюды в паре: «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж». | |||
Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов. | |||
Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами. | |||
Театральная игра | |||
Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику). | |||
Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру). | |||
Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»). | |||
Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками). | |||
Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш. | |||
Анализ мимики лица. Прически и парики. | |||
Репетиция спектакля | |||
Знакомство со сценарием произведения Михалкова «Сомбреро». | |||
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). репетиция отдельных сцен. | |||
Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. | |||
Работа над образом. | |||
Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. | |||
Выступление перед учащимися и родителями. | |||
Этика и этикет | |||
Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «Шестое чувство») | |||
Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор») | |||
Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. | |||
Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов) | |||
Итоговое занятие | |||
Анализ работы за год | |||
Учебно-тематический план 2-го года обучения
Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. | |||
Культура и техника речи | |||
Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. | |||
Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии. |
Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»). | |||
Ритмопластика | |||
Испытание пантомимой. Совершенствование осанки и походки. | |||
Тренировка ритмичности движений. | |||
Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»). | |||
Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина». | |||
Театральная игра | |||
Значение подробностей в искусстве. | |||
Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах…» (А.С. Пушкин). | |||
Основа актерского творчества – действие. «Главное - не в самом действии, а в с естественном зарождении позывов к нему». (К.С. Станиславский) | |||
• Сценические этюды на воображение. • Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста. • Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно). | |||
Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций. | |||
Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы). | |||
Этюды на движение, характерное для заданного образа (7-8 человек одновременно). | |||
Чтение стихотворения в определенном образе. Сценический образ «Походка». |
Работа над спектаклем | |||
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление костюмов, декораций. | |||
Генеральная репетиция. Оформление сцены. | |||
Премьера. | |||
Анализ выступления. | |||
II полугодие | |||
Этика и этикет | |||
(Этикет). Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов. | |||
(Этикет). Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Сценические этюды. | |||
Театральная игра | |||
Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). Изображение действием шума. | |||
Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Этюды «Ломающийся фотоаппарат», «Звуковые потешки», «Разговор по телефону с невидимым оппонентом» (1 человек). | |||
Работа над упражнениями, развивающими силу и полетность речевого голоса. | |||
Работа над образом. Сказочные гримы. | |||
Знакомство со сценарием спектакля (Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки) |
Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение по ролям. | |||
Работа над спектаклем | |||
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов. | |||
Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление костюмов. | |||
Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление декораций. | |||
Подбор музыкального сопровождения к сценарию. | |||
Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки). | |||
Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным | |||
Премьера спектакля. | |||
Анализ выступления. | |||
Культура и техника речи | |||
Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. | |||
Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). Разрешение ситуаций. | |||
Загадки – метаграммы и загадки – логогрифы. «Коварная» викторина три слова (чувствование слова и умение мыслить нестандартно). | |||
Ритмопластика | |||
Пантомимический этюд – тень | |||
Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность. | |||
Заключительное занятие | |||
Анализ работы за год |
Список используемой литературы
1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.
5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
6. С.Львова Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.:Дрофа, 1996 – 416 с.