Алгоритм работы над пьесой.




Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.

Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.


Репетиция всей пьесы целиком. Премьера.

 

Планируемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать

правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия,

трагедия; и т.д.); чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

наизусть стихотворения русских авторов.

Учащиеся должны уметь владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом

на заданную тему;

произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах; произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие; произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями; читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя

логические ударения;

строить диалог с партнером на заданную тему;

подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями. Предполагаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням. Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания,

рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности):

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура) Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающийся научится: понимать и принимать учебную задачу,

сформулированную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя

позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД.

Обучающийся научится: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре

видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД.

Обучающийся научится:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты.

Обучающиеся научатся: читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному чтению; различать произведения по жанру;

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; сочинять этюды по произведениям;

умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость,

злоба, удивление, восхищение)

 

Формы контроля.

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

промежуточный – праздники, занятия-зачеты, конкурсы;

итоговый – открытые занятия, спектакли.

 

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, классных часах, участие в мероприятиях, инсценирование, постановка сказок и пьес для свободного просмотра.

 

Содержание программы.

 

Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов. 1 раздел. Вводное занятие. На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт» -Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. - Знакомство с театрами г.Москвы

2 раздел. Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

3 раздел. Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма». Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

4 раздел. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи учителя. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

5 раздел. Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства


(особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

6 раздел. Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля. Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи

7 раздел. Заключительное занятие Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.

 

 

Учебный план на два года

Разделы программы Количество часов
1 год 2 год
  Введение    
  Культура и техника речи    
  Ритмопластика    
  Театральная игра    
  Основы театральной культуры (этика и этикет)    
  Работа над спектаклем    
  Заключительное занятие    
  Всего часов    

Учебно-тематический план на два года

Тема занятий Количество часов Сроки
Учебно-тематический план 1-го года обучения I полугодие
  Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка    
Культура и техника речи
2 Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», 5 «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).
Ритмопластика
  Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.    
  Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).    
Театральная игра
  Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»    
  Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона.    
  Знакомство со сценарием спектакля «Остров сокровищ».    
  Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.    
  Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.    
  Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки.    
Репетиция спектакля  
  Отработка ролей. (Работа над мимикой при    

 

  диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)    
  Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п.    
  Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями    
Этика и этикет  
  Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение).    
  Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет).    
  Привычки дурного тона. (Этикет)    
Заключительное занятие  
  Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).    
   
II полугодие  
Культура и техника речи  
  Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата    
  Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна»    
Ритмопластика  
  Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)    
  Сценический этюд «Скульптура». Сценические    

 

 

  этюды в паре: «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».    
  Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов.    
  Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами.    
Театральная игра  
  Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).    
  Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру).    
  Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»).    
  Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками).    
  Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш.    
  Анализ мимики лица. Прически и парики.    
  Репетиция спектакля    
  Знакомство со сценарием произведения Михалкова «Сомбреро».    
  Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). репетиция отдельных сцен.    
  Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.    
  Работа над образом.    
  Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.    
  Выступление перед учащимися и родителями.    
Этика и этикет  
  Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «Шестое чувство»)    
  Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор»)    
  Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния.    
  Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов)    
  Итоговое занятие    
  Анализ работы за год    
   

 

Учебно-тематический план 2-го года обучения

  Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка.    
Культура и техника речи  
  Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.    
  Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии.    

 

  Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»).    
Ритмопластика
  Испытание пантомимой. Совершенствование осанки и походки.    
  Тренировка ритмичности движений.    
  Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»).    
  Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина».    
Театральная игра
  Значение подробностей в искусстве.    
  Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах…» (А.С. Пушкин).    
  Основа актерского творчества – действие. «Главное - не в самом действии, а в с естественном зарождении позывов к нему». (К.С. Станиславский)    
  • Сценические этюды на воображение. • Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста. • Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно).    
  Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций.    
  Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы).    
  Этюды на движение, характерное для заданного образа (7-8 человек одновременно).    
  Чтение стихотворения в определенном образе. Сценический образ «Походка».    

 

Работа над спектаклем  
  Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление костюмов, декораций.    
  Генеральная репетиция. Оформление сцены.    
  Премьера.    
  Анализ выступления.    
II полугодие  
Этика и этикет  
  (Этикет). Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов.    
  (Этикет). Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Сценические этюды.    
Театральная игра  
  Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). Изображение действием шума.    
  Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Этюды «Ломающийся фотоаппарат», «Звуковые потешки», «Разговор по телефону с невидимым оппонентом» (1 человек).    
  Работа над упражнениями, развивающими силу и полетность речевого голоса.    
  Работа над образом. Сказочные гримы.    
  Знакомство со сценарием спектакля (Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки)    

 

  Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение по ролям.    
Работа над спектаклем  
  Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов.    
  Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление костюмов.    
  Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление декораций.    
  Подбор музыкального сопровождения к сценарию.    
  Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки).    
  Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным    
  Премьера спектакля.    
  Анализ выступления.    
Культура и техника речи  
  Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса.    
  Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). Разрешение ситуаций.    
  Загадки – метаграммы и загадки – логогрифы. «Коварная» викторина три слова (чувствование слова и умение мыслить нестандартно).    
Ритмопластика  
  Пантомимический этюд – тень    
  Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность.    
Заключительное занятие  
  Анализ работы за год    

 

 

Список используемой литературы

1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).

2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.

3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.

4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.

5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.

6. С.Львова Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.:Дрофа, 1996 – 416 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: