СОДЕРЖАНИЕ
Отчет по учебной практике ПМ 05
|
1. Введение
|
|
2. Общие положения
|
|
3.Разбивочные работы с использованием геодезических
инструментов
|
|
4. Разбивка маяков при укладке дорожной одежды
|
|
5. Произведение россыпи и распределение дорожно-строительных
материалов при строительстве оснований и покрытий
|
|
6. Профилирование под укатку с помощью, маяков и высотных
кольев
|
|
7. Операционный контроль качества работ при строительстве
оснований и покрытий с помощью приборов
|
|
8. Техника безопасности
|
|
9. Список используемой литературы
|
|
Отчет по учебной практике ПМ 05
|
ВВЕДЕНИЕ
Геодезические разбивочные работы должны обеспечивать высокое качество, повышать производительность труда, способствовать снижению сроков и стоимости механизированных работ, повышению эффективности всего строительного производства.
Производители работ и мастера не должны приступать к строительно-монтажным работам до окончания основных разбивочных работ и оформления их актом. Акт о производстве геодезических разбивочных работ, утвержденный главным инженером строительной организации, является основным документом, разрешающим производство строительно-монтажных
работ.
Отчет по учебной практике ПМ05
|
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Целью разбивочных работ является перенос на местность всех элементов строящейся автомобильной дороги, мостового перехода и их сооружений в полном соответствии с проектными данными.
Технология разбивочных работ должна обеспечивать заданную точность, надежность, простоту исполнения и максимальную производительность труда.
В процессе подготовки проекта разбивочных работ устанавливают: расположение точек опорной сети, методы ее развития и точность геодезических работ; типы центров и знаков, способы контроля за устойчивостью точек опорной сети; методы перенесения на местность осей сооружения и его элементов; точность и контроль измерительных работ; технологию установки геодезических знаков; способы детальной разбивки сооружений и геодезическою управления работой механизмами, геодезического обслуживания монтажно-строительных работ, их точность и
методы контроля; способы наблюдения за деформацией отдельных элементов в процессе строительства и их точность; методику организации контроля и исполнительных съемок при строительстве и монтаже сооружения.
Отчет по учебной практике ПМ05
|
РАЗБИВОЧНЫЕ РАБОТЫС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ
Основными элементами разбивочных работ являются вынесение на местность: проектного направления линии или проектного угла, проектной линии заданной длины, планово-высотного положения проектной точки, линии заданного уклона и проектной плоскости. Работы выполняются с контролем.
Разбивочные работы выполняются тщательно проверенными и отъюстированными приборами и специальными устройствами. Проектные углы выносятся на местность теодолитом одним полным приемом (двумя полуприемами) (рис. 1).

Рис. 1 Закрепление точек на трассе:
а – закрепление вершины угла: 1 – кол; 2 – столб;
б – закрепление пикета и плюса: 1 – кол; 2 – сторожок

Рис. 2 Углы поворота трассы
Отчет по учебной практикеПМ05
|
Перенесение на местность длины проектной линии производят в зависимости от требуемой точности светодальномером, оптическим дальномером, нитяным дальномером, стальной лентой или рулеткой. Определение на местности планового положения точки производится способами прямоугольных, полярных, биполярных координат и створов.
Способ прямоугольных координат (перпендикуляров) применяется для определения планового положения проектной точки, расположенной вблизи опорной линии.

Рис. 3. Схема для определения высотного положения точки М
Определение на местности высотного положения проектной точки производится методом нивелирования из середины (рис. 3). Для этого устанавливают нивелир в рабочее положение между репером (связующей точкой) и проектной точкой М, плановое положение которой известно. Производят отсчет а по рейке, установленной на репере, и вычисляют горизонт прибора Нi = H реп + а. Определяют отсчет на проектную точку (разность между горизонтом прибора Н i и высотой проектной точки) b пр= Нi - Н пр. В проектной точке М забивают кол так, чтобы отсчет по установленной на него рейке был равен вычисленному отсчету b пр. Перенесение на местность линии заданного уклона производится наклонным лучом геодезического прибора (нивелира, теодолита и т.п.). При работе нивелиром (рис. 4) ею устанавливают примерно в середине переносимой линии. По высоте Н А исходной точки А, расстоянию d и заданному уклону
i пр, вычисляют высоту точки В (Н В= Н А+ d iпр) и переносят ее на местность. Наклоняют визирную ось зрительной трубы нивелира подъемными винтами а и в так, чтобы отсчеты по рейкам, установленным в точках А и В, были одинаковы (u). В точках 1, 2, 3 забивают колья так, чтобы отсчеты по установленным на них рейкам получились равными u.

Рис.4. Перенесение на местность линии заданного уклона нивелиром:
I – расположение подъемных винтов на подставке нивелира
Отчет по учебной практике ПМ05
|

Для сгущения точек линии заданного уклона допускается использование визирок. В этом случае для разбивки положения этой линии по высоте между ее конечными точками А и В (рис.5) ставят ряд промежуточных 1, 2 и т.д. В соответствии с этим в точках А и В устанавливают визирки, а в точках 1, 2 забивают колы так, чтобы визирка, поставленные на них, оказались на уровне взгляда между визирками в точках А и В.
РАЗБИВКА МАЯКОВ ПРИ УКЛАДКЕ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ
Перед устройством дорожной одежды производится контроль правильности фактического размещения корыта на каждом проектом участке в плане и профиле. Контроль ведут вешением створов вдоль проектных бровок и кромок земляного полотна и нивелированием поверхности корыта. В результате контроля устанавливают соответствие на местности проектного
Поперечного профиля и фактической поверхности основания корыта. Об этом свидетельствует акт приемки скрытых работ. Разбивка основания и покрытия проезжей части дороги начинается с расстановки маяков (колышков), являющихся ориентирами. На них указывается толщина каждого конструктивного слоя основания и покрытия. Разбивка маяков производится в пределах однородного участка на каждом поперечном профиле. Эти участки отстоят друг от друга не более чем на 60-70 м.
По обе стороны от оси дороги откладывают половину ширины проезжей части и за кромкой корыта по нивелиру забивают маяки (колышки) на уровне дна корыта, отдельных слоев основания и верха дорожной одежды. Промежуточные точки для геодезического управления работой машин устанавливаются с помощью визирного луча геодезического прибора или визирок. Колышки-маяки устанавливают на обочинах на расстоянии, обеспечивающем сохранность их до окончания работ по устройству дорожной одежды.
Отчет по учебной практике ПМ 05
|
ПРОИЗВЕДЕНИЕ РОССЫПИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ
Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями СНиП. Гравийные основания (покрытия) следует устраивать в любое время года при
Отчет по учебной практике ПМ 05
|
полной готовности земляного полотна. Не допускается россыпь материалов и уплотнение их без создания надежного бокового упора. Для улучшения укатки и повышения прочности основания (покрытия) в гравийную смесь, содержащую окатанные зерна, рекомендуется добавлять 20 - 30 % (по массе) щебня или дробленого гравия.
Необходимо убедиться в отсутствии на участке работ наземных коммуникаций и других предметов, представляющих опасность.
С целью создания прочной и плотной поверхности верхний слой при уплотнении рекомендуется поливать раствором гигроскопических солей (30 %-ным раствором хлористого кальция с нормой расхода 2 - 3 л/м2).
Технология процесса и организация труда:
При устройстве однослойного гравийного основания (покрытия) толщиной до 15 см рекомендуется выполнять следующие операции:
1. Гравийную оптимальную смесь завозят автомобилями-самосвалами и разгружают в валик по оси земляного полотна или по краям проезжей части;
2. Разравнивают и планируют гравий автогрейдером за 9 - 11 проходов;
3. Подкатывают гравийную смесь за 3 - 6 проходов легким катком и поливают водой;
4. Укатывают гравийную смесь тяжелыми катками за 10 - 25 проходов;
5. Исправляют неровности вручную.
6. Распределяют гравийную мелочь навесными распределителями и поливают водой;
7. Укатывают гравийную мелочь за 3 - 4 прохода по одному следу.
ПРОФИЛИРОВАНИЕ ПОД УКАТКУ С ПОМОЩЬЮ МАЯКОВ И ВЫСОТНЫХ КОЛЬЕВ
Прием гравийной смеси и ее распределение. Дорожный рабочий 2 разряда дает сигнал на подход самосвала, водитель сгружает гравийную смесь в валик по оси земляного полотна или по краям проезжей части. Машинист автогрейдера разравнивает гравийную смесь за 9 - 11 круговых проходов.
Подготовка основания к укатке. Дорожные рабочие 2-го и 3-го разряда выравнивают края основания и заполняют образовавшиеся пустоты на стыках полос гравием.
Подкатка и выявление дефектных мест с их исправлением. Машинист автогрейдера за 2 - 3 прохода по одному следу подкатывает гравий легким катком. Дорожный рабочий 3-го разряда проверяет шаблоном поперечные уклоны, ровность покрытия и толщину уплотненного слоя. Дорожный рабочий 2-го разряда исправляет дефектные места.
Отчет по учебной практике ПМ 05
|
Укатка гравийной смеси. После исправления дефектных мест Машинист автогрейдера производит подкатку (3 - 6 проходов), а Машинисты катков укатывают основание (покрытие) за 10 - 25 проходов. Гравийную смесь укатывают, начиная от обочины, за 3 - 4 прохода по одному следу с последующим приближением катков к оси дороги, перекрывая предыдущие
следы на 30 - 40 см и сокращением числа проходов по оси дороги до одного. При уплотнении тяжелыми катками скорость движения в начальные периоды укатки 1,5 - 2 км/ч, а в конце укатки проходы производятся при максимальной рабочей скорости. В процессе уплотнения материал увлажняется поливомоечной машиной.
Отчет по учебной практике ПМ 05
|
Распределение гравийной мелочи навесными распределителями. Дорожный рабочий 3 разряда регулирует величину щели распределителя и следит за равномерным распределением гравийной мелочи.
Распределение гравийной мелочи механическими щетками. Машинист автополивочной машины механическими щетками разметает гравийную мелочь. Дорожные рабочие 2-го и 3-го разрядов жесткими щетками поправляют отдельные места.
Укатка основания (покрытия) тяжелыми катками. Машинисты катков за 3 - 4 прохода по одному следу при максимальной рабочей скорости движения катков производят укатку основания (покрытия) и подкатку обочин. При укатке гравий увлажняют.
Контроль качества. Дорожный рабочий 3 разряда проверяет качество готового однослойного основания (покрытия).
График 1

Отчет по учебной практике ПМ 05
|
ОПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ С ПОМОЩЬЮ ПРИБОРОВ
Конструктивный элемент, вид работ, контролируемый параметр
| Допустимое отклонение
| Метод контроля
| Количество измерений при контроле
|
Операци-онном
| приемочном
|
|
|
|
|
|
Высотные отметки по оси дороги
| ±5 см (±1)*
Не более 10 % измерений до
± 10см (± 2 см)*.
| Геодезичес-
кий
| Через
100 м
| Через
500 м
|
Ширина слоя
| ± 10см; не более 10% измерений от – 15 до +20 см.
| Рулеткой
| Через
100 м
| Через
500 м
|
Толщина слоя
| ±1,5 см (± 1 см) *, не более 10 % измерений от – 2,2 см до + 3 см
(от -1,5см до +2см) *
| Линейкой
| Через
100 м
| Через
500 м
|
Ровность поверх-
ности для дорог:
I, II и III категорий
IV и V категорий
Iс, IIс, IIIс категорий
| Просвет – зазор:
10мм (5 мм)*; не более 5 % измерений до
20 мм (10 мм) *
| Под рейкой длиной 3 м в пяти точках через 0,5 м.
| Через 10 м
| На 10% длины участка. Длина захватки 300 – 400 м.
100 – 130 измерений на захватке.
|
15 мм; не более 5% измерений до 30 мм
|
20 мм; не более 5% измерений до 40 мм
|
Поперечный уклон
| ±0,01 (±0,005)*, не более 10% измерений от
– 0,015 до + 0,03
(от -0,01 до + 0,015)*
| Рейкой с уровнем
| Через 10 м
| На 10% длины участка. Длина захватки 300-400м. 80-100 измерений на захватке
|
Влажность щебня и песчано-щебеночной смеси
| ± 10% от оптимальной
| Лабораторный
| 1 раз в смену
| ___
|
Качество уплотнения слоя
| Отсутствие следов и волны перед катком массой
от 10 до 13 т.
|
Визуальный
|
Постоянно
|
___
|
Примечание – *данные в скобках относятся к работам, выполняемым с применением машин с автоматической системой задания вертикальных отметок
|
Техника безопасности
Все вновь поступающие рабочие допускаются к работе по заключению медицинской комиссии и только после прохождения вводного (общего) инструктажа по технике безопасности и инструктажа по технике безопасности непосредственно на рабочем месте.
Отчет по учебной практике ПМ 05
|
Кроме этого, рабочие в течение трёхмесячного срока со дня поступления должны пройти обучение безопасным методам работы по 6 -10- часовой программе.
По окончании обучения необходимо провести экзамены в постоянно действующих комиссиях и составить акт, который нужно хранить в личном деле рабочего.
Строительную площадку следует оборудовать постоянными или временными санитарно-бытовыми устройствами: уборными, умывальными, раздевалками, сушилками для одежды, помещениями для приёма пищи, душевыми, медпунктами или аптечкой. Рабочие должны быть снабжены питьевой водой.
Администрация строительства обязана снабжать рабочих спецодеждой, спецобувью и индивидуальными защитными средствами в соответствии с характером работ согласно действующим нормам.
На строительных мастеров возлагается в пределах порученных им участков работ: осуществление правильного и безопасного ведения строительно-монтажных работ с применением строительных машин, механизмов, механизированного инструмента и оборудования; контроль за состоянием лесов и подмостей, защитных приспособлений, креплений котлованов, траншей и др.; проверка чистоты и порядка на рабочих местах, в проходах и на подъездных путях, обеспечение освещённости рабочих мест, проверка правильной эксплуатации подкрановых и подкопровых путей; инструктаж рабочих по технике безопасности на рабочих местах в процессе производства работ; контроль за применением и правильным использованием рабочими спецодежды и индивидуальных защитных средств, за соблюдением норм переноски тяжестей, за обеспечением рабочих мест предупредительными надписями и плакатами.
Отчет по учебной практике ПМ 05
|
Список используемой литературы
1.
Отчет по учебной практике ПМ 05
|
В.П.Подольский, П.И.Поспелов А.В.Глагольев, А.В. Смирнов. Строительство автомобильных дорог. Дорожные покрытия. Учебник для студентов высш. Проф.образования –М.: Издательский центр «Академия», 2013г.-304с.
2. В.П.Подольский, П.И.Поспелов А.В.Глагольев, А.В. Смирнов. Строительство автомобильных дорог. Земляное полотно. Учебник для студентов высш. проф.образования –М.: Издательский центр «Академия», 2013г.-432с.
3. Карпов Б.Н. Основы строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог. Учебник для студентов учреждений сред.проф.образования- М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 208с.
4. П.М. Саламахин, Л.М.Маковский, В.И.Попов. Инженерные сооружения в транспортном строительстве. Учебник для студентов высш.учебн.заведений.1,2 книга - М.: Издательский центр «Академия», 2010г.
5. Бабаскин Ю.Г. Технология строительства дорог. Практикум: учеб. пособие.- Минск: Новое издание; М.: Инфра-М, 2014-429с.
6. Ковалев Я.Н. Строительные материалы. Лабораторный практикум: учеб. пособие.- Минск: Новое издание; М.: Инфра-М, 2015-633с.
7. Ковалев Я.Н. Дорожно-строительные материалы. Учебно-методическое пособие. - Минск: Новое издание; М.: Инфра-М, 2013-630с.
8. Васильев А.П. Эксплуатация автомобильных дорог: в 2томах. Учебник для студ. высш.учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2013г. -320с.
9. Шкуро В.М. Производственные предприятия дорожной отрасли. Учебное пособие для СПО – Волгоград: Издательский Дом «Ин-Фолио», 2012г. -192с.