RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY
Факультет таможенного дела
ОТЧЕТ
О ПРОХОЖДЕНИИ производственной практики
(научно-исследовательской работы)
10.04.2017 – 19.05.2017
(сроки проведения практики)
Студент 5 курса Н.О. Папченков _______________
(инициалы, фамилия) (подпись)
Руководитель
практики от Академии О.А. Громенко _______________
(инициалы, фамилия) (подпись)
Люберцы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
Раздел 1. Основные цели и задачи прохождения производственной практики 6
Раздел 2. Выделение проблемных вопросов функционирования системы управления рисками и разработка мероприятий по их устранению, основываясь на международном опыте. 16
Заключение. 32
ВВЕДЕНИЕ
Студент 5 курса факультета таможенного дела, очной формы обучения Российской таможенной академии, проходил производственную практику (научно-исследовательскую работу) на базе кафедры управления в период с 10.04.2017 – 19.05.2017 год.
Основной целью научно-исследовательской практики является: Выделение проблемных вопросов функционирования системы управления рисками и разработка мероприятий по их устранению, основываясь на международном опыте в рамках написания дипломной работы на тему –
«Разработка предложений по совершенствованию системы управления рисками на основе международного опыта».
Задачами научно-исследовательской практики являются:
1. Проблемные вопросы, возникающие в процессе деятельности системы управления рисками в Российской Федерации.
2. Анализ правовых основ и практики функционирования СУР в зарубежных таможенных службах.
3. Совершенствование функционирования системы управления рисками в Российской Федерации на основе международного опыта и взаимодействия с таможенными службами иностранных государств.
|
Процесс производственной практики (научно-исследовательскую работу) направлен на формирование следующих общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций:
1) ОК-1: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;
2) ОК-2: готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;
3) ОК-3: способность к самоорганизации и самообразованию;
4) ОК-7: способность использовать основы экономических и математических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах;
5) ОПК-3: способность владеть методами и средствами получения, хранения, обработки информации, навыками использования компьютерной техники, программно-информационных систем, компьютерных сетей;
6) ОПК-6: способность на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности;
7) ПК-39: способность разрабатывать планы и программы проведения научных исследований в сфере таможенного дела;
8) ПК-40: способность проводить научные исследования по различным направлениям таможенной деятельности и оценивать полученные результаты;
9) ПК-41: способность представлять результаты научной деятельности в устной и письменной формах.
Научно-исследовательская практика осуществлялась в следующих формах:
– самостоятельная работа студента с библиотечным фондом и интернет-ресурсами для поиска и систематизации научных источников и информации;
– ознакомление с научной деятельностью Академии (филиалов), ФТС России и кафедр факультета таможенного дела (организационно-управленческой структурой, материально-техническим оснащением, основными направлениями, результатами работы) по научной тематике направления (специальности) и специализации;
|
– проведение конкретных эмпирических исследований по сбору материала и проверке научных гипотез;
– подготовка и защита отчетов о научно-исследовательской работе.
Проведение научных исследований в ходе научно-исследовательской практики базируется на всем комплексе учебных дисциплин образовательной программы, освоенных студентами ко времени прохождения практики.
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Основной целью практики является формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, отнесенных к научно-исследовательской деятельности.
Задачами практики являются:
– совершенствование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
– накопление опыта научной и аналитической деятельности, а также овладение умениями изложения полученных результатов в виде отчетов, докладов;
– совершенствование навыков по применению информационных технологий при поиске, сборе и обработке данных;
– развитие навыков выявления и формулирования научных проблем;
– развитие навыков формулирования конкретных целей и задач научного исследования, в обосновании актуальности проблемы, определении объекта и предмета исследования;
– развитие навыков составления планов научных исследований в сфере таможенного дела;
|
– развитие навыков работы с информационными справочными системами, интернет-ресурсами, составление библиографического списка;
– развитие потребности в самообразовании и совершенствовании профессиональных знаний и умений;
– понимание места научного исследования в решении прикладных задач в профессиональной деятельности;
– подготовка материалов для выпускной квалификационной работы.
Процесс прохождения практики был направлен на формирование результатов обучения и полученные результаты, соотнесенные с общими результатами освоения образовательной программы представлены ниже.
Компетенция ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу. Чётко усвоил основные приемы анализа и синтеза.
Приобрел умения:
– решать задачи, требующие навыков абстрактного мышления;
–соотносить теоретические положения с конкретными экономическими (практическими) данными.
Овладел навыками:
– применения методов анализа и синтеза;
– обобщения больших массивов информации;
– осмысления теоретических положений по исследуемой теме.
Компетенция ОК-2. Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала. Ознакомился с современными научными методами исследования в выбранной сфере профессиональной деятельности.
Приобрел умения:
– выбирать и применять современные методы исследования;
– модифицировать существующие методы, исходя из задач конкретного исследования при проведении исследовательских работ в области профессиональной деятельности.
Овладел навыками:
– проведения исследовательских работ в области профессиональной деятельности;
– использования методов обработки результатов экспериментальных исследований, их анализа и осмысления.
Компетенция ОК-3. Способность к самоорганизации и самообразованию. Чётко усвоил современные методы организации научно- исследовательской работы, перспективные направления научно-исследовательской работы в таможенном деле.
Приобрел умения:
– самостоятельно планировать этапы научно-исследовательской работы;
– разрабатывать план научной работы в соответствии с индивидуальным заданием;
– использовать источники нормативной, экономической и управленческой информации при решении задач, связанных с выполнением задания по научно-исследовательской работе.
Овладел навыками:
– составления плана, предусматривающего выполнение программы практики применительно к специфике выбранной сферы деятельности;
– осуществления поиска информации по полученному заданию;
– сбора и анализа данных, относящихся к теме исследования;
– проведения самостоятельного научного исследования в соответствии с разработанным планом.
Компетенция ОК-7. Способность использовать основы экономических и математических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах. Чётко усвоил современные российские и зарубежные методики оценки эффективности (результативности) деятельности таможенных органов, государственных и предпринимательских структур, классические и экономико-математические методы и основные эконометрические модели оценки эффективности, показатели, отражающие затраты и результаты функционирования структур различных сфер деятельности, а также методы их расчета, интерпретации и оценки.
Приобрел умения:
– применять существующие методики при оценке финансовых и информационных потоков, производственных и научно-исследовательских процессов с учетом изменения окружающей среды и динамики социально-экономических показателей;
– обобщать и критически оценивать результаты, полученные в ходе анализа деятельности выбранных объектов исследования.
Овладел навыками:
– применения методов оценки эффективности результатов деятельности в различных сферах;
– обобщения информации по результатам проводимых расчетов, формулирования выводов и разработки рекомендаций по повышению показателей эффективности.
Компетенция ОПК-3. Способность владеть методами и средствами получения, хранения, обработки информации, навыками использования компьютерной техники, программно-информационных систем, компьютерных сетей.
Приобрел умения:
– пользоваться автоматизированными программными средствами;
– использовать современные информационные технологии в целях получения, хранения и обработки информации;
– работать со справочно-правовыми системами в целях получения правовой, научной и периодической информации по теме исследования.
Овладел навыками:
– оценки преимуществ и недостатков разных компьютерных программ с точки зрения возможности их использования в научно-исследовательских целях;
– поиска, анализа и оценки источников информации для проведения экономических расчетов;
– обоснования выбора компьютерных сетей, программно-информационных и справочно-правовых систем для целей исследования.
Компетенция ОПК-6. Способность на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Чётко усвоил образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые в целях научно-исследовательской деятельности и ее оценки.
Приобрел умения:
– самостоятельно составлять индивидуальный план и программу научных исследований;
– самостоятельно проводить научные исследования по выбранной тематике;
– самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Овладел навыками:
– постановки цели и обозначения задач научно-исследовательской работы;
– выбора объекта и предмета научно-исследовательской работы;
– составления индивидуального плана проведения исследования;
– обобщения и критической оценки результатов, полученных в ходе исследовательского процесса.
Компетенция ПК-39. Способность разрабатывать планы и программы проведения научных исследований. Чётко усвоил цели, задачи, функции и закономерности функционирования современной таможенной системы, основные понятия, категории, инструменты, модели и методы осуществления таможенного дела, актуальные вопросы развития таможенного дела и нерешенные проблемы на этапе проведения научных исследований.
Приобрел умения:
– самостоятельно разрабатывать программу проведения научных исследований в сфере таможенного дела;
– определять этапы проведения научных исследований и обозначать задачи, подлежащие решению на каждом этапе;
– прогнозировать результаты проведенных исследований, подлежащих реализации на каждом этапе и по окончании исследования.
Овладел навыками:
– разработки планов и программ научных исследований;
– подборки инструментария, необходимого для проведения исследований;
– применения современных технических, информационных и экспертных методов исследования.
Компетенция ПК-40. Способность проводить научные исследования по различным направлениям таможенной деятельности и оценивать полученные результаты. Чётко усвоил основные направления и особенности осуществления таможенной деятельности в постоянно изменяющихся внутренней и внешней среде.
Приобрел умения:
– реализовывать профессиональные знания в области таможенного дела в процессе осуществления научно-исследовательской деятельности;
– использовать источники экономической и управленческой информации, характеризующей таможенные органы разных уровней в исследовательских целях;
– выбирать и применять методики, позволяющие достичь поставленные задачи научной работы;
– формулировать выводы и рекомендации по совершенствованию объекта и предмета исследования.
Овладел навыками:
– организации и проведения научных исследований по различным направлениям таможенной деятельности;
– анализа и оценки результатов проведенных исследований.
Компетенция ПК-41. Способность представлять результаты научной деятельности в устной и письменной формах. Чётко усвоил требования к оформлению и представлению результатов научно-исследовательской деятельности, способы и формы формулирования выводов и рекомендаций по результатам исследований.
Приобрел умения:
– формулировать выводы и предложения по результатам научного исследования;
– оформлять отчет о результатах научного исследования.
В течении прохождения производственной практики (научно-исследовательской работы) были использованы следующие нормативные правовые документы:
– Конституция Российской Федерации
– Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17 – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
– О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. закон от 27.11.2010 №311-ФЗ. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
Также, в полной мере были использованы такие источники учебной литературы как:
– Кузнецов И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров – М:. Дашков и К, 2013.
– Бушенева Ю.И. Как правильно написать реферат, курсовую и дипломную работу – М:. Дашков и К, 2014.
– Пивоев В.М. Философия и методология науки: учебное пособие / В.М.Пивоев. – 2-е изд. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 321с. ISBN 978-5-4458-3477-9; URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210652
– Черныш А.Я. Основы научных исследований: учебник / А.Я.Черныш, Е.Г. Анисимов, Н.П. Багмет, И.В. Глазунова, Т.Д. Михайленко. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011.
– Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ. – М.: РИО РТА, 2010.
Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем:
– Справочно-иформационная система «КонсультантПлюс» (www.consultant.ru) Оперативное получение информации о законе или внесении изменений в нормативные акты;
– ПравоВЭД (ООО «СофтЛэнд», www.softland.ru, www.vednews.ru) Содержит полную базу нормативных документов Федерального и Регионального таможенного законодательства и предназначена для изучения таможенного законодательства Российской Федерации и оперативного ознакомления с изменениями, вносимыми в него;
– «Товары и коды» (ООО «АльтаСофт», www.alta.ru) Классификация товаров с помощью базы наименований и кодов товаров, определение кода или вариантов наименования товара в неопределенных ситуациях;
– «Пояснения к ТНВЭД» (ООО «Альта-Софт», www.alta.ru) Дополнительный материал, помогающий при затруднениях в классификации товара в ТН ВЭД;
– www.yandex.ru «Яндекс» – поисковая система и интернет-портал;
– www.rambler.ru «Рамблер» – поисковая система и интернет-портал;
– www.gov.ru – Центральный официальный портал Российской Федерации – сайт «Официальная Россия»;
– www.eurasiancommission.org – Сайт Евразийской экономической комиссии;
– www.wcoomd.org – Сайт Всемирной таможенной организации;
– www.customs.ru – Сайт ФТС России;
– www.gsk.ru – Сайт Федеральной службы государственной статистики;
– www.cbr.ru – Сайт Центрального банка Российской Федерации;
– www.minfin.ru – Сайт Министерства финансов Российской Федерации;
– www.economy.gov.ru – Сайт Минэкономразвития России;
– www.gost.ru/wps/portal – Сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТ);
– www.fstec.ru Сайт Федеральной службы по техническому и экспортному контролю;
– www.tks.ru Сайт «Все о таможне»;
– www.vch.ru. Сайт «Виртуальная таможня»;
– www.worlddcustomsjournal.org Сайт Международного таможенного электронного журнала;
– https://vak.ed.gov.ru/ru/news;jsessionid=bD5L1di-NaDSdEHldNK-eeUC Сайт Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве образования и науки Российской Федерации;
– компьютеры и автоматизированные рабочие места, специальное программное обеспечение РТА.
РАЗДЕЛ 2. ВЫДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ, ОСНОВЫВАЯСЬ НА МЕЖДУНАРОДНОМ ОПЫТЕ
Международная торговля в последние годы претерпела сильные изменения, в частности увеличилась скорость проведения сделок, увеличились объемы продаж товаров между странами, меняются структура и характер внешнеторгового оборота. Все эти факторы наряду с усилением давления международного торгового сообщества вынуждают таможенные органы находить баланс между содействием международной торговли и проведением таможенного контроля. Стремясь достичь приемлемого баланса, таможенные органы отходят от традиционных полномасштабных проверок пассажиров, товаров и документов к принятию решений на основе системы управления рисками.
Согласно пункту 1 статьи 128 Таможенного Кодекса Таможенного союза, таможенные органы применяют СУР для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.
Система управления рисками, состоящая на вооружении таможенной службы Российской Федерации, непрерывно и интенсивно развивается на протяжении нескольких лет. На современном этапе развитие СУР направлено на повышении эффективности ее применения в деятельности таможенных органов.
В этой связи проводимая таможенными органами работа позволяет в рамках развития системы управления рисками пересматривать критерии категорирования и порядок проведения анализа информации о деятельности организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, в целях содействия развитию приоритетных отраслей экономики и созданию привлекательного инвестиционного климата.
Заметим, что о результатах применения системы управления рисками ФТС России на постоянной основе публикует отчеты, отражающие степень внедрения системы в практику проведения таможенного контроля. Так, по итогам реализации СУР в 2015 году ФТС России в целях предотвращения возможного перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС с нарушением законодательства ЕАЭС и Российской Федерации о таможенном деле утверждено 35140 профилей рисков. Результат их применения – дополнительно начисленные таможенные платежи (19,0 млрд. руб., в том числе довзыскано 18,5 млрд. руб.), применение санкций, предусмотренных уголовным и административным законодательством (возбуждено соответственно 934 и 32 231 дел), отказано в выпуске и запрещено к ввозу/вывозу товаров (принято соответственно 24 304 и 12 556 решений).
По сравнению с 2013 и 2014 годами произошел существенный рост показателя утвержденных профилей рисков: в 3,7 раза и на 62,6% соответственно.
Как видно из статистических данных таможенные органы значительно увеличили создание и утверждение профилей риска, что говорит о повышении результативности проведения таможенного контроля. Это еще раз подтверждает тезис о том, что СУР играет важную роль в обеспечении полноты поступления таможенных платежей, соблюдении запретов и ограничений, противодействии преступлениям и правонарушениям в таможенной сфере, оптимизации использования ресурсов таможенных органов, сокращении сроков и издержек заинтересованных лиц на совершение таможенных операций.
Однако, несмотря на очевидные успехи и преимущества использования СУР в практике деятельности таможенных органов следует выделить некоторые проблемы.
Одна из них заключается в сложности процесса согласования профиля риска, который создается в таможнях, с ФТС России. Согласно Приказу ФТС России № 778 от 24.04.2014 года на начальном этапе необходимо собрать соответствующую информацию для создания проекта профиля риска, а затем пройти стадии согласования в РТУ и координирующих подразделениях центрального аппарата ФТС России. Все эти действия требуют немалых временных затрат, что снижает результативность таможенного контроля.
Следующая проблема заключается в неформализованных рисках, которые не подлежат качественному описанию, а напрямую зависят от субъективного мнения инспектора. На рисунке 2 представлена классификация рисков и способы их выявления.
Рис. 2. Виды рисков
Очевидно, что здесь имеют место психологические особенности должностного лица, а это в большинстве случаев, является преградой для принятия верного решения при проведении таможенного контроля.
На данный момент существует две системы категорирования участников ВЭД: «отраслевой» подход и автоматическое категорирование. «Отраслевой» подход строится на основе заявительного порядка, он применяется при анализе деятельности лиц, осуществляющих производственную деятельность, в том числе промышленную сборку транспортных средств, импорт мясной продукции; импорт рыбной продукции и др.
Автоматическое категорирование применяется при анализе деятельности всех организаций, осуществляющих импорт товаров. Сейчас используются 40 критериев, которые разделяются на две большие группы:
а) общие показатели, характеризующие деятельность самого участника ВЭД:
– размер уставного капитала;
– период осуществления внешнеэкономической деятельности;
– наличие «оффшорных» контрактов и непрямые поставки;
– задолженность по уплате таможенных платежей, процентов, пеней;
– информация из налоговых органов;
– статус уполномоченного экономического оператора и др.;
б) критерии, характеризующие результаты таможенного контроля в отношении участника ВЭД:
– сопоставительный анализ основных индикаторов риска;
– динамика индекса таможенной стоимости и таможенных платежей;
– результативность применения СУР;
– выявленные правонарушения;
– наличие решений по классификации товаров;
– факты отзыва или отказа в выпуске ДТ и др.
Однако такая «двухканальная» система разделения участников ВЭД недостаточно эффективна. Часть хорошо зарекомендовавших себя предприятий всё еще находится в высоком уровне риска и вынуждены проходить таможенный контроль в полном объеме, а часть предприятий, попавших в низкий уровень риска, начинают пользоваться «выгодным» положением и нарушать таможенное законодательство.
Стоит заметить, что на данный момент действующие механизмы минимизации рисков не совершенны и требуют значительной доработки в материально-технической оснащенности некоторых таможенных постов, в области применения новейших программных средств, а также имеет место финансовая сторона данного вопроса.
Также, основной проблемой является недостаточный уровень развития информационно – технической составляющей СУР, а в результате:
– программные средства иногда дают сбои и не всегда показывают потенциальный риск;
– информационные системы государств–участников Евразийского экономического союза до настоящего времени не интегрированы друг с другом;
– отсутствует необходимое количество мобильных инспекционно-досмотровых комплексов в некоторых пунктах пропуска и отсутствует достаточная автоматизация процесса доведения, применения и контроля профиля риска.
Также, негативно на процессе функционирования СУР отражается несовершенство научно – методического аппарата управления таможенными рисками, который тесным образом связан с информационно – технической составляющей, т. к. в основе последней лежат подходы и методы осуществления анализа и оценки рисков.
Но это далеко не все проблемы, выявленные при анализе системы управления рисками в РФ.
В стратегии развития таможенных органов РФ до 2020 года утверждается, что несмотря на комплексный подход и значительный объем реализованных мероприятий, остаются актуальными проблемы недостоверного декларирования товаров, занижения таможенной стоимости, правильности классификации и обоснованности предоставления таможенных льгот и преференций, в том числе в рамках применения системы управления рисками.
С помощью коррупционных схем, в целях недобросовестной конкуренции, теоретически имеется возможность создания профилей риска, которые будут являться барьером для добропорядочных участников ВЭД, также в сети интернет имеется информация о возможности купить информацию, находящуюся в профиле риска.
Таким образом, анализ нормативной правовой базы и рассмотрение практики применения СУР в условиях функционирования Евразийского экономического союза показал, что таможенные Российской Федерации используют СУР в соответствии с международными стандартами и рекомендациями. Однако при внедрении СУР возникает ряд проблем, которые требуют незамедлительного решения. Анализ и использование международного опыта применения СУР создадут основу для устранения сложившихся проблем и гораздо более эффективного функционирования системы управления рисками.
Необходимость модернизации СУР в таможенных органах Российской Федерации не вызывает сомнений. Работа по совершенствованию функционирования системы управления рисками должна найти отражение на всех уровнях системы ФТС России и повышать эффективность деятельности таможенных органов.
Опыт применения СУР в других государствах, построение общей модели и проведение анализа функционирования системы управления рисками в таможенных службах за рубежом, наблюдение за тем, как то или иное нововведение влияет на работу таможенных органов, на результативность таможенного контроля, несомненно, повысит результативность деятельности СУР в таможенных органах Российской Федерации.
Основу для развития СУР в ФТС России, на мой взгляд, необходимо искать во взаимодействии таможенных органов с другими органами государственной власти, а также с таможенными администрациями иностранных государств. Тесная совместная работа по части развития СУР, по вопросу заимствования технических программных средств, разработка своей информационной базы на аналоге зарубежной системы управления рисками позволит в кратчайшие сроки достигнуть максимальной эффективности использования СУР в проведении таможенного контроля.
Всему этому способствует внедрение стандартов ВТО по управлению рисками в деятельность таможенных органов РФ, предполагающее создание не только жизнеспособной и результативной СУР, но и формирование, развитие методологических и методических основ оценивания эффективности применения самой СУР (риск-менеджмент) при таможенном контроле товаров и транспортных средств международной перевозки.
В целом, внедрение стандартов ВТО по управлению рисками в таможенные органы РФ целесообразно осуществлять по следующим направлениям:
- создание и развитие законодательной и нормативной базы, регламентирующей применение системы управления рисками в таможенных органах с обязательным определением санкций за несоблюдение стандартов и правил участниками внешнеэкономической деятельности;
- создание концептуальных основ управления рисками в таможенных органах, определяющие принципы, стратегию и тактику применения СУР, процессы управления рисками, инструменты и целевые ориентиры;
- создание организационных основ управления рисками, включающих организационно-технические, информационные и технологические системы управления рисками, системы полномочий, планирования и отчетности;
- создание методологических и методических основ оценивания эффективности управления рисками при таможенном контроле товаров и транспортных средств международной перевозки.
Следует сделать единую базу данных об участниках ВЭД, в которой помимо прочего отобразится градация по степени риска. Эта база станет единой для всех государственных учреждений и ведомств, а, следовательно, вырастет эффективность мероприятий, проводимыми государственными органами.
Осветляя основные проблемы, выделенные в предыдущем параграфе моей дипломной работы, я пришёл к следующим выводам.
Проблема сложности процесса согласования профилей риска и их утверждения, решается путём использовании градации степени риска. Например, с низкой и средней степенью риски, необходимо утверждать непосредственно в Подразделении таможенного контроля либо в Отделе таможенного контроля (рис. 1), а с высокой степенью – направлять для утверждения в РТУ и ФТС России.
Рис. 1. Структура подразделений таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль
Такой подход, несомненно, позволит снизить время от определения объекта риска до принятия мер по устранению риска. Облегчит процедуру согласованности профилей риска между компетентными органами и увеличит результативность их применения.
Следующим проблемным вопросом, сказывающимся на эффективности деятельности СУР, являются психологические особенности должностного лица при поиске решений в неформализованных рисках. Такие «психологические» преграды создают проблемные аспекты в вынесении итогового решения и могут снижать эффективность деятельности системы управления рисками в том или ином подразделении таможенных органов.
Решением данной проблемы, будет максимальное уменьшение степени неформализованности рисков и отнесение их к виду автоматизированных либо автоматических. Основу для такого переориентирования будет создавать комбинированный подход, заключающийся в более детальном анализе выявленного риска, в использовании некоторого количества методов их определения и максимальное снижение прямоты решений и их категоричности. В данном проблемном аспекте, на мой взгляд, необходимо снизить участие должностного лица таможенного органа и повысить использование технических средств для автоматизации, либо автоматизирования процесса использования СУР и применения её в таможенном контроле.
«Двухканальная» система разделения участников ВЭД, или же детализация на часть «отраслевого назначения» и «автоматического категорирования» недостаточно эффективна. Часть хорошо зарекомендовавших себя предприятий всё еще находится в высоком уровне риска и вынуждены проходить таможенный контроль в полном объеме, а часть предприятий, попавших в низкий уровень риска, начинают пользоваться «выгодным» положением и нарушать таможенное законодательство.
Сборник по управлению рисками Всемирной таможенной организации (WCO Customs Risk Management Compendium) даёт нам возможность для решения возникшей проблемы и предусматривает четыре категории уровня риска:
– низкий, к которому относятся участники ВЭД, которые добровольно действуют в соответствии с законодательством;
– средний (умеренный), к которому относятся участники ВЭД, которые пытаются действовать в соответствии с законодательством, однако не всегда в этом успешны;
– высокий (участники ВЭД, которые избегают исполнения законодательства, если это возможно);
– очень высокий (участники ВЭД, которые намеренно не соблюдают законодательство).
С такими категориями успешно работают таможенные службы Европейского союза, такие как Германская, Английская и Румынская. Они четко представляют себе, кто стоит за такими определениями, как «участник ВЭД, который добровольно действует в соответствии с законодательством» и «участник ВЭД, который никогда не соблюдает законодательство».
На мой взгляд, именно такое категорирования участников ВЭД, по вопросу использования СУР, даст основу для более эффективного взаимодействия между таможенными органами и субъектами хозяйствования. Необходимо создать компетентную группу специалистов в целях совершенствования созданной или даже создания новой базы и сделать упор на разделение всех участников по данным четырём необходимым позициям. Определённое количество участников данной группы, будет верным, пригласить из ВТО либо же их таможенной службы иностранного государства, так сказать, внести новый «свежий» взгляд на работу СУР в Российской Федерации.
Эффективная система управления, основанного на соблюдении требований законодательства при помощи оценки рисков, предполагает, что участники ВЭД, относящиеся к выделенным категориям, требуют различного отношения:
1) К тем, кто добровольно соблюдают требования законодательства, следует применять поощрительные меры и упрощенные процедуры.
2) К тем, которые стараются соблюдать требования законодательства, но не всегда преуспевают в этом, следует оказывать помощь.
3) К тем, кто уклоняется от соблюдения требований законодательства, если это возможно, следует применять меры по контролю соблюдения.
4) К тем, кто умышленно не соблюдает, – меры по принудительному исполнению.
Основным моментом функционирования системы управления, основанного на соблюдении требований законодательства при помощи оценки рисков, является активное направление участников ВЭД в категорию с низкой степенью риска путем создания стимулов и послаблений. Предоставление статуса «Уполномоченный экономический оператор», упрощение процедур уплаты таможенных платежей, снижение размеров таможенных сборов при экспорте несырьевых товаров и др. Или же, наоборот, введением санкций и ограничительных мер, тем самым заставляя их соблюдать законодательство.
Распределение участников ВЭД на четыре категории в зависимости от уровня риска дало следующие результаты:
– низкий уровень риска – 2 017 участников ВЭД (3% общего количества), на которых приходится 38% декларационного массива (очень интересное соотношение, это «идеальные» участники ВЭД);
– умеренный уровень риска – 57 854 участника ВЭД (80%), которые формируют еще 47% рынка;
– высокий уровень риска – 7 380 участников ВЭД (11%), доля декларационного массива 12%;
– очень высокий уровень риска – 490 участников ВЭД (1%), доля ДТ – 3%.
В основе, так называемой, субъектно-дифференцированной модели применения СУР лежат, конечно, риски, которые формируются в самой товарной партии, но объем и способы применения по их минимизации определяются статусом участника рынка.
Осветляя понятие риска – это вероятность наступления негативного события, которое влияет на степень выполнения таможенного законодательства или на степень достижения целей таможенного контроля, то есть риск – это вероятность наступления события, которая зависит от различных факторов.