РЕЛИГИЯ КАК ТОРМОЗЯЩИЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ




Мясоедов А.И.

Московский государственный психолого-педагогический университет г. Москва

РЕЛИГИЯ КАК ТОРМОЗЯЩИЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Сущность религии заключается в наборе идей, называемых священными, заветными и тому подобное. При этом имеется в виду следующее: "Вот идея или мнение, и про них нельзя говорить ничего плохого — нельзя, и точка". А на вопрос: "Почему нельзя?" – следует гениальнейший ответ - "Потому что!" Если вы голосуете за партию, с которой вы не согласны, вы спорить об этом сколько угодно; каждый будет отстаивать свою точку зрения, но никто при этом не обидится. С другой стороны, кто-то заявляет: "Мне нельзя по субботам нажимать на выключатель", говорим: "Конечно-конечно, я понимаю".
Почему мы имеем полное право поддерживать одних или других в политике, выбирать ту или иную экономическую модель, " Android " или "iOS" - но иметь собственное мнение о возникновении Вселенной, о том, кто ее создал, нельзя, это священно?[1] К сожалению, у нас вошло в привычку не бросать вызов религиозным идеям, но глядя на вещи трезво, нет никаких причин не делать этого, кроме устоявшейся привычки не обсуждать эти идеи так же открыто, как и все остальные.

Возвращаясь в прошлое, а точнее в год 1500, мы увидим:

На востоке великая китайская цивилизация, которая существует уже более тысячи лет. Список изобретений, сделанных китайцами, не имеет себе равных: это бумага, печатный пресс, порох, компас и т. д. Китайские ученые — лучшие на планете. В стране единство, царит мир;

На юге Османская империя, которая почти завоевала всю Европу. Великая цивилизация изобрела алгебру, множество достижений в оптике и физике, процветают искусства и науки. Стамбул — один из величайших мировых центров научного знания.

А с другой стороны — жалкие европейские государства, истерзанные религиозным фундаментализмом, инквизицией и процессами над ведьмами. Западная Европа в упадке уже с момента гибели Римской империи. Она отсталая, что заимствует технологии у других. Это настоящая “черная дыра” Средневековья.
Но спустя время произошли изменения:
Китайская и Османская империи вступили в 500-летний период технологического застоя, а в Европе началось развитие науки и техники.
Китай постепенно обособился от остального мира; в нем начался застой, тогда как мир, напротив, рванул вперед.
Великая исламская цивилизация пришла в упадок, когда мусульманские ученые стали интерпретировать поиск истины, в чисто религиозном смысле; все прочее знание для них стало неисламским. В итоге мусульмане отказались от светских дисциплин. Вместо этого они посвящали свое время спорам об учении ислама и его толкованиях, об исламской юриспруденции и исламской практике, что в итоге привело к распаду умов и образованию многочисленных сект, культов и школ[2].
В Европе же начинался великий подъем. Торговля принесла революционные идеи. Власть церкви начала ослабевать. Университеты постепенно переходили к прикладным наукам. Историк Пол Кеннеди объясняет стремительный подъем Европы с непрерывными войнами между почти одинаковыми по силе европейскими державами. Наука была не просто интеллектуальным упражнением, но способом создания новых типов оружия и новых способов зарабатывания денег.
Подъем европейской науки и техники привел к ослаблению мощи Китая и Османской империи. Мусульманская цивилизация, веками процветавшая за счет промежуточного положения и торгового посредничества между Востоком и Западом, впервые покачнулась, когда европейские моряки проложили торговые пути в Новый Свет и на тот же Восток — особенно вокруг Африки, в обход Ближнего Востока. Китай обнаружил себя под дулами пушек европейских канонерок, которые по иронии судьбы пользовались двумя китайскими изобретениями — порохом и компасом.
Объяснить это можно просто наукой и техникой. Наука и техника — двигатели процветания. Разумеется, каждый волен игнорировать их — но под свою ответственность. Мир не станет стоять на месте только потому, что кто-то читаете религиозный текст. Поэтому если вы не сумеете овладеть достижениями науки и техники, это сделают ваши конкуренты[3].

Поэтому одна из величайших трагедий для России – принятие православия. И не случайно, потому что более темной и закрытой религией является православие.

Абсолютное отрицание и неприятие других религий, Третий Рим, народ-богоносец и т.д. Боязнь Запада и рассмотрение Запада как чего-то опасного и аморального идет от церкви. Религия – это определенный философский взгляд. Но церковь – это инструмент. Русская Православная Церковь больше всего напоминает КПСС с Политбюро, которое состоит из митрополитов, с генеральным секретарем, который называется патриархом. Русская Православная Церковь нанесла колоссальный вред России. В России отсутствовала эпоха Возрождения. В Западной Европе отошли от “темных” составляющих церкви, возникло совершенно другое ощущение и понимание жизни, рассвет искусства[4]. Исходя из выше указанного ниже представлены причины, по которым следует полностью отказаться от религии:

1. Религия проповедует антинауку.

Люди могут просто верить во что-то - это не является проблемой. Но религия претендует на научное обоснование всего: сотворение мира, сотворение человека, природа поведения людей. Всё объясняется с помощью фраз: "Так сказал Бог" и "Пути Господни неисповедимы".

2. Религия обещает сказочную жизнь после смерти.

Разумеется, никто не хочет умирать, никто не хочет думать о том, что, когда он умрёт. Гораздо проще представить, что после смерти все будет прекрасно. Но суть состоит в том, что проблемы у людей сейчас: на Земле, при жизни, и их огромное количество.[5]

3. Религия разделяет людей.

Не имеется никакого здравого смысла в том, что религия заставляет сталкиваться христиан, мусульман, буддистов, кришнаитов и других. И представители разных религиозных взглядов готовы убивать за то, что кто-то верит в другую “сказку” в 21 веке. Людей отправляют в космос, расщепляем атом, синтезируем человеческие органы, но допускаем возможность, что первый человек был из глины.

4. Религия помогает управлять вами.

Сектой считается любая официально не признанная религия. Отличие официальных, лишь в их размере - это огромные секты. Лидеры сект могут делать со своими прихожанами всё что угодно. Когда человек верит, что это во благо, его очень просто убедить совершить это. Тоже происходит и в официальных религиях, некоторые с лозунгами "Слава определенному Богу" расстреливают других людей или взрываются вместе с ними. И они не сумасшедшие, просто им внушили, что так будет лучше для всех.[6]

5. Религия тормозит развитие экономики.

Являясь мощнейшим фактором психологического давления, религиозные организации способны концентрировать в своих руках невероятное количество денег, которые могли бы пойти действительно во благо общества.

6. Религиозными организациями управляют люди.

Во главе любой церкви стоит группа лиц. Подверженные всем известным отклонениям поведения. Жажда власти, жажда успеха, жажда богатства. Об этом никто не говорит прямо.

7. Религия отвергает все новое.

Все блага нашей цивилизации - это технологии. Религиозные общины протестуют, а иногда и запрещают изучать науки, противоречащее их догмам.

Религия - это болезнь[7], поэтому осуждать нужно не верующих, они просто больны. Оспаривать следует саму религию, любую. Людям необходима информация, в такой подаче, которая была бы ясна именно им. [8] Они сами должны прийти к здравомыслию, чем больший объем знаний получает человек, тем больше вероятности того, что он будет мыслить здраво и задавать правильные вопросы.

Таким образом, если убеждения основаны на разумных доводах, необходимость в вере отпадает; если же нет разумных доводов или они бессмысленны и нелогичны, значит, что мы утратили связь с реальностью и друг с другом. Необходима приверженность самому базовому мерилу интеллектуальной честности: ваша убеждённость должна быть прямо пропорциональна вашим доказательствам. Убеждённость в отсутствие доказательств — и особенно убеждённость в том, доказательств чему попросту не может быть — порочна как с интеллектуальной, так и с нравственной точки зрения[9].


[1] Пашковский В.Э. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями: Краткое руководство для врачей. — СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2007.

[2] W. Hellpah. Die geistien epidemien Frankfurt am Main: Rutten & Loening, 1907).

[3] Каку Митио. Физика будущего / Пер. с англ. Наталья Лисова. — М.: Альпина нон-фикшн, 2012.

[4] Сорокин П.А. Человек, Цивилизация, Общество. — М.: Политиздат, 1992.

[5] Сербский В. П. Психиатрия. Руководство к изучению душевных болезней, 1912.

[6] Gordon W. Allport. The inpidual and his religion, a psychologicalinterpretation.— N.Y.: Macmillan, 1950.

[7] Пашковский В.Э. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями: Краткое руководство для врачей. — СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2007.

[8] Фролов Б.С. Система оценки и прогнозирования психического здоровья при массовых психиатрических исследованиях. — Л.: ВМА, 1982.

[9] Sam Harris. An Atheist Manifesto. 2005.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: