Резец надо держать так, как вы держите карандаш или ручку. Линейку при резке кладите, чтобы ее конец был направлен к плечу режущей руки, то есть резать бумагу резцом нужно только «к себе». При резке линейку удерживают разведенными пальцами, прижав ее к бумаге и не отнимая руки до тех пор, пока не отрежут нужную деталь. Нажимать на резец сильно не рекомендуется. Можно сломать острый конец лезвия. Лучше провести точно несколько раз. Ни в коем случае не зажимайте резец в кулак, не давите на него с силой! Если резец не режет, значит, он затупился и его нужно заточить.
Необходимо приучить свою руку соразмерять силу нажима. Предлагаемый резец позволит вам вырезать детали любой, самой замысловатой и сложной формы. А вам придется вырезать из цветной бумаги буквы, номера самолетов и другие аппликации. Освоить такую резку можно только тренировкой руки.
Чтобы сгибы деталей из бумаги и картона получались аккуратными, ровными, их надо предварительно обработать. Лучше всего их «подрезать». Что значит подрезать бумагу? Нужно по линиям сгиба провести резцом по линейке так, чтобы был надрезан только верхний слой бумаги, примерно на ее толщины. На первый взгляд как будто простая операция. Но начинающим моделистам приходится упражняться по 1,5-2 часа ежедневно, чтобы научиться правильно подрезать бумагу по линиям сгиба. Потренируйтесь и вы. Попробуйте делать из бумаги «гармошку». При этом помните, что надрезанный слой при перегибе должен оставаться снаружи. На наших развертках моделей все линии сгиба, обозначенные пунктиром (), надрезаются по лицевой стороне развертки. Линии, обозначенные штрих-пунктиром () надрезаются с обратной стороны.
|
Резать бумагу нужно обязательно на фанерной подложке, а еще лучше на пластиковой (из сополимера).
В крайнем случае, если вам не дается операция подрезания сгибов и вы прорезаете бумагу, можно продавливать эти линии тупой стороной столового ножа или специальной «косточкой». Но качество сгибов будет, конечно, хуже.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О КЛЕЯХ
Толстые сорта бумаги и картон можно склеивать любым клеем. Наиболее надежно склеивают клеи ПВА (поливинилацетатный), нитроцеллюлозный марки АГО «Китификс». Клей «Момент» нужно использовать только для «прихватки». Его клеевой шов эластичен, и надежно приклеить детали модели им нельзя.
Тонкие сорта бумаги рекомендуется склеивать клеями БФ-2 и нитроцеллюлозными. Конторский клей КС (силикатный) и клей ПВА размягчают бумагу и при высыхании коробят детали моделей.
Детали, выполненные из пенопласта марки ПС (полистирольный, белого цвета), рекомендуется приклеивать только клеем ПВА или БФ-2; детали из желтого пенопласта (марки ПХВ) – нитроцеллюлозными клеями и клеем ПВА.
«СТРЕЛА»
Свое название эта модель получила за стреловидную форму крыла. Это самая простая модель. Она доступна даже ребятам 7-8 лет. При запуске она пролетает 50-100 м. Для изготовления модели нужен тонкий картон, цветная бумага и нитроклей. Из инструментов вам понадобятся резец, ножницы, линейка. Контуры разверток деталей надо перевести на картон и аккуратно вырезать. Все линии на развертках обведите черной шариковой ручкой. В качестве груза можете использовать фанеру толщиной 4 мм или обойтись картоном, склеив груз из 6-7 полос. Обработайте пунктирные и штрих-пунктирные линии фюзеляжа (деталь 1), как описано в разделе «Работа с бумагой», и сложите. Потом вклейте в него груз (4) и, когда клей высохнет, приклейте к фюзеляжу крыло 2. Соберите и склейте киль 3. Вклейте его в прорези фюзеляжа.
|
Из черной бумаги вырежьте полоски шириной 12 мм, перегните их пополам вдоль и оклейте ими переднюю кромку крыла и киля.
Из синей бумаги вырежьте контуры фонаря кабины, из зеленой – контуры элеронов и руля поворота и наклейте все на свои места.
Звездочки (их 6) переколите с чертежа на красную бумагу, вырежьте и наклейте на места, указанные на рисунке.
Нос фюзеляжа тоже оклейте черной бумагой. Покройте модель бесцветным нитролаком, и «Стрела» может стартовать. Запускать ее проще всего с рук, как из рогатки, с помощью авиамодельной резины. Для этого снизу фюзеляжа модели имеется вырез.
СЛОВАРЬ АВИАМОДЕЛИСТА
АВТОРОТАЦИЯ самовращение летательных аппаратов или их элементов в полете.
БЕСХВОСТКА – модель, липтенпая стабилизатора, балансировка которой обеспечивается приданием крылу стреловидности и закрутки.
ЖЕСТКОСТЬ – способность материала или конструкции сопротивляться приложенной нагрузке.
КИЛЬ – вертикальная или наклонная стабилизирующая поверхность модели самолета, планера, ракеты.
КОНСОЛЬ – часть конструкции, выступающая за пределы своей опоры (в моделизме – отъемные части правой и левой половинок крыла).
«ИСКРА»
Конструкция этой модели замечательна тем, что ее горизонтальное оперение – стабилизатор располагается впереди крыла. Такая схема моноплана называется «уткой». Модели этой схемы могут летать с большой скоростью.
|
Делается модель из тонкого картона или плотной бумаги. Вначале все детали перенесите на бумагу и вырежьте по контурам. Обработайте линии сгибов.
Потом склейте крыло 6 с корпусом двигателя 7 и проверьте, чтобы не было искривлений. Переднюю кромку крыла желательно оклеить тонкой черной бумагой, а элевоны – зеленой. Все линии разметки обведите шариковой ручкой с черной пастой. Звездочки вырежьте из красной бумаги и наклейте на свои места. Кили 4 и 5 перегните по линии симметрии и, отогнув язычки, склейте по задней кромке. После этого приклейте их на хвостовую часть двигателя, как показано на рисунке (примерно под углом 45° к диаметральной плоскости модели).
Развертку стабилизатора 8 перегните по пунктирным и штрих-пунктирным линиям и склейте.
Груз 3 выпилите из 4-мм фанеры или слейте из 6-7 листов картона и приклейте к нему «щечки» кабины 1,2, совместив контуры.
Очень точно вклейте собранную кабину в двигатель и для надежности подклейте к клеевым швам с внутренней стороны двигателя дополнительные полоски бумаги. Проверьте симметричность сборки всех частей модели. От этого будет зависеть прямолинейность полета.
Всю модель желательно покрыть бесцветным нитролаком. Это придаст ей декоративный вид, повысит прочность, увеличит дальность полета. Как отбалансировать и отцентровать модель, рассказано в разделе «Основные понятия об аэродинамике».
«Искра» хорошо летает при запусках с рук или из катапульты. Как сделать катапульту и как с ее помощью запускать модели, мы расскажем в конце выпуска.
СЛОВАРЬ АВИАМОДЕЛИСТА
ПАРАШЮТИРОВАНИЕ – безопасное падение модели, сохраняющей горизонтальное положение, по траектории близкой к вертикали.
СТАБИЛИЗАТОР – несущая поверхность, расположенная, как правило, за крылом. Служит для продольной балансировки модели и обеспечения ее динамической устойчивости.
«СОКОЛ»
Модель самолета «Сокол», которую мы рекомендуем для изготовления, прекрасно летает. На рисунке вы видите, из каких частей модель состоит: 1 – кабина, 2 – крыло, 3 – двигатель-фюзеляж, 4 – стабилизатор, 5 – киль, 6 – сопло двигателя, 7 – форкиль.
Развертки всех деталей надо перевести на чертежную бумагу или тонкий картон и аккуратно вырезать. Изготовление отдельных деталей начинайте в таком порядке.
Кабина 1. Подрежьте линии «аа», «bb», и «сс» и перегните по ним развертку. Смочите мокрым ватным тампоном края d и скруглите их на карандаше. Изготовьте из картона груз по боковому контуру кабины «аЬса» и вставьте его на клею. После этого заклейте отогнутые края кабины. Фонарь (он выделен штриховкой) вырежьте из синей бумаги и наклейте на размеченные места. Нос оклейте сверху черной бумагой.
Крыло 2. Согните развертку по линиям «ее» и сложите. Склейте заднюю кромку. Отгибы «ef» подрежьте и перегните в обратную сторону.
Двигатель 3. делается из более тонкой чертежной бумаги. Смочите тампоном из ваты полоски «mn» и в этих местах перегните деталь на круглом карандаше под углом 90°. Линии hh подрежьте v. также перегните под углом 90°. Склейте края двигателя между собой.
Стабилизатор 4. Подрежьте линии «кк», сложите и склейте по задней кромке.
Киль 5 подрежьте по линии «II» и сложите. Линии «1р» подрезаются с обратной стороны. Склейте киль по задней кромке.
Сопло 6 двигателя склейте в кольцо и покрасьте в черный цвет. Можете сделать его из черной или фольгированной бумаги.
Форкиль 7 подрезается по средней линии, края подрезаются и отгибаются в обратную сторону.
Сборка модели. Вклейте кабину в двигатель-фюзеляж. Проверьте параллельность боковых сторон обеих деталей, это очень важно.
Приклейте стабилизатор 4 на свое место. Наклейте киль, форкиль, сопло двигателя. Приклейте крыло. Тщательно проверьте все клеевые швы.
Изготовьте из скрепки крючок и вставьте его на клею.
Балансировка модели. Изготовленную модель поставьте на терец карандаша, и найдите центр тяжести. Он должен совпадать с меткой «ЦТ» на крыле.
Регулировка модели. Модель запускается с помощью резиновой пращи или из катапульты. Правильно отбалансированная, она летит по прямой 25-30 м. Если модель делает «горку» и затем без скорости падает, отогните заднюю кромку стабилизатора вниз. Если полет модели не прямолинеен, проверьте симметричность киля. Чтобы придать модели боевой вид, вырежьте из пенопласта или склейте из бумаги ракеты и прикрепите их под крыльями.
«АЛЬБАТРОС
Модель самолета «Альбатрос» сделана из картона и бумаги. Все детали этой модели даны в натуральную величину и имеют следующие наименования:
1 – фюзеляж, 2 – крыло, 3 – стабилизатор, 4 – киль, 5 – двигатель, б – груз, 7 – крючок, 8 – фонарь кабины.
Начиная работу, переведите все детали на картон или бумагу так, чтобы наиболее длинная сторона развертки располагалась вдоль волокон бумаги, и обведите внутренние линии черной шариковой ручкой. Это придаст модели декоративный вид. Обработайте линии сгибов.
ФЮЗЕЛЯЖ 1 можно сделать с прозрачной кабиной или с «глухой». Если вы предпочитаете иметь прозрачную кабину, то контуры «остекления» фонаря вырежьте по шаблону 8. Остекление делается из прозрачной фотопленки.
Чтобы ваша модель хорошо летала, необходима правильная продольная центровка (центр тяжести модели отмечен на развертке фюзеляжа). Для этого нужен груз. Вырежьте его по контуру 6 из картона или из оргалита и приклейте к фюзеляжу с внутренней стороны: сначала к одной боковине фюзеляжа, потом – к другой. Отогнув детали днища фюзеляжа склейте все в единый блок. Язычки склейте между собой.
КИЛЬ 4 вырежьте по контуру, перегните по пунктирной линии и склейте по задней кромке (клеевой шов 5-6 мм). Язычки киля проденьте в прорези в хвостовой части фюзеляжа и приклейте изнутри.
ДВИГАТЕЛЬ 5 состоит из двух половин. Каждая из них представляет собой полуцилиндр, приклеенный к боковой стенке фюзеляжа. На нашем рисунке дана одна боковина. Вторая – ее зеркальное отображение.
СТАБИЛИЗАТОР 3 перегните по пунктирной линии и склейте по задней кромке. Установите его на клею под киль в хвостовой части фюзеляжа.
КРЫЛО 2. Вырежьте развертку крыла и склейте ее по задней кромке. Приклейте к фюзеляжу; особенно тщательно приклейте отгибы. Вырежьте из нрасной бумаги звездочки и приклейте их на свои места.
КРЮЧОК 7 изготовьте из канцелярской скрепки, расплющив концы. Крючок устанавливается на клею по меткам на фюзеляже впереди крыла.
После сборки модель установите на столе и, прижав крылья и стабилизатор книгами, просушите в течение 8-10 ч. Иначе клей может повести несущие плоскости.
После того как клей высохнет, проверьте продольную балансировку модели. Модель должна стоять на ребре линейки. Центр тяжести должен быть под меткой ЦТ на фюзеляже.
ПОЛЕТЫМОДЕЛИ. Перед полетами проверьте все клеевые швы. Устраните искривления крыльев, стабилизатора и киля. Проверьте надежность крепления крючка. «Альбатрос» лучше всего запускать с катапульты. Набрав высоту 10-12 м, «Альбатрос» может пролететь 30-50 м.
Модель можно запускать и с рук, как из рогатки, используя авиамодельную резину.
Чтобы сделать модель более декоративной, можно выточить на станке из пенопласта крыльевые баки, ракеты, бомбу, трубку приемника воздушного давления. Раскрасьте модель. Сама модель – белого цвета, нос сверху покрасьте черным; передние кромки крыла, стабилизатора и киля, а также звездочки – красным, крыльевые баки – желтым, ракеты – зеленым.
«ЧАЙКА»
Эту модель планера можно запускать с рук, с помощью леера или даже электролебедки. Лучше всего запускать ее в спортзале, а если на открытом воздухе, то в тихую, безветренную погоду. Модель собирается из бумаги. Бумага должна быть тонкая и жесткая.
Обратите внимание, что на нашем рисунке из-за недостатка места фюзеляж 1 нарисован состоящим из двух частей. На самом деле он вырезается целиком. Тщательно совместите обе части фюзеляжа, когда будете переводить их на бумагу. То же самое относится к развертке крыла 3. Фюзеляж делается из легкого белого пенопласта. Для этого нужно вырезать из пенопласта пластинку толщиной 5 мм, сделать из картона шаблон по форме фюзеляжа, наложить его на пластинку и вырезать резцом или электролобзиком, в передней части фюзеляжа желательно сделать несколько отверстий для облегчения конструкции. После этого на переднюю часть наклейте клеем ПВА две боковые «щечки» из слегка увлажненной бумаги. Торец передней части фюзеляжа оклейте бумажной лентой шириной 5 мм. На хвостовую часть наденьте хвостовую балку 2, собранную и склеенную заранее. После этого приступайте к изготовлению крыльев.
На чертеже дана развертка только одной консоли крыла 3. Вы должны вырезать 2 зеркально-симметричные развертки. Аккуратно разметьте обе половины и обработайте линии сгибов (обратите внимание на штрих-пунктирную линию). Поверх развертки консоли крыла 3 на рисунке дан профиль крыла в готовом виде. Для получения такого профиля изготовьте реечку переменного сечения (на одном конце 3х3 мм, на другом – 1х1 мм) длиной 35 см. Вторую реечку возьмите постоянного сечения 2х2 мм.
Сборка консоли показана на рисунках А, Б, В:
— отогните язычок консоли и тщательно пригладьте;
— положите отогнутую часть передней кромки на край стола и наложите на него первую реечку;
— намажьте язычок клеем;
— прижмите линейкой развертку консоли к реечке и столу;
— другой линейкой прижмите консоль к намазанному клеем язычку;
— выньте реечку из консоли.
Точно так же собирается вторая консоль.
Задняя кромка клеится проще; здесь нужно использовать вторую реечку. Профиль задней кромки должен быть как на рисунке В.
Такая обработка передней и задней кромок позволяет сделать крылья жесткими, обладающими высоким аэродинамическим качеством.
Для сборки крыльев модели нужно изготовить из бамбука две реечки сечением 1,5х1,5 мм и согнуть их по чертежу. Длина реечек – 100 мм.
Стабилизатор 4 сложите пополам и склейте по задним кромкам. Собирается стабилизатор на бамбуковых штырьках, вклеенных в хвостовую балку под углом 100° друг к другу.
Штырьки для сборки крыла вклеиваются в фюзеляж, и на них на клею надеваются обе консоли.
Для балансировки модели в отверстие в передней части фюзеляжа надо засыпать несколько дробинок так, чтобы центр тяжести модели находился на отметке ЦТ (см. чертеж).
Пущенная с рук готовая модель должна пролететь 25-30 м.
Для запуска с леера сделайте из скрепки крючок и, смазав клеем, воткните его в фюзеляж. Изготовьте из тонкой проволоки петлю и привяжите к ней конец катушечной нитки. Сделайте из тонкой папиросной бумаги «флажок» 4х4 см, сомните его, чтобы он был совсем мягким, и приклейте около петли. Попробуйте вместе с товарищем потренироваться в запусках.
Возьмите ножницы, просуньте через одно из колец петлю и флажок и наденьте петлю на крючок модели. Модель пусть возьмет в руки запускающий (так условимся называть того, кто будет выпускать модель в воздух).
Отойдите от него на 20 м, распустив с катушки нитку, и воткните ножницы в землю. Отойдите еще на 3-4 шага. Зажмите катушку в кулак, натяните нитку и дайте команду запускающему поднять модель над головой. Следующая команда «приготовиться», затем махните рукой (ваш напарник по этому сигналу должен выпустить модель в воздух), и бегите навстречу взлетающей модели. Если она уходит в сторону – немедленно отпустите катушку. Флажок благодаря сопротивлению потока воздуха снимет петлю с крючка модели, и она плавно спланирует на землю.
Если же все идет хорошо, то бросьте катушку, лишь поравнявшись с моделью. Набрав высоту, она «сойдет» с леера и будет планировать кругами.
Потренировавшись в запусках, можете удлинять нитку. Высота подъема модели будет увеличиваться.
Можно механизировать старт модели, используя электролебедку. Для нее подойдет электродвигатель типа ДИ-1-3, работающий на постоянном токе. На его валу надо закрепить катушку от ниток. Купите электробатареи КБС (для карманного фонарика). Соедините их соответствующим образом, поставьте выключатель, и электролебедка готова. Теперь бегать уже не надо – достаточно нажать выключатель – и модель в воздухе!
СЛОВАРЬ АВИАМОДЕЛИСТА
ФЛАТТЕР – опасные вибрации крыла модели в полете, часто приводящие к разрушению всей конструкции в воздухе. Они возникают при превышении скорости полета.
ЦЕНТРОВКА – расположение центра тяжести предмета относительно какой-либо точки этого предмета.
ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ – точка модели, в которой можно было бы сосредоточить весь ее вес, и модель при этом находилась бы в состоянии безразличного равновесия.
КАТАПУЛЬТА
Катапульта – это устройство, которое выбрасывает в воздух модель сообщая ей большую начальную скорость. Эта скорость всегда одинакова. Одинаков и угол вылета благодаря тому, что катапульта устанавливается на ножках под углом 8-10° к горизонту. Это облегчает регулировку моделей. Полет запущенной с катапульты модели более продолжителен.
Изготавливается катапульта из сосновых реек и 10-мм фанеры. По конструкции она несложна и состоит из двух направляющих реек 1 длиной 1300-1500 мм и сечением 20x15 мм, скрепленных между собой тремя поперечинами 2, 3, 8. Поперечина 2 одновременно служит дужкой лука катапульты и деталью крепления передних ножек 7 установки. К задней поперечине 3 крепится спусковая скоба 4 и ножки 5.
Вдоль направляющих движется ползун 6. Он состоит из площадки (фанера толщиной 3 мм) и дубовой рейки сечением 15X20 мм. В рейке сделан вырез для упора на спусковую скобу 4. Спусковая скоба также вырезана из дубовой рейки. К ней на винтах крепится одно звено петли для форточки. Другое звено петли крепится к поперечине 3. Под петлю подложите деревянный клинышек, который будет упором для зацепления ползуна в крайнем положении.
Ползун соединен с дужкой лука 2 двумя жгутами резины (по 10 нитей сечением 2х2 мм) с помощью проволочных колец, обмотанных изоляционной лентой. Ножки катапульты вставляются в отверстия поперечин на клею.
Работает катапульта следующим образом. Ее ставят на землю или на стол, оттягивают ползун в крайнее заднее положение и ставят на упор спусковой скобы. Потом устанавливают модель на ползун, зацепив ее крючком за передний обрез ползуна. Убеждаются, что впереди нет людей и препятствий, и нажимают на спусковую скобу. Ползун под действием резины резко выталкивает модель в воздух. Дальность полета зависит от аэродинамического качества модели и от упругости резиновых жгутов.