Ограничение местничества




Лекция 28.

Реформы Избранной рады

На Руси название «Избранная рада» никогда не использовалось. Единственный раз оно встречается в сочинении князя А. М. Курбского «История о великом князе Московском». Курбский писал «Историю…» в Великом княжестве Литовском, куда бежал в 1564 г. Обращаясь к польским, литовским и белорусским читателям, он использовал понятный им термин. Польское слово «рада» происходит от немецкого rat, что означает «совет». Князь хотел подчеркнуть, что совет доверенных лиц царя играл роль своеобразного правительства. В реальности Избранная рада представляла собой не государственное учреждение, а неформальный круг близких к царю людей, не имевший специального обозначения.

Деятели Избранной рады

В Избранную раду входили, по словам А. М. Курбского, «мужи разумные» и «совершенные». Лидером Избранной рады был выходец из костромского дворянского рода Алексей Федорович Адашев. Он возглавлял своеобразное контрольное ведомство —

Челобитенную избу, куда обращались с челобитными: жалобами, просьбами, доносами. Таким образом, в его руках сосредоточилась огромная власть. Глубоко религиозный и аскетичный, обладавший блестящими талантами государственного деятеля, Адашев был суров и властен. Характеризуя его деятельность в качестве главы Челобитенной избы, летописец замечает: «А кому откажет, тот в другой раз не бей челом…, а кого уличит в плутовстве, тот больши того не бей челом, то бысть в тюрьме или сослану».

Наряду с Адашевым особым доверием Ивана IV пользовался протопоп кремлевского Благовещенского собора Сильвестр. По словам придворной летописи, он был «у государя в великом жаловании… и бысть яко всемогий [всемогущий] и все ево послушаху». Летописец начала XVII в. рассказывает, что Адашев Сильвестр «правили русскую землю заодин и сидели в ызбе у Благовещения». Всесторонне образованный, Сильвестр оказал большое влияние на духовное развитие молодого царя, привил ему вкус к чтению и философствованию. Благовещенский протопоп держал мастерские, в которых трудились богомазы (иконописцы) и переписчики старых книг. Многие мастера работали в мастерских по найму: Сильвестр освобождал своих холопов, понимая невыгодность их труда.

В Избранную раду входили также князья А. М. Курбский и Д. И. Курлятев-Оболенский, посольский дьяк И. М. Висковатый. Возможно участие некоторых других вельмож, например И. В. Шереметева и В. И. Воротынского. Близок к Избранной раде был и митрополит Макарий.

В феврале 1549 г. состоялся так называемый собор примирения. В нем участвовали члены Боярской думы, Освященный собор (высшее духовенство), казначеи, дворецкие, московские дворяне. В дальнейшем подобные совещания государя со «всяких чинов людьми» стали именовать Земскими соборами. На соборе 1549 г. царь с горечью говорил о том, что в годы его малолетства детям боярским «чинилися силы и продажи и обиды великие в землях и в холопех», и грозил «сильным людям» наказаниями за злоупотребления. В то же время царь обещал, что в случае верной службы он не станет никого преследовать за прежние прегрешения. Собор принял решение, что дети боярские могут подавать жалобы непосредственно государю, для чего и была создана Челобитенная изба. По всем городам было разослано извещение об освобождении детей боярских от наместничьего суда. Собор постановил разработать новый Судебник. В 1550 г. новый свод законов был принят.

Казалось бы, со времени принятия Судебника Ивана III прошло всего 53 года, по меркам Средневековья не так уж много. Но за это время произошло важнейшее изменение — московский государь принял царский титул. Новый статус монарха следовало отразить в законах.

Важнейшие дела в государстве подлежали отныне суду не наместников, а самого царя. Первая статья Судебника гласила: «Суд царя и великого князя…» В России в то время не было независимых от государства судебных органов. Всякий, кто занимал высокую должность, был и судьей. Очевидно, поэтому в тексте первой статьи Судебника встречается предостережение законодателя:«А судом не дружити и не мстити никому, и посула (взятки) в суде не имати. Также и всякому судье посула в суде не имати».

• Задания. Сравните организацию судебной системы в России и Англии в середине XVI в.

Подумайте, что говорит нам первая статья Судебника 1550 г. о практике российского судопроизводства XVI в.

Верховная власть, не забывшая народного возмущения 1547 г., установила в Судебнике ответственность за должностные преступления. Впервые в истории России вводились наказания для взяточников, от подьячих до бояр.

Правда, для высших должностных лиц они были мягче. Авторы Судебника также несколько ограничили полномочия наместников, стремясь сдержать их произвол.

Кроме боярского суда все еще сохранялся Божий суд («поле») — судебный поединок спорящих сторон, известный на Руси с XIII в.

«Поле» обычно назначалось по таким делам, как неотданный заем, дележ наследства, кража и т. п. Если попытки полюбовно решить спор ни к чему не приводили, а доказать правоту одной из сторон не удавалось, судья назначал поединок между истцом (человеком, подавшим жалобу в суд) и ответчиком. Место поединка — «поле» — обносилось веревкой или цепью. Участники облачались в доспехи, вооружались копьями. Если одной из спорящих сторон были «женка, детина мал, стар или увечен», то на «поле» мог выйти наемный воин, но считалось, что в поединке участвуют непосредственно истец и ответчик. «Поле» было основано на уверенности в том, что «за правым сила», «правого Бог оправит». Церковь, однако, осуждала «поле» как предрассудок, категорически запрещала духовным лицам выходить на «поле» и даже хоронить погибших в судебных поединках по церковному обряду. Убивший противника хотя и выигрывал спор, но все же считался душегубцем и не имел права входить в храм до тех пор, пока не искупит вину.

• Вопрос. Чем, по-вашему, объясняется такое отношение церкви к практике судебных поединков?

Судебник 1550 г. ограничил «поле», заменяя его другими формами судебного разбирательства. Главным доказательством вины считалось признание обвиняемого, особенно добровольное. Неявка в суд рассматривалась как признание вины. Если дело касалось государственных интересов, упорно запирающихся подвергали пытке (избиению кнутом, подъему на дыбе, прижиганию железом, выворачиванию суставов клещами и т. п.).

Судебник устанавливал ответственность за «бесчестье». За оскорбление купца полагался штраф в размере 50 руб., посадского — 5 руб., крестьянина — 1 руб.

• Вопрос. О чем говорят размеры этих штрафов?

Судебник увеличил размеры пожилого, которое должен был уплатить крестьянин, уходя в Юрьев день от землевладельца. Правда, это едва ли следует рассматривать как ухудшение положения крестьян. Скорее таким образом в России проявилось влияние революции цен, происшедшей в XVI в. в Западной Европе. И все же зависимость крестьян по Судебнику 1550 г. усилилась: отныне землевладелец именовался «государем» мужика и нес юридическую ответственность за его преступления.

• Вопросы. Что такое революция цен? Каким образом она могла вызвать рост пожилого? Почему возложение на барина ответственности за преступления крестьянина ухудшало положение последнего?

Стоглавый собор

Прочность светской власти во многом зависела от авторитета Православной церкви. Увы, авторитет этот зачастую был невысок. В народе нередко посмеивались над ленивым, невежественным и часто нетрезвым попом, озабоченным не столько службой Господу, сколько насыщением своей утробы. Даже сам Иван IV возмущался тем, что монахи и священники «в церкви всегда пьяни и без страха стоят и бранятся и всякие речь неподобные всегда изо уст их исходят», и бывает даже, что «в церквах бьются и дерутся промеж себя». От этого и прихожане теряли уважение к церкви: «Безстрашие вошло в люди, в церквах Божиих в соборных и приходных стоят без страха и в тафьях, и в шапках, и с посохи якоже на торжищи или на позорищи, или на пиру, или яко в корчемницы. И говор, и ропот, и всяко прекословие, и беседы, и смрадные словеса. Пения божественного не слышать в глумлении. Церковь Божия устроена на молитву приходити и на оставление грехов…» Характеризуя положение в одной из известнейших подмосковных обителей — Саввино-Сторожевском монастыре, царь гневался: «А на Сторожех до чего допили!

Тово и затворити монастыря некому, по трапезе трава растет». Далекая от евангельских заповедей порочная жизнь части духовенства позволяла еретикам внушать пастве опасные мысли о негодности всего существующего церковного устройства. Православные иерархи сознавали необходимость перемен.

В 1551 г. состоялся церковный собор. В историю он вошел как Стоглавый. Название объясняется тем, что принятые на соборе решения («Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных чинах») состояли из 100 глав. Возможно, царь лично присутствовал на соборе. Стоглав осудил распущенность прихожан, от которой происходит «укоризна православной християнской вере». Говорилось на соборе и о невоздержанном поведении монахов: «аще имеем питие пьянственное, не можем воздержатися, но пием до пьянства». Дабы искоренить это зло, собор запретил монахам пить «горячее вино» (водку) и разрешил к употреблению в монастырях «во славу Божию» лишь легкие «фряжские» (итальянские) виноградные вина. Соборным решением запрещалось приглашать на свадьбы скоморохов. Церковное проклятие грозило волхвам и чародеям, гадателям по звездам и астрологическим книгам. Осуждалось ношение тюбетеек и бритье бород. Как тяжкое преступление расценивалось принесение ложной присяги на Евангелии.

Самые важные решения собора были направлены на укрепление единообразия церковной жизни. В разных частях страны существовало немало различий в исполнении обрядов, накопились ошибки и разночтения в богослужебных книгах, да и молились большей частью не общим православным святым, а своим «местночтимым».

• Вопрос. Чем объяснялись различия в обрядах и церковных

книгах в различных районах страны?

По инициативе митрополита Макария Стоглавый собор утвердил решение о признании всех «местночтимых» святых общерусскими. Собор открыл школы для подготовки священников, распорядился проверить и выправить церковные книги. Был установлен единый канон в иконописи: образцом должны были служить древнейшие иконы. Был разработан единый порядок исполнения обрядов.

• Вопрос. Какое значение имели меры, принятые Стоглавым собором, не только для церкви, но и для всего Русского государства?

В годы правления Избранной рады складывается новая — приказная — система управления. Уже с начала XVI в. за тем или иным боярином закреплялось какое-то постоянное поручение от государя. Постепенно вокруг этого вельможи складывался штат постоянных сотрудников — дьяков и подьячих. Так приказ-поручение превращался в приказ-учреждение. Одни приказы, выполнив свою задачу, упразднялись, другие становились постоянными органами власти. Так, Посольский приказ ведал дипломатическими сношениями с другими государствами. Разрядный приказ занимался организацией войска и назначениями на командные должности. Поместный приказ распределял поместья между служилыми людьми, разбирал поземельные споры. Разбойный приказ руководил борьбой против «лихих людей». Дьяки и подьячие каждого приказа набирались опыта в определенной сфере государственного управления. Так складывался профессиональный аппарат управления — главная опора центральной власти.

Отмена кормлений

В 1555–1556 гг., всего шесть лет спустя после «собора примирения» и принятия Судебника, Избранная рада окончательно отменила кормления. Таким образом, многие статьи Судебника сразу же устарели. Местная власть полностью перешла к губным и земским старостам. Так была закончена начатая еще при Елене Глинской губная реформа.

• Вопрос. Чем была вызвана отмена кормлений?

• Задание. Вспомните, каким образом получали свои должности губные и земские старосты и из какой среды они происходили.

Государство еще не могло поставить во главе уездов и волостей назначаемых из Москвы людей. Система кормлений показала свою непригодность, а обеспечивать администраторов на местах

денежным жалованьем не позволяла нехватка средств в казне, вызванная преобладанием натурального хозяйства и общим слабым развитием денежного обращения. Надежда на то, что губные старосты станут усердно заботиться о наведении порядка в уездах, где располагались их собственные вотчины и поместья, не слишком оправдалась. В «Приговоре о разбойном деле», принятом в 1555 г., говорится, что многие губные старосты вместо того, чтобы ловить разбойников в уездах, «живут на Москве за своими делы, а с Москвы не едут» и «дел не делают». Предписывалось «по тех старост посылати на подводах и сажати в тюрьму. А ис тюрьмы их выпущати… А им велети впредь быть у разбойных дел». Сажать в тюрьму старост, уклоняющихся от исполнения своих обязанностей, предписывалось лишь на время: заменить их было некем.

• Задание. Подумайте, о чем свидетельствует подобный порядок организации местного управления.

Служилые люди

С отменой кормлений связана военная реформа. Основу вооруженных сил России составляло конное поместное ополчение, состоявшее из вотчинников и помещиков — служилых людей

«по отечеству». Основным оружием всадника была сабля. Голову воина защищал «шелом» с высоким навершием и бармицами —кольчужными сетками, закрывавшими уши и затылок. Тело защищали кольчуги, а поверх них надевались зерцала. Небогатые служилые люди заменяли кольчугу плотным кафтаном-тегиляем.

В 15 лет молодой дворянин или сын боярский становился из «недоросля» годным к службе «новиком» и, если не заболевал или не был тяжело ранен, служил до самой смерти. Вотчинники

и помещики обязаны были выходить на службу «конно, людно и оружно», то есть на коне, со своими холопами и оружием. За неявку на боевой смотр полагалось наказание кнутом, лишение

вотчин и поместий. Однако не было установлено, сколько людей должен приводить с собой тот или иной служилый человек. Понесенные в походах издержки верхушка служилых людей компенсировала, получая кормления.

С отменой кормлений в 1556 г. было принято Уложение о службе, установившее твердый порядок: с каждых 100 четвертей (170 гектаров) земли выставляется один воин с оружием и на коне.

С первых 100 четвертей выходил сам землевладелец, с остальных — его слуги. Прежние «наместничьи и волостелины кормы» и «присуды» отныне составили общегосударственный налог — кормленичий окуп. Если землевладелец имел 180 четвертей земли, он шел на службу с одним вооруженным холопом, а за недостающие до нормы 20 четвертей получал вознаграждение за счет

средств кормленичьего окупа. Если же у него было 220 четвертей, а приводил он одного воина, то вносил в казну плату за «избыточные» 20 четвертей.

• Вопрос. Кому из служилых людей была выгодна эта реформа?

В 1550-х гг. к служилым «по отечеству» добавились служилые «по прибору», то есть по специальному набору в войско за денежное, хлебное и земельное жалованье. Так служили стрельцы, пушкари, городская стража, городовые казаки. Стрелецкое войско численностью несколько тысяч человек было создано в 1550 г. на основе появившихся еще при Василии III отрядов пищальников. Стрельцы были вооружены тяжелыми ружьями — ручными пищалями, а также саблями и бердышами (боевыми топорами).Они были организованы в полки и сотни, ведал ими специальный Стрелецкий приказ. Между походами стрельцы не распускались, как поместное ополчение, а несли постоянную сторожевую службу. Однако стрелецкое войско не было регулярным: стрельцы жили с семьями на своих дворах, в свободное время занимались ремеслами и торговлей, не платя, в отличие от посадских людей, тягла. Вспомогательную службу несло ополчение, собиравшееся из черносошных и монастырских крестьян.

• Вопрос. Почему государство разрешало стрельцам в свободное от походов и караульной службы время заниматься торгово-ремесленными промыслами, а не обучением военному делу?

Русская армия в XVI в. уже применяла артиллерию. Общее число пушек к концу столетия превышало 2 тыс. Стреляли они свинцовыми и железными ядрами и картечью. Некоторые проекты Избранной раде не удалось осуществить. Так, в 1550 г. был принят указ об испомещении в радиусе 60–70 верст вокруг Москвы «избранной тысячи» дворян, готовых в любой миг исполнить царскую волю. В список этих «лутчих слуг» (Тысячную книгу) вошли 1078 человек. Долгое время историки полагали, что «избранная тысяча» действительно была размещена под Москвой. Но анализ актовых источников (купчих, духовных, дарственных, меновных грамот) показал, что указ остался на бумаге: сколько-нибудь заметного изменения состава подмосковных землевладельцев не произошло. По-видимому, не нашлось нужного количества свободной земли.

• Вопрос. О силе или о слабости центральной власти говорит попытка создать особое привилегированное войско?

Ограничение местничества

В 1550 г. был принят указ, существенно ограничивший местничество.

• Задание. Вспомните, в чем заключался и кому был выгоден местнический порядок.

• Вопрос. В чем, по-вашему, заключался важнейший недостаток местничества?

Особенно неудобно оказывалось местничество в походах. Вместо того чтобы четко исполнять приказы, воеводы затевали споры «о местах», писали челобитные государю, ссорились. Так, в 1530 г. осада Казани не удалась лишь потому, что «воеводы Глинский з Бельским меж себя спор учинили о местах, которому ехать в город наперед». Неслучайно Иван IV возмущался: «С кем кого ни пошлют на которое дело, ино всякий разместничается на всякой посылке и на всяком деле, и в том у нас везде дело не крепко». По указу 1550 г. служба знатных «новиков» перестала учиты-

ваться в качестве местнического «случая». Теперь боярские отпрыски могли спокойно начинать службу с малых должностей и набираться опыта, не боясь уронить родовую честь. Другим нововведением стало решение считать на совместной службе не всех участвующих в походе воевод, а только всех первых — между собой, всех вторых — между собой, а первого воеводу каждого полка — со своим вторым. Тем самым были прекращены бесконечные споры о местах, связанные с выяснением, кто выше: например, второй воевода большого полка или первый воевода полка правой руки.

• Вопрос. Как вы полагаете, какое значение имело ограничение местничества с точки зрения централизации государства?

Падение Избранной рады

В 1560 г. правительство Избранной рады пало. Сильвестра постригли в монахи и сослали в Соловецкий монастырь, где он прожил по крайней мере до 1570 г. Алексея Адашева отправили

воеводой на Ливонскую войну. Вскоре Иван IV повелел арестовать его, но царские посланцы уже не застали Адашева в живых: от умер от «огненного недуга». Брат Адашева Данило был заключен

в тюрьму и вскоре казнен. Репрессии обрушились и на других сторонников Адашева.

Чем же был вызван разрыв царя с Избранной радой? Отчасти тому виной были личные причины. Избранная рада сложилась, когда царь был совсем молод и нуждался в советниках. Но с годами он повзрослел, и наставления стали его раздражать. Не забыл царь, по-видимому, и совета, который дал ему в 1553 г. монах Вассиан Топорков: «Не держи советника ни единого мудрейшего себя». В марте 1553 г. Иван IV тяжело заболел. Приближенные присягнули его недавно родившемуся сыну Дмитрию. Через год с небольшим после этого при попытке бежать в Литву был арестован князь Семен Ростовский. На допросе он признался, что решил бежать, поскольку во время болезни государя, как и многие бояре, выступал против присяги младенцу, а позже испугался, что это не удастся скрыть. Так Иван узнал о боярских спорах, что в его воспаленном воображении превратилось в полноценный заговор. Едва ли «мятеж» существовал на деле. Но споры о престолонаследии, скорее всего, действительно велись. Да и могло ли быть иначе: наследнику всего пять месяцев от роду, с его воцарением неизбежен приход к власти новых боярских временщиков. Неслучайно окольничий Федор Адашев, отец руководителя Избранной рады, согласно летописному рассказу, говорил царю во время его болезни: «Сын твой, государь наш, еще в пеленицах, а владети нами Захарьиным… А мы от бояр до твоего возрасту беды видели многия». Некоторые бояре предпочитали в случае смерти царя передать престол его двоюродному брату — старицкому удельному князю Владимиру Андреевичу, сыну казненного Еленой Глинской князя Андрея. К его кандидатуре склонялись и деятели Избранной рады. Так, Сильвестр с одобрением отмечал, что князь Владимир любит советников. Иван выздоровел, и, казалось бы, конфликт был исчерпан.

«Пеленочник» Дмитрий погиб, не дожив до года: его уронила реку кормилица, поднимаясь по сходням на царский корабль при поездке на богомолье. Но царь не забыл «измены». «А князя Володимера на царство чего для хотели посадити, а меня с детьми известь?» — вопрошал он через много лет в послании князю А. М. Курбскому.

У царя были и другие причины для разрыва с соратниками. У деятелей Избранной рады сложились плохие отношения с родственниками царицы Анастасии (первой и, по-видимому, действительно любимой жены царя) — Захарьиными (Юрьевыми). Во внезапной смерти Анастасии Иван IV обвинил Адашева и Сильвестра. А. М. Курбский впоследствии утверждал, что Захарьины «клеветаша» на руководителей Избранной рады, и называл их «губителями тамошнего царства». Возможно, на разрыв царя с Адашевым и Сильвестром повлияли внешнеполитические разногласия, поскольку Иван IV жаждал военных побед в Прибалтике, а лидеры Избранной рады советовали воздержаться от втягивания России в не сулившую успеха затяжную войну. И все же главные разногласия между Иваном IV и Избранной радой были связаны с внутриполитическими проблемами, с выбором дальнейшего пути развития. Слишком по-разному царь и его советники представляли себе пути централизации страны.

Избранная рада наметила медленные, постепенные реформы. Царю же, нервному, болезненно подозрительному, деспотичному и жестокому по натуре, не терпелось добиться немедленного во-

площения в жизнь своих решений, что он связывал с беспрекословным повиновением подданных. На самом же деле для моментального исполнения царских указов требовалось совершенствование государственного аппарата, особенно на местах. Стремление ускорить централизацию, неумение Ивана IV терпеливо ждать, когда его политика принесет должные результаты, его усиливающаяся с годами подозрительность постепенно, но неизбежно подводили его к террору. Деятели Избранной рады, будучи людьми своего времени, тоже отличались суровостью,

подчас даже жестокостью. Но они все же не хотели бессудных опал, массовых казней, сознавая, что всеобщий страх — плохой помощник государственной власти.

 

ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ

1. Кратко охарактеризуйте членов Избранной Рады? Каково происхождение данного названия?

2. В чем значение принятия нового Судебника?

3. Что такое «поле»? Церковь осуждала «поле» как предрассудок, категорически запрещала духовным лицам выходить на «поле» и даже хоронить погибших в судебных поединках по церковному обряду. Убивший противника хотя и выигрывал спор, но все же считался душегубцем и не имел права входить в храм до тех пор, пока не искупит вину.

Чем, по-вашему, объясняется такое отношение церкви к практике судебных поединков?

4. Какие цели преследовал Стоглавый собор?

5. По инициативе митрополита Макария Стоглавый собор утвердил решение о признании всех «местночтимых» святых общерусскими. Собор открыл школы для подготовки священников, распорядился проверить и выправить церковные книги. Был установлен единый канон в иконописи: образцом должны были служить древнейшие иконы. Был разработан единый порядок исполнения обрядов.

Какое значение имели меры, принятые Стоглавым собором, не только для церкви, но и для всего Русского государства?

6. Как изменилась в 50-х гг. XVI в. система центрального государственного управления?

В чем значение этих изменений?

7. Чем была вызвана отмена кормлений?

8. Как изменилась в середине XVI в. организация русского войска? Кому из служилых людей была выгодна эта реформа?

9. Почему государство разрешало стрельцам в свободное от походов и караульной службы время заниматься торгово-ремесленными промыслами, а не обучением военному делу?

10. Охарактеризуйте местничество и объясните, почему Избранная рада сочла необходимым ограничить его.

11. Случайным или закономерным было падение Избранной рады?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: