Основные разделы и график выполнения курсовой работы




Кафедра Художественного текстиля

 

Специальность 54.03.01, Дизайн

Специализация профиль Дизайн текстиля

Семестр 6 Группа ДТ-31

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Студенту Васильевой Ксении Сергеевне

Тема курсовой работы: Проект декоративных жаккардовых тканей с ориентацией на производственную базу ОАО «Узор».

Исходные данные:

(материал, размер, назначение, ассортиментная группа, др.)

 

Основные разделы и график выполнения курсовой работы

Наименование разделов, подлежащих разработке Срок сдачи
ВВЕДЕНИЕ  
1. Теоретическая часть. Предпроектный анализ  
2. Практическая (проектная) часть  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

 

 

Перечень материалов, представляемых к защите (пример):

пояснительная записка (примерно 20 стр.),

проектная часть — от 4-х планшетов (140×100 см).

 

Дата выдачи задания _______ Руководитель_______________преп. Орлова П. С.

 

Дата выдачи задания _______ Руководитель_____________доц. Ермолаева М.И.

 

Дата получения задания__________ Студент _________________ Ф.И.О.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………….4
Теоретическая часть..………………………………………………………………5
О проекте……………………………………..……………………………………5 Характеристика жаккардовых тканей…………………………………………..6 История создания жаккарда……………………………………………………..7
Практическая часть……………….………………………………………………..9
Копийная часть.…………………………………………………………………..9 Дизайн-концепция………………………………………………………………10 Эскизные предложения…………………………………………………..……..11
Заключение………………………………………………………………………..12
Список литературы……………………………………………………………….13
Приложение……………………………………………………………………….12

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Оформление интерьера с помощью текстиля занимало важное место как в древности, так и в современном мире. Сегодня текстиль в интерьере применяется везде. Им украшают мебель, окна, используют в качестве драпировки. Абсолютно в каждой комнате того или иного пространства присутствует текстильное изделие.

Целью курсовой работы - научиться самостоятельно создавать на высоком художественном уровне авторские произведения в области текстильного дизайна и декоративно-прикладного искусства, проводить предпроектный анализ, подбирать литературу, анализировать художественные явления, обобщать и углублять полученные знания, применять их в решении практических задач, раскрывать особенности творческого решения, выдвигать и защищать собственные суждения.

Целью курсовой работы является углубление полученных знаний и формирование новых навыков. В процессе работы над проектом студент должен:

систематизировать практические знания;

увеличить объемы профессионально значимых знаний;

научиться самостоятельно обрабатывать информацию по теме.

Для выполнения курсового задания надо решить следующие задачи:

— произвести анализ отечественного и зарубежного обширного наследия текстильного дизайна, декоративно-прикладного и монументально- декоративного искусства;

— изучить технологические особенности проектирования и производства жаккардовых тканей;

—выполнить сбор материала по теме (с возможным включением фотоматериалов, адаптированных копий, тщательно проработанных графических зарисовок растительных, геометрических мотивов или

тематических объектов в зависимости от выбранной темы курсовой работы); —проанализировать строение декоративных жаккардовых тканей и выполнить копии (утверждённые с руководителем) с образцов тканей, имеющих различные структуры и фактуры, передать разнообразными графическими средствами эффекты ткацких переплетений выбранных

образцов рисунков;

— разработать серию форэскизных предложений декоративных тканей

для жилого интерьера, максимально раскрывающих дизайн-концепцию и образ проектируемого изделия;

— в соответствии с утверждёнными форэскизами разработать предпроектные предложения, в которых необходимо найти композиционное, колористическое и стилистическое единство мотивов; произвести отбор художественно выразительных средств в соответствии с предполагаемой техникой выполнения проекта в материале;

— на основе утверждённых предпроектных предложений выполнить

два чистовых эскиза проекта декоративной ткани в натуральную величину, передать фактурные эффекты ткани, колористические разработки и возможные переплетения, цветотональные и пластические характеристики графических элементов;

— разработать форэскизы жилого интерьера с применением одной или нескольких декоративных жаккардовых тканей с соблюдением масштаба

мотивов ткани (или тканей) по отношению к размерам пространства и предметам интерьера в нём;

— выполнить один чистовой проект интерьера (в масштабе) с показом утверждённых проектов декоративных тканей.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

О проекте.

Проект жаккардовых тканей «Олива» разработан для интерьера в частных домах. Ткани могут располагаться в гостиных комнатах или в спальнях. Ориентировочный возраст потребителя - 30-50 лет. Материальный статус варьируется от среднего до выше среднего.

 

Растительная тематика в текстиле сейчас на пике популярности. Лидирующие бренды вводят их в свои коллекции, а дизайнеры используют в проектах.

Городские жители сталкиваются с проблемой отсутствия зелени вокруг. Поэтому, дабы быть ближе к природе, сейчас разрабатываются ткани с растительной тематикой.

Идеалисты стремятся к совершенству и чистоте, восстанавливают утерянную в мегаполисах связь с природой. Они делают выбор в пользу органических материалов и текстиля, которые наглядно демонстрируют свое натуральное происхождение. Предпочтение отдается поверхностям и фактурам с различными несовершенствами и изъянами. Цветовая палитра максимально логична — в моде терракота, охра и другие натуральные оттенки.

Анализ современных трендов позволяет автору по-новому взглянуть на представленный материал.

 

Характеристика жаккардовых тканей.

Жаккардовыми называются ткани, выработанные на ткацком станке, оснащенном жаккардовой машиной. Их особенностью является раппорт, в строении которого может быть от 32 до 4000 различно переплетающихся нитей основы и утка. Это дает возможность выполнять ткани с рисунками различного масштаба и сложности, а также штучные изделия (картины, сумки, календари и т. д.) [1. с.8].

 

Композиционное построение рисунков жаккардовых тканей подчиняется законам и правилам проектирования текстильного орнамента, что складывались в процессе длительной художественной практики производства тканей. При создании любого произведения искусства основным его законом является неделимость и цельность композиции. Это выражается в нахождении такого композиционного решения, при котором из изображения ничего нельзя изъять или к нему ничего нельзя добавить или передвинуть без ущерба для целого. Композиция — это единство и целостность формы художественного произведения, обусловленной его содержанием [1. с.12].

Отличительной особенностью всех жаккардовых тканей является прочная связь рисунка со строением ткани, используемыми переплетениями при создании полотна [1. с.13].

Весь ассортимент жаккардовых тканей можно разделить по трём признакам: по строению, потребительскому назначению, видам сырья.

По строению жаккардовые ткани разделяются на простые и сложные.

По потребительскому назначению жаккардовые ткани разделяются на плательные, декоративные и технические.

По видам сырья весь ассортимент жаккардовых тканей можно разделить на хлопчатобумажные, шёлковые, шерстяные и льняные [1.10].

 

История создания жаккарда.

Техника жаккардового переплетения хранит в себе традиции ручного узорчатого ткачества и имеет многовековую историю, начинающуюся в Древнем Китае, где более трёх тысяч лет тому назад появился первый ткацкий станок. Постепенно шёлковое ткачество распространялось на Ближнем Востоке, а с конца XVII в. — в Европе. В XVII в. первые попытки развития производства шёлковых тканей были предприняты в России. Выполнение тканей осуществлялось вручную на ремизных станках, что было трудоёмким, дорогостоящим и длительным процессом. Такие ткани ценились очень высоко не только за внешний вид, но и за сложность производства. Использовали эти ткани в основном для одежды царственных особ и церковного облачения.

К началу XIX в. в России сложилось три основных центра ручного ткачества по производству узорных тканей — в Москве, Петербурге и Владимире. Каждый центр обладал своим особенным стилем. Производимые на российских фабриках ткани не уступали по качеству изделиям всемирно известной Лионской мануфактуры во Франции.

Изобретение в 1804 году Жозефом-Мари Жаккардом машины для раздельного управления нитями основы ознаменовало начало новой эры в развитии узорного ткачества. До создания жаккардового станка процесс выработки узорчатых тканей был чрезвычайно сложным и трудоёмким, так как подъём определённых нитей основы для создания рисунка производился вручную. Благодаря изобретению Жаккарда произошла модернизация производства, выраженная в автоматическом управлении нитями основы согласно разработанному рисунку. Это позволило начать выработку тканей с узорами любой сложности: от мелкомасштабных до крупномасштабных рисунков, от простых геометрических изображений до сложных тематических рисунков, таких как пейзаж, портрет и т. п. За счёт большого количества нитей основы в раппорте, которое могло достигать 3–4 тысяч, стало возможным в эскизах пользоваться тонкой прорисовкой деталей и таким образом получать сложные, неповторимые орнаменты. К концу XIX столетия расцвет шёлкового жаккардового ткачества охватил все европейские страны (представлено в собраниях Музея тканей в Лионе, Музея Виктории и Альберта в Лондоне, Государственного Эрмитажа в Санкт- Петербурге и др.).

Не менее значимой ступенью совершенствования производства жаккардовых тканей стало относительно недавнее внедрение компьютерных технологий в работу ткацкого станка на производстве. Новый способ художественного проектирования и программирования жаккардового рисунка с использованием специальных компьютерных программ позволил значительно усложнить создание рисунка и сократить скорость технических процессов для подготовки к процессу ткачества. Использование специальных графических программ позволяет облегчить и ускорить процесс от подготовки эскиза до выработки ткани.

Преимуществом компьютерного проектирования является возможность создавать большое количество вариантов рисунка, его колористик на основе одного элемента или мотива и таким образом реализовывать творческий замысел художника быстрее, чем при традиционном способе работы.

В настоящее время ткацкие предприятия оснащаются современными компьютерными технологиями как для создания рисунков, так и для их выработки на станке. После завершения создания рисунка в графической программе информация о каждом цвете и тоне передаётся по специальному алгоритму на ткацкий станок, готовый к выработке текстильного полотна. Цветной дисплей позволяет увидеть рисунок в уменьшенном или увеличенном виде, откорректировать стыки раппортов, подобрать для каждого цвета соответствующее переплетение. Всё это даёт возможность художнику визуально представить будущую ткань и в значительно более короткие сроки, чем раньше, получить пробные метры ткани, выработанные на станке. В случае необходимости рисунок может быть доработан, и «пробники» будут выполняться повторно до того момента, пока они не будут соответствовать творческому замыслу художника. Развитие новых технологий производства, появление новых текстильных материалов дают возможность разнообразить и расширить ассортимент жаккардовых тканей. Благодаря этому производство может быстро реагировать на смену тенденций моды и вырабатывать ткани на самом высоком художественном и техническом уровне [1.9].

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Копийная часть.

Работа над выполнением курсового проекта «Коллекция декоративных жаккардовых тканей» начинается с подробного изучения и анализа строения жаккардовых декоративных тканей и их отличительных особенностей по сравнению с другими текстильными промышленными технологиями.

 

Под руководством Дзембак Н.М были выполнены две копии жаккардовых тканей. Копирование позволяет понять технологию жаккардового ткачества. Рисунок является не только внешним украшением поверхности, но и важной частью ткани, потому как каждая нить рисует и строит одновременно. В зависимости от характера рисунка, выявленного контурной линией или пятном и плоскостями, площадей, занятых орнаментом и открытым фоном, а также от сочетания переплетений и их количественного соотношения одна и та же структура ткани может выглядеть по-разному [1, с.13].

 

Перед выполнением работ под кураторством доцента кафедры текстиля Дзембак Натальи Михайловны были сделаны колера. Автор выполнил две копии жаккардовых тканей студентов кафедры «Художественный текстиль» (Рис.1) (Рис.2).

 

В процессе автором были усвоены знания о композиции в исторических и современных тканях, о тоне и колорите, масштабе и масштабности, взаимосвязи художественного текстиля и среды. Теоретические и практические знания, полученные на предмете «Жаккардовое конструирование» позволят самостоятельно осуществлять творческую деятельность и создавать свои проекты для использования их в реальном интерьере.

 

 

Дизайн-концепция.

Проект жаккардовых тканей на тему: «Ветвь оливы» был разработан для интерьера гостиных комнат в частных домах. Это изображение имеет несколько вариантов расшифровки. Оливковая ветвь является символом победы и умиротворения. С оливковыми ветвями встречали победителе в Древней Греции и примиряли враждующие стороны. Также олива олицетворяет покой, щедрость и плодовитость. Таким образом, смысл изображения жаккардовых тканей может привлечь к себе внимание людей со спокойным характером.

Глубокий синий является «спокойным» цветом для психоэмоционального восприятия. О его успокаивающем и позитивном воздействии на психику знали ещё в древности. В культурах многих народов мира различные оттенки синего символизировали вечность, постоянство, духовное начало, верность, стабильность, несокрушимость.

Также светло-серый цвет обладает идентичными качествами. Чаще всего ассоциируется с компромиссом, спокойствием, строгостью и стабильностью.

Эскизные предложения.

Разработка форэскизов декоративных жаккардовых тканей велась автором на растительную тему. Цветовая гамма состоит их четырех цветов: синего, серого, черного и белого. Данные цвета олицетворяют спокойствие и умиротворение. Также такой же смысл несет рисунок. По мнению автора, выбранные цвета гармонируют друг с другом и не будут контрастировать с таким же спокойным интерьером дома.

Растительные мотивы представляют собой ветвь оливы. Эскизы были нарисованы вручную с помощью акварельных карандашей и масляной пастели. После этого работа с материалом проводилась на компьютере. Был изменен цвет и добавлены фактуры. Важно отметить, что использование фактур обусловлено технологическими требованиями производства жаккарда, отличительной чертой которого является создания рисунков и выработки тканей с разнообразными орнаментам, внешними эффектами поверхности полотна, полученными за счёт переплетения нитей и использования различных фактурных материалов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы студент научился самостоятельно создавать на высоком художественном уровне авторские произведения в области текстильного дизайна и декоративно-прикладного искусства, проводить предпроектный анализ, подбирать литературу, анализировать художественные явления, обобщать и углублять полученные знания, применять их в решении практических задач, раскрывать особенности творческого решения, выдвигать и защищать собственные суждения.

Данная работа помогла изучить технологические особенности проектирования и производства жаккардовых тканей;

В ходе работы автор разработала серию форэскизных предложений декоративных тканей для жилого интерьера, раскрывающих дизайн-концепцию и образ проектируемого изделия, а также, в соответствии с утвержденными форэскизами разработала предпроектные предложения, в которых нашла композиционное, колористическое и стилистическое единство мотивов; произвести отбор художественно выразительных средств в соответствии с предполагаемой техникой выполнения проекта в материале.

Был соблюден масштаб работ по отношению к размерам пространства и предметам интерьера в нём. Также студеном был выполнен чистовой проект интерьера с показом утвержденных проектом декоративных тканей.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Фатеева А. М., Дзембак Н. М. Разработка коллекции декоративных жаккардовых тканей: учеб.-метод. пособие / А.М. Фатеева, Н.М. Дзембак; ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица». — Санкт-Петербург: СПГХПА им. А. Л. Штиглица, 2020.

https://otherreferats.allbest.ru/manufacture/00236394_0.html

Блиничева, И.Б., Мельников, Б.Н. Я и мир чудесных тканей./И.Б. Блиничева, Б.Н. Мельников. - М., 1976. - 78990 с. — 256с.

Трусюк С.Ю. Разработка метода проектирования жаккардовой ткани по заданному ткацкому рисунку:диссертация и автореферат по ВАК РФ 05.19.02, 2001.

https://www.elledecoration.ru/how-to/design-tips/trendy-2020-glamurnyi-chernyi-id6851037/

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

   
Рис. 1. Коллекции жаккардовых тканей «Ветвь оливы».
   
Рис. 2. Интерьер.
   
Рис. 3. Дополнительная линейка тканей.
 
Рис. 4. Дополнительная линейка тканей.
 
Рис. 5. Дополнительная линейка тканей.
 
Рис. 6. Дополнительная линейка тканей.
 
Рис. 7. Дополнительная линейка тканей.
   
Рис. 8. Растительные мотивы.
 
Рис. 9. Растительные мотивы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: