Изучаются в рамках нейролингвистики и психолингвистики мышления. Представители: Лев Семёнович Выготский, Михаил Михайлович Бахтин, Николай Иванович Жинкин, Сергей Леонидович Рубинштейн.
• Речевая деятельность
-Процесс расчленения мысли посредством языка.
-Процесс перевода её из глубин человеческого сознания во внешние материальные формы.
-Процесс восприятия речи и усвоения его содержания.
• Этапы порождения речевого высказывания
-Планирование;
-семантическая и грамматическая актуализация высказывания;
-его озвучивание.
• Человеческая речь бывает внешней и внутренней.
Внешняя (экзофазия) – это произнесенная (услышанная) или записанная (прочитанная) речь.
Внутренняя (эндофазия) – это речь, возникающая в процессе мышления и не имеющая устного или письменного оформления.
Внутренняя речь отличается от внешней следующими основными характеристиками:
– обеззвученностью;
– вторичностью (производностью от внешней речи);
– фрагментарностью;
– обобщенностью;
– большей скоростью (по сравнению с внешней речью);
– отсутствием строгой грамматической оформленности.
Часто собственно речевые элементы в процессе внутренней речи заменяются зрительными, слуховыми и т.д. Именно на этот факт обращает внимание Н.И. Жинкин, называя внутреннюю речь «предметно-изобразительным кодом», а внешнюю («экспрессивную») – «речедвигательным кодом».
Существуют проявления и взаимозависимости внутренней и внешней речи: 1) перед звуковым оформлением мысли мы во внутренней речи составляем план или нечто вроде конспекта будущего высказывания; 2) письменному изложению, как правило, предшествует мысленное произнесение фраз, слов и т.п., в процессе которого происходит отбор наиболее подходящих единиц и расстановка интонационных пауз (иногда даже знаков препинания) последующего письменного высказывания; 3) с помощью специальных электрофизиологических исследований установлено наличие скрытой артикуляции во время протекания внутренней речи. Любая мысль, независимо от того, желает или не желает человек ее высказать, формируется с помощью внутренней речи при участии движений речевого аппарата. Она проходит стадию внутреннего проговаривания, внутренней обработки. Речевые движения незаметны для глаза, но их можно зафиксировать при помощи специальных приборов.
|
Следует всегда иметь в виду, что внутренняя речь и мышление не одно и то же. Мышление — это обобщенное и опосредованное отражение действительности, это содержательная, познавательная сторона речи. Но мысль не может быть сформирована без участия внутренней речи. Указывая на единство внутренней речи и мышления, имеют в виду прежде всего процесс формирования мысли.
Таким образом, внутренняя речь выполняет очень важную подготовительную функцию для осуществления непосредственного внешнего высказывания.
15. Механизмы речепорождения. Нарушения речи
Когда речь идет о порождении речи, выделяют две группы систем организма человека, участвующие в этом процессе: периферические органы речи и мозговые центры.
Периферические органы речи
- энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука (легкие и главная дыхательная мышца – диафрагма);
- генераторная система – звуковые вибраторы, при колебании которых образуются звуковые волны (голосовые связки гортани – тоновый вибратор; щели и затворы, получающиеся во рту при артикуляции);
- резонаторная система (носоглотка, череп, гортань и грудная клетка).
|
Мозговые центры речи
Вторую группу органов образуют речевые центры, находящиеся в коре головного мозга. В результате многочисленных исследований было установлено, что в головном мозге человека наблюдается асимметрия работы его полушарий:
правое полушарие отвечает за чувственно-наглядное мышление;
левое полушарие – за логическое мышление, управление звуковой речью и последовательными движениями области рта.
Таким образом, основные центры речи располагаются именно в левом полушарии. Начало этим исследованиям было положено в XIX в., когда при- мерно одновременно было открыто два речевых центра, получивших названия в честь ученых-первооткрывателей – зоны Брока и Вернике.
Зона Брока (задняя треть нижней лобной извилины левого полушария) – управление связной речью.
Поль Брока (1824–1880)– французский антрополог, анатом, хирург. Разработчик антропологического инструментария, основатель Парижского общества антропологии (первого в мире), главой которого оставался до конца жизни.
Речевые центры
Зона Вернике (задняя треть верхней височной извилины левого полушария) – управление пониманием устной речи.
Карл Вернике (род. 1848) – немецкий врач-психиатр, написавший руководство мозговых болезней ("Lehrbuch der Gehirnkrankheiten", 1883), множество журнальных статей по нервным и душевным болезням и по анатомии мозга, разработал учение о расстройствах речи.
Позднее были открыты другие зоны. Например, установлено, что затылочная область коры головного мозга выполняет функцию выражения мысли в письменной форме. Теменно-височные доли коры головного мозга связана с семантической идентификацией сообщения. Теменно-затылочная зона –логико-грамматические связи и грамматическая правильность предложения.
В результате сбоя работы периферической или мозговой систем обеспечения речи возникают различные нарушения речевой деятельности.
Нейролингвистика - Идея системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности.