Психофизиологические основы речевой деятельности. Внутренняя речь.




Изучаются в рамках нейролингвистики и психолингвистики мышления. Представители: Лев Семёнович Выготский, Михаил Михайлович Бахтин, Николай Иванович Жинкин, Сергей Леонидович Рубинштейн.

Речевая деятельность

-Процесс расчленения мысли посредством языка.

-Процесс перевода её из глубин человеческого сознания во внешние материальные формы.

-Процесс восприятия речи и усвоения его содержания.

Этапы порождения речевого высказывания

 

-Планирование;

-семантическая и грамматическая актуализация высказывания;

-его озвучивание.

 

Человеческая речь бывает внешней и внутренней.

Внешняя (экзофазия) – это произнесенная (услышанная) или записанная (прочитанная) речь.

Внутренняя (эндофазия) – это речь, возникающая в процессе мышления и не имеющая устного или письменного оформления.

Внутренняя речь отличается от внешней следующими основными характеристиками:

– обеззвученностью;

– вторичностью (производностью от внешней речи);

– фрагментарностью;

– обобщенностью;

– большей скоростью (по сравнению с внешней речью);

– отсутствием строгой грамматической оформленности.

 

Часто собственно речевые элементы в процессе внутренней речи заменяются зрительными, слуховыми и т.д. Именно на этот факт обращает внимание Н.И. Жинкин, называя внутреннюю речь «предметно-изобразительным кодом», а внешнюю («экспрессивную») – «речедвигательным кодом».

Существуют проявления и взаимозависимости внутренней и внешней речи: 1) перед звуковым оформлением мысли мы во внутренней речи составляем план или нечто вроде конспекта будущего высказывания; 2) письменному изложению, как правило, предшествует мысленное произнесение фраз, слов и т.п., в процессе которого происходит отбор наиболее подходящих единиц и расстановка интонационных пауз (иногда даже знаков препинания) последующего письменного высказывания; 3) с помощью специальных электрофизиологических исследований установлено наличие скрытой артикуляции во время протекания внутренней речи. Любая мысль, независимо от того, желает или не желает человек ее высказать, формируется с помощью внутренней речи при участии движений речевого аппарата. Она проходит стадию внутреннего проговаривания, внутренней обработки. Речевые движения незаметны для глаза, но их можно зафиксировать при помощи специальных приборов.

Следует всегда иметь в виду, что внутренняя речь и мышление не одно и то же. Мышление — это обобщенное и опосредованное отражение действительности, это содержательная, познавательная сторона речи. Но мысль не может быть сформирована без участия внутренней речи. Указывая на единство внутренней речи и мышления, имеют в виду прежде всего процесс формирования мысли.

Таким образом, внутренняя речь выполняет очень важную подготовительную функцию для осуществления непосредственного внешнего высказывания.

15. Механизмы речепорождения. Нарушения речи

 

Когда речь идет о порождении речи, выделяют две группы систем организма человека, участвующие в этом процессе: периферические органы речи и мозговые центры.

Периферические органы речи

  • энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука (легкие и главная дыхательная мышца – диафрагма);
  • генераторная система – звуковые вибраторы, при колебании которых образуются звуковые волны (голосовые связки гортани – тоновый вибратор; щели и затворы, получающиеся во рту при артикуляции);
  • резонаторная система (носоглотка, череп, гортань и грудная клетка).

 

Мозговые центры речи

Вторую группу органов образуют речевые центры, находящиеся в коре головного мозга. В результате многочисленных исследований было установлено, что в головном мозге человека наблюдается асимметрия работы его полушарий:

правое полушарие отвечает за чувственно-наглядное мышление;

левое полушарие – за логическое мышление, управление звуковой речью и последовательными движениями области рта.

 

Таким образом, основные центры речи располагаются именно в левом полушарии. Начало этим исследованиям было положено в XIX в., когда при- мерно одновременно было открыто два речевых центра, получивших названия в честь ученых-первооткрывателей – зоны Брока и Вернике.

 

Зона Брока (задняя треть нижней лобной извилины левого полушария) – управление связной речью.

 

Поль Брока (1824–1880)– французский антрополог, анатом, хирург. Разработчик антропологического инструментария, основатель Парижского общества антропологии (первого в мире), главой которого оставался до конца жизни.

Речевые центры

Зона Вернике (задняя треть верхней височной извилины левого полушария) – управление пониманием устной речи.

 

Карл Вернике (род. 1848) – немецкий врач-психиатр, написавший руководство мозговых болезней ("Lehrbuch der Gehirnkrankheiten", 1883), множество журнальных статей по нервным и душевным болезням и по анатомии мозга, разработал учение о расстройствах речи.

 

Позднее были открыты другие зоны. Например, установлено, что затылочная область коры головного мозга выполняет функцию выражения мысли в письменной форме. Теменно-височные доли коры головного мозга связана с семантической идентификацией сообщения. Теменно-затылочная зона –логико-грамматические связи и грамматическая правильность предложения.

 

В результате сбоя работы периферической или мозговой систем обеспечения речи возникают различные нарушения речевой деятельности.

 

Нейролингвистика - Идея системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: