Билет №9
Состав слова (корень, аффиксы). Основа слова. Морфемный разбор слова Словообразование. Словообразовательный разбор. Формообразование. Употребление Ъ и Ь
Прочитайте текст и выполните задания 1-6
Возгорание в доме на улице Боженко в районе Кунцево началось внезапно. Причину бедствия до сих пор определяют эксперты. Благо большинство жильцов успели вовремя среагировать и выбраться из здания.
Задержав дыхание, освещая дорогу в задымленном коридоре только с помощью телефонного фонарика, Иван Мотылев прошел в квартиру на первом этаже. Входная дверь оказалась открыта, весь свет был выключен, вокруг — только плотная завеса дыма.
В комнате с левой стороны на полу лежала потерявшая сознание женщина. Мгновенно оценив рискованную ситуацию, Мотылев бросился к пострадавшей. Его главная задача — вынести женщину на свежий воздух.
Женщину увезли в отделение Научно-исследовательского института Склифосовского в крайне тяжелом состоянии. К тому времени на место происшествия уже подъехала рабочая группа пожарных.
Так что тушением возгорания занималась специально подготовленная бригада.
Других жертв удалось избежать благодаря слаженной работе сотрудников МЧС. А единственная пострадавшая осталась жива только благодаря оперативному вмешательству возвращавшегося домой спасателя.
Определите стиль и тип речи
Объясните орфограммы и знаки препинания (2-3 предложения).
Сделайте фонетический разбор двух слов (самостоятельные части речи)
Сделайте морфологический разбор двух слов (самостоятельные части речи)
Составите схему и проведите синтаксический разбор одного простого предложения.
Составите схему и проведите синтаксический разбор одного сложного предложения
3.Назовите основные особенности официально - делового стиля. Составьте вариант рапорта начальнику цикла СПО
Словообразование (определение Учебник стр 67) | Раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов от уже существующих. В результате словообразования появляются новые слова (сад-садовник) Слова, образованные от одного корня, называются однокоренными или родственными Они отличаются лексическим значением |
Способы словообразования | Морфологические способы Неморфологические способы |
Морфологические способы Учебник стр 68 | 1.Аффиксация: -образование нового слова с помощью приставки (префикса) город-пригород; - образование нового слова с помощью присоединения к производящей основе суффикса (лимон-лимон-н-ый); - образование нового слова с помощью присоединения приставки и суффикса (окно-под-окон-ник). 2.Сложение-соединение двух или более основ, слов (овощехранилище): -из начальных частей или слогов слова (универмаг-универсальный магазин); -из части слова и полного слова (педколлектив-педагогический коллектив); -из начальных букв слов (аббревиатура) МГУ-Московский государственный университет. 3.Усечение основы. Действует только для существительных (зав –заведующий); 4.Обратное словообразование.Образование более простого по структуре слова от сложного(фляга –фляжка) |
Неморфологические способы словообразования | 1.лексико-семантический способ-появление новых слов в результате изменения егозначения (бригадир-раньше воинское звание, а сейчас бригадир-руководитель трудового коллектива); 2.морфолого-синтаксический способ- появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи вдругую (столовая (прилаг.) ложка – столовая (сущ)); 3.Лексико-синтаксический способ –появление новых слов в результате сращений сочетаний слов(высококачественный- высоко+качественный) |
Словообразовательный разбор(цель- установление способа образования слова) | Порядок: 1.установить производящую основу для данного слова; 2.выделить словообразовательные аффиксы. 3.Указать способ образования слова; 4.выстроить словообразовательную цепочку. Образец разбора: приусадебный 1.производящая основа-усадьба; 2.при-усадеб-н-ый; 3.способ словообразования-морфологический, префиксально-суффиксальный; 4.Словобразовательная цепочка: усадьба-усадебный-приусад е бный, чередование 0//е |
Формообразование (определение) | Процесс образования грамматических форм слова. Формы одного и того же слова имеют одинаковое лексическое значение. (книга –книги, книге..) |
Формообразование. Основные способы формообразования | -окончание (родин-а(едч,им.п.) –родин-е (ед ч, Д.п.), красивый (м р, ед ч, И.п)–красив-ого (ед ч, Р.п.)..); -формообразующие суффиксы (стоя-ть (инфинитиф) –стоя-л (ед ч, м р, прошвр), сто-я (дееприч,нес в); -образование сложных форм с помощью вспомогательных элементов (читал-читал бы (сослагательное наклонение); читать-буду читать буду сложное время) -изменение основы слова (идти-шел) При формообразовании возможно чередование в корне слова: собирать=соберу) |
1.Какие способы образования слов вы знаете? (Приставочный, суффиксальный приставочно-суффиксальный, сложение, переход одной части речи в другую.)
Каким способом образованы следующие слова:
• — темнеть (приставочный),
• — автозавод (суффиксальный),
• — единый (приставочно-суффиксальный),
• — лёд, колоть (сложение),
• (вкусное) мороженое — мороженое (мясо) (п