КРИТИКА ТЕОРИИ РЕЧЕВЫХ АКТОВ




С теорией речевых актов лингвисты связывают следующие надежды:

1) выйти за пределы материала, обрабатываемого чисто лингвистическими методами, но при этом стараться разработать достаточно надежный инструментарий;

2) объяснить и описать стратегии речевого воздействия на основе атомарных понятий данной теории;

3) распространить «принцип композиционности Г. Фреге» на область речевого взаимодействия; то есть установить такие структуры и правила их преобразования, которые позволили бы, исходя из интерпретации составных частей речевого общения, получить – «композиционным путем» – интерпретацию целого;

4) объяснить и формально показать, как некоторые внешне независимые друг от друга высказывания образуют связный контекст;

5) объяснить связь между ясностью выражения и эффективностью воздействия; эти понятия риторики связывают «прозрачность» воплощения иллокуции с перлокутивным эффектом; теория речевых актов могла бы дать рекомендации, как добиться «безотказного» достижения риторических целей;

6) получить таксономию речевых средств и метаязык для лексикографического описания; например, при описании глаголов речи удобно использовать понятийный аппарат теории речевых актов;

7) включить в сферу теории прагматики коммуникативные намерения, психологические и поведенческие реакции, обычно присущие получателю по ходу коммуникации; исследовать социальные последствия актов коммуникации в терминах отношений социальной зависимости и эквивалентности;

8) углубить теорию перифраз, учитывая не только чисто логические отношения между близкими по смыслу предложениями, но и коммуникативные свойства таких предложений;

9) установить отношения между репертуаром актов высказывания на конкретном языке, с одной стороны, и иллокутивными актами универсального характера – с другой;

10) включить единицы, большие, чем предложение, в компетенцию семантики истинности, приняв, что денотатом сообщения является функция, выполняемая высказыванием; значение этой функции определяют, в свою очередь, элементы ситуации и формы высказывания (такова посылка модели «денотата сообщения»).

 

 

Теория речевых жанров.

Основоположником современной теории речевых жанров считается М.М. Бахтин, который применил понятие жанра, которое ранее употреблялось в литературе, для описания речевых действий.

М.М. Бахтин определят речевой жанр как «относительно устойчивые типы высказываний, отражающие специфические условия и цели каждой области человеческой деятельности через тематическое содержание, языковой стиль и композиционное построение. Лингвист также создал классификацию речевых жанров, разделяя их на первичные и вторичные.

· Первичные (простые) – складываются в процессе общения

· Вторичные (сложные) - возникающие «в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного общения».

М.Ю. Федосюк опираясь на работы М.М. Бахтина, уточняет, что логичнее считать речевыми жанрами устойчивые тексты, а не высказывания, что позволит применить данное понятие к более сложным монологическим и диалогическим текстам. Также ученый предлагает разделение речевых жанров на элементарные и комплексные. Элементарными жанрами, в этом случае, считаются такие типы устойчивых текстов, в состав которых не входят компоненты, которые могут быть квалифицированы как отдельные жанры. Под комплексными речевыми жанрами понимаются типы текстов, включающие в себя компоненты, которые обладают относительной завершенностью и которые могут считаться текстами определенного жанра.

Т.В. Шмелева сделала огромный вклад в развитие теории речевых жанров, объединив различные особенности речевых жанров, описанных ранее, в пункты анкеты, ответы на вопросы которой позволят создать описание речевых жанров. Данная анкета содержит следующие вопросы, которые являются жанрообразующими признаками: коммуникативная цель, образ автора, образ адресата, диктум, фактор пошлого, фактор будущего и формальная организация.

По мнению Шмелевой основным жанрообразующим признаком является коммуникативная цель. На основании этого признака Шмелева выделяет 4 типа речевых жанров:

1. информативные – коммуникативной целью. данных жанров является передача информации от автора к адресату;

2. оценочные – коммуникативная цель эти жанров сводится к вынесению оценочных суждений;

3. императивные – коммуникативная цель жанров этого типа сводится к указанию на характер осуществления неосуществленных действий, побуждение адресата к совершению определенных операций;

4. ритуальные – данные жанры относятся к сфере ритуализированных отношений, например, приветствия, прощания, поздравления, соболезнования и т.д.

К.В. Кожевникова предлагает классифицировать жанры по степени жесткости типизации и соответственно выделяет три класса речевых жанров: 1) жанры, тексты которых строятся по облигаторным информативным моделям; 2) жанры, содержание которых строятся по узуальным информативным моделям; 3) нерегламентированные жанры, то есть жанры, коммуникативная сфера которых не предполагает какой-либо заданности.

Ряд ученых изучают особенности речевых жанрах в рамках теории о функциональных стилях. Так Б.Гавранек считает понятия «жанр» и «функциональный стиль» синонимичными, тогда как Г.Я. Солганик, Н.М. Разинкина, Н.М. Краевская и другие соотносят эти понятия как общее и особенное, что позволяет описывать речевые жанры в соответствии с жанрообразующими признаками, представленными в стилистике. Описание включает в себя характеристику коммуникативной цели текста, его протяженности, проявление языковых средств, а также форму проявления языка, способ коммуникации, тип содержания и т.д.

Польско-австралийский когнитолог А. Вежбицкая для описания речевых жанров предлагает метод дескриптивного изучения когнитивно-коммуникативных явлений при помощи особого языка семантических примитивов – элементарных смысловых единиц. Описание жанра разговор на языке семантических примитивов выглядит следующим образом: «говорю:... говорю это, потому что хочу, чтобы мы говорили разные вещи друг другу думаю, что и ты хочешь, чтобы мы говорили разные вещи друг другу».

Семантические примитивы — непреодолимые слова естественного языка, при помощи которых можно толковать значения всех остальных слов, выражений, а также предложений языка, не прибегая к герменевтическому кругу, то есть определению одних слов через другие — те, которым уже даны определения; метод, разработанный лингвистом и философом Анной Вежбицкой. Семантические примитивы – это элементарные смыслы, лексикализованные во всех языках (принцип универсальности) в виде семантически неразложимых единиц (принцип неделимости), и соотносящиеся друг с другом как эквиваленты.

 

ОТЛИЧИЯ ТРА И ТРЖ ДОПОЛНИТЕЛЬНО НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ

Ф.С.Бацевич отмечает, что отличия между теорией речевых актов и теорией речевых жанров являются иерархическими, то есть речевые жанры состоят из совокупности речевых актов. Такой мысли придерживаются В.В.Дементьев, Т.В.Шмелева, А.Вежбицкая. Между понятиями речевой акт и речевой жанр существуют сложные соотношения, в пределах одного речевого жанра могут оказываться несколько речевых актов. Кроме этого, по коммуникативной природе типы речевых актов, выделенные Дж.Остином и Дж.Серлем, являются недостаточными, поскольку с их помощью трудно выделить и идентифицировать отдельный речевой жанр, к примеру, один и тот же речевой акт может входить в состав нескольких речевых жанров, и наоборот, в одном типе речевого жанра могут встречаться разные речевые акты. Поэтому, по мнению Ф.Бацевича, от речевого акта нет прямого перехода к дискурсу, который включает коммуникативные стратегии и тактики участников общения, моделирования стуативного содержания [2]. То есть для адекватного понимания природы и организации дискурса необходима еще одна категория, которая учла бы не только самые общие интенции участников общения, но и другие составляющие факторы коммуникативной деятельности людей. Такой категорией может быть речевой жанр.

С другой стороны, речевые акты, которые определяются как целеустремленное речевое действие, которое происходит в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе; а также как единицы нормативного социоречевого поведения, принятые в определенном обществе, которые рассматриваются в пределах прагматической ситуации. Другими словами, речевые акты – это отдельные реплики в диалоге, которые имеют отдельное функциональное значение, функциональное действие и коммуникативную цель в конкретном коммуникативном контексте. Последовательность речевых актов образуют дискурсивное единство. Однако для перехода от речевых актов к дискурсу необходима промежуточная категория, которая объединяла бы комплексное представление об интенции участников общения, составляющие и факторы коммуникативной деятельности вещателей. Другими словами, категория, которая смогла бы охарактеризовать собственно характер коммуникативного процесса, объединить речевые акты как отдельные коммуникативные категории. Такой категорией, по Ф.С.Бацевичу, является речевой жанр [2]. Следовательно, основываясь на теории Ф.С.Бацевича, речевой жанр можно определить как тематически, композиционно и стилистически устоявшиеся типы сообщения – носители речевых актов, объединенных целью общения, замыслом отправителя информации с учетом личности адресата, контекста и ситуации общения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: