Дай попробовать – и я пойму”.




Опыт работы

«Значение детского экспериментирования для всестороннего развития дошкольника»

 

 

“Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

 

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

 

Подготовила воспитатель

Я.С. Соловьева

“Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

 

Я всегда росла очень любознательным и активным ребенком. Мне было интересно все: почему светятся звезды, почему вода в реке течет, как образуется снег и т.д. Иногда на мои «почемучки» родители и педагоги не находили ответы и тогда я сама пыталась это узнать. Многое я узнавала из книг, энциклопедий, журналов, а то, что было непонятно, я старалась узнать своими возможностями. Однажды у себя дома я организовала мини лабораторию. Это было самое лучшее место, где почти на все вопросы, я находила ответы. Вместе с мамой мы проводили различные опыты и эксперименты. Мы красили лед и воду, узнавали какие предметы держит вода, а какие нет, почему масло в воде не растворяется, как можно использовать магнит, как можно поймать воздух и многое другое. Благодаря своим родителям, я многое узнала еще в раннем детстве.

Когда я пришла работать в детский сад, я решила, что мои дети будут самыми умными, активными, любознательными и активными. Но я знала, что это произойдет лишь тогда, когда я вложу в них все то что хочу увидеть в дальнейшем и никогда не оставлю без внимания и ответа ни один вопрос детей.

Ребенок — настоящий исследователь окружающего мира, который с радостью и удивлением открывает для себя мир, а мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. И мы педагоги обязаны поддержать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности, выполняя задачи, которые стоят сегодня в дошкольном образовании.

Как отмечал М. Монтессори: «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека»

Благодаря всему этому каждый маленький житель планеты познает мир, в который пришел. Первые свои впечатления и ответы на интересующие вопросы дети познают глазами, руками, языком, носом. Они радуется каждому маленькому открытию. Но случается так, что с возрастом интерес к исследованиям у многих детей исчезает. И в этом виноваты мы, взрослые. Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь? Лучше покатайся на качелях! Брось камень, испачкаешься! Не смотри по сторонам, а то споткнешься! Лучше смотри под ноги!» Может быть, мы – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям?

Замечательное стихотворение написал Самуил Яковлевич Маршак:

Он взрослых изводил вопросом "Почему?"

Его прозвали "Маленький философ".

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов "Почему?".

 

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Многие раздражаются от частых вопросов и «почему» детей, но этого ни в коем случае нельзя делать. Наоборот, нужно поддерживать ребенка, а иногда и похвалить за хороший вопрос и не просто дать ответ, а постараться вместе найти разгадку. Я всегда как для дома, так и для группы рекомендую иметь познавательную литературу: "Жизнь животных" Альфреда Брема, "Жизнь насекомых" Жана Фабра, "Детская энциклопедия", книги рекордов и чудес "Диво" Валентины Пономаревой, "Почемучка" Александра Дитриха, книги Жак Ива Кусто, Ярослава Малина, Криса Бонингтона орфографический словарь, "Толковый словарь русского языка" Сергея Ивановича Ожегова, Большой энциклопедический словарь под редакцией Прохорова и др. Каждый вопрос - это наш шанс научить ребенка самого искать ответ на свой вопрос, учить пользоваться справочной литературой, помочь полюбить свою маленькую исследовательскую деятельность.

Экспериментальная деятельность развивает такие личные качества, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, толерантность, настойчивость.

К счастью последнее время много внимания в дошкольном образовании уделяется экспериментированной деятельности. Не исключение и наш детский сад. У нас созданы все условия для того, чтобы каждый ребенок мог найти ответ на свое «почему», «откуда», «зачем» и т.д.

 

 

Всегда встает вопрос: «Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка?» Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В своей работе я собрала большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки, поэтому я надеюсь, что работа будет полезна не только педагогам, но и родителям!

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: