Особенности режима рабочего времени работников в летний период




Понкратова Вера
эксперт аппарата Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Могут ли работники в период, не совпадающий с их ежегодными основными и дополнительными отпусками, по распоряжению работодателя быть "отправлены" в отпуск без сохранения заработной платы? Правомерно ли за этот период производить работникам оплату в порядке, предусмотренном при простое? Эти и другие вопросы ежегодно возникают как у работников детских садов, так и у руководителей. Давайте разбираться.

 


Летом в детских садах существенно сокращается численность воспитанников. Это связано с тем, что родители либо забирают детей с собой на отдых, либо отвозят к бабушкам и дедушкам до начала нового учебного года. Лето это также и период отпусков педагогических работников дошкольных образовательных организаций. Как правило, графики предоставления отпусков работников составляются таким образом, чтобы обеспечивать получение дошкольного образования в летний период и оставшимся воспитанникам, и детям, которые могут быть временно приняты на место отсутствующих воспитанников или из других дошкольных образовательных организаций, приостановивших образовательный процесс на лето.

В дошкольных образовательных организациях, не работающих в летний период, ежегодные отпуска чаще всего предоставляются всем работникам одновременно. В то же время продолжительность отпусков работников может не совпадать с продолжительностью периода, на который деятельность дошкольной образовательной организации будет приостановлена. Кроме того, работники детского сада могут использовать ежегодные отпуска до приостановки его деятельности на летний период. Каковы в данных случаях права работников и работодателей?

Прежде всего следует учесть, что в соответствии со ст. 128 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее — ТК РФ) отпуск без сохранения заработной платы может быть предоставлен работнику только по его письменному заявлению. Работник не может быть «отправлен» в отпуск без сохранения заработной платы по инициативе работодателя, тем более что такие отпуска могут впоследствии повлиять на трудовые права работников.

Так, в соответствии со ст. 121 ТК РФ в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, равно как и на выплату компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, включается время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, если их общая продолжительность не превышает 14 календарных дней в течение рабочего года.

Например, направление работников детского сада в отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью от 14 дней до 3 месяцев может привести к тому, что некоторые работники через несколько лет могут утратить право на очередной ежегодный оплачиваемый отпуск, который будет предоставляться им уже авансом. Следствием этого будет удержание из заработной платы работника сумм для погашения задолженности за неотработанные дни отпуска в случае увольнения работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск.

Следует также напомнить о том, что отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемые после 1 сентября 2000 г., исключаются при подсчете стажа работы, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Основанием для исключения таких периодов из указанного стажа является постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“» (далее - Список; Правила).

Так, в соответствии с п. 4 Правил периоды работы, выполнявшейся с 1 сентября 2000 г. в должностях, предусмотренных Списком, засчитываются в стаж работы при условии выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической нагрузки), установленной за ставку заработной платы.

Исходя из вышесказанного, руководители дошкольных образовательных организаций должны прекратить негативную практику предоставления работникам дополнительных отпусков без сохранения заработной платы в связи с уменьшением численности воспитанников (групп детей) в детских садах либо прекращением образовательного процесса на летний период.

Следует также учесть, что приостановка на летний период образовательного процесса в некоторых дошкольных образовательных организациях из-за сокращения численности воспитанников не может для работников таких организаций, не находящихся в ежегодных оплачиваемых отпусках, считаться простоем.

Для регулирования режима рабочего времени таких работников необходимо руководствоваться:

· положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утв. приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (далее - Положение об особенностях режима рабочего времени). Данный документ применяется в части, не противоречащей законодательству, до принятия Минобрнауки России в соответствии с ч. 7 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нового нормативного правового акта, связанного с особенностями режима рабочего времени педагогических и иных работников сферы образования (следует учесть, что приведенные ниже особенности регулирования рабочего времени планируется сохранить и в новом документе);

· разделом «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (далее — квалификационные характеристики).

Так, п. 7 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик предусмотрено, что при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях, например, в периоды отмены для воспитанников образовательного процесса, изменения режима работы дошкольной образовательной организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т. п. При этом руководителям образовательных организаций следует применять разделы IV и V Положения об особенностях режима рабочего времени, в соответствии с которыми указанные периоды, не совпадающие с отпусками работников, являются для них рабочим временем с сохранением заработной платы в установленном порядке.

В эти периоды педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах их рабочего времени (установленного объема педагогической работы), определенной им до начала такого периода, а работники из числа учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала могут привлекаться для выполнения хозяйственных работ, не требующих специальных знаний, в пределах продолжительности рабочего времени, установленной по занимаемой должности. В эти периоды за работниками сохраняется установленная заработная плата.

Привлечение к работе в период отмены образовательного процесса в детских садах по указанным выше причинам осуществляется на основании соответствующих распорядительных документов образовательной организации, в которых одновременно уточняются выполняемые работниками обязанности и график их работы.

Уточнение перечня работ (обязанностей) допускается также согласно п. 8.2 Положения об особенностях режима рабочего времени у воспитателей в дошкольных образовательных организациях (группах) с 12-часовым пребыванием воспитанников при 5-дневной рабочей неделе (60 ч работы в неделю), в которых на каждую группу воспитанников предусматривается по две должности воспитателя (72 ч работы). Так, в целях отработки воспитателями 36-часовой недельной нормы рабочего времени предусмотрены следующие варианты:

· одновременная ежедневная работа двух воспитателей в течение 6 ч в неделю для каждого воспитателя;

· работа по замене каждым воспитателем в течение этого времени отсутствующих по болезни и другим причинам воспитателей;

· выполнение работы по изготовлению учебно-наглядных пособий, методической и другой работы, регулируемой правилами внутреннего трудового распорядка образовательной организации и иными локальными актами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: