Приемы мотивации обучающихся, используемые педагогом




Требования к личности учителя

1. Дидактические способности - способности передавать учащимся учебный материал. 2. Академические способности - способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже.

3. Перцептивные способности -- способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность.

4. Речевые способности -- способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

5. Организаторские способности -- способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач.

6. Авторитарные способности -- способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т. д.), а также от чувства ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в том, что он прав, от умения передать эту убежденность своим воспитанникам.

7. Коммуникативные способности -- способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) --выражающаяся в предвидении последствий своих действий.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя.

Приемы мотивации обучающихся, используемые педагогом

- Эмоциональные: Поощрение; Порицание; Учебно-познавательные игры; Стимулирующее оценивание; Свободный выбор задания; Создание ярких наглядно-образных представлений; Удовлетворение желания быть значимой личностью.

- Познавательные: Активизация познавательных интересов; Создание проблемных ситуаций; Опора на жизненный опыт обучающегося; Выполнение творческих заданий; Побуждение к поиску альтернативных решений; Использование метода «мозгового штурма»; Использование сравнений, опытов, парадоксов; Экскурс в историю; Использование обучающей интеграции между обучающимися.

- Волевые: Предъявление учебных требований; Информирование об обязательных результатах обучения; Формирование ответственного отношения к учению; Рефлексия поведения Создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные затруднения; Прогнозирование будущей деятельности.

- Социальные: Развитие желания быть полезным обществу; Сопереживание; Создание ситуации взаимопомощи; Поиск контактов и сотрудничества; Взаимопроверка и рецензирование; Заинтересованность результатами коллективной работы.

Личность педагога и характер его отношения к ученику также формирует положительную мотивацию к обучению. Педагог должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

Педагог должен ожидать от каждого ученика положительных результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Педагог должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом.

Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Качества, необходимые педагогу для эффективной работы:

- стремление к максимальной гибкости;

- умение придать личностную окраску преподаванию;

- владение стилем доверительного (неформального) общения с учащимися;

- эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Как вывод ко всему рассмотренному выше станет ответ на вопрос, каким должен быть педагог:

а) преподаватель должен уметь становиться равноправным собеседником своих учеников (должен уметь освобождать их от воздействия своего авторитета, которым он в типично учебных ситуациях, безусловно, пользуется),

б) он должен уметь изображать интерес к возникшей теме беседы, если даже она его не интересует (должен обладать необходимой для этого долей артистизма),

в) он должен быть хорошим собеседником (мало самому говорить, но и уметь поддержать разговор"

Вопрос 2. Агрессивный, продуцирующий и приспосабливающийся этносы.

Этнос — это изначальное общество, которое лежит в основании всех обществ.

«Этнос есть группа людей:говорящих на одном языке;признающих свое единое происхождение;обладающих комплексом обычаев, укладов жизни, хранимых и освященных традицией, отличаемых от обычаев других групп ».

Обычаи, освященные традицией и отличаемые от других групп, совершенно ясно указывают на «этос ». То есть наличие специфических традиций, обычаев и нравов составляет одно из главных определений этноса. Таким образом, нравственное начало, мораль, является одной из существенных сторон этноса. Этнос основан на единстве нравов, синхронизме моральных оценок.

Каждый этнос представляет собой очень сложную систему, развитие которой зависит от многих параметров; для стороннего наблюдателя часто трудно бывает отличить случайное от закономерного. Цели и задачи этноса могут быть скрыты и доступны изучению только косвенно, через наблюдение за той ориентацией, которую задают человеку категории данного этноса, поскольку эти вещи тесно связаны между собой. Здесь мы раскроем один из аспектов такой связи.

Вспомните, мы об этом уже говорили, что для поддержания своего существования этносу необходимы материальные ресурсы. Различают три источника их получения:

1. Агрессия —вооруженное нападение, захват чужих ресурсов.

2. Паразитирование —существование за счет потребления чужих
ресурсов, не обнаруживающее явной агрессии.

3. Продуцирование —получение средств из той части земного шара,
которая считается территорией этноса (экое). (Хотя такое разделение
условно—в каждом способе присутствуют элементы других)

В соответствии с этими можно различить три типа этноса:

1. Агрессивные, источником существования которых является агрессия, т. е. захватнические войны, грабежи и т. д.

2. Паразитические, наживающиеся на чьей-то агрессии или проду​
цировании. Существует много способов: выгодная перепродажа, ростов​
щичество и др.

3. Продуцирование часто рассматривается как самый безобидный
способ существования, не идущий в сравнение с двумя другими, хотя
так продуцирующий этнос выступает в качестве паразита и агрессора
по отношению к своему этносу. И если в некоторых случаях его
(условно) можно считать безвредным для этноса, то иногда такое
существование напоминает его разграбление и разорение (добыча
полезных ископаемых в огромных масштабах, вырубка леса, загрязнение
воды, почвы, атмосферы и др.).

На первый взгляд приспособление к среде обитания может показаться совершенно безобидным жизнеобеспечением этноса. Однако это не так. Агрессивная среда обитания заставляет людей приспосабливаться к себе, но она же делает их и агрессорами. Суровые условия обитания, жизнь среди диких животные и охота на них, выделяют в этносе ядро воинов-охотников. С развитием этноса и борьбой за охотничьи угодья, начинаются захватнические войны и грабежи.
Производство ресурсов (товаров народного потребления) выглядит как самый безобидный способ существования, но он зачастую сильно враждебен к собственному экосу, фактически он разорителен для него, добыча ископаемых, вырубка леса, истощение и отравление почвы, загрязнение воды и атмосферы.
Паразитирование на чьей-то производительной деятельности или на агрессии – это, наверное, самый безобидный этнос, но опять же, смотря с какой стороны посмотреть. Нажива на поставках сторонам конфликта, скупка всех «слонов и баранов» (перекупщики скупают у производителя результаты его труда – всю сельскохозяйственную и промышленную продукцию). Предоставление денег в рост – ростовщичество, мена стеклянных бус на меха и икру, закабаление долговыми обязательствами.
Так, что же будет справедливо или несправедливо для каждого из этих этносов в правовом отношении.
Конечно же, для агрессора будет справедливым владеть тем, что он отобрал у слабого, потому что он сильнее, а вот присваивать себе что-то обманом и хитростью – это будет для него несправедливо. Тот кто доблестно сражается, в совершенстве владеет боевыми искусствами и готов пожертвовать жизнью ради товарищей – тот достойный человек, а тот кто «трусливо прячет тело жирное в утесах» - слабак, а тот кто наживается хитростью и обманом (нечестный человек) – это паразит.
Для производителя будет справедливым владеть и распоряжаться тем, что он создал своим трудом, а отбирать чужое или пользоваться какими-то благами не производя ничего самому – это несправедливо. Достойный человек – это тот, кто трудится, а тот, кто обогащается за счет силы или обмана нехороший человек.
Спекулянт же полагает, что раз он умнее и хитрее, то справедливо будет пользоваться тем, что он получает обманывая глупого. А вот отбирать то, что заработал другой – это несправедливо. Хорош тот, кто умнее и хитрее других, глупый ничего достойного из себя не представляет, а тот, кто отбирает то, что не заработал бесчестный человек, злодей.

Нормы этноса

Каждый этнос выдвигает какой-то комплекс положений, которые принимаются его членами. Это так называемые ценности этноса.

Их можно анализировать с разных точек зрения. Можно, например, попробовать выделить основные направления их воздействия на членов этноса, и тогда мы получим четыре категории этноса: Истину, Красоту, Добро, Изобилие:

Можно посмотреть, каковы результаты этого воздействия, насколько ценности этноса закрепились в сознании (а значит—и в поведении) людей.

Юридическая норма —это писаные законы: правила, нормы, ка​ноны, которые четко сформулированы и где-то изложены на бумаге (камне, дереве, глине, коже). Это обязательные для всех правила, за нарушение которых предусмотрены какие-то санкции.

Социальная норма —это то, что признается, одобряется боль​шинством членов этноса. Она проявляется как общественное мнение. Социальная норма, как правило, содержит такие же по своей ориентации положения, как и юридическая, только менее строгие, не так четко сформулированные и нигде письменно не зафиксированные.

Психическая норма —это, своего рода, граница применомости социальной (и юридической) нормы. Находящегося в ее пределах человека могут осуждать, если он, например, делает что-то, что про​тиворечит социальной норме. Если человек находится за пределами психической нормы, его признают ненормальным, общество отказывается понимать его.

В идеале социальная норма должна совпадать с юридической, т. е. все письменно изложенные нормы, правила, законы должны признаваться не на словах, а на деле большинством членов этноса, а каждое нарушение должно вызывать осуждение. В реальной жизни, как правило, социальная норма существенно шире юридической, и действие категорий этноса направлено на то, чтобы, по возможности, сузить ее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: