ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Класс
Легкая атлетика
Урок №1
Задачи. Дать представление о предмете «физическая культура», вызвать интерес к нему.
Структура урока.
1. Беседа в классе (введение в изучаемый предмет; объяснение понятий «осанка», «режим дня»; чтение наказа юным физкультурникам; объяснение необходимости проведения утренней зарядки и физкультминуток).
2. Игра «Школа юных космонавтов».
3. Переход в спортивный зал (знакомство с содержанием стендов и спортивных уголков в школе). 4. Игра «Ракетодром». 5. Подведение итогов урока.
Беседа в классе
Ребята, сегодня урок у нас необычный. Урок физической культуры. Как вы думаете, чтобы быть сильными, ловкими, смелыми и выносливыми, что нужно знать и делать? Изучать свой организм и тренировать его. По телевизору вы, наверное, видели, как тренируются и выступают спортсмены на соревнованиях, показывают свое мастерство. А вот вы, пока еще маленькие дети, где можете научиться различным физическим упражнениям, играм, научиться правильно бегать, прыгать, метать, соревноваться? Правильно! На уроке физической культуры в школе. Здесь вы начнете свой путь к здоровью, красоте, физической закалке, спорту. Как говорится в известном стихотворении, «не бойся ты дождя и стужи, почаще приходи на стадион. Кто с детских лет со спортом дружит, всегда здоров, красив, и ловок, и силен».
А начнем мы с самого простого — с осанки. Осанка — это привычная поза спокойно стоящего человека. Плохая, неправильная осанка приносит вред здоровью. А как некрасиво выглядит человек, у которого плохая осанка! Правильная осанка не только делает фигуру стройной, но и придает человеку уверенность в себе, бодрость, жизнерадостность. Давайте встанем из-за парт и попробуем принять правильную осанку. Опустите плечи, соедините лопатки, поднимите подбородок, втяните живот. Молодцы! Сядьте. Но сидя за партами, тоже не забывайте про свою осанку.
|
А что вы знаете о режиме дня? Чтобы успеть сделать уроки, помочь по дому, почитать, погулять, поиграть, нужно строго выполнять режим дня: вовремя ложиться спать и вставать утром, в определенное время питаться, не опаздывать на занятия, правильно отдыхать после усердной работы, быть опрятным, всегда готовым к самому важному и необходимому делу. Соблюдение правильного режима дня потребует от вас, особенно вначале, проявления силы воли. Но кто этого добьется, тот станет волевым, организованным и целеустремленным человеком. Поэтому очень серьезно относитесь к режиму дня, не уступайте лени. Если каждую минуту использовать с толком, чередуя труд и отдых, вы успеете сделать все, что захотите.
Ребята! Мы долго неподвижно сидим. Что нужно сделать? Верно! Зарядку. Так называются физические упражнения, которые мы выполняем утром.
Помните: «Умоем солнцем спины v сон водой сотрем, кто делает зарядку — растет богатырем!».
Физические упражнения, которые выполняют после длительной сидячей работы или во время нее, принято называть физкультурной минуткой, физкультурной паузой. Давайте такую физкультурную паузу устроим и мы.
Выполнение физических упражнений в соответствии с текстом:
Мы поставили пластинку И выходим на разминку, На зарядку, на зарядку, На зарядку становись! Начинаем бег на месте, Финиш метров через 200, Раз-два, раз-два, Раз-два, раз-два!
|
Хватит-хватит, прибежали, Потянулись, подышали! Вот мы руки развели! Словно удивились, И друг другу до земли В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, дети, не ленитесь, Поклонитесь, улыбнитесь!
Выдох, вдох,
Выдох, вдох!
Очень нравится нам по порядку
Весело шагать, руки поднимать,
Приседать, вставать,
Прыгать и скакать!
Теперь все вместе: Здоровье в порядке? Спасибо зарядке. Кто делает зарядку на рассвете, Чудес немало может совершить, Он может подарить сады планете И к дальним звездам Может трассы проложить
Сейчас немного поговорим об истории. Земля наша русская испокон веков славилась людьми большой силы, здоровыми, крепкими, выносливыми. Народ всегда ценил физическую силу. Исход рукопашных боев решала прежде всего физическая подготовленность. В схватке с врагом побеждал тот, кто был сильнее, крепче, выносливее. Вот почему русский народ, создавая в своих былинах, сказаниях, песнях образы отважных воинов, наделял их особой, необычной мощью, благодаря которой они одерживали победы над недругами родной земли.
Однако русские люди всегда считали, что сила — это не только могучие кулаки и стальные мускулы. «Не тот силач, кто силен, а тот, кто умен», — говорит пословица. Силач, гласит народная мудрость, должен быть не только силен физически, но и смел, мужествен, ловок, вынослив, сметлив, должен обладать самыми различными умениями.
Сильнейшие российские спортсмены оставили вам, юным физкультурникам, своеобразный наказ. Я сейчас прочитаю его.
|
Теперь послушайте основные заповеди физкультурника".
«1. Учиться трудно, но во сто крат труднее переучиваться. Чем труднее тебе в учебе, тем легче будет на соревнованиях. 2. Ошибиться не страшно. Хуже, если ты не заметил своей ошибки. Еще хуже, если ты повторяешь эту ошибку. И совсем плохо, если ты считаешь, что ошибся не ты, а кто-то другой. 3. Старайся победить, но не бойся проиграть. 4. Если ты отдал победе все силы, но проиграл, в этом нет ничего постыдного, стыдись победы, для которой ты стараешься меньше товарищей. 5. Борись за победу до последней секунды, борись, не жалея сил, но борись честно. 6. Не хвались, если у тебя что-то получается хорошо, помоги товарищу справиться с заданием. 7. Будь опрятен, следи за спортивной формой. 8. Не вступай в спор с товарищами, лучше выслушай учителя, он решит, кто прав. 9. Запомни: легко ничего не дается. Чтобы добиться успеха, нужно трудиться. 10. Всегда внимательно слушай учителя, каждое его слово, он много знает и умеет, всему этому он стремится научить тебя. 11. Соблюдай правила по технике безопасности. Вот некоторые из них: будь дисциплинирован, не покидай места занятий без разрешения учителя; следи за чистотой и порядком в спортивном зале или на площадке; бережно относись к инвентарю и оборудованию; после занятий инвентарь убирай в специально отведенное место; занимайся в спортивном костюме и спортивной обуви; обязательно выполняй разминку; если плохо себя чувствуешь, сообщи об этом учителю; после занятий переоденься. Успехов вам, ребята!»
Игра «Школа юных космонавтов»
Ребята! Настала пора немного поиграть. У нас открывается школа юных космонавтов. Вы хотели бы в эту школу поступить? А придет пора лететь, вы не станете реветь? Нет? Молодцы! Я очень рад. Но одного желания мало. Каждый должен быть здоров! Все здоровы? К проверке вы готовы?
Раздается стук в дверь. В класс входит доктор Айболит.
Учитель. Доктор! Все эти ребята в нашу школу кандидаты. Я прошу вас дать ответ: все готовы или нет?
Доктор. Попрошу сидящих встать и команды выполнять. Все дышите, не дышите! Все в порядке,' отдохните! Вместе руки поднимите! Превосходно, опустите! Наклонитесь, разогнитесь! Встаньте прямо, улыбнитесь! Да, осмотром я доволен, из ребят никто не болен, дый весел и здоров и к занятиям готов!
Учитель. Ребята, а сейчас отправимся на ракетодром. По дороге будет одна остановка.
Учащиеся вместе с учителем идут в спортивный зал. Остановка у спортивного уголка. Здесь помещены грамоты, кубки, списки лучших спортсменов школы, экран спартакиады между классами.
Учитель. Ребята, я надеюсь, что вы станете достойной сменой нашим чемпионам, не уроните честь школы в соревнованиях и ваши имена будут включены в список лучших ее спортсменов.
Все входят в спортивный зал. Начинается игра «Ракетодром».
Учитель. Вот мы прибыли на ракетодром. Посмотрите, сколько ракет ждет вас! Сейчас мы отправимся в космос. Ваша задача — не пропустить старт.
Играет музыка. Дети произвольно бегают по залу.
Учитель. Ждут вас быстрые ракеты для полета на планеты. На какую полетим? Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!
Ребята занимают места в ракетах-обручах по 2—3 человека в каждом. Кто опоздал, тот остается на Земле.
Учитель. А теперь отдохнем. Я хочу прочитать вам стихи, но они незакончены, помогите их закончить.
Я начну, а вы кончайте, Дружно хором отвечайте. Игра веселая футбол — Уже забили первый... гол! Вот разбежался сильно кто-то И без мяча влетел... в ворота! А Петя мяч ногою хлоп — И угодил мальчишке... в лоб! Хохочет весело мальчишка, На лбу растет большая... шишка! Но парню шишка нипочем, Опять бежит он за... мячом!
Вот видите, вместе мы справились и с этим заданием. Предлагаю вам познакомиться еще с одним стихотворением: «Инженер, учитель, токарь, космонавт — на земле профессий много, и все они для вас. Кто со спортом с детства дружен, ловок и силен, тот в любой работе нужен, кем бы ни был он!»
Ребята! Вы все хорошо поработали, потренировались и в классе, и в спортивном зале. Молодцы! На этом ваш первый урок физической культуры закончился. На следующий урок жду вас в спортивной форме. Спасибо! До свидания!
Учащиеся возвращаются в класс.
Подведение итогов урока.
Урок № 2
Задачи. Ознакомить с построением в одну шеренгу и в колонну по одному (и равнением в шеренге и в колонне). Ознакомить с техникой бега по дистанции (положение рук, туловища, постановка стопы).
Подготовительная часть.
В раздевалке. Ввести детей в колонне по одному. Указать каждому постоянное место для переодевания. Установить единый порядок складывания одежды. Объяснить, что переодеваться надо быстро. Перейти на площадку или в спортивный зал.
Основная часть.
На площадке. Построение в одну шеренгу по росту. По команде «Равняйсь!» дети у заранее обозначенной линии равняются по носкам. По команде «Смирно!» принимают основную стойку — пятки вместе, носки врозь, руки внизу прижаты к бедрам, пальцы в кулаки, плечи развернуты. По команде «Вольно!» одна нога расслабляется и слегка сгибается в колене, руки вниз, свободно, ученик принимает более свободное положение.
Напомнить, что такое положение называется шеренгой. Предложить ученикам поднять правую руку и опустить, повернуться на право. Это построение называется колонной по одному. Тот, кто стоит первым, называется направляющим. Равняться при таком построении надо в затылок.
Повернуть детей налево (в шеренгу). Познакомить с сигналами рукой для построения в шеренгу и в колонну. Если учитель поднимает левую руку в сторону, направляющий становится рядом с ним, а все остальные — в шеренгу по росту. Если же рука учителя поднимается вверх, направляющий должен стать сзади него, а все остальные — по росту в затылок, т. е. в колонну по одному.
Игры «Салки» и «По местам».
Игра «Салки» (обыкновенные). Выбранный водящий выходит на середину площадки и громко говорит: «Я салка». После этого он начинает догонять убегающих от него детей. Тот, кого водящий коснулся рукой, становится новой салкой. Он должен остановиться, поднять руку и сказать: «Я салка». Новой салке не разрешается сразу же касаться рукой прежнего водящего.
По команде «По местам!» игра в салки прекращается, все дети должны как можно быстрее занять свои места в шеренге. Выигрывают те, кто встанет на свое место быстрее, не толкая других. После команды «По местам!» дается сигнал рукой, соответствующий командам «В одну шеренгу...» или «В колонну по одному становись!».
Перестроение из одной шеренги в круг. Все стоящие в шеренге берутся за руки.
Учитель, взяв за руку правофлангового, ведет детей за собой по кругу и соединяет руки правофлангового и левофлангового.
Общеразвивающие упражнения (далее ОРУ). По рассказу и показу учителя имитируются движения на месте и с продвижением вперед по кругу: «В летнем лагере отдыха у детей день начинается с утренней зарядки (руки вверх, в стороны, вниз). После завтрака они, а вместе с ними и мы пошли в лес за грибами (ходьба с наклонами вперед-влево, вперед-вправо). Увидели орехи, остановились, но орехи растут высоко (потянулись). Идем дальше, на пути глубокий ручей, через который переброшено бревно (ходьба руки в стороны, ступни ставить на одну линию). Вышли на лужайку, но это болото, перейти через него можно только по кочкам (прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед). Опять ручей, но неглубокий, разулись и пошли по воде (ходьба с высоким подниманием колен). Идем к реке, день жаркий, будем купаться (остановились). Так плавают кролем (круги руками в боковой плоскости). А так плавают брасом (руки вперед, согнуть в локтях, выпрямить вперед). Вышли из воды. В уши попала вода (прыжки на левой ноге, прыжки на правой ноге)».
Ходьба. Ходьба с заданием (на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе).
Ознакомить с техникой бега по дистанции. Рассказать, показать. Бежать, не наклоняя туловища и головы, ногу ставить с носка, руки, согнутые в локтевых суставах, движутся вперед-назад. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра (в колонне по одному). Движения рук, как при беге (стоя на месте). Бег по линии с постановкой стоп строго на линию и параллельно ей.
Игра «Конники — спортсмены». Все играющие — лошадки. На расстоянии метра от стены вдоль длинной ее стороны обозначены домики лошадок — стойла. Их должно быть на два-три меньше числа играющих.
Перед началом игры все участники стоят по кругу правым боком. По команде «Шаг коня!» лошадки идут, высоко поднимая колени, доставая ими ладони рук. Команда: «Поворот!» — и лошадки, повернувшись кругом, идут в обратную сторону по импровизированному манежу для выездки. По команде «Рысью!» лошадки бегут, «Шаг коня!» — снова идут. По сигналу учителя: «В стойла!» все бегут, стараясь занять обозначенное место. Кто останется без своего домика, проигрывает.
Игру повторить 3-4 раза (без выездки). Побеждают те, кто выполнил все задания и ни разу не остался без домика.
Заключительная часть.
ОРУ. 1. И. п. — основная стойка, руки на поясе. Отведите правую ногу слегка в сторону (не опираясь о пол), закройте глаза и постойте на левой, считая до 5— 10 раз. Так же постойте на правой, а затем еще по 2 раза на левой и на правой. Прежде чем закрыть глаза, займите устойчивое положение.
Подведение итогов урока. Возвращение в раздевалку. Продолжить обучение организованному передвижению, быстрому и аккуратному переодеванию.
Урок № 3
Задачи. Ознакомить с поворотами на месте переступанием. Закрепить построение в шеренгу и колонну по одному. Учить технике бега по дистанции (постановка стопы, положение туловища, головы). Учить технике прыжка в длину с места (согласованности движений рук и ног).
Подготовительная часть (8-10 мин.). Построение. Сообщение задач урока. Напомнить о построении в одну шеренгу и колонну по одному.
Игры «По местам», «Салки» (см. урок 2).
ОРУ (см. урок 2).
Основная часть (28 мин.).
Ознакомить с поворотами на месте переступанием. Построение в одну шеренгу. Повороты на месте налево и направо переступанием выполняются по команде «Нале-во!» или «Направо!». Исполнительную команду «-во» следует подавать после некоторой паузы. Поворот сопровождается подсчетом «раз-два».
Учить основам техники бега по дистанции. Напомнить технику бега. Класс делится на два отделения: первая половина колонны — первое отделение, вторая — второе. Класс идет в обход. Бег в чередовании с ходьбой в колонне по одному, по отделениям. Класс идет в обход. По команде учителя «Первое отделение, бегом марш!» первое отделение бежит, а второе продолжает идти шагом. Как только направляющий ученик первого отделения догонит замыкающего второго отделения, учитель дает команду «Второе отделение, бегом марш!». Второе отделение начинает бег, а первое переходит на ходьбу. Направляющий ученик второго отделения, догнав замыкающего первого отделения, переходит на ходьбу. Снова бежит первое отделение, и так каждое отделение бежит дважды. Сравнить, какое отделение бежит лучше. Требования — бежать в ровном темпе, не обгоняя и не отставая, равняясь в затылок, не наклоняя туловище и голову, ногу ставить на землю (пол) с носка.
Игра «Конники — спортсмены» (см. урок 2).
Учить технике прыжка в длину с места.
Рассказать и показать, как нужно выполнять прыжок в длину с места. Стопы параллельно, в 15—20 см одна от другой. Поднимая руки вверх, одновременно встать на носки. Затем, опуская руки вперед-вниз, стать на всю стопу, приседая и поднимая руки назад, встать на носки. Перенести вес тела вперед, резким взмахом рук вперед-вверх, разгибая ноги, оттолкнуться и прыгнуть в Длину.
Прыжки в длину с места через кочки, нарисованные на полу или на асфальте. Упражнение выполняется фронтально. Кочки на расстоянии 30-40 см от линии. Основное внимание уделять согласованности работы рук и ног и мягкому приземлению.
Заключительная часть (4 мин.). Построение в одну шеренгу. Игра «Слушай сигнал». По сигналу учителя — один хлопок — все ставят руки на пояс; два хлопка — опускают вниз; три хлопка — руки за спину. Тот, кто ошибается, делает шаг назад.
Подведение итогов урока.
Урок № 4
Задачи. Учить бегу по прямой, прыжку в длину с места. Разучить игру «К своим флажкам». Способствовать развитию скоростно-силовых качеств.
Подготовительная часть (8 мин.). Построение. Сообщение задач урока. Медленный бег в колонне по одному — 1 мин. Предварительно напомнить технику бега по дистанции.
Размещение по площадке врассыпную. По команде «Разойдись!» все разбегаются по площадке. По команде «Стой!» останавливаются, поднимают руки в стороны и поворачиваются лицом к учителю (стоят так, чтобы не касаться руками друг друга), затем руки опускают.
ОРУ (рис. 2).
1. «Проснулись, потянулись». 2. «Самолет на повороте». 3. «Косарь». 4. «Конькобежец». 5. «Дровосек». 6. «Со скакалкой». И.п. — стоя, руки согнуты в локтях. На каждый счет прыжки на двух ногах, делая круги руками от локтя. Ходьба на месте с широкими взмахами рук.
Основная часть (30 мин.).
Бег по дистанции (ознакомить с бегом в шеренгах — бег по дорожкам). Рассказать, как нужно бегать в шеренге по дорожкам. На расстоянии 15-20 м одна от другой чертятся две линии — старт и финиш. По ширине площадки (зала) через каждые 60-70 см делаются
8-10 отметок (обозначаются беговые дорожки — чертятся раздельные линии мелом или расставляются кубики, шайбы, кегли). На линию старта выходят 8-10 человек и становятся каждый на отдельную дорожку. По команде «Марш!» дети выполняют заданное упражнение до линии финиша. Так же проводятся следующие забеги. Не требуется от детей быстрого прохождения отрезка, все внимание уделять правильному выполнению упражнения. Каждое упражнение выполняется дважды.
Специальные беговые упражнения — бег с высоким подниманием бедра; бег с захлестом голени назад; бег по разметкам (кочкам), которые установлены на расстоянии 60, 70, 80 см друг от друга.
Игра «К своим флажкам». Дети строятся в одну шеренгу и делятся на 4-5 команд. Первым в командах — капитанам — даются флажки разных цветов. По первой команде «Разойдись!» все разбегаются по площадке; по второй команде «Стой!» все останавливаются там, где их застала команда, и закрывают глаза. В это время по указанию учителя капитаны становятся в разных местах площадки и поднимают флажки вверх. По третьей команде «К своим флажкам!» играющие открывают глаза, бегут к своим флажкам и, взявшись за руки, становятся вокруг своего капитана. Выигрывает команда, которая построилась первой. Игра повторяется несколько раз.
Закрепить технику прыжка в длину с места. Напомнить технику прыжка в длину с места (см. урок 3). Прыжки в длину с места на гимнастический мат. Выполнять поточно (рис. 3).
Два мата положить рядом, перед каждым матом в 30—40 см чертится линия. Еще два мата положить на расстоянии 2—3 м от первых, за ними следующую пару матов. Два ученика одновременно, прыгнув от первых линий на маты, переходят к следующим гимнастическим матам и повторяют прыжки.
Прыжковые упражнения — прыжки на месте с поворотами на 90°; прыжки с подниманием коленей к груди; прыжки с захлестом голеней назад.
Игра «Через зоны». Двумя линиями на полу обозначается широкое препятствие, причем расстояние все время увеличивается в одну сторону. Можно использовать коврики разной длины.
Первый прыжок в длину с места ученики выполняют через самый узкий коврик. Те, кто перепрыгнул через него, выполняют прыжок через следующий. Если кому-то этого сделать не удалось, то он возвращается к первому коврику. После каждой удачной попытки ученик переходит выполнять прыжок через более длинный коврик. Выигрывает тот, кто доберется дальше всех.
Заключительная часть (2-3 мин.). Построение. ОРУ (см. урок 2). Подведение итогов урока.
Урок № 5
Задачи. Совершенствовать технику бега по дистанции и прыжка в длину с места. Ознакомить с техникой метания мяча (метание мяча в горизонтальную цель). Способствовать развитию физических качеств.
Подготовительная часть (10 мин.). Построение.
Сообщение задач урока. Строевые упражнения (повороты на месте переступанием). Медленный бег — 2 мин. ОРУ (см. урок 4).
Основная часть (25-28 мин.). Совершенствовать технику бега по дистанции (работа рук, постановка стопы).
Работа рук, как при беге — 2 раза по 10 сек. Упражнение выполняют фронтально, сразу по окончании разминки (при размещении врассыпную).
Бег в коридоре шириной 50 см (с целью совершенствования прямолинейного бега). Коридоры обозначаются мелом, резинками, кубиками или флажками. Бег на месте на передней части стопы 5 сек. С последующим переходом на бег (по сигналу) с продвижением вперед: а) в медленном темпе — по 2 раза; б) в быстром темпе — по 1 разу.
Игра «Линейная эстафета». Класс делится на 5—6 команд. Бег выполняется по обозначенным дорожкам. Эстафета передается касанием ладони следующего участника.
Игра «К своим флажкам» (см. урок 4). В игре участвуют теми же командами.
Ознакомить с техникой метания мяча (метание мяча в горизонтальную цель).
Построение в колонну по одному. Ходьба в обход. Проходя мимо ящика с мячами, каждый ученик берет мяч. Остановить класс. 30-40 сек. — свободная игра с мячом. Дети должны за это время рассмотреть мячи, попробовать, как они прыгают, при этом разрешается сходить со своего места. Посадить учеников на скамейки.
1) Познакомить детей со «школой мяча», формирующей «чувство мяча», учить правильно держать мяч, подбрасывать и ловить его. Учитель показывает правильный хват мяча, после чего просит учеников поднять руку с мячом и проверяет расположение пальцев, удерживающих мяч. Мяч кладется на три пальца, а мизинец и большой палец поддерживают мяч сбоку (рис. 4).
При обучении правильному хвату надо следить, чтобы дети не держали мяч слишком крепко. При держании мяча иногда допускаются типичные ошибки: мяч лежит на ладони, все пальцы обхватывают его или же он удерживается большим и указательным пальцами.
Подводящие упражнения (выполнять фронтально): а) ноги на ширине плеч, руки с малым мячом впереди. Одновременно выпускать теннисные мячи из рук с последующей ловлей их захватом сверху (до отскока от земли или пола); б) и.п. то же, но выпускать поочередно теннисные мячи из правой и левой руки, постепенно увеличивая амплитуду движений, все выше поднимая руку с мячом в и.п. и ловя его в положении приседа все ниже над полом; в) бросить мяч одной рукой о пол и поймать его после отскока, захватывать пальцами сверху (перед собой, слева, справа).
2) Создать правильное представление о технике метания мяча с места способом «из-за головы через плечо». Рассказ, показ.
3) Учить броску мяча. Упражнения (выполняются фронтально): а) стать лицом к направлению метания, левая нога впереди, правая сзади на передней части стопы (при метании правой рукой). Правая рука, слегка согнутая в локтевом суставе, находится над головой. Имитация замаха: туловище отклонить назад по возможности больше, руку с мячом отвести назад за голову; б) и.п. то нее. Выполнить замах и имитацию броска. При этом основное внимание обращать на правильное разгибание руки в локтевом суставе. Рука с мячом проходит высоко над плечом, локоть вниз не опускается; в) и.п. то же. Выполнить замах, ударить мячом о пол перед собой. Поймать мяч двумя руками; г) и.п. то же. Выполнить замах и бросок мяча вверх над собой. Поймать мяч двумя руками.
Игра с прыжками в длину с места — «Попрыгунчики-воробушки».
Чертятся два круга (один в другом) диаметром 4—6 (4,5-6,5) м. Выбирается водящий — кошка. Она сидит в центре круга, а остальные играющие — воробушки — становятся за пределами большого круга.
По сигналу воробушки впрыгивают в круг и выпрыгивают из него. Прыгать можно, толкаясь только двумя ногами. Кошка старается поймать воробья, не успевшего выпрыгнуть из круга. Если кошка заметит нарушение при отталкивании или игрока, пробегающего в крут, то этот игрок считается пойманным. Пойманные игроки остаются в круге. Когда кошка поймает трех-четырех воробьев, выбирается новая кошка из непойманных.
Заключительная часть (2-4 мин.). Построение. ОРУ: и. п. — стойка ноги врозь; 1 — поверните голову направо, руки в стороны, затем правую руку поднимите вверх, левую отведите за спину. В конце движения руки в локтевых суставах сгибаются; 2 — поверните голову налево, левую руку над головой, правую за спину. Движение руками делайте энергично, размашисто. 6-12 раз.
Подведение итогов урока.
Учитель. Ребята, сегодня в первый раз вы получите задание на дом. Как вам кажется, почему необходимо выполнять домашние задания? Правильно! Чтобы лучше освоить то или иное движение, стать более сильным, ловким, выносливым.
Задание на дом: повторить упражнения в метании мяча и попрыгать в длину с места, выполнять упражнения заключительной части урока.
Как и на уроке, при выполнении домашнего задания надо соблюдать правила по технике безопасности. Броски мяча вверх или метания вперед надо выполнять на улице, следить, чтобы в этом направлении никого не было. Прыжки в длину с места должны быть мягкими, а на месте приземления можно положить мат (самодельный) или матрац.
Урок № 6
Задачи. Закрепить технику метания мяча (навык держания и метания мяча). Совершенствование техники бега по дистанции (бег на 20—30 м с произвольного старта в игре «Вызов номеров»). Тестирование — прыжок в длину с места.
Подготовительная часть (10 мин.). Построение. Сообщение задач урока. Ходьба со сменой положения рук (на пояс — вниз — за спину — вниз).
Игра с бегом «Ребята удалые». На противоположных сторонах площадки на расстоянии 13—15 м одна от другой обозначены две линии. Все игроки строятся за линией на одной стороне площадки, водящий — в центре. По сигналу учителя дети говорят:
Мы, ребята удалые, Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать!
Как только будет произнесено слово «догнать», все играющие перебегают на ДРУГУЮ сторону, за линию, а водящий старается их осалить. Когда все перебегут за линию и повернутся лицом к водящему, учитель предлагает осаленным поднять руку и, подсчитав детей, дает сигнал для повторения игры. Водящих надо менять. На большой площадке может быть двое водящих. Играть 2-3 мин.
Построение. Раздать теннисные мячи. Размещение врассыпную.
ОРУ с малыми мячами. 1) И. п. — основная стойка, мяч в левой руке. 1 — руки через стороны вверх, мяч в правую руку (смотреть на мяч); 2 — руки через стороны вниз; 3-4 — то же, мяч в ДРУГУЮ РУКУ 2) И. п. — стоя, ноги расставить пошире, руки вверху, мяч держать двумя руками. 1 — наклон вперед, положить мяч на землю между ногами (стараться ноги в коленях не сгибать); 2 — выпрямиться, руки вверх; 3-4 — снова наклониться, взять мяч и вернуться в и. п. 3) И. п. — основная стойка, мяч в правой руке. Удары мячом о землю так, чтобы он подпрыгнул до высоты груди, поймать его двумя руками. 4) И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки в стороны, мяч в левой руке. 1 — наклон влево, переложить мяч за спиной в правую руку; 2 — и. п.; 3-4 — то же вправо. 5) И. п. — стойка руки вперед, мяч в левой руке. 1 — приседая и опуская руки вниз, переложить мяч под бедрами в правую руку; 2 — и. п., мяч в правой руке; 3-4 — то же с передачей мяча из правой руки в левую. 6) И. п. — основная стойка, мяч положить на землю перед собой. 1-4 — четыре прыжка вокруг мяча направо; 5-8 — то же в другую сторону. 7) Ходьба на месте.
Основная часть (28 мин.). Закрепить технику метания мяча с места (навык держания и метания мяча). Построение как при выполнении общеразвивающих упражнений. Упражнения на закрепление навыка держания, подбрасывания, ловли и выбрасывания мяча (урок 5).
Игра с метанием мяча в цель «Снайперы». Ученики встают в одну шеренгу и рассчитываются на первый-второй. Первые номера составляют одну команду, вторые — другую. Если ширина площадки не позволяет всем стоять в одной шеренге, то игроки образуют две шеренги, одна в затылок другой. В этом случае каждая шеренга — команда.
У игроков по малому (теннисному) мячу. Впереди шеренги на расстоянии б м от черты метания и параллельно ей ставят в ряд, с промежутком в 1-2 шага, 10 городков: 5 — одного цвета и 5 — другого, вперемежку.
Каждой команде присваиваются городки определенного цвета. По сигналу учителя команды по очереди (залпом, все играющие одновременно) метают мячи в городки. Каждый сбитый городок своего цвета отодвигается на шаг дальше. Сбитый городок, принадлежащий другой команде, подставляется на один шаг ближе. Выигрывает команда, сумевшая за время игры дальше отодвинуть свои цели (учитывается общее количество шагов, на которое оказались отодвинуты цели).
После того как мячи брошены, одна команда собирает сбитые городки и ставит их на новые места; после этого другая команда собирает брошенные мячи.
Совершенствовать технику бега по дистанции. Игра с бегом «Вызов номеров». Учащиеся делятся на две группы, которые встают в две шеренги на расстоянии 25-30 м друг от друга (лицом друг к другу). Выбирается водящий. Группы учеников рассчитываются по порядку номеров, игроки запоминают свои номера, которые до конца игры остаются неизменными. Водящий становится в середину площадки.
Затем учитель подает команду «Внимание!» и называет один из номеров, например: «Первый!». Игроки, чьи номера были названы, должны поменяться местами. Водящий старается занять освободившееся место, после чего получает номер игрока, место которого занял. Игрок, оставшийся без места, водит. Выигрывают те дети, которые за время игры ни одного раза не были водящими (или побывали водящими меньшее количество раз). Выбегать с произвольного старта. Игроки, чьи номера названы, должны занимать свободные места на противоположной стороне площадки.
Тестирование — прыжок в длину с места.
Ученики выполняют пробные попытки (по всему залу).
Прыжок в длину с места на результат — 3 попытки. Записывается лучший результат из трех попыток. Для более быстрого тестирования всех учеников прыжки выполняют по двое (почти одновременно). Вызываются два ученика, которые встают рядом в 0,5 м друг от друга так, чтобы разметка была между ними.
Построение в одну шеренгу. Медленный бег в колонне по одному — 2 мин. 15 сек. Обратить внимание на технику бега по дистанции.
Заключительная часть (2 мин.). Ходьба с различными положениями рук: за спиной, за головой. Ходьба на носках. Построение. Подведение итогов урока.
Урок № 7
Задачи. Совершенствование техники метания мяча (метание мяча в горизонтальную цель). Тестирование — бег на 30 м с произвольного старта. Способствовать развитию физических качеств.
Подготовительная часть (10 мин.). Построение. Сообщение задач урока.
Бег в медленном темпе, с изменением темпа — до 3 мин. 30 сек. Специальные беговые упражнения — бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестом голени назад, прыжковый бег с ноги на ногу (каждое упражнение выполнять 2 раза по 20 м). ОРУ с малыми мячами (см. урок 6).
Основная часть (28 мин.).
Совершенствовать технику метания мяча. Упражнения (см. урок 5). Игра с метанием мяча в цель «Снайперы» (см. урок 6).
Тестирование — бег на 30 м с произвольного старта. Сначала нужно объяснить, как дается старт. Ученики по очереди подают команды стартера. Тот, кто сделает это лучше, выбирается стартером. Дистанцию в 30 м ученики бегут по трое, предварительно разделившись на тройки.
Способствовать развитию физических качеств. Игра «Ребята удалые» (см. урок 6).
Игра «Строители». Ученики строятся в две шеренги одна против другой. Учитель предлагает показать, как строители передают друг другу различные материалы и инструменты (действию должны соответствовать поза и выражение лица): тяжелое ведро с цементом, легкую кисточку, кирпич, большую тяжелую доску, гвоздик и т.д. После «передачи каждого предмета» учитель называет ученика, у которого степень напряжения мышц тела и выражение лица соответствовали тяжести и объему передаваемых материалов.
Заключительная часть (2 мин.). Построение. ОРУ (см. урок 5). Подведение итогов урока.
Урок № 8
Задачи. Формировать у детей понятие о правильной осанке. Ознакомить с отталкиванием одной ногой при прыжках в длину с разбега. Закрепить построения в одну шеренгу и колонну по одному (игра «Быстро встать в строй»). Способствовать развитию физических качеств. Совершенствовать технику метания мяча в горизонтальную цель.
Подготовительная часть (8-10 мин.). Построение. Сообщение задач урока. Перестроение в три шеренги по точкам.
ОРУ. Обратить внимание на соблюдение правильной осанки. 1) И. п. — основная стойка. 1 — руки вперед; 2 — в стороны (слегка назад); 3 — вперед; 4 — и. п. 2) И. п. — стойка ноги врозь, руки на пояс. 1-4 — наклоны туловища влево и вправо. 3) И. п. — стойка руки в стороны. 1-2 — поднять согнутую в колене левую ногу, хлопнуть под ней в ладоши; 3-4 — и. п.; 5-8 — то же правой ногой. 4) И. п. — стоя ноги врозь, руки за голову. 1 — поворот туловища влево, руки вверх в стороны; 2 — и. п.; 3~4 — то же вправо. 5) И. п. — основная стойка. 1-2 — двойные наклоны вперед, достать ладонями колени; 3-4 — двойные наклоны вперед, достать кончиками пальцев носки ног; 5—6 — двойные наклоны вперед, достать кончики пальцев ног сжатыми кулаками (ноги в коленях не сгибать); 7-8 — и. п. 6) И. п. — стойка, руки вверх. 1-2 — присесть, обхватить колени руками; 3-4 — и. п. 7) И. п. — стойка, руки на пояс. Прыжки на месте. Ходьба на месте.
Основная часть (28 мин.). Закрепить технику построения в одну шеренгу и колонну по одному. Игра «Быстро встать в строй». По команде «Разойдись!» ученики разбегаются по площадке. Когда подается команда свистком, дети останавливаются и слушают, какая команда последует («Класс, в одну шеренгу становись!» или «Класс, в колонну по одному становись!»). После прозвучавшей команды ученики бегут строиться. Учитель во время построения ведет счет, прекращая его, когда последний ученик займет место встрою, и определяет рекорд урока (на следующем уроке нужно установить новый рекорд). Игру провести 3~4 раза.
Учить технике отталкивания одной ногой при прыжках в длину с разбега.
Рассказ, показ.