Для прохождения преддипломной практики практикант обязан принять участие в организационном собрании, организованном выпускающей кафедрой для определения характера индивидуального участия в данном виде практики, пройти инструктаж по технике безопасности и по заполнению отчетов по практике), посетить консультацию научного руководителя по теме ВКР с целью определения индивидуального дополнительного задания на практику.
Освоение преддипломной практики требует от студента не только профессионального самоопределения и мотивации, но и четкого представления о тематике его профессионального и исследовательского интересов, которые должны быть сконцентрированы и выражены в техническом задании по выполнению ВКР, утвержденному на предыдущем этапе заседанием выпускающей кафедры. В связи с этим студенту рекомендуется на предварительном организационном собрании выяснить задачи, которые стоят перед ним на преддипломной практике, а также согласовать с научным руководителем по выполнению ВКР возможные направления и места – базы для прохождения практики, сбора материалов, дополнительное индивидуальное задание, необходимых для работы над текстом выпускной квалификационной работы, примерный план/график выполнения и предоставления на согласование научному руководителю, руководителю практики подготовленных материалов. По итогам участия в данной встрече студент должен принять решение о месте практики и сообщить о нем руководителю практики. Далее студент активно участвует в процессе взаимодействия с кафедрой, как ключевой базой практики и/или с Учреждением / Организацией. Данное взаимодействие предполагает обсуждение возможности и примерного содержания (дополнительного к задачам программы практики) прохождения практики, знакомство с задачами и содержанием практики, оформление договора практики, если он не был ранее заключен. На итоговом организационном собрании (оно может быть организовано в первый день практики согласно графику учебного процесса) студент должен пройти инструктажи по технике безопасности и по подготовке отчета по практике.
Рабочий день практиканта рассчитывается в соответствии с графиком учебного процесса (объем практики в часах и сроки прохождения практики) и согласовывается с руководителем практики.
В ходе практики студент осуществляет самоконтроль – фиксирует в рабочих материалах по подготовке отчета (форма отчета в приложении 1) факт исполнении работ, что в итоге фиксируется подписью руководителя практики в итоговой характеристике практиканта по итогам практики. Также текущий контроль прохождения студентами практик может осуществляться преподавателем - руководителем практики от кафедры (если практика проходит вне кафедры философии) и в том числе консультативно сопровождаться научным руководителем по ВКР (примерный предлагаемый план-график прохождения преддипломной практики в Приложении 2).
Отчет по итогам преддипломной практики должен обязательно отражать подготовку следующих компонентов содержания практики, которые сдаются в соответствии с обсужденным планом работ в рамках практики и прилагаются к отчету:
– наличие дополнительного индивидуального задания в соответствии с утвержденным техническим заданием выпускной квалификационной работы (далее ВКР) – указывается в отчете практики;
– текст аннотации исследования объемом не менее 2000 знаков (включая пробелы), включающий описание концепции будущей ВКР (по согласованию с научным руководителем – в виде эссе или текста с учетом структуры введения ВКР с применением полей 2.0, шрифта Times New Roman, кегля 14, интервала 1,5), фотография студента прилагается отдельным файлом;
– 2-3 (количество определяется по согласованию с научным руководителем) научных и информационных обзоров по результатам осуществляемого исследования, например, по итогам анализа нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся предмета исследования, анализа степени научной (теоретической и практической) разработанности темы исследованности, анализа текущего состояния объекта и предмета исследования, проблемного анализа предмета исследования;
– текст «рабочего» варианта ВКР в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к ВКР,
– текст научной статьи для опубликования, отражающей результаты исследования в рамках производственной (преддипломной) практики объемом не менее 7 страниц печатного текста статьи, аннотации к ней и ключевых слов, в том числе на английском языке, а также при условии применения полей 2.0, шрифта Times New Roman, кегля 14, интервала 1,5 и/или в соответствии с требованиями сборников научных материалов, научных журналов, в которых планируется публикация с указанием места планируемой публикации, приложением рецензии научного руководителя (если требуется Оргкомитетом конференции, редакцией сборника, журнала).
Таким образом, результаты практики используются студентом в образовательном процессе в следующих видах деятельности:
- в выступлении на отчетной конференции по практике,
- в подготовке рабочего текста выпускной квалификационной работы,
- в подготовке и участии в научно-практических конференциях молодых ученых,
- в составлении научных и информационных обзоров,
- в подготовке презентации по результатам исследования, осуществленного в ходе практики.
Практикантом, как указано выше оформляется отчет. Форма отчета по итогам производственной (преддипломной) практики прилагается (см. Приложение 1). Отчет сдаётся на кафедру не позднее трёх дней после окончания практики, а студентами, проходившими практику на выезде, – в течение трёх дней по приезду в Пермь. Руководитель практики от кафедры ставит отметку о сроках сдачи отчета и его соответствии требованиям к оформлению, и рекомендует отчет к защите на итоговой конференции по результатам практики. Студент готовит и представляет на итоговой конференции доклад-презентацию о результатах прохождения производственной (преддипломной) практики. Напомним, что формой итогового контроля достижения необходимых результатов преддипломной практики является публичная защита отчета по итогам производственной преддипломной практики, предполагающая отражение содержания выполненных работ, концепции и промежуточных итогов в рамках подготовки «рабочего» варианта ВКР, использование презентации PowerPoint, а также включающая обязательное предоставление печатной формы отчета по итогам практики с приложением текстов аннотации, научных и информационных обзоров, научной статьи.
Оценка по итогам преддипломной практики определяется как экзаменационная (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо и отлично) – выставляется в экзаменационную ведомость студента на основе анализа отчета практиканта, заключения научного руководителя и публичной защиты отчета о результатах практики. При выставлении оценки учитываются: соответствие прилагаемых материалов и их содержания составу компонентов содержания практики, качество работы практиканта, правильность и аккуратность оформления отчётных документов, своевременность их представления и доклад/презентация о результатах прохождения практики в рамках организованной отчетной конференции, соответствие представляемых результатов (в части сбора материалов и проведения исследований) закрепленной теме выпускной квалификационной работе.
Обязанности студентов на практике:
- подчиняться внутреннему распорядку учреждения, организации-базы практики;
- выполнять все виды работ, которые соответствуют Программе практики и дополнительному индивидуальному заданию практики;
- проявлять ответственность, исполнительность, пунктуальность;
- соблюдать нормы охраны труда и техники безопасности;
- фиксировать факт исполнения и своевременного предоставления компонентов содержания практики;
- подготовить отчет по итогам практики;
- по окончании практики представить отчет на кафедру в установленный срок и представить результаты практики в рамках итоговой научно-практической конференции.
9. Фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Перечень компетенций с указанием части, которая формируется в ходе преддипломной практики
№ комп | Содержание компетенции по СУОС | Компетенция формируется в части |
ОК-3 | способность работать самостоятельно и в коллективе, уметь находить и принимать организационно-управленческие решения, оценивать их эффективность | - Способность находить решения по выявленным проблемам и на основе применяемых подходов и методик, технологий, инструментов. - Способность определять и оценивать возможные достигаемые состояния предмета исследования, исследуемой ситуации в связи с внедрением предлагаемых рекомендаций, решений, проектов, их эффективность. |
ОК4 | критически анализировать и оценивать свой профессиональный и социальный опыт, при необходимости готовность изменить профиль своей профессиональной деятельности, демонстрировать готовность к саморазвитию и самосовершенствованию, повышению профессионального уровня и мастерства. | - Готовность совершенствовать навыки составления обзора степени научной разработанности проблемы исследования, нормативно-правового обеспечения, условий предмета исследования, анализа ситуации. - Готовность совершенствовать навыки работы с научным аппаратом исследования (предмет, объект, цель, задачи исследования, степень разработанности, методы исследования, гипотеза). - Готовность повышать профессиональный уровень работы по подготовке текста научной статьи программного характера, т.е. отражающей суть исследования в целом. |
ОПК-8 | готовность к участию в проведении научных исследований | - Готовность осуществить подбор методов, подходов к исследованию предмета, разработку инструментария исследования. - Готовность участвовать в проведении исследования, вторичного исследования (анализ данных ранее проведенных исследований). |
ОПК-13 | способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности | - Способность раскрыть актуальность темы исследования, в том числе с точки зрения социальной значимости работы с молодежью и молодежной политики. - Способность определять теоретическую и практическую ценность своего исследования для развития работы с молодежью, молодежной политики, молодежи. |
ПК-1 | способность осуществлять сбор и систематизацию научной информации по социальной и молодежной проблематике, иметь навыки в составлении обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по социальной и молодежной тематике | - Способность составить аннотацию исследования. - Способность составить обзор источников, прямо или косвенно описывающих предмет и объект исследования. |
ПК-3 | способность участвовать в подготовке и реализации эмпирических исследований по молодежной проблематике, а также в подготовке экспертных заключений программ и проектов в молодежной среде на основе научного подхода; участие в подготовке и совершенствовании научно-методического обеспечения молодежной политики) | - Способность разработать программу исследования по теме ВКР, в которой отражена молодежная проблематика. |
ПК-6 | готовность к формированию системного представления о реализации молодежной политики в регионе, Российской Федерации и за рубежом, в том числе с точки зрения стратегического подхода к работе с молодежью | - Готовность отразить в содержании заданий практики связь предмета исследования с системным видением молодежной политики на уровне региона, страны). |
ПК-7 | способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи и реализация принятых решений с применением соответствующих технологий | - Способность отразить в предлагаемых решениях, рекомендациях связь с интересами молодежи. - Способность определить ключевых субъектов реализации предлагаемых в исследовании решений. - Способность представить и описать технологии, методики, инструменты, необходимые для внедрения, реализации данных рекомендаций. |
ПК-8 | умение осуществлять сбор, классификацию и анализ социальной информации; владение навыками составления информационных обзоров по исследуемой социальной проблеме; способность применять статистические и социологические методы сбора социальной информации при анализе социально значимых явлений и процессов | - Умение осуществить сбор информации и анализ состояния проблемы исследования. - Владение навыками описания предмета исследования, составления обзоров нормативно-правовых условий, обзоров научной, теоретической и практической разработанности и т.п.). |
ПК-9 | способность участвовать в развитии проектно-аналитической и экспертно- консультационной деятельности в молодежной среде | - Способность сформулировать аналитические выводы, аналитическое заключение по состоянию проблемы исследования. |
ПК-13 | способность решать задачи профессиональной деятельности на основе проектного подхода, готовность содействовать реализации молодежных проектных инициатив и инновационных молодежных проектов в рамках действующих федеральных программ и проектов | - Способность предложить проектную идею или решение исследуемой проблемы. - Способность предложить среди рекомендаций такие, которые могут содействовать выявлению, поддержке, развитию инициатив молодежи. |
1.2. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Этап | Соответствие задачам практики | Компетенция, формируемая в ходе преддипломной практики в части | |
I этап | Аннотация ВКР | 1. Соответствует общей целевой установке преддипломной практики; 2. освоить разработку проектов организационно-методических и нормативно-технических документов для решения задач организации работы с молодёжью по месту прохождения практики, в контексте задач исследовании темы. | ОК-3 в части: Способность находить решенияпо выявленным проблемам и на основе применяемых подходов и методик, технологий, инструментов. ОК4 в части: Готовность совершенствовать навыки работы с научным аппаратом исследования (предмет, объект, цель, задачи исследования, степень разработанности, методы исследования, гипотеза) ОПК-8 в части: Готовностьучаствовать в проведении исследования, вторичного исследования (анализ данных ранее проведенных исследований). ОПК-13 в части: Способность раскрыть актуальность темы исследования, в том числе с точки зрения социальной значимости работы с молодежью и молодежной политики. ПК-1 в части: Способность составить аннотацию исследования. |
Индивидуальное задание на практику и плана-графика прохождения преддипломной практики | ОК-3 в части: Способность определять и оценивать возможные достигаемые состояния предмета исследования, исследуемой ситуации в связи с внедрением предлагаемых рекомендаций, решений, проектов, их эффективность. ОПК-8 в части: Готовность осуществить подбор методов, подходов к исследованию предмета, разработку инструментария исследования. ПК-3 в части: Способность разработать программу исследования по теме ВКР, в которой отражена молодежная проблематика ПК-7 в части: - Способность отразить в предлагаемых решениях, рекомендациях связь с интересами молодежи. - Способность определить ключевых субъектов реализации предлагаемых в исследовании решений. ПК-13 в части: Способность предложить проектную идею или решение исследуемой проблемы. | ||
II этап | Научный и информационные обзоры по теме исследования. | 1. отработать навыки сбора, обработки и анализа материалов по теме исследования 2. повысить уровень владения навыками научного (научно-теоретического и научно-практического) обобщение опыта работы в системе организации работы с молодежью | ОК4 в части: Готовность совершенствовать навыки составления обзора степени научной разработанности проблемы исследования, нормативно-правового обеспечения, условий предмета исследования, анализа ситуации. ОПК-8 в части: Готовность осуществить подбор методов, подходов к исследованию предмета, разработку инструментария исследования, ПК-1 в части: - Способность составить аннотацию исследования. - Способность составить обзор источников, прямо или косвенно описывающих предмет и объект исследования ПК-8 в части: - Умение осуществить сбор информации и анализ состояния проблемы исследования. - Владение навыками описания предмета исследования, составления обзоров нормативно-правовых условий, обзоров научной, теоретической и практической разработанности и т.п. |
III этап | «Рабочий» вариант текста ВКР | 1. отработать навыки сбора, обработки и анализа материалов по теме исследования | ОПК-8 в части: -Готовностьучаствовать в проведении исследования, вторичного исследования (анализ данных ранее проведенных исследований). ОПК-13 в части: -Способность раскрыть актуальность темы исследования, в том числе с точки зрения социальной значимости работы с молодежью и молодежной политики. -Способностьопределять теоретическую и практическую ценность своего исследования для развития работы с молодежью, молодежной политики, молодежи. ПК-3 в части: - Способность разработать программу исследования по теме ВКР, в которой отражена молодежная проблематика. ПК-6 в части: - Готовность отразить в содержании заданий практики связь предмета исследования с системным видением молодежной политики на уровне региона, страны). ПК-7 в части: - Способность отразить в предлагаемых решениях, рекомендациях связь с интересами молодежи. - Способность определить ключевых субъектов реализации предлагаемых в исследовании решений. - Способность представить и описать технологии, методики, инструменты, необходимые для внедрения, реализации данных рекомендаций. ПК-13 в части: - Способность предложить проектную идею или решение исследуемой проблемы. - Способность предложить среди рекомендаций такие, которые могут содействовать выявлению, поддержке, развитию инициатив молодежи. |
IV этап | Научная статья | 1. отработать навыки сбора, обработки и анализа материалов по теме исследования | ОК4 в части: Готовность повышать профессиональный уровень работы по подготовке текста научной статьи программного характера, т.е. отражающей суть исследования в целом. ОПК-13 в части: -Способность раскрыть актуальность темы исследования, в том числе с точки зрения социальной значимости работы с молодежью и молодежной политики. -Способностьопределять теоретическую и практическую ценность своего исследования для развития работы с молодежью, молодежной политики, молодежи. ПК-1 в части: - Способность составить аннотацию статьи. - Способность составить обзор источников, прямо или косвенно описывающих предмет и объект исследования ПК-6 в части: - Готовность отразить в содержании заданий практики связь предмета исследования с системным видением молодежной политики на уровне региона, страны). ПК-7 в части: - Способность отразить в предлагаемых решениях, рекомендациях связь с интересами молодежи. - Способность определить ключевых субъектов реализации предлагаемых в исследовании решений. ПК-9 в части: Способность сформулировать аналитические выводы, аналитическое заключение по состоянию проблемы исследования. ПК-13 в части: Способность предложить среди рекомендаций такие, которые могут содействовать выявлению, поддержке, развитию инициатив молодежи. |
2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
№ | Вид работы | Компетенции, формируемые СУОС | Критерии оценивания |
Текст аннотации исследования | ОК-3 ОК-4 ОПК-8 ОПК-13 ПК-1 | 1. Умение сформулировать научный аппарат исследования. 2. Умение найти решение по выявленным проблемам исследования на основе применяемых подходов, методик, технологий, инструментов. | |
Научные обзоры по результатам осуществляемого исследования | ОК-4 ОПК-8 ПК-1 ПК- 8 | 1. Знание основных источников получения, сбора информации по теме исследования. 2. Умение работать с научной, научно-методической, учебной и справочной литературой, нормативно-правовыми источниками. 3. Владение навыками отражения в представленных обзорах степени разработанности темы (научной, нормативно-правового обеспечения, существующих проектов и программ). | |
Текст рабочего варианта ВКР | ОПК-8 ОПК-13 ПК -3 ПК-13 | 1. Умение раскрыть и аргументировать актуальность, степень и полноту содержания темы работы. 2. Владение навыками работы с методологией и аппаратом исследования, демонстрации соответствия им сделанных автором выводов. 3. Умение работать с научной, научно-методической, учебной и справочной литературой. 4. Умение обеспечить композиционную целостность, логику и продуманность структуры работы, названий глав и параграфов. 5. Демонстрация уровня владения исследовательской культурой: умение осуществлять теоретическое и экспериментальное исследование. 6. Умение продемонстрировать качество и новизну проведенного исследования, предлагаемых автором разработок, их технологичность 7. Владение навыками, обеспечивающими качество опытно-экспериментальной работы. | |
Текст научной статьи | ОК-4 ОПК-13 ПК-6 ПК-7 ПК-9 ПК-13 | 1. Умение раскрыть и аргументировать актуальность работы, степень и полноту содержания темы. 2. Умение обеспечить композиционную целостность, продуманность структуры статьи. 3. Умение работать с методологией и аппаратом исследования. 4. Умение содержательно и логично построить текст статьи 5. Умение демонстрировать новизну проведенного исследования, предлагагаемых автором разработок. 6. Умение правильно оформлять статью в соответствии с требованиями: аннотация, ключевые слова, библиографический список. | |
Дополнительное индивидуальное задание | ОК-3 ПК-7 ПК-13 | 1. Умение найти решение поставленной проблемы (рекомендации, проекты документов, проектная идея) с учетом интересов молодежи и предварительной оценкой его эффективности. 2. Знание основных субъектов, инструментов и технологий реализации предлагаемого решения проблемы. 3. Демонстрация уровня владения исследовательской культурой: умение осуществлять теоретическое и экспериментальное исследование. |
3.Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Итоговым результатом прохождения производственной (преддипломной) практики должны стать подготовленные аннотация темы исследования студента, научный и информационные обзоры по теме исследования, «рабочий» вариант текста выпускной квалификационной работы, научная статья по промежуточным итогам исследования в рамках утвержденной темы. Все подготовленные материалы, результирующие прохождение преддипломной практики, должны быть представлены на оценку научному руководителю, руководителю практики и представлены комиссии на итоговой конференции по итогам данного вида практики. В данном разделе представлено общее описание данных заданий, определяющих этапы освоения преддипломной практики.
Индивидуальное задание.
На самом начальном этапе практикант в режиме консультации с научным руководителем по выполнению выпускной квалификационной работы определяет собственное индивидуальное задание для преддипломной практики, которое отразит уникальную специфики темы, методологии ее исследования, инструментов и решений, определяющих оригинальность подхода и новизну. Это может быть разработка программы теоретического или эмпирического исследования (в т.ч. статистического, социологического), контент-анализ определенной выборки источников, разработку проекта или модели, отражающие инструмент, механизм достижения прогнозируемой ситуации или достигаемое состояние предмета исследования. Индивидуальное задание фиксируется в Отчете о преддипломной практике в п.1.4. (Приложение 1).
Аннотация.
Аннотация исследования представляет собой эссе, в котором практикант описывает концепцию ВКР. Требования к оформлению: поля 2,0, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5)/ (объем не менее 2000 знаков, включая пробелы. Аннотация должна отражать проблематику исследования, научный аппарат, краткий анализ ситуации / проблемы, предлагаемое решение (ожидаемый результат исследования). В тексте аннотации отражается авторский подход практиканта (связь с индивидуальным заданием). Аннотация сдается практикантом на первом этапе прохождения преддипломной практики c приложением файла фото практиканта. Из аннотаций с фото практикантов формируется стендовая экспозиция на выпускающей кафедре и на информационных ресурсах направления для ознакомления профессорско-преподавательского состава, привлечения внимания потенциальных работодателей, позиционирования исследовательского, экспертного и проектного потенциала будущих выпускников.