Тема: Нервная система: высшая нервная деятельность




Самостоятельная работа № 14.

Время выполнения 2 ч.

 

Задания для самостоятельной работы:

 

I Контрольные вопросы

1. Перечислите функциональные свойства нервных процессов, лежащих в основе деления нервной системы на «типы» по И.П. Павлову.

2. Дайте определение понятию - динамический стереотип.

3. Приведите примеры перестройки динамического стереотипа в течение жизни человека.

4. Объясните понятие - тип нервной деятельности.

5. Дайте определение понятиям - генотип и фенотип.

6. Поясните, является ли врожденный тип нервной деятельности неизменным?

7. Дайте краткую характеристику типам высшей нервной деятельности (ВИД) по И.П. Павлову.

8. Приведите классификацию типов ВНД по степени преобладания I и II сигнальных систем.

9. Укажите, какие взаимодействия существуют между I и II сигнальными системами.

10. Проанализируйте тип своей нервной системы по И.П. Павлову и по преобладанию сигнальных систем.

II Заполните в таблице названия основных типов нервной системы по И.П. Павлову:

Тип темперамента Характеристика типов нервной системы Психологические особенности
По Гиппократу По Павлову
Сангвиник «sanguis» (лат.) - кровь Тип с преобладанием в организме крови   Быстро отзывается на окружающие события, стремится к частой смене впечатлений, легко переживает неудачи, подвижный, с выразительной мимикой
Флегматик «phlegma» (греч.) - слизь Тип с преобладанием в организме слизи   Невозмутимый, с устойчивым настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением чувств
Холерик «chole» (греч.) - жёлчь Тип с преобладанием в организме жёлчи   Очень энергичный, быстрый, порывистый, с бурным проявлением эмоций, с резкой сменой настроения, страстно отдается делу
Меланхолик «melaina chole» (греч.) - чёрная жёлчь Тип с преобладанием в организме чёрной жёлчи   Человек впечатлительный, с глубокими переживаниями, легкоранимый, внешне слабо реагирующий на окружающее

 

III Рассмотрите рисунок датского карикатуриста Херлуфа Бидструпа.

Типологические особенности нервной системы человека

На основании изображенных ситуаций, мимики и жестов людей ответьте на предлагаемые вопросы:

1. Охарактеризуйте типы нервной системы, предлагаемых субъектов: №1, №2, №3, №4.

2. Назовите, каким темпераментам соответствуют представленные типы нервной деятельности.

3. Проведите идентификацию себя с одним из предлагаемых субъектов: №1, №2, №3, №4.

4. Ответьте, какие из предлагаемых типов (№1, №2, №3, №4) обладают наиболее адекватной социальной адаптацией.

ЗАДАНИЕ № 9 Объясните физиологические процессы.

  1. Почему человеку достаточно сказать, что это вещество ядовито, и он не станет его пробовать? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Ребенку дали суп, он с аппетитом начинает его есть. Но тут на стол поставили конфеты. Ребенок перестал, есть суп, потянулся за конфетами. Каким физиологическим процессом можно объяснить изменение ребенка к еде супа?_________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Как выражены нервные процессы у сильного уравновешенного подвижного типа? ________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

4. В начале обучения какому - либо навыку человек совершает большое усилие и массу ненужных движений. Только после длительной практики его движения становятся координированными, определенными и совершаются без особых усилий. Объясните данный факт.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

5. Сосредоточенно думающий человек не реагирует на звонок телефона или входной двери. Почему?________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Почему важно сочетать умственную работу с физической и спортом?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эталоны ответов на задания внеаудиторной самостоятельной работы

по теме: «Сравнительная характеристика нервной (психической) деятельности».

I Контрольные вопросы

1. В основу деления нервной системы на типы И.П. Павлов положил три свойства нервных процессов:

сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения.2. Динамический стереотип - это выработанная и зафиксированная в коре головного мозга человека

система из условных и безусловных рефлексов.

3. Примеры перестройки динамического стереотипа в течение жизни человека: поступление ребенка в

детский сад, школу, институт, переход на самостоятельную работу, смена места жительства и т.д.

4. Тип нервной деятельности - это совокупность свойств нервных процессов, обусловленных наследст­

венными особенностями данного организма и приобретенных в процессе индивидуальной жизни.

5. Генотип - это наследуемые свойства нервной системы; Фенотип - наследуемые и приобретенные в

процессе индивидуальной жизни свойства нервной системы.

6. Тип нервной деятельности претерпевает существенные изменения под воздействием внешних факто­

ров.

7. Характеристика типов высшей нервной деятельности (ВНД) по И.П. Павлову:

^ слабый тормозной тип характеризуется слабыми нервными процессами, они неуравно­

вешенны, преобладает процесс торможения;

^ сильный неуравновешенный тип характеризуется сильными, неуравновешенными и под­

вижными нервными процессами;

^ сильный уравновешенный подвижный тип имеет сильные, уравновешенные и подвижные

нервные процессы;

^ сильный уравновешенный инертный тип характеризуется сильными, уравновешенными, но

мало подвижными нервными процессами.

8. Учитывая особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем, И.П. Павлов дополни­

тельно выделил три истинных человеческих типа: художественный, мыслительный и средний типы.

9. Между I и II сигнальными системами существуют тесные функциональные взаимосвязи. В физиологи­

ческих условиях II сигнальная система несколько притормаживает активность I сигнальной сис­

темы.

10. Проанализируйте тип своей нервной системы по И.П. Павлову и по преобладанию сигнальных систем.

Вариативный ответ

II Заполните в таблице названия основных типов нервной системы по И.П. Павлову:

Тип темперамента Характеристика типов нервной системы Психологические особенности
По Гиппократу По Павлову
Сангвиник «sanguis» (лат.) - кровь Тип с преобладанием в организме крови Сильный, уравновешенный, подвижный тип Быстро отзывается на окружающие события, стремится к частой смене впечатлений, легко переживает неудачи, подвижный, с выразительной мимикой
Флегматик «phlegma» (греч.) - слизь Тип с преобладанием в организме слизи Сильный, уравновешенный, медленный тип Невозмутимый, с устойчивым настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением чувств
Холерик «chole» (греч.) - жёлчь Тип с преобладанием в организме жёлчи Сильный, неуравновешенный тип Очень энергичный, быстрый, порывистый, с бурным проявлением эмоций, с резкой сменой настроения, страстно отдается делу
Меланхолик «melaina chole» (греч.) - чёрная жёлчь Тип с преобладанием в организме чёрной жёлчи Слабый тип Человек впечатлительный, с глубокими переживаниями, легкоранимый, внешне слабо реагирующий на окружающее

 

III Рассмотрите рисунок датского карикатуриста Херлуфа Бидструпа.

1. Характеристика типов нервной системы, предлагаемых субъектов:

№1 - сильный неуравновешенный тип;

№2 - сильный уравновешенный инертный тип;

№3 - слабый тормозной тип;

№4 - сильный уравновешенный подвижный тип.

2. Темпераменты соответствующие представленным типам нервной деятельности:

№1 - холерик;

№2 - флегматик;

№3 - меланхолик;

№4 - сангвиник.Проведите идентификацию себя с одним из предлагаемых субъектов: №1, №2, №3, №4.

Вариативный ответ

Наиболее адекватной социальной адаптацией обладают: №2 и №4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: