План-конспект мастер-класса
«Основные техники мыловарения»
педагога дополнительного образования Фомина В.Б.
Тема: «Основные техники мыловарения».
Цель: Изготовление домашнего мыла по основным рецептам.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с основными видами мыльной основы.
2. Научить изготавливать пользоваться дополнительными ингредиентами для изготовления домашнего мыла.
3. Научить пользоваться различными формами для изготовления мыла
Место проведения: МБОУ ДОД «дом детского творчества №1»
Участники: педагоги дополнительного образования объединений декоративно - прикладного творчества подростковых клубов города.
Материалы и инструменты: мыльная основа белая и прозрачная, базовые масла, ароматы и отдушки, дополнительные наполнители, различные формы.
Наглядные пособия: работы педагога по мыловарению.
План мастер-класса
Название этапа | Вид деятельности | Продолжительность |
1. Организационный этап | 1.1. Приветствие. Презентация педагогом своей деятельности. | 1 минута |
1.2. Введение в тему. Материалы и инструменты. Показ слайдов. | 5 минут | |
1.3. Техника безопасности. | 1 минута | |
2. Основной этап | 2.1. Основные техники изготовления мыла. | 5 минут |
2.2. Поэтапное выполнение работы. | 23 минут | |
3. Заключительный этап | 3.1. Выставка работ педагогов в технике мыловарения. | 2 минуты |
3.2. Обсуждение мастер-класса участниками. | 2 минуты | |
3.3. Подведение итогов. | 2 минуты | |
Общая продолжительность: | 40 минут |
Конспект мастер-класса
- Организационный этап.
1.1. Приветствие. Презентация педагогом своей деятельности.
Педагог. Здравствуйте, уважаемые педагоги, сегодня я познакомлю вас с новой техникой, которая в последнее время получила широкую популярность среди любителей рукодельничать.
|
1.2. Введение в тему. Материалы и инструменты.
(Показ слайдов)
Педагог. Мыловарение – это увлекательное и полезное занятие! Вы убедитесь в том, что делать мыло своими руками очень приятно, просто и интересно!Мыловарение в домашних условиях даёт возможность сделать мыломаксимально индивидуальным и особенным, проявить безграничную фантазию и получить интересные и самые разнообразные результаты. Вы сами будете контролировать все этапы его изготовления, что даст уверенность в качестве и безопасности готового продукта.
В ходе мастер-класса Вы узнаете:
-как приготовить красочное мыло в домашних условиях;
-что такое мыльная основа и как с ней работать;
-какие ингредиенты сделают Ваше мыло полезным и оригинальным;
-какие бывают формы для мыла.
После нашего практического мастер-класса Вы унесете домой не только отличное настроение и новые знания, но и кусочки мыла собственного изготовления!
Прекрасное душистое мыло можно сварить прямо у себя на кухне. С ингредиентами можно экспериментировать, составлять собственные рецепты, используя как стандартные составляющие, например, растительные масла (жирные масла-основы), например: оливковое, кокосовое или пальмовое, персиковое, абрикосовое, масло виноградной косточки и т.д.
Инструменты:
Для изготовления мыла можно использовать посуду для микроволновой печи для плавления мыльной основы. Также нам необходимы ложечки ля размешивания мыльной массы, формы для заливки мыла
1.3. Правила безопасности на мастер- классе.
|
- При работе с красителями необходимо одевать перчатки.
- При попадании мыльной основы и дополнительных ингредиентов в глаза необходимо сразу промыть глаза водой.
- При разогревании основа имеет высокую температуру, поэтому необходимо соблюдать осторожность во избежание ожога при попадании горячего мыла на кожу.
- Основной этап.
2.1.Основные техники изготовления мыла
Важно знать основные принципы домашнего мыловарения. Самодельное мыло можно разделить на три группы:
Домашнее мыло, сваренное на основе детского мыла.
Это самый простой и недорогой вариант мыловарения. Начинать свою деятельность мыловара лучше с этого вида.
Домашнее мыло, изготовленное из специальной мыльной основы.
Мыльную основу, а также другие инструменты и материалы можно купить в специализированных магазинах или заказать по интернету на соответствующих сайтах. Мыльная основа бывает двух видов: белая и прозрачная. Мыло из такой основы получается очень эффектным. Можно, например, сочетать слои из прозрачной и непрозрачной основы, комбинировать цвета и формы по вашему желанию. Отлично смотрятся крупные наполнители (лепестки, жемчужины и др.) в прозрачной основе, вариантов очень много.
Мыло приготовленное «с нуля».
Это самый сложный способ приготовления домашнего мыла. В состав входят: Коктейль из жирных масел-основ, щелочь, жидкость (это может быть простая вода или молоко, пиво, отвары трав), эфирные масла, натуральные красители, наполнители. Сохнуть такое мыло может несколько недель. Мы не будет рассматривать способ, предполагающий производство с нуля. Да и это не очень полезно, так как при варке мыла используется каустическая сода, от которой идут вредные испарения.
|
2.2. Поэтапное выполнение работы.
Педагог:
На мастер – классе вы освоите изготовление мыла из специальной мыльной основы.
Мыльную основу, а также другие инструменты и материалы можно купить в специализированных магазинах или заказать по интернету на соответствующих сайтах. Мыльная основа бывает двух видов: белая и прозрачная. Мыло из такой основы получается очень эффектным. Можно, например, сочетать слои из прозрачной и непрозрачной основы, комбинировать цвета и формы по вашему желанию. Отлично смотрятся крупные наполнители (лепестки, жемчужины и др.) в прозрачной основе, вариантов очень много.
Основные ингредиенты:
- мыльная основа;
- базовое масло;
Наполнители и красители, дополнительные ингредиенты:
- Красители – можно использовать пищевые красители или специальные красители для изготовления мыла или свечей.
- перламутры;
- наполнители: сухоцветы, люфа, глина белая, голубая, розовая, черная, какао, овес, кокосовая стружка, маковые семена, кофе, различные целебные травы, кофе, дольки цитрусовых и т.п.
- ароматизаторы или отдушки;
- спирт.
Способ приготовления:
1. Мыльную основу (представляющую собой кусок нейтрального мыла, без запаха) растопить в микроволновой печи разогревая основу в несколько приемов по 1-2 минуты в режиме разморозки или на водяной бане.
2. Добавить базовое масло, выбранные красители и наполнители, добавить эфирные масла, ароматизаторы или отдушки, перламутры.
3. Подождать, пока на поверхности основы не появится пленка, снять эту пленку
4. Разлить мыльную массу по формам, сбрызнуть поверхность мыла спиртом из распылителя.
И дать остыть. Для ускорения процесса застывания, можно поставить формы в морозильник минут на 10. Также ускорить остывание мыла можно поместив формочки с заготовками в более крупную посуду с холодной водой.
5. Вынуть мыло из форм.
Время приготовления такого мыла от 20 минут до часа.
- Заключительный этап.
- Выставка работ педагогов в технике мыловарения.
- Обсуждение мастер-класса участниками.
- Подведение итогов.
2. Оборудование: Кусочки туалетного мыла. Мыло хозяйственное, банное, жидкое. Деревянные палочки, емкости для мыльных пузырей, трубочки коктейльные. Доски для лепки, стеки, мыльная основа, красители натуральные, ароматизаторы натуральные, формы для мыла, добавки (молотый кофе, лепестки роз, овсяные хлопья), палочки для размешивания.
3.
4. Содержание практики:
5. Данная практика рассчитана на 6 занятий.
6. 1 занятие: Беседа о мыле и его назначении. История происхождения мыла (загадывание загадок, потешек, стихов).
7. 2занятие: Опыты с мылом. Разные виды мыла. Какое мыло на ощупь, цвет, запах. Как определить мыло в магазине по упаковке.
8. 3 занятие: Опыты с мылом. Мыло твердое и жидкое. Что можно делать с мылом. Мыльные пузыри.
9. 4 занятие: Мыло, которое изготавливается на заводах и мыло ручной работы. Из чего состоит мыло?
10. 5 занятие: Процесс изготовления мыла (нарезание мыльной основы стеками).
11. 6 занятие: Процесс изготовления мыла (разогревание мыльной основы на водяной бане, добавление красителей, ароматизаторов, и разливание по формам).
12.
13. Вывод: К концу практики дети узнали, для чего используют мыло, свойства мыла, каких видов и форм оно может быть. Научились делать простые опыты с мылом. А также научились варить мыло (ручной работы) в домашних условиях.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54. Конспект КОП «Да здравствует мыло душистое!»
55. Занятие№1
56. Воспитатель: Ребята сегодня почтальон принес нам посылку! А в ней было письмо. Давайте прочтем его. Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, дети! Меня зовут почтальон Печкин! Посылаю вам посылку, но не простую! Прежде чем ее открыть, вы должны отгадать загадку! Если вы справитесь с этим заданием, в чем я ни сколько не сомневаюсь, то узнаете, что лежит в коробке!
57. (Загадывает загадку): «Это наш хороший друг
58. Терпеть не может грязных рук
59. На грязь оно сердится,
60. В руках оно вертится!»
61. Воспитатель: Что это?
62. Дети: мыло!
63. Воспитатель: Правильно! Молодцы!
64. Воспитатель: дети, а вы знаете, что такое мыло и для чего оно нужно?(воспитатель конкретизирует ответы детей о назначении мыла в целях гигиены).
65. Ответы детей: мылом мы моем руки, лицо и т. д.
66. Воспитатель: Правильно! А давайте мы покажем для чего нам нужно мыло!
67. «Пальчиковая гимнастика»
68. Для чего нам нужно мыло? (руки вперед ладонями вверх)
69. И прозрачная водица?
70. Чтобы Таня руки мыла, (имитация «мытья рук»)
71. Чтоб могла она умыться! (имитация «мытья лица»)
72. Мылим, мылим руки, чтобы(имитация «намыливания рук»)
73. Испугались все микробы, (грозят пальчиком)
74. Чтобы Таня не болела, (покачали головой)
75. Чтобы чистой стала кожа. (любуются чистыми руками)
76. Пахнет мыло пеной белой,(нюхают мыло)
77. Так на облако похоже, («рисуют» в воздухе облако)
78. И смывается водой.
79. Потому что очень важно (грозят пальчиком)
80. Пусть запомнит это каждый.
81. Руки мыть перед едой!
82. Воспитатель: Молодцы ребята! А вы знаете, откуда пришло мыло?
83. Историю его возникновения?
84. История возникновения:
85. Мылом человечество пользовалось с незапамятных времен; история мыловарения насчитывает около 6 тысяч лет. Во времена Гомера мыло еще не было известным. Древние греки очищали тело песком, а Древние египтяне умывались с помощью пасты из пчелиного воска, растворенной в воде. Длительное время для мытья употребляли древесную золу. Честь изобретения мыла принадлежит сразу нескольким древним народам. По свидетельству историка, галлы делали из сала и золы букового дерева какую-то чудодейственную мазь, которую использовали для очищения и окрашивания волос, а также для лечения кожных болезней. Цветное средство- красную краску получали из глины Они смазывали свои волосы растительным маслом, в которое добавляли краску. Если в эту смесь добавляли воды, образовывалась густая пена, которая чисто отмывала волосы. Древние римляне добавляли в эту смесь золу морских растений, и выходило настоящее качественное мыло. Мыло в ту пору было полужидким и ценилось наряду с дорогими лекарствами и зельями. В России мыловарение появилось в 15 столетии. В настоящее время производство мыла налажено повсюду.
86. Занятие №2
87. Воспитатель: Давайте посмотрим, что же в посылке!(Дети рассматривают мыло).Воспитатель: Давайте, определим, какое мыло бывает по цвету?
88. Ответы детей: Белое, зеленое, синее и т.д.
89. Воспитатель: А какое оно на ощупь?
90. Ответы детей: Гладкое, шершавое, круглое, квадратное и т. д.
91. Воспитатель: А еще мыло имеет запах! Давайте определим! (Воспитатель предлагает также назвать земляничное, апельсиновое, яблочное; просит несколько детей повторить словосочетания – ароматное мыло, душистое мыло и т. д.)
92. Воспитатель: я знаю секрет, как еще узнать какое это мыло. Представьте мы пришли в магазин там очень много мыла, но продавец не разрешит открыть упаковку и понюхать мыло, чтобы узнать, какое оно (воспитатель обращает внимание детей на изображение на упаковке).
93. Воспитатель: надеюсь, этот секрет вам пригодится, когда вы будите покупать мыло.
94. Занятие№3
95. Воспитатель: когда мы с вами определяли аромат мыла, какое оно было на ощупь.
96. Ответы детей: оно было твердое.
97. Воспитатель: есть еще жидкое мыло. Вот оно, какое посмотрите. Я нажимаю на дозатор и от туда вытекает тонкой струйкой мыло (воспитатель уточняет свойства жидкого мыла).
98. Воспитатель: какое это мыло?
99. Ответы детей: мыло жидкое.
100. Воспитатель: жидкое мыло также имеет разный аромат. Но помыла я руки и лицо, а вещи остались грязными мне их тоже туалетным мылом стирать.
101. (Дети отрицают, рассказывают о том, чтобы вещи были чистыми их надо постирать хозяйственным мылом).
102. Воспитатель: А вы знаете, что можно сделать из мыла?
103. Дети: Мыльные пузыри!
104. Воспитатель: Прежде чем мы начнем, я хочу вам рассказать, как же образуются мыльные пузыри. Мыльный раствор образует пленку, которую мы наполняем воздухом, она очень тоненькая, поэтому пузыри не так долго летают в воздухе и быстро лопаются. Они очень похожи на воздушные шары, у них тоже внутри воздух, который позволяет им летать. А как получить мыльный раствор?
105. Эксперимент.
106. (Воспитатель подводит детей к столу, где находится мини лаборатория).
107. Воспитатель: Давайте подойдем к вашим местам.
108. проходите в мини лабораторию.
109. Для начала мы попробуем растворить твердое и жидкое мыло в воде. Какое лучше и быстрее раствориться?
110. Посмотрите, на столе стоит 2 емкости с водой. В первую емкость опускаем кусочки мыла, а во вторую выливаем жидкое мыло. Берем деревянные палочки и размешиваем. Дети, посмотрите, в какой емкости мыло быстрее растворилось и почему. Ответы детей: мыло быстрее растворилось во второй емкости, потому что там было жидкое мыло.
111. Воспитатель: сейчас мы перельем этот раствор в одну емкость, вот и получились мыльные пузыри (воспитатель показывает образование мыльных пузырей из получившегося мыльного раствора, все дети надувают пузыри)
112. В тепленькой водичке разведу я мыла, Капельку шампуня, чтобы лучше было.
113. А теперь из трубочки, смотри! Как переливаются эти пузыри.
114. На, попробуй, выдуй тоже! И скажи, на что похоже?
115. В этих мыльных переливах, все нарядно и красиво.
116. Только в руку брать нельзя, лопнет, попадет в глаза.
117. Пусть себе летают, небо украшают!
118. Воспитатель: Ну вот мы научились делать из мыла пузыри, а давайте мы расскажем о них стихотворение (дети рассказывают стихотворения про пузыри).
119. Занятие №4
120. Что такое мыло?
121. Основным компонентом твёрдого мыла является смесь растворимых солей высших жирных кислот. Обычно это натриевые, реже — калиевые и аммониевые соли таких кислот, как стеариновая, пальмитиновая, миристиновая, лауриновая и олеиновая.
122. Дополнительно в составе мыла могут быть и другие вещества, обладающие моющим действием, а также ароматизаторы, красители и порошки.
123. В качестве сырья для получения основного компонента мыла могут использоваться животные и растительные жиры, жирозаменители (синтетические жирные кислоты, канифоль, нафтеновые кислоты, талловое масло).
124. Получение мыла основано на реакции омыления — гидролиза сложных эфиров жирных кислот (то есть жиров) с щелочами, в результате которого образуются соли щелочных металлов и спирты.
125. В специальных ёмкостях (варочных котлах) нагретые жиры омыляют едкой щёлочью (обычно гидроксидом натрия). В результате реакции в варочных котлах образуется однородная вязкая жидкость, густеющая при охлаждении — мыльный клей, состоящий из мыла и глицерина. Содержание жирных кислот в мыле, полученном непосредственно из мыльного клея обычно 40−60 %. Такой продукт имеет название «клеевого мыла ». Способ получения клеевого мыла принято называть «прямым методом».
126. «Косвенный метод» получения мыла заключается в дальнейшей обработке мыльного клея, который подвергают отсолке — обработке электролитами(растворами едкой щёлочи или хлористого натрия), в результате происходит расслоение жидкости: верхний слой, или мыльное ядро, содержит не менее 60 % жирных кислот; нижний слой — подмыльный щёлок, раствор электролита с большим содержанием глицерина (также содержит загрязняющие компоненты, содержавшиеся в исходном сырье). Полученное в результате косвенного метода мыло носит название «ядрового ».
127. Высший сорт мыла — пилированное, получают при перетирании высушенного ядрового мыла на валиках пилирной машины. При этом в конечном продукте содержание жирных кислот повышается до 72−74 %, улучшается структура мыла, его устойчивость к усыханию, прогорканию и действию высоких температур при хранении.
128. При использовании в качестве щёлочи каустической соды получают твёрдое натриевое мыло. Мягкое или даже жидкое калиевое мыло образуется, когда применяется гидроксид калия.
129. При охлаждении клеевого мыла получается хозяйственное мыло. Твёрдое мыло содержит 40−72 % основного вещества, 0,1−0,2 % свободной щёлочи, 1−2 % свободных карбонатов Na или К, 0,5−1,5 % нерастворимого в воде остатка.
130. Мыло ручной работы
131. Мыло, возможно, производить вручную несколькими способами. При этом в него могут добавляться эфирные масла, тёртые орехи, молотый кофе, кокосовое масло и т. п., отдушки и ароматизаторы.
132. Один из способов — перетирание и расплавление уже готового мыла (например, детского). Кусок мыла измельчают на тёрке или ножом, разбавляют водой или иной желаемой жидкостью (например, отвары трав), затем вся масса растапливается на водяной бане. Когда масса становится однородной, её снимают с огня и добавляют эфирные масла и другие ингредиенты по желанию. Трудность этого способа состоит в том, что готовое мыло, используемое мыловаром, довольно тугоплавко и процесс его переваривания долгий. Этот способ используется новичками в мыловарении, поскольку не требует значительных финансовых затрат.
133. Мыло ручной работы может быть также сделано из специальной мыльной основы, продающейся в специализированных магазинах. Основа также может быть растоплена на водяной бане или в микроволновой печи. В отличие от мыла, полученного промышленным путём, мыло ручной работы хуже мылится, поскольку входящие в состав мыльной основы ингредиенты более щадящие и мягкие. По той же причине оно быстрее истрачивается, чем аналогичного веса промышленное мыло.
134. Жидкое мыло
135. По консистенции является вязкой жидкостью. По химическому составу большинство сортов жидкого мыла заметно отличаются от твёрдого мыла и ближе к шампуням, в частности, включают синтетические ПАВ, а также смягчающие кожу средства и отдушки. Жидкое мыло используется в качестве моющего средства, для мытья рук, как гель для ухода за телом и антибактериальное средство.
136. Занятие №5
137. Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами будем готовить мыло ручной работы.
138. Мыло ручной работы может быть сделано из специальной мыльной основы, продающейся в специализированных магазинах.
139. Эксперимент.
140. Воспитатель: Потрогайте ее, понюхайте. Она мылится? (Да) Чем она пахнет? (Ничем) Какого она цвета? (Бесцветная, белая)
141. Воспитатель: Чтобы из мыльной основы получилось мыло, мы должны добавить туда красителей и ароматизаторов. Красители: жидкие натуральные краски. При этом туда могут добавляться эфирные масла, тёртые орехи, молотый кофе, кокосовое масло и т. п., отдушки и т.д.
142. Воспитатель: А теперь рассмотрите, что еще кроме основы стоит у вас на столах. (дети рассматривают в пробирках красители, атакже отдушки, ароматические масла, ароматизаторы, формы для заливания мыла).
143. Воспитатель: Так как мыльная основа твердая, мы не можем ее смешать с красками и маслами. Сначала ее нужно разрезать на мелкие кусочки и растопить. Этим мы с вами и займемся сегодня.
144. Занятие №6
145. Эксперимент
146. Воспитатель: На прошлом занятии мы подготовили для работы по изготовлению мыла мыльную основу. Рассмотрели добавки которые нужны для того, чтобы мыло приобрело цвет и запах. Сегодня мы приступаем к процессу изготовления мыла.
147. Основу нужно растопить на водяной бане или в микроволновой печи в стаканчиках, и пока она не застыла добавить туда 3-4 капли масла, в качестве скраба положить молотый кофе, овсяные хлопья, мандариновые корочки и т.д. Добавить несколько капель красителя и быстро перемешивая, залить в форму для мыла, предварительно смазать ее спиртовым раствором. Оставить до полного застывания. Вынуть мыло из формы, завернуть в упаковку. Мыло готово. Можно подарить его на праздник близким и друзьям.
148.
149.
150.
151.
152.
153.
154.
155.
156.
157.
158.