Специальность: Кардиология
Дисциплина: Общественное здравоохранение
Курс: 1
Группа: 102
Тема: Понятие о здоровом образе жизни и медицинской активности
Форма выполнения: Реферат
Выполнила: Менсейтова У.
Актобе 2018год
План
1. Актуальность
2. Введение
3. Понятие о здоровом образе жизни
4. Структура здорового образа жизни
5. Заключение
6. Список литературы
Актуальность
Рост уровня заболеваемости и смертности регистрируется по большинству социально значимых болезней, что обусловлено последствиями социально-экономической нестабильности в стране. Здоровье населения напрямую зависит от уровня цивилизация, социально-экономического развития страны, правовой культуры и ответственности граждан за личное здоровье. Общественное здоровье, являясь реальным результатом социально-экономического развития, выступает в то же время и естественным условием его дальнейшего развития.
Как известно, здоровье населения обусловлено в 50% и более — условиями и образом жизни, в 18—22% — состоянием окружающей среды, в 20% — генетическими факторами и лишь в 8—10% — состоянием здравоохранения.
Введение
Термин «здоровый образ жизни» применяется все чаше, но остается спорным. Самое простое определение здорового образа жизни можно свести к формуле: «Это все, что в поведении и деятельности людей благотворно влияет на их здоровье». Однако сюда нужно включить все позитивные для здоровья стороны, т.е. аспекты, виды активности – трудовой, социальной, интеллектуальной, образовательной, физической и пр. и, конечно, медицинской, действующих на благо индивидуального и общественного здоровья. Поскольку понятие «деятельность» очень широко и каждый вид деятельности может воздействовать на здоровье, здоровый образ жизни включает в себя все элементы такой деятельности, направленной на охрану, улучшение, воспроизводство здоровья.
|
Здоровый образ жизни – это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей. Такое определение может показаться аналогичным понятию «здравоохранение», которое чаще всего квалифицируется как система общественных и государственных мер по охране и укреплению здоровья населения (профилактике, лечению, реабилитации). Действительно, основания для такого заключения есть, так как здравоохранение – это деятельность государственных, общественных учреждений, органов и организаций по обеспечению условий для охраны и укрепления здоровья населения (в том числе материально-технической базы, кадров, научных исследований), а также сама деятельность учреждений, служб здравоохранения по охране и улучшению здоровья населения. Здравоохранение является важным, но не единственным фактором здорового образа жизни.
Нередко происходит смешение понятий «образ жизни» и «условия жизни». Между тем, «условия жизни» — по существу все опосредующие и обуславливающие образ жизни факторы, определяющие его или сопутствующие ему. К их числу следует относить материальные, социальные, политические, духовно-нравственные, культурные и другие условия, определяющие образ жизни, а также природные условия, которые, не являясь определяющими, оказывают влияние, подчас очень существенное, на образ жизни. Условия жизни — это материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни: образ жизни — деятельность, активность людей, которые определенным образом реагируют на условия жизни, используют их.
|
С образом жизни связывают и такие понятия, как «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни». Эти термины получили самое широкое распространение, некоторые из них могут применяться при условии их правильного, научно обоснованного толкования. Образ жизни включает, обобщает 4 категории: экономическую — «уровень жизни», социологическую — «качество жизни», социально-психологическую — «стиль жизни» и социально-экономическую — «уклад жизни».
Под укладом жизни обычно понимают порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которых проходит жизнедеятельность людей. Термин «стиль жизни», как правило, относят к индивидуальным особенностям поведения как одного из проявлений жизнедеятельности, активности. Сюда же причисляют и индивидуальные особенности образа мыслей, стиля мышления.
Поскольку деятельность людей, их активность проявляется в самых различных и многочисленных сферах, чрезвычайно сложно выделить наиболее существенные показатели, критерии образа жизни. Но вместе с тем, это чрезвычайно важно, потому что без научно обоснованной системы показателей образа жизни мы не можем изучать влияние образа жизни на здоровье различных групп населения. В самом широком понимании выделяют две основные сферы деятельности; производственная и внепроизводственная, каждая из которых включает целый ряд показателей.
|
В структуру образа жизни входят:
1. Трудовая деятельность, условия труда, профессиональная и социальная активность работающих.
2. Хозяйственно-бытовая деятельность, вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и др.
3. Рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой.
4. Социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками).
5. Планирование семьи и взаимоотношения членов семьи.
6. Медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни).
Что же формирует здоровый образ жизни, который является, с одной стороны, аспектом образа жизни, а с другой, — здоровья?
В отличие от социологического определения образа жизни в медико-гигиеническом толковании здорового образа жизни более выражено конкретное содержание; деятельность в основном разворачивается на микросоциальном уровне (индивид, группа), сильнее отражена повседневная жизнь человека.
Здоровый образ жизни — это такие способы активной биосоциальной деятельности людей, которые в максимальной и непосредственной степени укрепляют здоровье населения при наличия благоприятных материальных и общественных условий.
Международный терминологический словарь «Санитарное просвещение» дает такое понятие: «здоровый образ жизни» — гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.
По мнению академика Ю.П.Лисицына, в здоровом образе жизни обнаруживается относительное единство и согласованность трех уровней жизнедеятельности человека: социального, психологического и биологического. Это понятие нельзя свести к отдельным формам медико-социальной активности, но, в то же время, они отражают те или иные стороны здорового образа жизни.
Заключение
Здоровый образ жизни формирует образ жизни – все его стороны и проявления, позитивно влияющие на здоровье. Значит, нет такого вида, способа активности, деятельности, которые бы в своих положительных проявлениях не формировали здоровый образ жизни. Значит, в деятельности по охране и улучшению здоровья населения, в гигиеническом воспитании нужно учитывать многообразие воздействий, условий и факторов, определяющих характер и уровень здоровья человека, группы людей и населения.
В формировании здорового образа жизни проблемой остается слабая мотивация его необходимости у населения. По ряду исследований оказывается, что гораздо большее внимание респонденты уделяют отдельным его факторам, таким как питание, а не всему комплексу мер по его реализации, начиная с гигиенической гимнастики, соблюдению режима дня и др. Пока очень неубедительно звучат призывы вести здоровый образ жизни без доказательства его решающего влияния на улучшение показателей здоровья на конкретных примерах. Именно в этом деле первостепенная роль должна принадлежать практическим врачам и в первую очередь – самой массовой медицинской организации – ПМСП.
Список литературы
1. Антипенко Е.Н., Когут Н.Н. Качество жизни и самооценка здоровья // Медицинские вести. - 2002.
2. Апанасенко Г.Л, Л.А.Попова. Медицинская валеология. – М.: Изд-во «Феникс», 2000.
3. Апанасенко Г.Л. Проблемы управления здоровьем человека. Спец. выпуск, М.: Наука, 2001.
4. Аканов А.А. Политика охраны здоровья населения в Казахстане: Опыт разработки, реализации национальных программ здравоохранения и перспективы на 2010-2015 годы. Астана, 2006. 243 с.
5. Шарманов Т.Ш. Алматинский рубеж мирового здравоохранения (от Алматы к новому тысячелетию человеческого развития). Алматы-Вашингтон-Женева, 2008. 184 с.
6. Книга о здоровье. Под редакцией Лисицина Ю.П. Москва «Медицина», 2002 г.
7. Лисицин Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник Москва 2002 г.
8. Латкин В.В., Рудеева Т.В., Скибицкий А.В. Основные принципы здорового образа жизни студентов. Учебно-методическое пособие. Краснодар, 2004 г.