Увеличилось ли число катаклизмов?




Имеющиеся сведения свидетельствуют о том, что в большинстве мест количество катастроф уменьшилось, хотя есть места где происходит обратный процесс.

Промышленные аварии

Кривая повышается

В ЕС кривая крупных промышленных катастроф начала повышаться с 1984 г., когда был принят Акт Seveso. За период с 1984 до 1999 было зарегистрировано свыше 300 аварий, о которых страны-члены докладывали в систему MARS (система докладывания о крупнейших авариях). Т.к. уровень поступления сообщений в систему MARS находится в прямой зависимости от количества аварий, это доказывает, что уроки истории ничему не учат. Отсюда следует, что следует приложить еще много усилий для понижения риска от стационарных предприятий. С другой стороны, несмотря на интенсификацию производства, количество аварий в расчете на одно предприятие падает.

Уроки истории вскоре забываются. Один из наиболее авторитетных людей в области безопасности, Тревор Клетц пишет о том, что организации начинают страдать от нехватки памяти когда дело доходит до вопросов безопасности. Промышленные аварии отнюдь не что-то новое — зачастую их корни являлись причиной других, более мелких аварий, случившихся без особого ущерба для производства и рабочих. Зачастую расследования таких аварий касаются сиюминутных причин, например, ошибки оператора при неправильном использовании веществ, и более глубокие причины, такие как инженерная недоработка или огрехи в управлении остаются без внимания. Информация, собранная системой MARS, свидетельствует о том, что большинство аварий произошло по целому ряду причин, таких одновременная ошибка оператора, отказ оборудования и неконтролируемые химические реакции.

Недавние детализированные анализы крупных аварий позволяют говорить, что отказ оборудования и ошибка оператора являются самыми распространенными непосредственными причинами, но в большинстве случаев, косвенные причины кроются в плохом управлении безопасностью производства. Недостаток финансирования таких систем является результатом давления со стороны держателей акций, беспокоющихся о сиюминутной финансовой наживе, хотя это может обернуться большими потерями в длительном периоде.

Возраст производства также является одним из главнейших факторов, определяющих степень риска возникновения аварии. По словам консультантов из M&M Protection, наиболее часто причиной случайных выбросов в нефтехимической промышленности становится «механическая неисправность», что в большой степени происходит благодаря износу оборудованию.

перевозка опасных веществ 15%
Многие заводы работают “на износ” в попытке вернуть как можно больше инвестиций.

Аварии происходят везде

Большинство людей относится к нефтехимической промышленности как к основному источнику аварий, и на самом деле большинство заводов, подпадающих под директиву Seveso, относятся именно к этой отрасли. Но есть и другие отрасли, в которых происходят не менее серьезные аварии, нередко со смертельным исходом, хотя в этих случаях существует меньшая опасность для окружающей среды. Во Франции есть 4 отрасли, где происходит больше аварий, чем в нефтяной промышленности.

Аварии с нефтью и нефтепродуктами традиционно привлекают интерес СМИ. Например, взрыв трубопровода Alpha в Северном море повлек смерть 167 человек. Самое последнее происшествие в ЕС связанное с разливом нефти, это когда вблиз г.Милфорд в Великобритании в море попало около 72 000 тонн сырой нефти и было загрязнено около 200 км прибрежной полосы. Удар по ОС при разливах нефти может сильно варьироваться. Он зависит скорее от сорта нефти, чем от количества, а также от погодных условий и от того произошло ли это в прибрежных водах, которые более «чувствительны» к такого рода происшествиям. Например, один из наиболее грандиозных разливов нефти, случившийся в 1978 г. близ британских берегов в результате крушения танкера «Amoco Cadiz» нанес ущерб, видимый только по прошествию нескольких лет, но к сегодняшнему времени территория полностью восстановлена. На сегодня нет данных о непоправимом ущербе для морских обитателей от крупных разливов нефтепродуктов. Но следует заметить, что и нет продолжительных наблюдений и мониторинга за биологическими эффектами таких аварий на морских обитателей. Для изучения потенциального ущерба от нефтяных разливов нужен более расширенный мониторинг (по материалам ITOPF, 1998).

Последствия аварий, произошедших в ЕС (по данным MARS с 1984 г.)
Последствия   Количество аварий1
отсутствуют или незначительны    
смертельные случаи - на объекте2  
  - вне объекта  
травмы3 - на объекте  
  - вне объекта  
экологический урон    
общенациональный урон    
материальный урон4 - объекта  
  - другое  
1 Каждая авария может иметь несколько типов последствий, поэтому общее количество превышает фактическое за данный период.
­2 Смертельные исходы или травмы на объекте включает таковые: работников, контрактников и спасателей.
3 Травмы включают в себя как незначительные, так и требующие госпитализации больше чем на сутки.
4 Материальный урон приводится только для случаев с достоверными данными.

Нарушение биоценоза

Данные по последствиям аварий в ЕС приведены в таблице. Около 16% аварий сопровождались многочисленными смертельными случаями и из них треть касалась прилегающих районов. Около 2/3 случаев сопровождались экологическим ущербом, включая загрязнения воды (водоемы, реки) и в половине этих случаев загрязнение происходило из-за утечки нефтепродуктов. Но в этих случаях очень трудно оценивать долговременные последствия и отсюда следует нехватка подобных данных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: